НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сравнение налогообложения банков в РФ с мировой практикой показывает много общего. Несмотря на это, анализ налогообложения кредитных организаций в РФ, позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения правовых и экономических основ банковской деятельности за рубежом, а также налогового права.

Доминирующая в настоящее время в мировой практике модель построения налоговых систем не предполагает специального режима обложения финансовых институтов. В то же время легко можно выделить особые случаи, когда существенного уточнения требует определение налоговой базы финансовых институтов. Прежде всего, это касается подоходных налогов, уплачиваемых финансовыми институтами и налогов на потребление.

В налогообложении за рубежом большое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. Одним из видов налогового стимулирования является законодательное разрешение оказания таких видов услуг, которые позволяют инвесторам сокращать свои личные подоходные налоги. Применение подобных правил о подоходном налогообложении в отношении финансовых институтов обычно не унифицировано. Финансовые институты могут предлагать некоторые виды финансовых продуктов, доход по которым полностью освобожден от налогообложения, тогда как в других случаях уплата налога на инвестиционный доход только откладывается. Они также имеют возможность предлагать депозиты или облигации, процентный доход по которым освобожден от налогообложения. Финансовые институты вправе предлагать пенсионные сберегательные счета, уплата налога на доход по которым откладывается до его закрытия после ухода на пенсию (аналогично по полисам страхования жизни). В США, например, налогооблагаемая база при взимании с банков налога на доходы корпораций определяется по схожей методике. Основная ставка на доходы корпораций составляет 34%, но вносится ступенчато. Банк уплачивает 15% за первые 15 тыс. долларов налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. долларов и 34% - на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 до 335 тыс. долларов установлен дополнительный сбор в размере 5%. Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот [1].

При расчете налогооблагаемой прибыли банков из нее исключаются проценты, получаемые по правительственным облигациям, хотя и не в полной сумме, а по определенной норме. Доходы от государственных облигаций, выпущенных правительством США до 04.08.1998 г., исключаются банками в размере 20%, а после указанной даты – 10%.

Важная особенность налогообложения американских банков - альтернативный минимальный налог, введенный в 1986 г. Он взимается в размере 20% (вместо трех действующих ставок налога на прибыль корпораций – 15%, 25% и 34%) к сумме, состоящей из двух компонентов обычного облагаемого дохода, увеличенного на сумму налоговых льгот и половины суммы превышения дохода над облагаемым доходом с учетом налоговых льгот. При этом, если сумма альтернативного налога выше суммы обычного налога, то взимается большая сумма.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что степень налогообложения в Европе выше, чем в США. Так, удельный вес обязательных отчислений по отношению к валовому внутреннему продукту (далее - ВВП) в США составляет около 30%, в Канаде - 31-34%, во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции их доля превышает 40%, а в Германии составляет 37-38%.

Банковские налоги в Германии включают: корпоративный и личный налоги на доходы от финансовых активов (в том числе налоги на процентные доходы и доходы от прироста рыночной стоимости капитала), промысловый налог на доходы и капитал, налог на собственный капитал, налог на наследство и дарение [3].

Налог на доходы. Выручка от оборота корректируется в зависимости от изменения остатков товарно-материальных ценностей на начало и конец года с учетом запасов готовой продукции и незавершенного производства. В выручку включаются и выставленные счета, которые не оплачены потребителем. Из скорректированной суммы выручки исключаются все материальные затраты. В случае продажи имущества по ценам, превышающим его покупную стоимость, оборот соответственно увеличивается. Другими статьями затрат, вычитаемых из выручки, являются расходы на содержание персонала (заработная плата с включением налога на нее, отчисления на социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонд по безработице и другие расходы), амортизационные отчисления, расходы на приобретение лицензий, а также прочие затраты (транспортные издержки, услуги, предоставляемые другими фирмами и т.п.).

