ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на существование и эффективное функционирование системы прямого налогообложения прибыли страховщиков, регулирование деятельности страховых компаний путем косвенного налогообложения широко распространено в налоговых системах ведущих зарубежных стран. В странах с развитым страховым рынком в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования страховой деятельности используется специальный налог на страховую премию.

Частое использование в зарубежных странах механизма косвенного налогового регулирования страховой деятельности обуславливается следующими причинами:

1) простота расчета, уплаты и администрирования;

2) значительные объемы поступлений в бюджет;

3) возможность отсечения части высокорисковых клиентов за счет увеличения итоговой стоимости страхового продукта;

4) возможность использования налога на страховую премию в качестве эффективного инструмента государственного стимулирования укрупнений на страховом рынке (в результате слияний и поглощений) за счет создания налогового барьера для малых страховых организаций.

Изначально налог на страховую премию был введен как фискальный регулятор, но впоследствии выделилось два направления его использования:

1) стимулирование и дестимулирование видов страхования с применением невысоких ставок;

2) эффективное пополнение бюджета.

На современном этапе развития мировой экономики большинство стран, применяющих налог на страховую премию, переходят к преобладанию первого направления. Это проявляется и в применении наиболее либерального подхода при признании налоговой базы по сравнению с налогом с оборота. Налог признается по выбору налогоплательщика кассовым методом или методом начисления.

Объектом налогообложения по представленному налогу являются любые платежи, который осуществляются страхователем в качестве платы за предоставление ему страховой услуги. Налогом облагается премии (или ее аналог), полученные в качестве оплаты страховой услуги, предоставленной на территории страны, а плательщиком налога на страховую премию являются страховые компании, резиденты и нерезиденты, вне зависимости от их организационно-правовой формы.

С точки зрения теории государственного регулирования налогообложения страховой деятельности, налог на страховую премию является абсолютно самостоятельным инструментом и должен быть отделен от налога на добавленную стоимость и налога с оборота, которые также широко используются в зарубежных странах [2]. При этом данный налог взимается наряду с общеустановленными налоговыми платежами, в том числе корпоративным налогом (налогом на прибыль).

Использование налога на страховую премию для целей регулирования страховой деятельности дает возможность решать важные экономические и социальные задачи. Так, снижая налоговую ставку или вообще устанавливая исключения из налогообложения, стимулируется та сфера общественных и экономических отношений, которая находится под страховой защитой. Налог на страховую премию устанавливается дифференцированно в зависимости от социальной и экономической значимости направления страхования, которая в каждой стране определяется самостоятельно. Например, применение более низкой ставки в 3% по отношению к премии по страхованию морских грузоперевозок в ФРГ обуславливается тем, что значительная часть международной торговли Германии осуществляется морским путем. А в Испании низкая налоговая ставка используется в отношении страхования международных перевозок и туризма в связи с тем, что для этой страны доходы от экспорта туристических услуг составляют около одной трети доходов от экспорта товаров и услуг, в США – для страхования авиаперелетов, в Греции – для страхования туристического направления. Практически во всех странах отсутствует налогообложение в отношении страхования жизни и пенсионного страхования

Налог на страховую премию во многих странах является региональным, а суммы, которые поступают от его уплаты, направляются на решение социальных задач региона или муниципального образования. Как правило, данная норма закрепляется на законодательном уровне. Так, например, средства, полученные от налога на премию по страхованию от огня, в ФРГ и ряде штатов США направляются на финансирование строительства и обустройства пожарных станций.

Помимо налога на страховую премию страховщики в зарубежных странах часто уплачивают дополнительные налоговые платежи на некоторые виды страхования. Таковым является, например, так называемый «пожарный сбор» в ФРГ или сборы в Консорциум по компенсациям страховщикам в Испании (сбор на случай наступления экстраординарных убытков, сбор на случай банкротства страховой компании, сбор на обязательное страхование гражданской ответственности охотников и другие) [2].

В вопросах, касающихся элементов налога на страховую премию (расчет налоговой базы, уровни налоговых ставок, наличие налоговых льгот и пр.) налоговые регуляторы избирают один из двух принципиально различных подходов к косвенному налоговому регулированию деятельности страховых организаций.

К первой группе относятся страны, в которых действует либеральная система налогообложения страховой премии (США, Великобритания, Испания и пр.). Для них характерен уровень налоговой ставки ниже 5%, а сам налог на страховую премию в большей степени используется для регулирования страхового рынка (стимулирования или дестимулирования различных видов страхования). Во вторую группу входят государства, в которых налог на страховую премию используется, главным образом, для эффективного пополнения бюджета. Для данных стран (ФРГ, Франция, Италия) характерен уровень налоговой ставки выше 5%.

Еще одно различие между данными группами стран заключается в подходе, который используется при определении момента наступления обязанности уплаты налога на страховую премию. В странах с либеральной системой налогообложения страховой премии (США, Великобритания, Испания и пр.) премия облагается налогом в момент ее фактической уплаты, либо регулятор оставляет за страховщиком возможность выбора между моментом уплаты или моментом начисления. В странах, в которых преобладает фискальная функция налогообложения страховой премии (ФРГ, Франция, Италия), налогом облагается премия, начисленная в соответствии с договором страхования.

В последние годы в ряде зарубежных стран (в первую очередь в США) наблюдается тенденция, в соответствии с которой налог на страховую премию используется налоговыми регуляторами для защиты национальных страховых компаний. Во-первых, в отношении премии, собранной зарубежными перестраховщиками (которая, по общему правилу, в большинстве зарубежных стран для целей избежания двойного налогообложения исключается из под действия налогов), устанавливается специальная налоговая ставка налога на перестраховую премию. Основанием для подобного налогообложения выступает то, что в ином случае никаких поступлений в национальный бюджет за фактически оказанную перестраховую услугу не поступило бы. Также бывают ситуации, когда налоговому регулятору сложно определить, были ли перестраховщиком (например, зарегистрированным на оффшорной территории) ранее вообще уплачены какие-либо связанные с премией налоговые платежи [3].

