ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приказом Министерства культуры РФ от 25.05.2006 № 229 утверждены Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов [1], разработанные на основе Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Методические указания подготовлены с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [3].

Муниципальные организации культуры традиционно представлены: библиотеками, объединенными в централизованные библиотечные системы; клубами различных типов (дома и дворцы культуры, сельские клубы, центры культуры и досуга, национально-культурные центры, дома народного творчества, дома ремесел, дома фольклора, молодежные культурные центры, передвижные центры культуры и досуга); краеведческими и мемориальными музеями; детскими школами искусств, музыкальными, художественными и хореографическими школами; парками культуры и отдыха; кинотеатрами и киноконцертными залами; выставочными залами и галереями; муниципальными творческими коллективами (хор, оркестр, хореографический коллектив и др.).

В силу географических особенностей нашей страны и слабой коммуникационной инфраструктуры муниципальные учреждения культуры являются единственными структурами, обеспечивающими конституционные права граждан на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным благам.

Преимущество муниципальных учреждений культуры перед другими организаторами заключается в системной практике создания культурной среды, в сохранении и преумножении культурных традиций и местной идентичности, в создании условий для социальной интеграции местного сообщества. Муниципальные организации культуры создают комплексные услуги по обеспечению культурного досуга в массовых, интерактивных и индивидуальных формах.

Базовым элементом создания услуг муниципальных учреждений культуры являются самодеятельные объединения граждан по всем направлениям творческой и социокультурной деятельности. Концерты, театральные спектакли, выставки художников и мастеров декоративно-прикладного творчества обеспечиваются на муниципальном уровне силами участников самодеятельных творческих коллективов и в силу этих особенностей имеют достаточно высокую экономическую эффективность.

По итогам Всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения в муниципальных образованиях учреждения культуры позиционируются как центры информации, общения и социальных инициатив. На основании репрезентативной выборки 87% опрошенных считают муниципальные учреждения культуры основным источником культурной деятельности и организации досуга [1].

Анализ Свердловского областного законодательства о культуре, региональных программ развития культуры, нормативных документов других субъектов Российской Федерации по вопросам культуры позволяет сделать вывод о том, что муниципальные учреждения культуры позиционируются руководителями органов власти и управления субъектов федерации и муниципальных образований как фактор экономического развития и социальной стабильности.

Согласно российскому законодательству к числу областей культурной деятельности регулируемых видов относится: народная культура во всех ее проявлениях, таких, как фольклор, обычаи и обряды; художественные народные промыслы и ремесла; самодеятельное (любительское) народное творчество; музейное, библиотечное и архивное дело; охрана и использование памятников истории и культуры; сценические, музыкальные и другие виды и жанры искусства; эстетическое воспитание и художественное образование; книгоиздание, иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. Все указанные виды деятельности в настоящее время осуществляются муниципальными организациями культуры.

Определение порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, в том числе в сфере культуры, является компетенцией представительного органа муниципального образования (п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) [2].

Полномочия, определенные муниципальным образованиям в сфере культуры, могут быть реализованы ими путем создания организаций культуры различных типов и организационно-правовых форм, а также путем содействия иным организаторам за счет средств бюджета муниципального образования.

Принятие решения о создании организации культуры должно исходить из наличия находящегося в муниципальной собственности имущества, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ [2].

Расходы на содержание организаций культуры, обслуживающих интересы муниципальных образований, могут быть предусмотрены в составе финансовой помощи субъекта РФ муниципальному образованию.

В условиях разграничения полномочий между органами местного самоуправления важнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики ее организационной структуры и создания услуг культуры, досуга и массового отдыха населения.

Задача, поставленная утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 25.05.2006 № 229 Методическими указаниями, заключается в создании системы управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры. Управление является одним из ресурсов перспективного развития любой деятельности. В то время как ликвидация, несоответствие полномочий, функций, ресурсов органам управления может самым негативным образом сказаться на обеспечении процессов развития культуры, и, прежде всего, на процессе производства и распространения культурных благ [1].

