ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «КОРУНД» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «КОРУНД»

Путятинская Ю.В. 1, Дьяконова А.Р. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на состояние финансовой устойчивости предприятия велико.

Вопросы дебиторской и кредиторской задолженностей имеют очень большое значение для предприятий, функционирующих в условиях рынка, т. к. умелое и эффективное управление этой частью текущих активов является неотъемлемым условием поддержания требующегося уровня ликвидности и платежеспособности. Управление дебиторской и кредиторской задолженностями необходимо как при формировании имиджа надежного заемщика, так и с точки зрения обеспечения эффективной текущей деятельности предприятия.

Стоит рассмотреть различные мнения авторов по поводу управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии, а затем выявить наиболее подходящую методику управления на конкретном предприятии, а именно ООО «Корунд».

С целью управления дебиторской задолженностью О.Н. Ремизова предлагает обратить внимание на следующие меры:

- пересмотр структуры и ассортимента производимой продукции, отказ от производства тех товаров, которые не пользуются спросом;

- проведение постоянной работы по повышению конкурентоспособности производимой продукции;

- увеличение оборачиваемости текущих активов, запасов, денежных средств, а также дебиторской задолженности;

- повышение эффективности управления дебиторской задолженностью с использованием контроля за ней, пересмотр условий и сроков расчетов по отношению к неплательщикам, а также применение договоров уступки-требования, продажа долгов третьим лицам и т.д.

К. Завьялов считает, что между дебиторской и кредиторской задолженностями должно существовать определенное равновесие, так как при превышении дебиторской задолженности над кредиторской отвлекаются средства из оборота, а в противном случае привлекаются средства своих партнеров с целью получения прибыли.

В отношении кредиторской задолженности, основные методы управления заключаются в следующем:

- выработка четкой стратегической линии в отношении характера привлечения и использования заемного капитала;

- определение наиболее приемлемых тактических подходов, выявление потенциальных возможностей привлечения заемных средств;

- для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее «плановые» характеристики;

Одной из главных проблем учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами является присутствие риска, связанного с возможной неплатежеспособностью покупателя.

С целью практического исследования вопроса рассмотрим состав дебиторской задолженности ООО «Корунд» за 2011-2013 годы, в таблице 1.

Таблица 1 Состав дебиторской задолженности ООО «Корунд»

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. в % абсолютный прирост

2013 г. в % к 2011 г. относительный прирост

Дебиторская задолженность

8095

16720

14962

68,67

0,02

За анализируемый период дебиторская задолженность увеличилась почти в три раза, увеличение составило 6867 тыс. руб. или 84,8 %. Но если сравнивать с предыдущим годом, то есть с 2012, то дебиторская задолженность уменьшилась на 1758 тыс. руб., это означает, что количество дебиторов уменьшается, либо суммы долгов со стороны дебиторов понизились.

Анализ динамики кредиторской задолженности проведем в таблице 2.

Таблица 2 Состав кредиторской задолженности ООО «Корунд»

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. к 2011 г. +/-

2013 г. в % к 2011 г.

Кредиторская задолженность всего

9199

19573

16569

7370

80,1

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

7650

15757

13732

6082

79,5

Расчеты с покупателями и заказчиками

731

1929

1246

715

70,5

Расчеты по налогам и сборам

229

331

330

101

44,1

Расчеты с персоналом по оплате труда

557

523

558

1

0,12

Расчеты с подотчетными лицами

6

6

5

-1

-16,7

Расчеты с учредителями

0

960

414

414

-

Расчеты с прочими кредиторами

22

67

284

262

1190,9

Наибольший удельный вес в составе кредиторской задолженности занимают расчеты с поставщиками и подрядчиками. Они занимают 82,9 % от всей суммы кредиторской задолженности. За три года данный показатель увеличился больше 2 раз, увеличение составило 6082 тыс. руб.

Незначительные увеличения прослеживаются в расчетах по налогам и сборам, в расчетах с персоналом по оплате труда и в расчетах с подотчетными лицами. В 2011 году не было такого показателя, как расчеты с учредителями, а к 2013 году уже составили 414 тыс. руб., и занимают 5,6% доли всей кредиторской задолженности.

Для анализа состояния кредиторской и дебиторской задолженности используются коэффициенты оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности, относящиеся к группе показателей деловой активности.

Рассчитаем оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности ООО «Корунд» за 2012 и 2013 года, в таблице 3.

Таблица 3 Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности

ООО «Корунд»

Показатели

2012 год

2013 год

2013 г. к 2012 г.

2013 г. к 2012 г., %

Оборачиваемость кредиторской задолженности

9,19

5,68

-3,51

-38,2

Оборачиваемость дебиторской задолженности

10,65

6,47

-4,18

-39,25

Период оборота кредиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию поставщиками. Чем он больше, тем активнее предприятие финансирует текущую производственную деятельность за счет непосредственных участников производственного процесса (за счет использования отсрочки оплаты по счетам, нормативной отсрочки по уплате налогов и т.д.). За изучаемый период оборачиваемость кредиторской задолженности снизилась на 3,51 или на 38,2%. Уменьшение данного показателя говорит о том, что скорость оплаты предприятием собственной задолженности перед поставщиками и подрядчиками снизилась, т.е. предприятие погашает среднюю величину своей кредиторской задолженности в год на 3,51 меньше.

Период оборота дебиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям. Оборачиваемость дебиторской задолженности в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилась на 4,18 руб. или на 39,25%. Положительным фактором считается, что оборачиваемость кредиторской задолженности немного ниже оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть показатель меньше на 0,79.

Конкретно для данного предприятия хотелось бы предложить методику рейтинговой оценки заказчика, т.к. ООО «Корунд» часто сталкивается с тем, что после проведения работ дебитор просто не в состоянии расплатиться.

Метод рейтинговой оценки заемщика(заказчика) должен включать следующие этапы:

- формирование информационной базы анализа кpедитоспособности;

- оценка достоверности представленной информации;

- предварительная оценка потенциального заемщика;

- обработка полученной информации;

- сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;

- качественный анализ финансовых коэффициентов;

- определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;

- расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заемщика;

- присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;

- заключение (вывод) по итогам оценки кpедитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кpедита .

Предложенная методика рейтинговой оценки заказчика позволяет компании на стадии заключения договора о выполнении строительно-монтажных работ выявлять ненадежных заказчиков, присваивая им соответствующий кредитный рейтинг. Использование данной методики, обеспечит строительной организации возможность эффективно управлять кредитными рисками, своевременно проводя оценку финансового состояния заказчика. Кроме того, применение рейтинговой оценки контрагентов позволяет строительной организации ранжировать заказчиков по степени их платежеспособности и дисциплинированности для выбора наиболее приоритетных проектов своей деятельности.

Просмотров работы: 1964