ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, а также повышения эффективности совместной работы, при производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговыми органами могут привлекаться для участия сотрудники органов внутренних дел, включенные в состав проверяющих на основании и в порядке, которые предусмотрены п.1 ст.36 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), и в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2/347 от 30.06.2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [4], в следующих случаях:

  1. При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению.

  2. При выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), в том числе:

  • если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

  • при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм – «однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.

  1. При обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика [5].

В соответствии с частью третьей ст.11 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в рамках п.3 ст.82 НК РФ результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

При использовании налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности при реализации ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении налоговым органам необходимо учитывать, что если данные результаты не отвечают требованиям, предъявляемым арбитражным процессуальным законодательством и гражданским процессуальным законодательством к доказательствам, необходимо их закрепление в надлежащей форме путем проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, так как в этом случае данные результаты являются лишь сведениями об источниках соответствующих фактов, а не доказательствами (определения Конституционного Суда РФ от 04.02.1999 г. № 18-О, от 25.11.2010 г. № 1487-О-О, от 25.01.2012 г. № 167-О-О и др.) [5].

Помимо участия сотрудников органов внутренних дел в налоговых проверках, передачи результатов оперативно-розыскной деятельности, необходимой для реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, подписано Соглашение МВД России и ФНС России от 13.10.2010 г., в котором определены общие принципы и направления взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел. В соответствии со ст.3 данного соглашения взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

  1. Выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения.

  2. Выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, законодательства о применении ККТ, а также правонарушений в области производства и оборота табачной продукции.

  3. Предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость.

  4. Выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней [3].

Вместе с тем ст.4 Соглашения определено, что порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами и (или) протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Так в 2012 г. утвержден Протокол № 1 (от 13.08.2012 г.) к Соглашению, определяющий порядок направления налоговыми органами органам внутренних дел материалов при установлении признаков преступлений, предусмотренных статьями 195 - 197 УК РФ.

В настоящее время проходят согласование с МВД России проекты еще 2 Протоколов, определяющих порядок направления материалов при выявлении признаков преступлений, предусмотренных ст.173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», ст.173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», а также ст.159 УК РФ «Мошенничество» [3].

При этом необходимо заметить, что нововведением во взаимодействии налогового органа и следственного органа является то, что в рамках Федерального закона №308 от 22.10.2014 г. внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), где определено, что теперь с заявлением (сообщением) о налоговом преступлении в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в следственные органы могут обратиться не только налоговые органы, как было предусмотрено ранее, но и органы дознания, в связи с этим введена следующая процедура взаимодействия следственных органов и налоговых органов:

  1. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных ст.198 – 199.1 УК РФ, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

  2. Затем по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

  • направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

  • информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

  • информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

  1. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных ст.198 – 199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления [1].

В заключение необходимо отметить, что взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов на сегодняшний день совершенствуется, принимаются новые законы, заключаются соглашения, улучшается порядок взаимодействия по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений. В итоге принимаемые меры должны решить задачу повышения эффективности налогового контроля.

Литература

  1. Федеральный закон от 22.10.2014 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] : справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  2. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [Электронный ресурс] : справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  3. Письмо ФНС России от 23.05.2013 г. № АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля» [Электронный ресурс] : справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  4. Письмо ФНС России от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» [Электронный ресурс] : справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  5. Письмо ФНС России от 25.07.2013 г. № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс] : справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Просмотров работы: 4543