ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Благушина Е.А. 1
1РГПУ им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из тенденций развития образования в мире явилось создание в странах независимых систем оценки качества образования, включающих национальные экзамены. Регулярно собираемая информация о состоянии образования в стране и тенденциях в изменениях, происходящих в образовании, создает основу для управления качеством образования страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке труда. В ходе восьмилетнего эксперимента по введению единого государственного экзамена реализовывалось одно из направлений модернизации российского образования, связанное с повышением доступности, качества и эффективности образования, итогом явилось введение Единого государственного экзамена в штатный режим с 2009 года.

Введение единого государственного экзамена, как формы проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), в штатный режим открыло новую страницу в истории педагогических измерений в России. Ежегодное проведение стандартизированного экзамена на всей территории страны обеспечивает сбор информации о состоянии образовательных достижений выпускников средней школы. Это позволяет получать регулярную информацию о качестве общего образования в стране и отдельных регионах и принимать обоснованные решения при наличии контекстных данных об особенностях образовательных учреждений и условиях организации учебного процесса. Среди причин, которые обусловили включение ЕГЭ, наиболее существенными являются следующие:

- обеспечение равных условий при поступлении в вуз (ссуз) и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные заданы и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Кроме этого, ЕГЭ проводится в условиях, максимально обеспечивающих достоверность результатов. Ответы на заданы части А и части В оцениваются с помощью компьютеров. Ответы на заданы части С проверяются независимыми экспертами.

- ЕГЭ призван служить улучшению качества образованы в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение.

Представляется возможным выделить следующие цели Единого государственного экзамена:

1. Формирование системы объективной и достоверной оценки качества общего образования школьников.

2. Повышение доступности высшего и среднего профессионального образования, обеспечение равных условий при поступлении в вузы и ссузы.

3. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

4. Повышение качества профориентационной работы в образовательных учреждениях.

5. Создание условий для повышения эквивалентности государственных документов о получении среднего (полного) общего образования.

6. Обеспечение государственного контроля и управления качеством общего образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

7. Преодоление учебной перегрузки выпускников-абитуриентов за счет сокращения числа экзаменов.

8. Получение объективной информации о качестве общего образования школьников, оказание помощи обучающимся в преодолении учебных затруднений и построении траектории личностного саморазвития.

Таким образом, выбор темы магистерской диссертации: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки к ЕГЭ по французскому языку учащихся 10-11 классов (раздел "Грамматика и лексика")» обусловлен изменениями образовательных стандартов, в которых одним из приоритетных направлений языкового образования признается его модернизация и информатизация. Однако на сегодняшний день существует противоречие между уровнем развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и уровнем теоретической и практической проработки проблем их использования в учебном процессе, в частности при подготовке к сдаче ЕГЭ по иностранному языку, а также между реальным уровнем подготовки учащихся общеобразовательных учреждений по иностранным языкам и требованиями к содержанию контрольно-измерительных материалов, применяемых в ходе ЕГЭ. Актуальность темы обусловлена и изменениями к формату проведения экзамена в 2015 году, а также тем, что согласно третьему варианту проекта стандартов для старшей школы в 2020 г. ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным предметом.

Анализ результатов ЕГЭ по иностранным языкам за 2008-2014 показал, что наиболее сложным разделом работы для большинства учащихся остается «Грамматика и лексика». Мы полагаем, что уровень сформированности грамматических и лексических навыков учащихся 10-11 классов повысится при условии: 1) оптимального соотношения очных и дистанционных форм обучения, включая формы самостоятельной деятельности; 2) постоянного мониторинга учебной деятельности старшеклассников, осуществляемого, в том числе, посредством ИКТ; 3) минимизации отрицательного влияния психологических особенностей старшеклассников на успешность сдачи ими ЕГЭ через обеспечение психологического сопровождения в рамках элективного курса и формирование соответствующих психотехнических навыков саморегуляции и самоконтроля.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке методики совершенствования грамматических и лексических навыков у учащихся 10-11 классов в процессе подготовки к ЕГЭ по французскому языку с использованием ИКТ.

Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:

  1. Разработать и теоретически обосновать концептуальные положения

интеграции ИКТ в процесс подготовки к ЕГЭ по ИЯ учащихся 10-11 классов.

2) Рассмотреть общую характеристику ЕГЭ по иностранному языку и раздела

«Грамматика и лексика», в частности.

3) Проанализировать лингвистические, технологические и психологические трудности при сдаче ЕГЭ с целью их минимизации.

3) Рассмотреть психологические особенности учащихся 10-11 классов и выявить их влияние на успешность сдачи ЕГЭ по иностранному языку.

4) Рассмотреть лингвопсихологические особенности грамматических и лексических навыков.

5) Разработать классификацию дистанционных форм самостоятельной работы учащихся 10-11 классов;

6) Разработать требования к информационно-образовательной среде, определить ее структуру и содержание.

7) Разработать и апробировать элективный курс “Готовимся к ЕГЭ по французскому языку (раздел “Грамматика и лексика”)”, представляющий собой модель интеграции очных и дистанционных форм обучения в учебный процесс. Основу данной модели составляет персональный веб-сайт, одной из целей которого является обеспечение поддержки самостоятельной работы учащихся на всех этапах познавательной деятельности.

Для реализации поставленных задач нами будут использованы следующие научные методы исследования: теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация научных положений по теме исследования; педагогическое проектирование; моделирование процесса внедрения ИКТ в организацию работы по ИЯ; экспериментальные - педагогическое наблюдение.

Просмотров работы: 1334