ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 г. Основной целью бюджетной политики на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. является обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом. В их числе отмечается высокая зависимость местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы РФ. Муниципальным властям приходится решать различные задачи в интересах населения и удовлетворять основные потребности жителей имеющиеся в распоряжении органов местного самоуправления финансовые ресурсы не соответствуют исполняемым ими полномочиям и Согласно Отчетам по мониторингу местных бюджетов с 2010 по 2013 гг., представленным на сайте Минфина, местные бюджеты в целом по РФ были исполнены с дефицитом. Общие принципы формирования доходов бюджетов всех уровней определяются Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).

Часть доходов местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, одним из источников которых являются доходы от местных налогов и сборов, поступающих в местные бюджеты по нормативу 100%.

С целью анализа формирования и исполнения местных бюджетов, а также межбюджетного регулирования, осуществляемого органами государственной власти субъекта РФ, Департаментом межбюджетных отношений Минфина России проводится мониторинг местных бюджетов.

По данным Отчета по мониторингу местных бюджетов за 2012 г. доля земельного налога в собственных доходах местных бюджетов составила 2,0%, а доля налога на имущество физических лиц – 0,1%. Таким образом, доходы местных бюджетов от местных налогов в 2012 г. занимали чуть больше 2% в собственных доходах.

За местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Это вызывает необходимость в регулировании бюджетов путем межбюджетных трансфертов и отчислений от федеральных и региональных налогов. Основополагающей частью доходов местных бюджетов продолжают оставаться межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы РФ, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

В общем объеме доходов местных бюджетов в 2012 г. доля межбюджетных трансфертов составляла 60,7%.

Система выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, а также муниципальных районов (городских округов) с одной стороны, сократить неравенство бюджетной обеспеченности муниципальных образований и обеспечить финансирование вопросов местного значения, а с другой – подавляет инициативу местных органов власти к росту налоговых доходов.

Система имущественного налогообложения в действующей налоговой системе РФ – наиболее слабо проработанная область налоговых отношений. Главными причинами низкого фискального значения местных налогов можно считать:

  • низкий уровень налоговой культуры налогоплательщиков, с чем связан неполный учет объектов недвижимости,

  • взимание налога на имущество физических лиц и земельного налога, исходя из инвентаризационной и кадастровой стоимостей, не отражающих реальную стоимость объектов недвижимости.

Институт местных налогов, имеет длительную историю развития, непосредственно связанную с развитием государства.

О генезисе налогов и системе налогов в России правомерно говорить со времен, когда в 1521 г. завершается процесс образования русского государства во главе с Москвой. Постепенное развитие местных органов управления приводит к возникновению и развитию дополнительной системы платежей.

Особое развитие система местного налогообложения получила в период 1930-1990 гг., который можно охарактеризовать следующими событиями:

  1. приняты Положения о местных финансах (1926 г.);

  2. четко определены источники местных доходов и направления местных расходов;

  3. создана система налоговых инспекций.

Систему местного налогообложения составляли налоги, которые государство не могло эффективно контролировать из единого центра. Эти налоги полностью поступали в местные бюджеты, и полномочия по их введению или не введению предоставлялись местным Советам соответствующих территорий.

Принципы и модель действующей в настоящее время системы налогообложения в РФ были введены в 1991-1992 гг., когда в конце 1991 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в РФ», вступивший в силу с 1 января 1992 г.

1 января 1999 г. была введена в действие первая часть Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), в которой нашли свое отражение принципы налогового федерализма, то есть распределение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органам местного самоуправления было предоставлено право самостоятельно устанавливать и прекращать действие местных налогов (сборов), изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.

В настоящее время на территории РФ ст. 15 НК РФ установлены два местных налога, к которым относятся земельный налог (гл. 31 НК РФ) и налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003 – 1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Реализация, заложенного при построении налоговой системы РФ принципа налогового федерализма, позволяет выделить объемы полномочий представительных органов муниципальных образований при установлении местных налогов, которые заключаются в определении налоговых ставок, порядка и сроков уплаты, установлении налоговых льгот, оснований и порядок их применения.

В каждом государстве местные органы власти наделены различными объемами полномочий. Пределы самостоятельности местного самоуправления определяются государством.

В большинстве современных зарубежных стран местное самоуправление представляет систему децентрализованной организации местного управления, что предоставляет органам местной власти большую степень самостоятельности и более широкие возможности к увеличению доходной части местных бюджетов. Система местного управления в РФ представляет собой централизованную систему, правовое регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления осуществляется преимущественно федеральными законами, что существенно снижает самостоятельность муниципальных органов.

Вместе с тем проблема обеспечения подлинной самостоятельности местных бюджетов не может быть решена без существенного повышения доли в доходах этих бюджетов собственных источников налоговых доходов.

Перспективным источником формирования доходов местных бюджетов считается налог на недвижимость. В большинстве зарубежных стран с федеративной системой государственного устройства поступления от налога на недвижимость составляют основную статью доходов бюджетов местных органов власти. Высокий процент поступлений по данному налогу не означает непомерной налоговой нагрузки на налогоплательщиков, поскольку в большинстве зарубежных стран данный показатель колеблется в среднем от 3 до 5% совокупного личного дохода налогоплательщика.

