РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И ИХ РОЛЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И ИХ РОЛЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Налоги – необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально – экономических отношений.

Это объясняется тем, что в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (далее – БК РФ) доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений:

а) налоговые поступления составляют около 84% доходов бюджетной системы РФ;

б) неналоговые доходы – 7%;

в) доходы целевых бюджетных фондов – 9% [1].

Важной частью правового режима региональных налогов субъектов РФ являются принципы регионального налогообложения – принципы установления, введения и взимания территориальных налогов:

а) принцип единства системы налогов и сборов, единства налоговой политики, непосредственно вытекающий из ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ и получивший свое закрепление в п. 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Принцип единства налоговой политики, основной принцип налогообложения, подлежит учету при установлении конкретных налогов; решении вопроса о компетенции органов власти и управления различных уровней; учреждении налоговых органов [2];

б) принцип трехуровневого построения налоговой системы России. Этот принцип отражает федеративное устройство Российского государства и самостоятельность местного самоуправления.

Учитывая разграничение полномочий между территориальными образованиями в составе государства, НК РФ закрепляет соответствующие положения. Например, п. 2 ст. 63 НК РФ предусматривает, что в случае, если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов РФ, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Федерации или местный бюджет, – на основании решения соответствующего финансового органа [3].

Региональные налоги – налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес – целесообразнее взимать на региональном уровне, поскольку такие платежи предполагают значительные объемы поступлений денежных средств в собственность субъектов РФ, что должно позволять формировать им сильную финансовую основу, в том числе и в целях дальнейшего развития межбюджетных отношений с муниципальными образованиями (отношения установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, отношения межбюджетных трансфертов – ст. 58, ст. 129 БК РФ);

в) принцип определенности системы налогов и сборов (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ). Он означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления [3];

г) принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и, соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы;

д) принцип исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов, который обусловлен необходимостью достижения равновесия между правом субъектов Федерации и муниципальных образований устанавливать налоги и сборы, соблюдением приоритета основных прав и свобод человека и принципом единства экономического пространства России. Этот принцип является непосредственной конкретизацией принципов федерализма и определенности системы налогов применительно к структуре существующего механизма налогообложения на региональном уровне;

е) принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов (предусмотрен в п. 3 ст. 3 НК РФ). Как констатируют юристы, «правовой факт не возникает из ничего, за ним скрывается экономическое содержание».

Таким образом, проанализировав отдельные принципы налогообложения применительно к региональным налогам, можно сделать следующие выводы.

Порядок установления, введения и взимания региональных налогов связан с разграничением налоговых полномочий между РФ и ее субъектами. Субъекты РФ вправе вводить на своих территориях исключительно те налоговые платежи, которые предусмотрены НК РФ в качестве региональных. Пределы регулирования субъектами РФ элементов налогообложения применительно к региональным налогам также установлены НК РФ. Таким образом, налогово-правовой режим регионального налогообложения складывается как из федеральных, так и региональных требований.

Анализ динамики поступления региональных налогов (см. таблица 1.) показал, что из года в год налоговые поступления в консолидированный бюджет стабильно увеличиваются. Так транспортный налог в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 78 841 979 тыс. руб, а налог на игорный бизнес возрос на 168 602 тыс. руб. Кроме того, исходя из данных по состоянию на ноябрь 2014 г., можно сделать вывод, что и в 2014 г. налоговые поступления продолжат свой рост. Для большей наглядности данные показатели представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

Таблица 1

Динамика поступления региональных налогов в консолидированный бюджет субъекта РФ за 2011 – 2013 гг. и по состоянию на 01.11.2014 г. (тыс.руб)*

Налог

2011 г.

2012 г.

2013 г.

На 01. 11. 2014 г.

Налог на имущество организаций

467 533 748

536 272 187

615 114 166

591 666 229

Транспортный налог

83 202 428

90 163 792

106 132 738

88 909 389

Налог на игорный бизнес

85 679

290 897

459 499

436 359

* Источник: составлено автором на основании данных официального сайта ФНС РФ [4]

Анализ структуры региональных налогов в консолидированном бюджете (см. таблицу 2) показал, что наибольший удельный вес занимает налог на имущество организаций от 84,88% до 86,88%. Второе место приходится на поступления транспортного налога, которые составляют от 13,06% до 15,11%. Наименьший удельный вес имеет налог на игорный бизнес, его доля не превышает 1%. Также в 2013 году по сравнению с 2011 и 2012 годами удельный вес налога на имущество организаций и налога на игорный бизнес возрос, а удельный вес транспортного налога снизился. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция повышения общей суммы региональных налогов.

Рисунок 1 – Динамика поступления региональных налогов в консолидированный бюджет субъекта РФ, тыс. руб*

*Источник: составлено автором на основании данных официального сайта ФНС РФ [4].

Таблица 2

Структура региональных налогов в консолидированном бюджете субъекта РФ

за 2011-2013гг.*

Налог

2011 г.

2012 г.

2013 г.

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

Налог на имущество организаций

467 533 748

84,88

536 272 187

85,57

615 114 166

86,88

Транспортный налог

83 202 428

15,11

90 163 792

14,39

106 132 738

13,06

Налог на игорный бизнес

85 679

0,01

290 897

0,04

459 499

0,06

Всего региональных налогов

550 821 855

100,00

626 726 876

100,00

721 706 403

100,00

*Источник: составлено автором на основании данных официального сайта ФНС РФ [4]

Таким образом, в долгосрочной перспективе предполагается сохранить высокую долю региональных налогов, и, прежде всего налога на имущество организаций, так как он является самым перспективным из региональных налогов. Т.е., главной целью развития регионального бюджета в долгосрочной перспективе должно является формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост, который обеспечивает необходимый уровень доходов бюджетной системы.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/

2. Конституция РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/

3. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

4. Статистическо-аналитический раздел [Электронный ресурс]: официальный сайт ФНС РФ. – Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru/rn72/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

Просмотров работы: 9604