РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

Ручкин Р.Н. 1
1ФБГОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения существуют определенные качества. Их называют профессионально важными качествами. Они обычно описываются в профессиограммах.

Под профессионально важными качествами понимают качества, «влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения» [1]. Е.А. Климов, В.Д. Шадриков считают, что любая деятельность реализуется на основе профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества являются предпосылкой для успешного выполнения деятельности. В то же время, они сами совершенствуются в процессе выполнения этой деятельности.

Профессионально важные качества делят на две группы. Ведущие профессионально важные качества непосредственно связаны с профессиональной деятельностью. Базовые профессионально важные качества – это центральные качества. Именно на основе базовых профессионально важных качеств формируются все другие качества личности, необходимые для обеспечения деятельности [4].

Одно и то же профессионально важное качество может выступать как ведущее и как базовое, или как то и другое одновременно.

Системное описание профессионально важных качеств для конкретной профессии можно найти в специальных прикладных исследованиях. Существующие современные профессиограммы перечисляют профессионально важные качества, входящие в те или иные категории для определенного вида деятельности. Например, для специалиста по связям с общественностью важной является осознанная саморегуляция поведения человека, она обеспечивает успешность выполнения им профессиональной деятельности. Личность сама вырабатывает правила поведения, критерии достижения цели. [2].

В Японии профессором Фукуямой для профориентации школьников были разработаны профессиограммы для ряда специальностей. Так, для инженера-электрика представлен перечень необходимых личностных особенностей и профессиональных умений. Это лидерские способности, здравый смысл, следование предписаниям, терпеливость и упорство, большое чувство ответственности, тщательность действий, способность схватывать новые идеи, быстрота действий в непредвиденных ситуациях, аккуратность в работе, способность к планированию своего будущего, творчество, острота зрения и слуха, точность осязания и ловкость пальцев, высокая координация глаз и рук, хорошая память, способность обучать других, высокая скорость и точность счета [1].

Однако, существует ряд личностных качеств, которые выступают как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего, ответственность, самоконтроль.

Е.В. Крутых, изучая общекультурные компетенции ФГОС ВПО направлений различной подготовки обнаружила, что успешности выполнения профессиональной деятельности будет способствовать осознанная саморегуляция поведения человека, включающая в себя цель деятельности, выделение значимых условий этой деятельности, контроль и оценка результатов деятельности, саоморегуляция и самостоятельность при выполнении деятельности [3]. Автор отмечает, что чем сложнее и более творческой является деятельность, тем большую роль играет осознанный уровень регуляции.

Литература

1.Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков. URL.: http://www.rae.ru/monographs/83-2952 (дата обращения: 09.09.2014 г.)

2.Крутых Е.В. Способность к саморегуляции поведения как профессионально важное качество в подготовке специалиста по связям с общественностью /Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2007.

3.Крутых Е.В. Способность к саморегуляции поведения: компетентностный подход /Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы VI Международной научно-практической конференции, г.Москва, 28-29 марта 2013 г./Науч.-инф. Издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013.

4.Психология труда: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» /Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. URL.: http://bookre.org/reader?file= 1353317&pg=192 (дата обращения: 16.09.2014 г.)

Просмотров работы: 941