ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Благушина Е.А. 1
1РГПУ им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информатизация языкового образования предполагает интеграцию информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам. Для рассмотрения понятия “информационно-коммуникационные технологии обучения” необходимо сначала проанализировать понятия “технология обучения” и “информационные технологии”.

Согласно С. В. Титовой, технология обучения – это совокупность действий по реализации учебно-познавательной деятельности субъектов обучения, направленная на формирование у них определенной системы знаний и умений. Она подчинена определенным целям и задачам и включает в себя следующие составляющие: содержание, методы, средства обучения и формы учебного процесса [1, с.13]. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами [2, с. 178].

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии представляют собой комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, методы взаимодействия людей с вычислительной техникой и производственным оборудованием, их практические приложения, а так же социальные, экономические и культурные аспекты данной проблемы.

И. В. Роберт под ИКТ понимается деятельность, направленную на сбор, обработку, применение и передачу информации, осуществляемую субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функционирующее на базе средств ИКТ) и обеспечивающую психолого-педагогическое воздействие, ориентированное:

  • на развитие творческого потенциала индивида;

  • на формирование, развитие и закрепление системы знаний определенной предметной области;

  • на формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности по изучению закономерностей предметной области;

  • на поддержку и развитие системности мышления обучаемого;

  • на реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

На наш взгляд, наиболее полное определение ИКТ представлено С.В. Титовой, которая рассматривает информационные технологии как технологии, основанные на базе как компьютерной техники, так и современных средств связи (электронная почта, форумы, чаты, теле – и видеоконференции, блоги и т.д.), поэтому на современном этапе представляется целесообразным использовать термин информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [1, с.12].

Как считают многие исследователи (Г. А. Абумова, В. П. Беспалько, А. П. Аношкин, С. А. Маврин, В. И. Андреев и др.), ИКТ создают принципиально новую систему в обучении. Они усиливают индивидуализацию обучения, учебные заведения становятся по настоящему открытой образовательной системой для внешнего мира, т. к. обучающиеся получают доступ к объемным массивам информации, они оказываются лишь перед выбором необходимой им информации в соответствии с их целями, которые ставит и корректирует учитель. В контексте изучаемой проблемы представляется значимым мнение В.И. Андреева, который отмечает, что ИКТ принципиально изменяют образ мышления учителя и обучающихся, делая их соучастниками информатизационного поиска актуальной для каждого из них информации (В. И. Андреев). [3, c. 9-10]

В структуру ИКТ входят: концептуальная основа; содержательная часть (цели и содержание обучения); процессуальная и организационная части (методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя, управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса), которые используются на основе средств информатизации [19, c.33]. Таким образом, ИКТ включают организацию и управление учебным процессом и познавательной деятельностью учащихся с использованием компьютерной техники, программного и методического обеспечения, коммуникационной образовательной среды для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов.

Для определения возможностей использования ИКТ в образовательной среде, необходимо рассмотреть их дидактические свойства. Исчерпывающий анализ данной проблемы представлен в работах П.В. Сысоева, который выделяет следующие дидактические свойства ИКТ:

  • многоязычие и поликультурность;

  • многоуровневость;

  • многожанровость;

  • мультимедийность информации;

  • гипертекстовая структура документов;

  • возможность создания личной зоны пользователя;

  • возможность организации синхронного и асинхронного общения;

  • возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль [4].

Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе оказывает значительное влияние на формы и методы представления учебного материала, на характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и соответственно на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ИКТ не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ИКТ в учебном процессе и применять их там, где они более эффективны, чем обычные педагогические технологии. В этом направлении активно работает электронная/ компьютерная лингводидактика – область лингводидактики, изучающая теорию и практику использования компьютерных и сетевых технологий в обучении языку. Однако приходится констатировать, что уровень внедрения ИКТ на занятиях по иностранному языку в учебных заведениях различного профиля остается недостаточно высоким. По мнению многих исследователей, внедрению ИКТ мешает недостаточная осведомленность учителей и преподавателей об их дидактических возможностях, слабая техническая оснащенность учебных заведений, а также незначительная потребность в использовании ИКТ в рамках методик, предлагаемых авторами учебных программ и пособий по иностранному языку.