В результате рассчитывается сумма брутто-прибыли, подлежащей налогообложению. В первую очередь уплачиваются промысловый и земельный налоги, которые уменьшают прибыль для обложения другими налогами. Далее прибыль делится на распределяемую и не распределяемую. Если прибыль не распределяется, то она облагается корпоративным налогом в размере 45%, а при распределении - 30%. Одновременно уплачивается налог на имущество.

Во Франции предпочтительны косвенные налоги, особенно НДС, который составляет основную долю государственного бюджета (27%). Ставка НДС во Франции 18,6%. Из прямых налогов основной - подоходный налог с фирм и населения. Акционерные общества уплачивают налог на прибыль.

Ставка корпоративного подоходного налога составляет 33,3%. Доходы от прироста рыночной стоимости долгосрочного капитала, то есть капитала, который находится на балансовой стоимости более 2-х лет, облагаются налогом по ставке 18%.

Из налогооблагаемого дохода не могут быть вычтены следующие виды затрат:

1) расходы, не связанные с предпринимательской деятельностью, в том числе представительские расходы;

2) резервы;

3) вознаграждения руководителям компании, превышающие определенные лимиты;

4) амортизируемый «гудвилл»;

5) процентные платежи акционерам сверх определенного лимита.

К налоговым обязательствам, оказывающим влияние на деятельность банков, относится профессиональный налог, взимаемый на местном уровне, который состоит из 2-х элементов: 18% фонда заработной платы рабочим и служащим; 8% рентной стоимости зданий и 16% оборудования, используемого в деятельности банка, независимо от того принадлежат ли они банку или используются на правах аренды [2].

Анализ и оценка зарубежного опыта налогообложения деятельности коммерческих банков позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в российской практике как на микро -, так и макроуровнях.

В современных российских условиях целесообразно было бы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.

В связи с тем, что подоходные налоги, которые уплачивают коммерческие банки, затрагивают уровень достаточности капитала и снижают чистый доход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам. В условиях, когда необходимо целенаправленное вложение средств в реальный сектор экономики, такими доходами могут выступать доходы банка от обслуживания приоритетных отраслей реального сектора. Это тем более актуально, когда финансовое руководство банка стремится максимально снизить налоги, подлежащие выплате за текущую деятельность. Для этого, как правило, ведется работа со всеми отделами, управлениями и департаментами по обнаружению и использованию легальных возможностей неуплаты налогов.

Проблематика налогообложения российских и иностранных банков, а также банков с иностранным участием важна в контексте проблем развития интеграционных процессов в банковском бизнесе, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, присутствие иностранных банков прямо и опосредованно способствует экономическому развитию России посредством содействия ускорению делового оборота, увеличению его размеров в абсолютном выражении и, следовательно, увеличению налоговых отчислений от деятельности различных хозяйствующих субъектов. Во-вторых, присутствие иностранных банков способствует развитию конкуренции на российском рынке банковских услуг и целый ряд преимуществ в конкурентной борьбе принадлежит именно банкам с иностранным участием. В условиях, когда российские банки значительно отстают от иностранных по количественным и качественным показателям, им необходимо оказывать адекватную государственную поддержку, в том числе и посредством дифференцированного подхода к налогообложению. Это важно как с точки зрения повышения доходности федерального бюджета, так и с точки зрения повышения доходности местных бюджетов (местные бюджеты еще не сформировались должным образом, что следует рассматривать как явление, негативно влияющее на экономическое развитие регионов в целом). Этот тезис подтверждается анализом развития валютного рынка, динамики доходности операций его основных участников. Так, следует принимать во внимание, что в формировании активов и пассивов банков с участием иностранных инвестиций в капитале акцент сделан на работе со средствами в иностранной валюте.

Таким образом, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт налогообложения кредитных организаций с целью не только развития этого сектора экономики в нашей стране, но и для увеличения налоговый поступлений в бюджет от банков.

Литература

1. Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static1.ozone.ru/multimedia/book_file/1010316893.pdf 2. Отчет сдан. ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Otchetsdan.ru/ news/kakie-nalogi-platyat-vo-francii 3. Налоги в Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.clever-invest.ru/nalogooblozhenie/nalogi-v-germanii.php
Просмотров работы: 3685