ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них. Она необходима по различным причинам – но, так или иначе, каждый руководитель сталкивается с проблемой её проведения. Ведь не зная стоимости достаточно сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или покупке прав собственника. Говоря более простым языком, стоимость бизнеса является отражением результатов её деятельности.

Многи компании по оценке бизнеса выделяют факторы особенности бизнеса, как товара:

  • Бизнес является инвестиционным товаром, поскольку вложения в него осуществляются с целью возвращения средств и покрытия рисков в будущем. Расходы на бизнес и получение доходов с него различны по времени. Следует учитывать, что сумма ожидаемой прибыли неизвестна, а при оценке носит достаточно вероятностный характер, и поэтому инвестору также следует учитывать риск неудачи – вложенные инвестиции канут в лету, или же вернутся, но не покроют все риски. Если же бизнес, по своей доходности с учетом времени их получения меньше, чем издержки на его приобретение, то он теряет инвестиционную привлекательность. Таким образом, при оценке бизнеса текущая стоимость будущих доходов, которые вероятно получит инвестор, представляет собой рыночную стоимость.

  • Бизнес – это система, но на рынке вполне может быть реализована, как весь комплекс, так и отдельными подсистемами или даже элементами. Фактически, товаром можно назвать даже не весь бизнес, как таковой, а отдельные составляющие этого единого целого

  • Доходность, инвестиционность и потребность в бизнесе зависят от постоянно изменяющихся процессов, происходящих не только внутри самого бизнеса – но и во внешней среде. Так, нестабильность в государственной экономике может привести бизнес к неустойчивости – с другой же стороны, нестабильность бизнеса может привести к созданию нестабильности на рынке, в отрасли. Таким образом, возникает необходимость в постоянном регулировании бизнеса – при этом, качественным и квалифицированным. Это также учитывается при оценке бизнеса.

  • Так как бизнес оказывает существенное влияние на рынок и отрасль – он воздействует на государственную экономику. Поэтому важно, что бы государство также предпринимало шаги по регулированию бизнеса – в некоторых случаях формировало цены на бизнес. Особенно это касается тех предприятий, у которых есть доля государства в капитале.

Существует три основных подхода, которые используют компании для оценки бизнеса: доходный, затратный и сравнительный.

Доходный подход. Предполагает установление стоимости бизнеса или его части путем расчета текущей стоимости ожидаемой прибыли. Т.е. доход и прибыль бизнеса рассматривается как основополагающий фактор, который и определит величину стоимости бизнеса. Чем больше доход, тем выше стоимость – при этом, ожидаемый доход рассчитывается с имущественного комплекса бизнеса, перспектив развития компании, общеэкономических факторов, отраслевых зависимостей, прошлых результатов ведения бизнесе, времени получения выгод и рисков, связанных с ведением бизнеса и получением прибыли, стоимости денег в зависимости от времени. Доходный метод является целесообразным при возможности прогнозирования будущих доходов.

Сравнительный подход. Он предусматривает сравнение оцениваемого бизнеса с аналогичными бизнесами, которые были реализованы на открытом рынке при конкуренции и прочих равных условиях. Источниками информации для применения данного подхода в оценке бизнеса являются открытые фондовые рынки, предыдущие сделки с активами рассматриваемого бизнеса, а также рынок поглощений.

Преимуществом данного подхода является то, что действительная стоимость будет отражать результаты деятельности компании, а цена сделки – ситуацию на рынке. Недостатком то, что он не учитывает стоимость предприятия в будущем, а из-за слабого развития фондового рынка в России существуют трудности в определении аналогичного предприятия.

Затратный подход. Он рассматривает оценку стоимости бизнеса с точки зрения понесенных расходов. Как правило, балансовая стоимость активов далеко не является определением рыночной стоимости. И поэтому задачей оценки бизнеса первоначально состоит в их тщательной переоценке. Затем из полученного показателя вычитается текущая стоимость обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала предприятия.

Оценка бизнеса осуществляется в несколько этапов:
  1. Сбор информации об объекте оценки, анализ достоверности и документальное подтверждение всех собранных данных;

  2. Анализ и изучение рынка, на котором функционирует бизнес. Рассмотрение аналогичных имущественных комплексов, способных приносить доход, на рынке;

  3. Проведение расчетов посредством подходящих для поставленной цели подходов и методов по оценке бизнеса;

  4. Согласование результатов, полученных путем проведения различных подходов и методов;

  5. Составление отчета об оценке бизнеса, в котором оценочная компания интепретирует полученные результаты и простым, понятным образом объясняет весь ход процедуры оценки бизнеса. Также в отчете содержатся использованные экспертами в ходе оценки материалы, а также их выводы касательно выведенной стоимости бизнеса. Отчет является важным документом, который также может быть использован в суде для защиты своих интересов.

Просмотров работы: 969