Налоги – необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально – экономических отношений.
Это объясняется тем, что в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (далее – БК РФ) доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений:
а) налоговые поступления составляют около 84% доходов бюджетной системы РФ;
б) неналоговые доходы – 7%;
в) доходы целевых бюджетных фондов – 9% [1].
Важной частью правового режима региональных налогов субъектов РФ являются принципы регионального налогообложения – принципы установления, введения и взимания территориальных налогов:
а) принцип единства системы налогов и сборов, единства налоговой политики, непосредственно вытекающий из ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ и получивший свое закрепление в п. 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Принцип единства налоговой политики, основной принцип налогообложения, подлежит учету при установлении конкретных налогов; решении вопроса о компетенции органов власти и управления различных уровней; учреждении налоговых органов [2];
б) принцип трехуровневого построения налоговой системы России. Этот принцип отражает федеративное устройство Российского государства и самостоятельность местного самоуправления.
Учитывая разграничение полномочий между территориальными образованиями в составе государства, НК РФ закрепляет соответствующие положения. Например, п. 2 ст. 63 НК РФ предусматривает, что в случае, если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов РФ, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Федерации или местный бюджет, – на основании решения соответствующего финансового органа [3].
Региональные налоги – налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес – целесообразнее взимать на региональном уровне, поскольку такие платежи предполагают значительные объемы поступлений денежных средств в собственность субъектов РФ, что должно позволять формировать им сильную финансовую основу, в том числе и в целях дальнейшего развития межбюджетных отношений с муниципальными образованиями (отношения установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, отношения межбюджетных трансфертов – ст. 58, ст. 129 БК РФ);
в) принцип определенности системы налогов и сборов (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ). Он означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления [3];
г) принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и, соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы;
д) принцип исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов, который обусловлен необходимостью достижения равновесия между правом субъектов Федерации и муниципальных образований устанавливать налоги и сборы, соблюдением приоритета основных прав и свобод человека и принципом единства экономического пространства России. Этот принцип является непосредственной конкретизацией принципов федерализма и определенности системы налогов применительно к структуре существующего механизма налогообложения на региональном уровне;
е) принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов (предусмотрен в п. 3 ст. 3 НК РФ). Как констатируют юристы, «правовой факт не возникает из ничего, за ним скрывается экономическое содержание».
Таким образом, проанализировав отдельные принципы налогообложения применительно к региональным налогам, можно сделать следующие выводы.
Порядок установления, введения и взимания региональных налогов связан с разграничением налоговых полномочий между РФ и ее субъектами. Субъекты РФ вправе вводить на своих территориях исключительно те налоговые платежи, которые предусмотрены НК РФ в качестве региональных. Пределы регулирования субъектами РФ элементов налогообложения применительно к региональным налогам также установлены НК РФ. Таким образом, налогово-правовой режим регионального налогообложения складывается как из федеральных, так и региональных требований.
Анализ динамики поступления региональных налогов (см. таблица 1.) показал, что из года в год налоговые поступления в консолидированный бюджет стабильно увеличиваются. Так транспортный налог в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 78 841 979 тыс. руб, а налог на игорный бизнес возрос на 168 602 тыс. руб. Кроме того, исходя из данных по состоянию на ноябрь 2014 г., можно сделать вывод, что и в 2014 г. налоговые поступления продолжат свой рост. Для большей наглядности данные показатели представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Таблица 1
Динамика поступления региональных налогов в консолидированный бюджет субъекта РФ за 2011 – 2013 гг. и по состоянию на 01.11.2014 г. (тыс.руб)*
Налог |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
На 01. 11. 2014 г. |
Налог на имущество организаций |
467 533 748 |
536 272 187 |
615 114 166 |
591 666 229 |
Транспортный налог |
83 202 428 |
90 163 792 |
106 132 738 |
88 909 389 |
Налог на игорный бизнес |
85 679 |
290 897 |
459 499 |
436 359 |
* Источник: составлено автором на основании данных официального сайта ФНС РФ [4]
Анализ структуры региональных налогов в консолидированном бюджете (см. таблицу 2) показал, что наибольший удельный вес занимает налог на имущество организаций от 84,88% до 86,88%. Второе место приходится на поступления транспортного налога, которые составляют от 13,06% до 15,11%. Наименьший удельный вес имеет налог на игорный бизнес, его доля не превышает 1%. Также в 2013 году по сравнению с 2011 и 2012 годами удельный вес налога на имущество организаций и налога на игорный бизнес возрос, а удельный вес транспортного налога снизился. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция повышения общей суммы региональных налогов.
Рисунок 1 – Динамика поступления региональных налогов в консолидированный бюджет субъекта РФ, тыс. руб*
*Источник: составлено автором на основании данных официального сайта ФНС РФ [4].
Таблица 2
Структура региональных налогов в консолидированном бюджете субъекта РФ
за 2011-2013гг.*
Налог |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
|
Налог на имущество организаций |
467 533 748 |
84,88 |
536 272 187 |
85,57 |
615 114 166 |
86,88 |
Транспортный налог |
83 202 428 |
15,11 |
90 163 792 |
14,39 |
106 132 738 |
13,06 |
Налог на игорный бизнес |
85 679 |
0,01 |
290 897 |
0,04 |
459 499 |
0,06 |
Всего региональных налогов |
550 821 855 |
100,00 |
626 726 876 |
100,00 |
721 706 403 |
100,00 |
*Источник: составлено автором на основании данных официального сайта ФНС РФ [4]
Таким образом, в долгосрочной перспективе предполагается сохранить высокую долю региональных налогов, и, прежде всего налога на имущество организаций, так как он является самым перспективным из региональных налогов. Т.е., главной целью развития регионального бюджета в долгосрочной перспективе должно является формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост, который обеспечивает необходимый уровень доходов бюджетной системы.
Литература
1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/
2. Конституция РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/
3. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
4. Статистическо-аналитический раздел [Электронный ресурс]: официальный сайт ФНС РФ. – Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru/rn72/related_activities/statistics_and_analytics/forms/