ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ВОДИТЕЛЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ВОДИТЕЛЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Яхина Т.М. 1, Красникова Д.А. 1
1Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно исследованиям, психофизиологические качества водителей во многом оказывают влияние на безопасность работы системы. Одним из наиболее значимых параметров является темперамент.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Различают четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Движение транспортных средств в потоке очень часто происходит в условиях затрудненного движения или транспортного затора, возникающего в пиковые часы на перекрестках и магистралях городов. Подобные условия приводят к ухудшению состояния водителя из-за временного расстройства его некоторых психических и психологических функций. В зависимости от темперамента водители по-разному реагируют на пребывание в транспортном заторе. Проведенный кластерный анализ в работе [1] показал, что все водители делятся на два кластера. В первый относятся водители с флегматическим типом нервной системы. Во второй - водители со всеми остальными типами нервной системы и их комбинациями.

Влияние пребывания в транспортном заторе на состояние водителей рассматривается в научных работах разных авторов, в частности в работах [1,2]. Наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на функциональное состояние водителя во время движения, представлены в работе [2]. Данные факторы выявлены в результате проведения анкетирования среди водителей. Наиболее значимым фактором, отрицательно влияющим на функциональное состояние водителя, оказался транспортный затор.

Функциональное состояние водителя оценивается путем математического анализа сердечного ритма водителя и определения показателя активности регуляторных систем (ПАРС) по методу профессора Баевского Р.М. Значения ПАРС выражаются в баллах от 1 до 10. Анализ значений ПАРС дает возможность выделить пять функциональных состояний[2]:

1. Состояние оптимального напряжения регуляторных систем, необходимое для поддержания активного равновесия организма со средой (норма, ПАРС = 1-2). Такое состояние является оптимальным для эффективного осуществления трудовой деятельности.

2. Состояние умеренного напряжения регуляторных систем, когда для адаптации к условиям окружающей среды организму требуются дополнительные функциональные резервы (ПАРС=3-4). Данные состояния могут возникнуть в процессе адаптации к трудовой деятельности, при эмоциональном стрессе или при воздействии неблагоприятных экологических факторов.

3. Состояние выраженного напряжения регуляторных систем, которое связано с активной мобилизацией защитных механизмов, в том числе повышением активности симпатико-адреналовой системы и системы гипофиз-надпочечники (ПАРС = 4-6). Такие состояния могут возникнуть в форс-мажорных обстоятельствах и при эмоциональном напряжении.

4. Состояние перенапряжения регуляторных систем, для которого характерна недостаточность защитно-приспособительных механизмов, их неспособность обеспечить адекватную реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды. Здесь избыточная активация регуляторных систем уже не подкрепляется соответствующими функциональными резервами (ПАРС = 6-8). Данные состояния могут возникнуть при наличии заболеваний и воздействии отрицательных факторов внешней среды.

5. Состояние истощения (астенизации) регуляторных систем, при котором активность управляющих механизмов снижается (недостаточность механизмов регуляции) и появляются характерные признаки патологии. Здесь специфические изменения отчетливо преобладают над неспецифическими (ПАРС = 8-10).

Существует несколько математических моделей, отражающих взаимосвязь темперамента водителя и его поведения в транспортном заторе.

Модель для водителя-меланхолика представлена в виде:

Пк = 0,013Вв +0, 065Тз + 0,913Пн, (1)

где Пк - ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;

Вв - возраст водителя, лет;

Тз - длительность транспортного затора, мин;

Пн - ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.

Для водителя-холерика:

Пк = 0,009Вв + 2,045ln(Тз / Пн) + 0,848Пн, (2)

где Пк - ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;

Вв - возраст водителя, лет;

Т3 - длительность транспортного затора, мин;

Пн - ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.

Для водителя-флегматика:

Пк = - 0,396 Ц /У + 0,066Тз + 1,067Пн, (3)

где Пк - ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;

Ц /У - отношение цены нового автомобиля к удельной мощности двигателя, тыс. у.е./(кВт/ч);

Тз - длительность транспортного затора, мин;

Пн - ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.

