СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Совершенствование налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков - одно из приоритетных направлений в деятельности Федеральной налоговой службы.

Пять лет назад, с выходом целевой федеральной программы «Развитие налоговых органов», в стране была начата работа по сосредоточению учета крупнейших налогоплательщиков и мониторинга их деятельности в специализированных инспекциях на региональном уровне [1].

ФНС России скорректировала критерии отнесения компаний к крупнейшим налогоплательщикам. Изменения в приказ МНС России от 16.04.04 г. № САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.07 г. № ММВ-3-06/308@ внес приказ ФНС России от 19.09.14 г. № ММВ-7-2/483@.

Наряду с показателями финансово-экономической деятельности за отчетный год и признаками взаимозависимости появился дополнительный критерий — наличие лицензии. Теперь налоговое администрирование на федеральном уровне проводится не только в отношении кредитных и страховых компаний, но и профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых брокеров и др.

Для организаций, подлежащих налоговому администрированию на региональном уровне, увеличено нижнее пороговое значение суммарного объема полученных доходов - с 1 млрд. до 2 млрд. руб. Введен показатель среднесписочной численности работников - свыше 50 человек. Оговаривается, что к крупнейшим налогоплательщикам не относятся «спецрежимники».

После того как компания перестанет удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика, она в течение двух лет еще будет сохранять этот статус (ранее - в течение трех лет.

Крупнейшие налогоплательщики - крупные организации-налогоплательщики, которые по показателям финансово-экономической деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории крупнейших (критерии отнесения закреплены в приказе ФНС России от 16.05.2007 г. № ММ-3–06/308@). Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений. Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в РФ создаются отраслевые межрегиональные инспекции на федеральном уровне (далее - Межрегиональные инспекции) и межрайонные инспекции на региональном уровне (далее - Межрайонные инспекции) по крупнейшим налогоплательщикам. Создание таких инспекций позволяет обеспечить качественное обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и рост доходов государства.

Постановка на учет крупнейших налогоплательщиков в межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется на основании п.1 ст.83 ч.1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в порядке, определенном Приказом Министерства финансов РФ «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» от 11.07.2005 г. №85н.

Порядок организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях определен приказом МНС от 16.04.2004 г. № САЭ-3-30/290 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом ММВ-7-2/817@) и приказом Минфина России от 11.07.2005 г. №85 «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков».

Порядок организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков утвержден приказом МНС от 16.04.2004 г. № САЭ-3-30/290 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом ММВ-7-2/817@) и предусматривает два уровня налогового администрирования: федеральный и региональный [2].

Администрирование организаций крупнейших налогоплательщиков можно представить на рис. 1.

Основными формами администрирования крупнейших налогоплательщиков на региональном уровне являются: мониторинг налоговых начислений и поступлений с целью контроля за выполнением налогоплательщиками налоговых обязательств и анализа их налоговой базы, как в разрезе отраслей, так и различных налоговых периодов; налоговый контроль за достоверностью формируемой налоговой базы с использованием прямых и косвенных показателей.

 

Администрирование организаций - крупнейших налогоплательщиков осуществляется

 

 

на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

на федеральном уровне - в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам

 

 

при отсутствии в структуре Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам - в налоговом органе по месту нахождения организации с возложением функций контроля за их налоговым администрированием на Управление

 

Рисунок 1- Администрирование организаций крупнейших налогоплательщиков*

*Источник: составлено автором на основании с приказом МНС от 16.04.2004 г. № САЭ-3-30/290 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом ММВ-7-2/817@)

В соответствии с нормами российского законодательства крупнейшие налогоплательщики состоят на налоговом учете, т.е. администрируются, в Межрайонных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.

Крупнейшие налогоплательщики объективно вызывают повышенное внимание со стороны государства. Однако действующее законодательство о налогах и сборах не отвечает потребностям налогового администрирования, предназначению налоговых инспекций, создаваемых для контроля за крупнейшими налогоплательщиками, и создает сложности в реализации налогоплательщиками своих прав и исполнении обязанностей. В настоящее время большинство спорных вопросов разрешается в рамках правоприменительной или судебной практики.

Главная проблема нормативного регулирование организации налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в РФ – это отсутствие четкой, ясной концепции реформирования системы налогового контроля и налоговой ответственности не позволяют надеяться на реальное устранение недостатков современной налоговой системы, в то время как предпринимаемые в настоящее время меры «по совершенствованию налогового администрирования», направленные на решение сиюминутных задач, еще в большей степени запутают отечественную систему налогообложения. Приоритетной проблемой является решение контрольных мероприятий по администрированию крупнейших налогоплательщиков.