Во-вторых, для этого используется механизм «ответного налогообложения страховой премии» (т.е. применяется так называемый принцип взаимности), в соответствии с которым премия, собранная на территории рассматриваемой страны зарубежными страховыми организациями, облагается по такой же налоговой ставке, по которой, в соответствии с законом, должна облагаться премия, которая будет собрана страховыми компаниями (рассматриваемой страны) на территории данного зарубежного государства.

Еще одна важная тенденция, наблюдаемая в большинстве государств – членов Европейского Союза (ФРГ, Великобритания, Франция и пр.), заключается в том, что из-под действия налога на страховую премию освобождаются премии, собранные на основании договоров страхования жизни. Это обуславливается тем, что пенсионная составляющая подобных договоров на сегодняшний день в большинстве случае больше, чем рисковая (т.е. страховая защита направлена в первую очередь на урегулирование риска дожития, а не риска смерти).

Организации, занимающиеся подобным пенсионным страхованием, вступают в конкуренцию с банками, депозитные пенсионные продукты которых в западноевропейских странах также подпадают под льготный режим налогообложения. Однако для вложения денежных средств в подобные банковские продукты не требуется преодоление налогового барьера, которым выступает уплата налога на страховую премию, т.е. они становятся необоснованно дешевле и доступнее для потребителей, чем пенсионное страхование.

Опыт зарубежных стран, в частности, конкретные механизмы косвенного налогового регулирования страховой деятельности через обложение страховой премии, представляется интересным для адаптации и внедрения в отечественную налоговую систему. При этом следует также подчеркнуть, что, хотя в современной России налог на страховую премию не применяется, в дореволюционный период в российском налоговом регулировании этот институт существовал и эффективно использовался.

Для отечественной налоговой системы, в отличие от зарубежной практики, где применяется одновременно и налог на страховые премии и корпоративный налог (налог на прибыль), возможен перевод страховых организаций на уплату налога на страховые взносы взамен налога на прибыль от страховой деятельности, при сохранении налогообложения данным налогом прибыли от инвестиционной деятельности. Представляется целесообразной рекомендация отечественному налоговому регулятору выбора именно либеральной модели налогообложения страховой премии, используемой в ряде развитых зарубежных стран.

Эффективная ставка налога должна составлять менее 5% от валовой страховой премии, уплаченной по договорам страхования в текущем налоговом периоде.

Введение налога на страховую премию объективно приведет к росту налоговой нагрузки на страховую организацию. Однако поскольку данный налог в экономическом смысле есть разновидность налога с оборота, он может рассматриваться как косвенный налог, который, в конечном счете, оплачивают потребители страховой услуги. Этот факт может привести к удорожанию страховых услуг. Однако, как свидетельствуют многолетние статистические данные, по большинству видов страхования выплаты составляют незначительную часть поступивших взносов. Поэтому относительно таких видов правомерно делать вывод не о повышении тарифов, а об изменении их структуры. Но очевидно, что ставка налога на страховые взносы должна быть невысокой, существенно не влияющей на размер тарифа по тем видам страхования, где высок уровень выплат (по отношению к взносам) и других расходов. По большинству рисковых видов страхования возможно будет обойтись без повышения тарифов [1].

Полноценное налоговое регулирование деятельности отечественных страховых организаций через обложение налогом страховой премии невозможно без установления соответствующих налоговых льгот для социальных и экономически значимых видов страхования. Необходимо введение льготного налогообложения с применением более низкой ставки в отношении некоторых видов добровольного социального страхования, в частности добровольного медицинского страхования.

Для того чтобы заложить основу развития личного страхования России и учесть опыт налоговых регуляторов западноевропейских стран и США, необходимо полностью исключить из-под налогообложения предлагаемым налогом страхование жизни, в частности, пенсионное страхование и платежи по всем видам обязательного страхования.

К тому же, введение налога на страховые взносы позволит решить проблему, связанную с межбюджетным распределением налоговых платежей. Так как налог на прибыль зачисляется в бюджеты различных уровней, значительная часть денежных средств уходит из региона в федеральный и московский бюджеты, потому что налоги уплачиваются именно головной организацией по конечным финансовым результатам, отраженным в консолидированной отчетности, хотя основная часть страховых взносов собирается именно в региональных филиалах. Введение налога на страховые взносы, позволит государству получать планомерный (просчитываемый) постоянный доход, как в федеральный, так и в региональные бюджеты, в связи с поступлением налогов, которые будут соответствовать поступлениям страховых взносов в филиал по месту совершения операций, у страховщика установится порядок расчета и уплаты налогов, исчезнут противоречия с налоговыми органами.

Таким образом, применение зарубежной практики налогообложения страховой деятельности может способствовать повышению эффективности развития страхового сектора экономики. А также более широкому использованию регулятивной и стимулирующей функции налогов.

Литература

1. Проблемы и перспективы налогообложения и налогового регулирования сегментов страхового рынка [Электронный ресурс]: АНКИЛ - Международная литература по страхованию. – Режим доступа: http://ankil.info

2. Налогообложение страховой деятельности в ведущих странах ЕС [Электронный ресурс]: АНКИЛ - Международная литература по страхованию. – Режим доступа: http://ankil.info

3. Налогообложение страховой деятельности в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс]: АНКИЛ - Международная литература по страхованию. – Режим доступа: http://ankil.info

Просмотров работы: 2258