Системам налогообложения недвижимости, которые в той или иной степени отражены в законодательстве зарубежных государств, характерны следующие черты.

Центральной категорией в структуре налогоплательщиков выступают физические лица, обладающие правом собственности на облагаемые объекты имущества. Налог на недвижимое имущество является по преимуществу местным налогом и поступает в местные бюджеты.

В международной практике присутствует раздельная и единая системы налогообложения недвижимости, которая напрямую зависит от выбора методики оценки налоговой базы по недвижимому имуществу. Если наземные объекты недвижимого имущества (помещения, квартиры, жилые дома, гаражи, иные строения и сооружения) с точки зрения развитости организационно-информационных основ налогообложения должны оцениваться по отдельной методике, отличной от методики оценки земельных участков для целей налогообложения, тогда целесообразно сохранить раздельное налогообложение наземных объектов и земельных участков.

В последние несколько лет в Основных направлениях налоговой политики РФ предусматривалось введение налога на недвижимость. Каждый раз сроки введения сдвигались на неопределенное время. Неоднократные переносы даты введения налога на недвижимость свидетельствуют о том, что при попытке введения данного налога возник ряд трудностей.

В связи с тем, что налоговой базой по налогу на недвижимость должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости, главной проблемой при введении налога на недвижимость в России стало отсутствие государственного кадастра недвижимости.

Несмотря на создание системы государственного кадастра недвижимости, в России не сформировалась информационная база, в которой содержится информация одновременно о земле и зданиях, которые на ней находятся, то есть информация о едином объекте недвижимости отсутствует, и единый объект недвижимости, земля вместе с сооружениями, пока не может быть объектом оценки.

Одной из причин длительного затягивания процесса введения налога на недвижимость являются, в том числе, возможные социальные последствия введения налога. Расширение перечня налогов либо повышение уровня налогообложения в рамках действующих налогов неизбежно приведет к усилению негативных настроений обществе.

При введении налога на недвижимость требуется детальная проработка элементов и создание необходимых условий для механизма его реализации. В частности, необходимо:

  • сформировать единую систему государственного кадастра недвижимости, содержащую достоверные и актуальные данные об объектах недвижимости,

  • создать механизм защиты права частной собственности, стимулирующий налогоплательщика регистрировать право собственности,

  • провести анализ налоговой нагрузки на налогоплательщиков и создать эффективную систему льгот для реализации принципа справедливости налогообложения,

  • предусмотреть поэтапность перехода на взимание налога на недвижимость.

На сайте Минфина России в отношении законопроекта № 51763-4 появился проект поправок Правительства РФ, в котором описаны элементы налога на недвижимость.

Налогоплательщиками будут являться физические лица, обладающие правом собственности на недвижимое имущество, а также и физические лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Общее имущество многоквартирного дома не признается объектом налогообложения.

Из налоговой базы по жилым помещениям, в том числе жилым зданиям (строениям), расположенных на земельных участках в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях будет вычитаться кадастровая стоимость 20 кв. метров его общей площади.

Налоговые ставки будут устанавливаться муниципалитетами в пределах, которые будут указанны в НК РФ. Эти пределы будут зависеть от суммарной кадастровой стоимости объектов налогообложения (одного налогоплательщика). Если она менее 300 млн. рублей, предусмотрена ставка не выше 0,1% по жилым помещениям, 0,3% по земельным участкам под дачами, долям на участки под многоквартирными домами, под индивидуальное жилищное строительство.

При любой суммарной кадастровой стоимости будет устанавливаться ставка не выше 0,5% по нежилым помещениям, объектам незавершенного строительства, а также по жилым в случае, если суммарная кадастровая стоимость будет превышать 300 млн., и 1,5% по земельным участкам в не указанных выше случаях. Если кадастровая стоимость здания, строения, сооружения, жилого и нежилого помещения, объекта незавершенного капитального строительства будет превышать 300 млн. рублей по каждому из объектов, то муниципалитеты будут устанавливать ставки в пределах от 0,5% до 1%.

Проектом поправок также установлены нюансы исчисления налога при возникновении или прекращении прав в течение налогового периода. Уплачивать налог предполагается до 1 октября и не более чем за три предшествующих налоговых периода. Основанием для уплаты будет являться уведомление, направляемое налоговыми органами.

На данный момент считается, что налог на недвижимость может стать обязательным для всех регионов только с 2018 г.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст] : федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000г. №117-ФЗ (в ред. От 30.07.2010 №242 – ФЗ) // Собрание законодательства РФ.-2000.-32.- Ст.3340; Рос.газета.- 2010.-3 авг.- С.14

2. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]: Учебник / В. Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 464 с.

3. Налоги и налогообложение в России [Текст]: учебник / В.А. Парыгина, К.Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеев. – М.: Эксмо, 2012. – 640 с. (Высшее Экономическое образование).

4. Шувалова Е.Б. Налоговое бремя и принципы налогообложения [Текст] / Е.Б. Шувалова Экономические науки . - 2011.- №10.

Просмотров работы: 3616