ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Семенова О.А. 1
1РГПУ им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Принимая точку зрения С.Ф. Шатилова, под упражнениями мы понимаем «специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной или ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» (Шатилов, 1986: 55).

Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий, влияющих на успешность изучения грамматических явлений:

  • упражнения должны быть одноцелевыми, то есть содержать одно новое грамматическое явление и проводиться на знакомом лексическом материале;

  • упражнения должны содержать наглядные, максимально простые образцы, показывающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении заданий;

  • упражнения должны разрабатываться с учетом основных этапов формирования грамматических навыков.

Методика формирования грамматических навыков подразумевает определенную последовательность работы с грамматическими явлениями. Первым является этап восприятия и осмысления, подводящий детей к восприятию грамматического явления. На данном этапе осуществляется введение грамматического явления при помощи грамматической сказки, подробное объяснение всех особенностей явления, проверка понимания учащимися нового грамматического явления, а также моделирование речевых образцов с помощью предметно-наглядной опоры. На данном этапе используются в основном имитативные упражнения. Приведем примеры упражнений. После введения грамматического явления при помощи «грамматической сказки» и проверки понимания, учитель, указывая на предмет, произносит «C’est un bateau» и повторяет несколько раз сказанное. Затем конструкция повторяется несколько раз с учениками (хором и индивидуально). Выполняется ряд упражнений на воспроизведение, при этом каждое новое предложение сопровождается картинкой. Учитель произносит новое предложение сам, затем вместе с классом, а затем можно попросить какого-либо ученика воспроизвести предложение. Опрос лучше начинать с более сильных учеников.

Упражнения, используемые на этапе тренировки, предполагают многократное употребление грамматического материала в однотипных речевых ситуациях. Данная группа упражнений представлена несколькими видами упражнений. Перечислим их.

  • подстановочные упражнения, предполагающие наполнение учебной речевой модели различными лексическими/грамматическими единицами. Выполняемые действия способствуют формированию операции оформления и осознанию обобщенности модели. Например, ученикам предлагается подставить вместо картинки соответствующее слово.

  • трансформационные упражнения предлагают некоторые изменения заданных моделей по намеченному варианту в зависимости от меняющихся условий общения. Например, учитель просит ученика показать какой-либо предмет: «Montre-moi une table», ученик указывает на предмет со словами «Voilà une table».

  • репродуктивные упражнения. При выполнении данных упражнений предполагается воспроизведение форм, усвоенных в предыдущих упражнениях. Например, ученик на вопрос «qu’est-ce que c’est» отвечает «c’est une table».

На этапе применения используются упражнения на комбинирование различных грамматических моделей. При самостоятельном употреблении учащиеся оперируют фразами, представляющими речевые образцы с конкретным лексическим наполнением. Их содержание соотнесено с определенном речевой ситуацией. Освоение речевых образцов осуществляется на коммуникативной основе в говорении, что приводит к выработке у учащихся не только воспроизведения отрабатываемых явлений, но и порождения по аналогии с ними новых высказываний с той же структурой. К этому типу относятся диалоги, сценки и пр.

При составлении комплекса упражнений нами были выделены следующие темы:

  • неопределенный артикль;

  • определенный артикль;

  • спряжение глаголов первой группы в настоящем времени;

  • отрицательная форма глагола;

  • притяжательные прилагательные;

  • порядок слов

  • грамматическая терминология (названия частей речи)

Ниже представлены фрагменты занятий, целью которых является формирование навыка употребления и распознавания неопределенного артикля. Предлагаемые упражнения (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные и комбинированные) составлены с учетом поэтапности формирования грамматических навыков. Отметим, что при разработке фрагментов занятий мы опирались на поурочное планирование, представленное в книге для учителя к учебнику Mon livre de français II автора Касаткиной Н. (Тексты сказок, которые могут послужить обучению другим грамматическим явлениям французского языка, помещены в приложение).

Тема: неопределенный артикль

Цель: формирование навыка употребления и распознавания неопределенного артикля женского рода.

Занятие № 1

Сказка о братьях артиклях

Что-то мы давно не заглядывали в страну La Grammaire”. А тем временем там появился новый домик. Прочитайте, что там написано.

Правильно, артикль. Сегодня мы познакомимся с одним из его обитателей. Он отличается характером нерешительным и слабым, за что его прозвали неопределенный. Итак, в этом домике живет неопределенный артикль. Самый лучший друг артикля – это существительное. Они так дружат, что почти никогда не разлучаются. Каждое утро в своем домике артикль выбирает себе наряд. Если он идет к существительному женского рода, то одевает вот эту рубашку:

Контроль понимания:

  1. Oтветьте на вопросы: как зовут нового обитателя домика? Почему его так называют? Как вы думаете, артикль часто заходит в домик к существительному?