Можно выделить шесть путей улучшения администрирования крупнейших налогоплательщиков:

1. Разработать стратегию налоговых проверок, разработать концепцию, стратегию и методологию целенаправленного отбора налогоплательщиков для выездной проверки, сформулировать требования к данным и сведениям, положенным согласно стратегии налоговых проверок в основу контроля; причем в идеале внутри собственной системы они должны обеспечивать аналитическое выявление нарушителей и делать возможным целенаправленный контроль налогоплательщиков.

2. Более углубленная и точная разработка методик оценки эффективности работы налоговых органов регионов, которая сможет вывести работу контрольных мероприятий на новый уровень.

3. Разработать механизм, не позволяющий ни малейшего уклонения от налогов.

4. Обеспечить дальнейшее совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания соответствующих информационных технологий.

5. Результативность деятельности налоговых органов в значительной степени определяется уровнем профессиональной компетентности и грамотности налоговых работников. Поэтому актуальным становится вопрос о создании комплексной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей непрерывность и мобильность в подготовке кадров налоговых органов.

6. Объединение контрольного отдела позволит вывести работу налогового органа на новый уровень. То есть позволит повысить результативность проводимых проверок.

Наиболее привлекательным и актуальным будет являться последний путь решения и его эффективность работы налогового органа зависит от правильности работы контрольного блока.

Рассмотрим основные итоги контрольной работы налоговых органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по крупнейшим налогоплательщикам.

В настоящее время в налоговых органах округа состоит на учете 183 организации - крупнейших налогоплательщика, из них 43 налогоплательщика федерального уровня и 140 регионального. Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете практически во всех инспекциях округа.

По итогам работы за 1 квартал 2013 г. доначисления на одну проверку крупнейшего налогоплательщика в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу составили 8,2 млн.руб.

Из общего количества крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в инспекции, 18 крупнейших налогоплательщиков осуществляют добычу нефти и газа, 17 – транспортные услуги, 36 оказывают услуги, связанные с добычей нефти и газа, 38 крупнейших налогоплательщиков оказывают прочие работы и услуги. Это говорит о стабильности экономического положения крупнейших налогоплательщиков – а значит залоге благополучия и процветания нашего округа [3].

В силу сырьевой ориентации округа деятельность практически всех крупнейших налогоплательщиков связана с нефтедобывающей отраслью. Однако, непосредственно нефтедобычу осуществляют менее четверти плательщиков, практически все остальные крупнейшие плательщики являются сервисными организациями, оказывающими нефтедобывающим компаниям различные услуги.

При этом, значительная часть крупнейших налогоплательщиков - сервисные организации, входящие в структуру определенного холдинга, а для сервисных предприятий характерно наличие отношений с ограниченным кругом хозяйствующих субъектов - предприятий, входящих в структуру холдинга.

В условиях нестабильной экономической ситуации в ходе проведения контрольных мероприятий особое внимание уделяется тем налогоплательщикам, которые уточняют свои налоговые обязательства, уменьшая при этом налоговую базу и (или) сумму налога к уплате.

Всего за 1 квартал 2013 г. представлено 11 993 таких деклараций, которые уменьшили налоговые обязательства на 2 007,5 млн. руб., увеличили убытки на 141,3 млн. руб. и увеличившие суммы возмещения НДС на 222,1 млн. руб. При этом, налогоплательщиками уточняются налоговые обязательства предыдущих отчетных (налоговых) периодов [4].

Управлением разработан перечень мероприятий по работе с такими налогоплательщиками. В частности, территориальными налоговыми органами округа ежеквартально проводится детальный анализ всех поступивших уточненных налоговых деклараций, выясняются причины их представления, по результатам анализа рассматривается вопрос о правомерности уточнения налоговых обязательств и обоснованности уменьшения суммы налога к уплате. Решается вопрос о проведении анализа результатов финансово - хозяйственной деятельности за последние три года в отношении налогоплательщика, представившего уточненную декларацию, вопрос о целесообразности отбора на выездную налоговую проверку, а также о целесообразности проведения повторной выездной налоговой проверки на основании представленной уточненной декларации. Результаты работы инспекций с налогоплательщиками, уточняющими налоговые обязательства, находятся на контроле в Управлении и в Федеральной налоговой службе.

Литература

1. Каратаев, А.С. Теория налогового контроля и ее обусловленность особенностями налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков [Текст] : А.С. Каратаев // Экономические науки. - 2013. - № 1(78) - С. 42-47. - 0,7 п.л.

2. Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровне [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru

3. Налоговая аналитика [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. – Режим доступа: URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

4. Российский налоговый портал [ Электронный ресурс ] официальный сайт .- Режим доступа: http:// taxpravo.ru/ novosti/ statya - 20230 osnovnyie_itogi_kontrolnoy_rabotyi_nalogovyih_organov_hantyi.mansiyskogo_avtonomnogo_okruga

Просмотров работы: 3982