На текущий период можно условно выделить пять моделей управления муниципальными объектами культуры.

Первая модель – управления культуры, обладающие доверенностью от районных Комитетов по управлению муниципальным имуществом (далее – КУМИ) на оперативное управление объектами культуры, осуществляющие финансирование организаций культуры, использующие средства от аренды объектов в качестве дополнительного дохода бюджета культуры. Вторая модель – управления культуры, не обладающие правами управления недвижимостью, так как эти права напрямую делегированы учреждениям от КУМИ, являющихся совместно с управлением культуры учредителями организаций культуры. Финансирование коммунальных расходов в этом случае идет через управление культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в КУМИ. Третья модель – управления культуры, наделенные правами оперативного управления объектами недвижимости организаций культуры, не обладающих статусом юридического лица, и одновременно совместно с КУМИ являющиеся учредителями организаций культуры со статусом юридического лица. Финансирование коммунальных расходов при этом осуществляется через управление культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в КУМИ. Четвертая модель – управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы объектов культуры, находящихся как в собственности районных КУМИ, так и в собственности сельских администраций. Пятая модель – управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы учреждений культуры, расположенных в арендованных помещениях других собственников, в том числе бывших профсоюзных зданиях [1].

Характерным недостатком действующих моделей управления муниципальной сетью учреждений культуры явились противоречия между полномочиями органа власти и реальными источниками финансирования его деятельности.

Согласно приказу Министерства культуры РФ от 25.05.2006 № 229 роль органа управления культурой муниципального уровня должна заключаться в создании системы взаимодействия органов власти и управления различных уровней, а также условий саморазвития и партнерства с общественными организациями в осуществлении культурной политики [1].

В целях эффективного использования бюджетных средств, а также во избежание дублирования в работе возможно объединение управлений культуры.

Анализ утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 25.05.2006 № 229 документов позволяет выделить ряд функций управлений культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов. Это: 1) функция обеспечения государственной культурной политики – реализуется через систему муниципального заказа на библиотечное обслуживание через сеть библиотек; на художественное и эстетическое воспитание – через сеть детских школ искусств, детских муниципальных школ; на сохранение материального культурного наследия – через сеть музеев и отдельных памятников истории и культуры; на сохранение нематериального культурного наследия, развитие любительского творчества и досуга – через сеть учреждений клубного типа, парков культуры и отдыха, кинотеатров, других учреждений и организаций; 2) функция стратегического развития и программного планирования предусматривает разработку и реализацию программ развития культуры муниципального образования; 3) функция ресурсного обеспечения и контроля предусматривает аккумулирование финансовых, материальных, информационных иных ресурсов; 4) функция правового обеспечения организаций (учреждений) культуры; 5) функция координации деятельности и взаимодействия со структурами, осуществляющими социальные мероприятия, реализуется через проекты, направленные на: сохранение традиций, развитие любительского искусства и ремесел (фестивали, выставки, коллективы со званием «народный»); поддержку социально незащищенных слоев населения; поддержку общественных инициатив (экологические движения, женские клубы, движения «за здоровый образ жизни»); патриотическое воспитание [1].

Структура органов управления культурой муниципальных образований, их штатная численность может иметь прямую зависимость от количества подведомственной сети и ее функциональной сущности. Ресурсное обеспечение должно предусматривать такие статьи расходов, как содержание работников, оборудование и автотранспорт, затраты на информацию, в том числе Интернет, на проработку управленческих решений, повышение квалификации.

Кроме непосредственной организации учреждений культуры, органы местного самоуправления могут реализовать свои полномочия в сфере культуры путем поощрения через ценовую политику деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию ремеслами; помогать предоставлением на льготных условиях имущества и земли негосударственным организациям культуры.

Источники

1. Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов: [утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.05.2006 № 229]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2006. – № 1. – Ст. 10.

Просмотров работы: 2816