  2. Нарисуйте на картинке выше маршрут, по которому артикль идет к существительному.

Затем, учитель, указывая на предмет, произносит «unе pomme» и повторяет несколько раз сказанное. Затем конструкция повторяется несколько раз с учениками (хором и индивидуально). Выполняется имитативные упражнения, при этом каждое новое слово сопровождается картинкой. Учитель произносит новое предложение сам, затем вместе с классом, а затем можно попросить какого-либо ученика повторить самостоятельно. Опрос лучше начинать с более сильных учеников.

Учитель: На вопрос «Qu’est-ce que c’est?» (Что это?) можно ответить просто «une banane / une pomme», a можно дать полный ответ: «C’est une banane - (Это банан). C’est une pomme - (Это яблоко). C’est une gomme – (Это резинка)». Каждая фраза сопровождается показом соответствующей картинки и повторением (хором и индивидуально).

  1. Игра “Будь внимательным”

Учитель показывает картинки, называя их. Дети соглашаются с ним. Например, учитель показывая резинку, говорит: “C’est une gomme”. Дети соглашаются: “Oui, c’est une gomme”. Учитель иногда ошибается и показывает не ту картинку, которую называет. Учащиеся молчат. Тот, кто согласился с учителем, должен “заплатить фант”, например, назвать 5 букв французского алфавита.

  1. Составьте предложения, заменив точки существительными. Не забудьте об артикле!

С’est ……….., С’est ……….., C’est …………

  1. Учащимся предлагается составить слова, собрав картинку, разрезанную на несколько частей. Составьте слова. Назовите их. . Например, С’est une banane

  1. Учитель: Я сейчас загадаю слово, а вы должны его отгадать. Для этого вам надо спросить меня, например: C’est une pomme?

  2. Учитель произносит фразу. Например: C’est une fleur. Учащиеся должны выбрать существительное из картинок, которые лежат у них на парте, показать картинку и произнести фразу.

  3. Дорисуй предметы. Прочитай предложения и напиши рядом буквы, соответствующие рисунку. Во фразах подчеркни артикль. Перепиши предложения в тетрадь и напротив каждого предложения нарисуй предмет.

a) b) c)

  1. C’est une pomme

  2. C’est une tasse

  3. C’est une maison

6. Домашнее задание: Замени картинки в тексте на слова. Обведи в кружок артикль. Перепиши предложения в тетрадь.

Je vois une . Voilà une . Je vois une . C’est une . C’est une . Voilà une .

Занятие № 2

Цель: употребление и распознавание неопределенного артикля мужского рода.

Дети, помните, я рассказывала вам сказку об артикле? Что вы о нем помните? Правильно, он дружит с существительным. А еще? Да, когда он встречается с существительным женского рода, он одевает костюмчик «une». А что же если существительное мужского рода? Тогда артикль выберет вот такой наряд:

Контроль понимания:

Ответьте на вопрос: как будет звучать артикль, если он встретится с существительным мужского рода?

Затем, учитель, указывая на предмет, произносит «un сhat» и повторяет несколько раз сказанное. Затем конструкция повторяется несколько раз с учениками (хором и индивидуально). Выполняется имитативные упражнения, при этом каждое новое слово сопровождается картинкой. Учитель произносит новое предложение сам, затем вместе с классом, а затем можно попросить какого-либо ученика повторить самостоятельно. Опрос лучше начинать с более сильных учеников.

  1. Игра “Будь внимательным”

Учитель показывает картинки, называя их. Дети соглашаются с ним. Например, учитель показывая на учебник, говорит: “C’est un manuel”. Дети соглашаются: “Oui, c’est un ”. Учитель иногда ошибается и показывает не ту картинку, которую называет. Учащиеся молчат. Тот, кто согласился с учителем, должен “заплатить фант”, например, назвать 5 букв французского алфавита.

  1. Игра “Ромашка”. Учащиеся должны составить фразы, вынимая лепестки ромашки.

  1. Составьте предметы. Назовите их.

  1. Дорисуй предметы. Прочитай предложения и напиши рядом буквы, соответствующие рисункам. Во фразах подчеркни артикль

  1. b) c)

  1. C’est un chat

  2. C’est un oiseau

  3. C’est un chien

  1. Класс делится на две команды. Учитель предлагает каждому ученику вытащить из мешка по игрушке и сказать по-французски, как она называется. Например, учитель (либо класс хором): Qu’est-ce que c’est? – Ученик: C’est un oiseau.