Для водителя-сангвинника:

Пк = 0,009Вв +1, 372ln(Тз / Пн) + 0,939Пн, (4)

где Пк - ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;

Вв - возраст водителя, лет;

Тз - длительность транспортного затора, мин;

Пн - ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.

Проведение исследований показало разницу влияния транспортного затора на водителей разных темпераментов. Пребывание в транспортном заторе оказывает наибольшее отрицательное влияние на водителей-холериков и на водителей-сангвинников. На водителей остальных темпераментов транспортный затор не оказывает значимого влияния.

Для подтверждения данной теории произведем расчет для водителей одного из предприятий г.Саратова. Средний возраст водителей составляет 35 лет. Примем в расчетах длительность транспортного затора Тз = 15 мин, ПАРС при входе в транспортный затор Пн = 5 баллов.

Для водителей-меланхоликов:Пкм = 0,013*35+0,065*15+0,913*5 = 6Для водителей-холериков:Пкх = 0,0009*35+2,045*ln(15/5)+0,848*5=6,5Для водителей-флегматиков:Пкф= -0,396*(820/120)+0,066*15+1,067*5 = 3,6Для водителей-сангвиников:Пкс = 0,009*35+1,372*ln(15/5)+0,939*5=6,5

Также была установлена взаимосвязь между временем реакции водителя и изменением его функционального состояния.

Тр = 0,029 + 0,022(Пк - Пн)2 (5)

где Тр - изменение времени реакции водителя, с;

Пк - ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;

Пн - ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.

Трм= 0,029 + 0,022(6 - 5)2= 0,051с

Трф = 0,029 + 0,022(3,64 - 5)2 = 0,069 с

Время реакции водителя-сангвинника:

Тр=0,029+0,022(0,009Вв+1,372ln(Тз/Пн)-0,061Пн)2. (6)

Трс = 0,029+0,022(0,009*35+1,372ln(15/5)-0,061*5)2 = 0,078с

Время реакции водителя-холерика:

Тр=0,029+0,022(0,009Вв+2,045ln(Тз/Пн)-Пн)2-0,152Пн)2. (7)

Тр=0,029+0,022(0,009*35+2,045ln(15/5)-5)2-0,152*5)2 = 0,09с

Экспериментальные исследования также позволяют определить характер изменения времени реакции водителей разных темпераментов после выхода из транспортного затора. Здесь также прослеживается зависимость времени реакции от темперамента: наименьшее время реакции у водителей-меланхоликов, а наибольшее у холериков. Однако, существуют исследования, подтверждающие, что на первой половине участка пути между перекрестками, время реакции водителя-холерика больше, а на втором участке – меньше [2].

Это свидетельствует о появлении опасных зон на участках транспортной сети, где имеет место высокий уровень вероятности возникновения ДТП и, соответственно, снижается уровень безопасности дорожного движения. Вследствие этого в процессе разработки технологии организации дорожного движения требуется принимать во внимание факторы, ухудшающие функциональное состояние водителей-сангвинников и водителей-холериков, от которых безопасность дорожного движения зависит в большей степени.

Таким образом, можно сделать вывод, что темперамент водителя оказывает влияние на время его реакции и поведение на дороге, что сказывается на плотности транспортного потока и безопасности дорожного движения. С учетом темперамента, следует выбирать водителей-флегматиков или меланхоликов, поскольку изменения в их функциональном состоянии меньше всего влияют на безопасность дорожного движения.

Литература

1 Ефремов, Б.Д. Методы оценки профессиональных качеств водителей автомобилей / Б.Д. Ефремов, Ю.В. Оверин. – Технико-технологические проблемы сервиса. №16. т.2. – 2011. 2 Крамарова, М. И. Роль темперамента водителя в обеспечении безопасности дорожного движения / М. И. Крамарова. – Технологический аудит и резервы производства. №1(7). Т.5. – 2012.

Просмотров работы: 2519