ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система РФ должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы РФ. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. Так, рассмотрим изменения в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ), которые вступают в силу с 1 января 2015 г.

Хотелось бы начать с Федерального закона от 02.12.2013 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 НК РФ и ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Установлен единый срок уплаты физическими лицами налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога – 1 октября года, следующего за налоговым периодом.

Это было сделано, во-первых, для удобства администрирования этих налогов, с учётом единого налогового уведомления и для того, чтобы местные бюджеты раньше могли получить денежные средства.

Однако, несмотря на то, что Закон №334-ФЗ был принят в 2013 г., он вступил в силу со 2 декабря 2013 г., в связи с чем, с учётом ст. 5 НК РФ, может применяться только с 1 января 2015 г., т.е. начиная с уплаты налога за 2014 г.

Федеральным законом от 02.04.2014 г. №52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»: введена обязанность физических лиц представлять сведения об имуществе, в отношении которого они не получали налоговые уведомления и не уплачивали налоги.

Сведения могут быть представлены в налоговые органы по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма сообщения в настоящее время разрабатывается.

С введением данной нормы с 01 января 2015 г. необходимо проведение информационной работы с налогоплательщиками с целью доведения до их сведения о новой обязанности, с учётом тех особенностей, предусмотренных НК РФ, когда обязанность в предоставлении сведений у них отсутствует.

С 1 января 2017 г., вступят в силу изменения в ст.129.1 НК РФ, которыми предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение.

Иными словами, если налогоплательщик, у которого существовала обязанность, предусмотренная п.2.1. ст.23 НК РФ в предоставлении сообщения и документов по объектам имущества с 01.01.2015 г., но такое сообщение им не представлено, то налоговый орган при выявлении такого объекта после 01.01.2017 г. должен будет произвести расчёт налога в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и соответственно применить налоговые санкции, предусмотренные ст.129.1 НК РФ.

Основные изменения налогового законодательства в части имущественных налогов внесены Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 ч.1 и ч.2 НК РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», которым поставлена точка в формировании в полном объёме НК РФ: введение с 1 января 2015 г. гл. 32 НК РФ – Налог на имущество физических лиц, и признание утратившим силу Закона РСФСР от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Необходимость реформирования налога на имущество физических лиц основывалась в первую очередь на том, что инвентаризационная стоимость – стоимость затрат на строительство с учётом износа, без учёта местоположения объекта, она в разы отличается от объектов сопоставимых по рыночной стоимости. Кроме того, не были вовлечены в налогооблагаемый оборот отдельные объекты, введённые в эксплуатацию начиная с 2008 г. (регистрируемые по упрощённой схеме); все объекты, введённые в эксплуатацию начиная с 2013 г.; а также объекты приобретённые физическими лицами у организаций.

Принципиальные отличия:

1. Меняется налоговая база: инвентаризационная стоимость на кадастровую стоимость.

2. Кодексом снижена налоговая ставка. Если Законом №2003-1 максимальная ставка была установлена в размере 2%, то гл.32 НК РФ – от 0 до 0,3%. Это сделано для снижения налоговой нагрузки на граждан в связи с изменением налоговой базы.

3. Сохраняются действующие льготы и гарантии, Законом №2003-1 было предусмотрено 15 льготных категорий граждан, в гл.32 НК РФ добавляются 2 дополнительные категории, в том числе к льготным категориям отнесены:

- физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность,

- в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек,- на период такого их использования;- физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

НК РФ предусматривает, только 5 видов объектов налогообложения, в отношении которых физические лица могут воспользоваться правом на получение льготы и только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) помещение или сооружение;

4) хозяйственное строение или сооружение;

5) гараж или машино-место.

Предоставление налоговых льгот в отношении объектов с кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб., а также объектов, используемых в предпринимательской деятельности, НК РФ не предусмотрено.

Льготы также как и ранее носят заявительный характер.

При этом, льготы распространяются на один объект каждого типа (квартира дом, гараж и т.д.).

Кроме льгот для отдельных категорий граждан, НК РФ впервые установлен размер налогового вычета в зависимости от объекта в виде уменьшения налоговой базы, в том числе:

- в отношении квартиры на - 20 квадратных метров общей площади этой квартиры;

- в отношении комнаты на - 10 квадратных метров площади этой комнаты;

- в отношении жилого - 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома;

- в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) - один миллион рублей.

Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

Гл.32 НК РФ предоставлено право субъектам РФ устанавливать единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст.5 НК РФ. До 1 января 2020 г. все субъекты РФ должны перейти на порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, НК РФ установлены 3 налоговые ставки:

- в размере, не превышающем 0,1% в отношении жилых объектов, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом). При этом, нормативно-правовыми актами МО налоговые ставки, в отношении данной категории объектов могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза, т.е. до размера не превышающего - 0,3%.

- в размере, не превышающем 2 % в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн.руб.;

- в размере, не превышающем 2% в отношении объектов торгово-офисного назначения, включенных в перечень субъекта РФ на очередной налоговый период;

- в размере, не превышающем 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.

Для исчисления налога НН РФ установлена формула:

разница между суммой налога, которую что мы платим сегодня с суммой налога, который мы будем платить через 5 лет, умноженная на коэффициент 0,2 % в 1-й налоговый период;

0,4 %- применительно ко второму налоговому периоду;

0,6% - применительно к третьему налоговому периоду;

0,8% - применительно к четвертому налоговому периоду.

Кроме того, Законом №284 – ФЗ внесены также изменения в гл.31 НК РФ «Земельный налог», а именно уточнена процедура учёта изменений кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество организаций (при технической ошибке – с налогового периода совершения ошибки, при оспаривании в комиссию или суд – с налогового периода подачи заявления в комиссию и суд);

- исключены из объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Необходимо отметить еще одно изменение, стимулирующие инвестиционную деятельность физических лиц. Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ гл.23 НК РФ была дополнена ст. 219.1 «Инвестиционные налоговые вычеты». Положениями данной статьи установлено три различных вида налоговых вычетов:

  • в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;

  • в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;

  • в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Все эти вычеты имеют четкую направленность на стимулирование инвестиционной деятельности физических лиц, осуществляющих долгосрочные финансовые вложения.

Положения ст. 219.1 НК РФ вступают в силу с 1 января 2015 г., однако воспользоваться правом на получение инвестиционных налоговых вычетов с этого периода можно будет только в части вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг.

Вычет второго вида может быть получен по налоговой декларации, представленной начиная с 2016 г. (т. е. за 2015 г.), а вычет третьего вида будет предоставляться не ранее 2019 г.

Одной из постоянных тем мировых СМИ в течение многих месяцев остается тема экономических санкций Запада против России. А как такие санкции отразятся на налоговой системе РФ, рассмотрим подробнее.

По оценкам аналитиков, в нынешних условиях по результатам 2014 г. из-за санкций Россия потеряет около 23 млрд. евро или 1,5% ВВП, а в 2015 г. почти 75%, что еще сильнее скажется на экономике и составит почти 5% ВВП. Важно отметить, что в таких условиях значительно замедлиться приток иностранных инвестиций в Россию, 75% которых припадают на страны члены Европейского Союза.

Быстрее всего на положительные и отрицательные изменения в экономике страны реагирует финансовый сектор. Так, с начала 2014 г. национальная валюта в России подешевела на 17,5%. Обменный курс наличного рубля к доллару США вырос с 32 руб. 65 коп. до 38 руб. 41 коп., что касается евро, курс поднялся с 45 руб. и 5 копеек до 49 руб. и 53 коп.

Знаковым стало так же решение Министерства финансов о моратории на поступления в НПФ РФ пенсионных взносов россиян и его продлении на 2015 г. Таким образом, за счет пенсионных накоплений населения России, правительство планирует поддержать национальные банки и нефтегазодобывающие компании, которые попали под санкции. Различные источники так же утверждают, что часть этих денег может пойти на Крым, ведь регион с населением почти в 2 млн. человек - требует значительных бюджетных затрат. В правительстве заявляют, что размер резервного фонда из пенсионных накоплений может составить от 100 до 350 млрд. руб. в зависимости от ситуации.

В завершении статьи хочется отметить о том, что в целом санкции запада не грозят крахом российской экономике и в частности налоговой системе и не способны сильно повлиять на дальнейшее развитие страны в ближайшее время. Но все же, во многом их действие имеет негативное влияние на будущие перспективы и в нынешних условиях следует либо договариваться со странами, которые ввели и присоединились к санкциям, либо пересматривать экономическую модель всей страны.

Литература

1. Налоговая аналитика [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. – Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

2. Информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php

3. Электронный журнал «Российский налоговый курьер» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rnk.ru

4. Электронный журнал «Финансовый директор» [Электронный ресурс]: Что ждет налоговую систему РФ в ближайшей перспективе. - Режим доступа: http://fd.ru

5. Электронный журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]: Официальное издание ФНС России. - Режим доступа: http://nalogkodeks.ru

Просмотров работы: 10199