6. Класс делится на две команды. Участники каждой команды по одному подходят к столу учителя, на котором лежат карточки. Вытянув одну из карточек, ученик читает вслух фразу, которая написана на русском языке. Команда соперница должна перевести ее на французский язык. Если команда затрудняется с переводом, другая может ей помочь, в этом случае очко получает команда-соперница.

  1.  
    1. Домашнее задание: Замени картинки в тексте на слова. Обведи в кружок артикль. Перепиши предложения в тетрадь.

C’est un . Je vois un . C’est un . Voilà un . C’est un . C’est un . Je vois un .

Занятие № 3

Цель занятия: употребление и распознавание неопределенного артикля мужского и женского рода.

  1. Учитель показывает картинки с предметами женского и мужского рода, каждый раз называя их. (C’est une fleur, c’est un chat). Каждая фраза повторяется хором и индивидуально.

После имитативных упражнений следуют упражнения подстановочные, трансформационные, репродуктивные и комбинированные.

Примечание: отметьте, что упражнения используются не в полном объеме

  1. Соедини линией картинку и нужный артикль. Назови предметы.

Un

Une

  1. Учитель задает вопрос Qu’est-ce que c’est, показывая на картинку. Учащиеся должны ответить, например: С’est une gomme, c’est un chat ….

  2. Детям выдаются карточки с изображением предметов. Сзади на каждой карточке написано слово с нужным артиклем. Один ученик показывает карточку своему соседу, который должен по памяти произнести слово с артиклем. Ученик, показывающий карточки, проверяет и, если нужно, исправляет своего соседа. Затем дети меняются ролями.

  3. Раскрасьте картинки и подпишите, какие предметы они изображают. Произнеси вслух.

Пример:

C’est un chat .......................

........................... ........................... ...........................

  1. К доске выходят мальчик и девочка. Доска разделена на две части: на первой половине написан артикль une, на второй – un. Девочка с помощью класса и учителя записывает существительные женского рода на первой половине доски, мальчик – мужского рода на второй половине. Затем слова вместе с артиклем повторяются хором всеми учащимися.

  2. Ученики встают со своих мест. Учитель произносит слова мужского и женского рода. Если слово женского рода учащиеся продолжают стоять, если мужского – приседают.

6. Игра «крестики-нолики». На доске нарисован большой квадрат, разделенный на 16 квадратов: 4 ряда по 4 квадрата. В каждый квадрат магнитиком прикрепляют картинку изображением внутрь. Дети делятся на две команды, «Крестики» и «Нолики». По очереди из каждой команды дети подходят к доске, переворачивают картинку и называют слово. Если ребенок назовет картинку, употребив правильный артикль, то учитель ее снимает и рисует крестик или нолик. Если предмет назван неверно, картинка возвращается на прежнее место. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество крестиков или ноликов.

  1.  
    1. Учитель читает детям рифмовку:

Une fille et un garçon,

Un cahier et un crayon,

Un livre et une table,

Un carnet et un cartable,

Un vase et une pomme,

Un carnet et une gomme.

Затем учитель просит детей вспомнить и назвать, правильно употребив артикль, слова, которые они услышали.

  1.  
    1. Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает картинки с изображением предметов, учащиеся по очереди называют слова: «C’est une/un …». Если ученик правильно называет слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.

    2. Игра «Магазин». На столе разложены предметы или картинки с их изображением. Каждый ученик подходит к столу и «покупает» у продавца выбранный предмет. Дети разыгрывают диалог:

- Bonjour.

- Bonjour.

- Donne-moi un stylo, s’il te plaît.

- Voilà!

- Merci. Au revoir.

- Au revoir.

Примечание: перед выполнением данного упражнения необходимо отработать отдельные реплики диалога.

  1.  
    1. Игра «Сборы в школу». Один ученик играет роль ребенка, другой его матери. Ребенок говорит, что идет в школу: «Salut, maman ! Je vais à l’école», - и становится к маме спиной. Мама отвечает: «C’est très bien», - и начинает помогать ребенку, подбирая разбросанные по столу школьные принадлежности. При этом, она произносит: Voilà un cartable, c’est un stylo, c’est un crayon et c’est une règle. После того как мама сложит в рюкзак все предметы, учитель спрашивает ребенка, что лежит у него в рюкзаке. Ребенок должен по памяти перечислить предметы.

Просмотров работы: 1340