В свою очередь, под средствами ИКТ понимается, согласно И. В. Роберт, программные, программно - аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных». [5, c. 4–6, c.4]

Наибольший интерес с точки зрения интеграции ИКТ в процесс обучения представляют образовательные средства ИКТ, которые включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Важным вопросом для рассмотрения в ходе исследования является классификация образовательных средств информационно-коммуникационных технологий. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

  1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

  1. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

  • поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

  1. По типу информации: электронные и информационные ресурсы

  • с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно - и учебно-методические материалы);

  • с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные практикумы, символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, синхронизированные аудиообъекты);

  • с аудио- и видеоинформацией (аудио - видеообъекты, предметные экскурсии);

  • с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

  1. По видам обрабатываемой информации, включающее информационные технологии, ориентированные на обработку данных (системы управления базами данных, алгоритмические языки, табличные процессоры), текстов (текстовые и гипертекстовые процессоры), знаний (экспертные системы), образов объектов реального мира (средства мультимедиа, гипермедиа и др.);

  2. По типу пользовательского интерфейса, включающее информационные технологии с командным, графическим (WIMP: Windows — экранное окно, Image — пиктограмма на экране, Menu — экранное меню, Pointer — курсор мыши), интеллектуальным (SILK: Speech — речь, Image — сложные экранные изображения, Language — формализованный или естественный язык общения, Knowledge — знания) интерфейсами.

Представляется целесообразным объединить все перечисленные образовательные средства ИКТ в три группы, а именно:

• технологии, использующие цифровые образовательные ресурсы на основе динамического гипертекста, которые позволяют реализовать дифференцированный подход в обучении, повысить усвоение материала благодаря наглядности представляемой информации, провести диагностику обучаемого, на основе чего выбрать оптимальный алгоритм изучения предмета.

• мультимедиатехнологии (от англ. multimedia — многокомпонентная среда), позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме. Сюда же можно отнести виртуальную реальность (от англ. virtual reality — возможная реальность) — новую технологию неконтактного информационного взаимодействия, создающую с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в виртуальном мире в реальном времени.

• технологии дистанционного обучения, среди которых основными являются: кейсовая, интернет-технология (в частности, Веб 2.0), телевизионно-спутниковая.

Рассмотрим более подробно Интернет-технологии. Вслед за Сысоевым П.В. и Евстигнеевым М.Н., под Интернет-технологиями мы будем понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов Веб 2.0, которые позволяют широкому кругу посетителей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями и соавторами [4]. Таким образом, под Веб 2.0 понимают комплексный подход к организации, реализации и поддержке Веб-ресурсов, особенностью которого является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной проверке содержания за счет группового взаимодействия. Реализация и успешное функционирование обучения с применением технологий Веб 2.0 возможно при наличии основополагающих условий, к которым мы относим наличие:

- информационной культуры у педагога и учащихся;

- устойчивой мотивации учащихся к использованию Веб 2.0 в учебной деятельности;

- психологической грамотности и готовности педагога и учащегося к использованию Веб 2.0;

- компьютерной безопасности процесса обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. Текст. / C.B. Титова-М.: 2009.- с.240

  2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

  3. Зуева, И. Е. Коммуникативно-ориентированная методика обучения младших школьников лексической стороне речи (на материале немецкого языка) Текст. / И. Е. Зуева: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. Нижний Новгород, 2009. - 246 с.

  4. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции// http://rus.neicon.ru:8080/xmlui/bitstream/handle/123456789/4620/97_17-120.pdf?sequence=1

  5. Роберт И. В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. № 12. 2002.- c. 4–6.

Просмотров работы: 5583