УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р утверждена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг. [1].

Концепция дает характеристику ситуации в области образования в сфере культуры и искусства. В частности, в документе отмечается, что сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем, обусловленных внесением изменений в законодательство Российской Федерации. Функции по выработке государственной политики в области образования отнесены к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации.

Однако основной массив существующих нормативных актов не учитывают в достаточной мере специфику образования в сфере культуры и искусства. Необходим последовательный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования.

Реализация Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг. направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития Российского государства, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии и сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и деятелей киноискусства.

Целями Концепции являются:

обеспечение условий для эффективного развития и модернизации отечественной системы образования в сфере культуры и искусства в соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства и стратегическими задачами социально-экономического развития России;

обеспечение устойчивого бескризисного развития образовательных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

обеспечение гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства;

повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования;

создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи.

Специфика профессионального образования в сфере искусства проявляется уже при приеме абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента являются необходимым, но не определяющим элементом. Законодательством Российской Федерации по направлениям подготовки, требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, предусмотрены испытания творческой направленности как дополнительные по отношению к единому государственному экзамену. В сфере искусства именно они являются основными, поскольку позволяют выявить у абитуриентов необходимые творческие способности, умения и физические данные.

Освоение образовательных программ в сфере искусства в малой степени связано с изучением научных дисциплин и базируется на творческих способностях, данных человеку природой. Образовательный процесс у музыкантов-исполнителей, артистов театра и кино, танцовщиков и художников начинается чаще всего с детского возраста и должен быть непрерывным, поскольку связан с сугубо практическим чувственным, физическим и интеллектуальным постижением обучающимся сути осваиваемого вида искусства, раскрытием психофизических возможностей личности, тренировкой своего тела и психики, выработкой комплекса психофизических качеств, необходимых для самореализации в выбранной профессии.

Общие для всех образовательных учреждений в сфере культуры и искусства специфические особенности предопределяют необходимость выработки для них особых лицензионных требований и критериев государственной аккредитации.

По большинству направлений подготовки в области музыкального, изобразительного, хореографического и циркового искусств начало профессиональной подготовки начинается в раннем возрасте в силу требований этих искусств к психофизиологии обучающегося.

Задачу ранней профессионализации призваны решать детские школы искусств, функционирующие сегодня в рамках дополнительного образования детей, а также хореографические, цирковые училища и специальные музыкальные и художественные школы (колледжи).

Дети, имеющие ярко выраженные способности в области музыкального, хореографического и изобразительного искусств, могут реализовать образовательные программы I и II уровней непрерывно в музыкальных, хореографических и художественных школах (колледжах) – образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными заведениями и реализующих интегрированно образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

В области вокального искусства профессиональные способности могут проявиться в более позднем возрасте, что обусловлено физиологическими особенностями организма. В такой ситуации последовательное прохождение I и II уровней может быть исключено, но при этом для определения уровня способностей поступающих, а также с целью предоставления базовых знаний, необходимых для обучения в образовательном учреждении, важно создать условия для обучения таких студентов на подготовительных отделениях.

Необходимо комплексное решение проблем образования в сфере культуры и искусства. В сфере культуры и искусства функционирует около 5,5 тыс. детских школ искусств, 260 учреждений среднего профессионального образования и 68 образовательных учреждений высшего образования.

Руководители и преподаватели этих образовательных учреждений несут ответственность за сохранение и передачу новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства. При этом ни в одном нормативном документе не отражена специфика образования в сфере культуры и искусства, а совокупность образовательных учреждений отрасли культуры и искусства не рассматривается как единая система. Принятие Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг.с целью выработки единой государственной политики в области сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства позволит привлечь к ее реализации все заинтересованные субъекты Российской Федерации.

Решение проблем художественного образования в целом требует согласованных между всеми органами государственной власти и местного самоуправления организационно-управленческих действий, основными из которых являются:

формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне необходимой для развития российского общества;

усиление роли предметов художественно-эстетического профиля на всех ступенях общего образования, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусств;

восстановление, сохранение и развитие национальных хоровых традиций и других форм приобщения к искусству в общеобразовательных учреждениях;

непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей и новых тенденций в развитии российской художественной культуры и мирового опыта;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Эффективность реализации настоящей Концепции оценивается по следующим направлениям:

соответствие структуры подготовки специалистов в сфере культуры и искусства потребностям государства и требованиям рынка труда;

расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи в сфере культуры и искусства;

сохранение сложившейся национальной системы подготовки профессиональных кадров в сфере искусства (школа – 5–8 лет, училище – 4 года, вуз – 4–6 лет);

использование адекватных критериев при лицензировании, государственной аккредитации и оценке деятельности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства;

предоставление возможности получения высшего образования уровня подготовки кадров высшей квалификации и защиты выпускной квалификационной работы в форме, не предполагающей написание и защиту диссертации («творческая аспирантура»);

усиление роли предметов художественно-эстетической направленности на всех ступенях общего образования;

снижение текучести кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства;

повышение уровня оплаты педагогического труда в сфере культуры и искусства (рост средней заработной платы по отрасли);

увеличение числа граждан других государств, обучающихся в российских образовательных учреждениях сферы культуры и искусства;

расширение сотрудничества с европейскими странами в области образования в сфере культуры и искусства с целью взаимного обмена передовым опытом и выработки адекватных критериев оценки качества образования в этой сфере;

обеспечение содержания имущественного комплекса образовательных учреждений (материальной базы, специального оборудования, музыкальных инструментов) в состоянии, соответствующем целям и современным требованиям образования в сфере культуры и искусства;

обеспечение образовательных учреждений сферы культуры и искусства общежитиями в объеме, достаточном для решения проблемы выполнения плана качественного приема абитуриентов.

Федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг., являются Министерство культуры Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Источники

1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг.: [утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р] // Собр. законодательства РФ. – 2008. № 35. – Ст. 4069.

Просмотров работы: 1169