ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом имеет возможность посещения театра. Вклад театра в формирование человеческого капитала – важнейшего фактора экономического роста – позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности, по сути, неизмеримо выше его рыночной оценки.

Согласно данным, приведенным в Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1019-р, в настоящее время в России имеют свои театры всего лишь 18,8% городов [1]. При этом посещение театра в своем городе доступно менее чем половине жителей. Таким образом, количество театральных предложений не удовлетворяет потребности населения страны.

Между тем, как показывает мировая практика, наличие театра в городе – значимый фактор для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии бизнес-проекта. При наличии театра рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров из других мест.

На современном этапе развитие независимых театральных объединений и инициатив, многообразие форм организации театрального дела и иные элементы инфраструктуры художественного рынка стали неотъемлемой частью российского театра. В Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г. определяются три направления развития театрального дела. Предлагается, во-первых, использовать все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, сохранять собственные традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности российских театров в международном пространстве.

В соответствии с Концепцией развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г. и Планом мероприятий по ее реализации [1] Правительством Свердловской области постановлением от 15.11.2012 № 1279-ПП одобрена Концепция развития театрального дела в Свердловской области на тот же период. Областной документ определяет организационно-экономические меры, направляемые на повышение роли театрального искусства в развитии Свердловской области, на сохранение ее позиций в качестве одного из лидеров развития отечественного сценического искусства [2].

Свердловская областная Концепция содержит несколько разделов. Так, в разделе «Доступность театрального искусства для населения» говорится, что расширение доступности театрального искусства должно обеспечиваться мероприятиями, направленными на создание условий для посещения театров жителями городской и сельской местности, гражданами с различным уровнем доходов, с ограниченными возможностями.

Глава «Театр для детей и юношества» областной Концепции говорит о том, что отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к резкому снижению интереса к театру взрослого населения. Для выстраивания системы приобщения детей к театру необходимо: обеспечить увеличение и выравнивание по возрастным группам репертуарного предложения театров области для детской и подростковой аудитории, используя механизмы финансирования государственного (муниципального) задания, а также программно-целевые методы финансирования; предусмотреть в программе развития каждого отдельного театра его активное участие в приобщении детей и подростков к театральному искусству; обеспечить повышение квалификации работников театров кукол и театров юного зрителя, введение в структуру этих театров педагогических частей; привлекать студентов театральных вузов страны, для постановки дипломных спектаклей в театрах кукол и театрах юного зрителя в Свердловской области; вовлекать школьных учителей в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра; обеспечить поддержку экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей; обеспечить поддержку гастролей театров с детским и подростковым репертуаром из других регионов России и из-за рубежа; предусмотреть экономическое стимулирование драматургов, артистов, режиссеров, дирижеров, композиторов, балетмейстеров и художников – создателей спектаклей для детей и подростков в профессиональных театрах области.

В областной Концепции отмечается, что жители отдаленных территорий региона, проживающие в том или ином управленческом округе, имеют доступ к профессиональному театральному искусству исключительно благодаря выездным мероприятиям театров, работающих на территории данного управленческого округа. Интенсификация внутриобластной гастрольной деятельности отчасти сдерживается недостаточностью площадок, пригодных для показа спектаклей профессиональных театров в малых городах, районных центрах и сельской местности. В целях активизации гастрольной деятельности Министерству культуры Свердловской области следует обеспечить постепенное выравнивание охвата территории области услугами гастролирующих театров.

Один из разделов областной Концепции посвящен развитию театра как вида искусства, в частности, подготовке новых постановок, подбору репертуара. Государственная и муниципальная поддержка создания новых спектаклей должна быть направлена на: экономическое стимулирование создания произведений современных авторов; подготовку новых спектаклей с учетом художественной миссии театра в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий; приобретение прав на использование произведений для их реализации в театрах Свердловской области; организацию и финансовую поддержку сотрудничества театров региона с драматургами, композиторами, либреттистами, взаимодействие с театральной критикой; поддержку инициатив театров всех форм собственности и отдельных театральных проектов.

Свердловская область является одним из ведущих фестивальных центров России. Усилия Министерства культуры Свердловской области и администраций муниципальных образований должны быть направлены на: сохранение и упрочение этого лидирующего положения, поддержку театральных фестивалей на территории Свердловской области и театров, выезжающих на фестивали в другие регионы России и за рубеж; сохранение действующих статусных фестивальных мероприятий и создание фестиваля современного искусства; включение статусных театральных фестивалей в мероприятия событийного туризма, участие театров в создании эксклюзивных предложений при разработке турпродуктов, выявлении местных брендов.

Не осталось без внимания разработчиков областной Концепции развития театрального дела кадровое обеспечение деятельности театров. Свердловская область обладает развитой сетью воспроизводства творческих кадров, в значительной мере обеспечивающих потребности в подготовке специалистов в области театрального искусства. Однако, кроме артистического и художественно-творческого состава, театры остро нуждаются в работниках ряда специфических профессий: художниках-декораторах, художниках-бутафорах, художниках-гримерах. Подобных специалистов готовит ограниченный круг средних специальных учебных заведений (в Москве, Казани и Уфе), что не обеспечивает потребности свердловских театров. В целях повышения качества подготовки кадров и повышения квалификации работников театров в Свердловской области Министерству культуры Свердловской области в кооперации с соответствующими федеральными органами исполнительной власти предстоит: провести мероприятия, направленные на приведение материально-технической базы учреждений образования в области искусства в соответствие современным требованиям; инициировать заключение договоров между театрами и образовательными учреждениями региона на совместную подготовку кадров и повышение квалификации по специальностям театрального искусства; поддерживать привлечение в театры Свердловской области высококвалифицированных театральных специалистов из других субъектов РФ и из-за рубежа; создать условия для привлечения в Свердловскую область молодого поколения творческих деятелей, способных возглавить конкретный театр.

Актерская профессия имеет специфику, определяющую необходимость социальной защиты и поддержки работников театра. В целях социальной защиты работников театров необходимо: проводить постоянный мониторинг среднемесячной заработной платы театральных работников, обеспечивать за счет разных источников финансирования ее рост; каждому профессиональному государственному и муниципальному театру Свердловской области создать фонд служебной жилой площади; сохранить применяемые в Свердловской области меры социальной поддержки ветеранов театра и театральной молодежи, расширять круг таких мер и обеспечить их ежегодную индексацию.

Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от бюджетного финансирования. Государственная поддержка репертуарного театра в России признается одним из приоритетов государственной культурной политики. Учреждая театры для выполнения определенной миссии, утверждая их учредительные документы, государственные и муниципальные органы берут на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности и принимают ответственность за функционирование этих театров на благо общества. Поэтому финансирование государственных и муниципальных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.

Иначе обстоит дело с частными театрами, учредителем которых государство не является и потому не имеет перед ними никаких бюджетных обязательств, однако социальная значимость их деятельности обязательно должна быть поддержана государством. Такая поддержка должна реализовываться в первую очередь увеличением количества экономически доступных для частного театра свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры, предоставлением льготных кредитов, развитием правовых механизмов поддержки частных театров, в частности, страхования в этой сфере, оказанием помощи в подготовке кадров. С точки зрения свердловского областного Правительства, в случае с частными театрами наиболее приемлемыми являются проектное финансирование, конкурсный порядок распределения выделенных на эти цели бюджетных средств и иные формы экономической поддержки (предоставление льготного налогообложения, льготных ставок арендной платы и иное).

Важно заметить, что областная Концепция не предусматривает специального выделения на ее реализацию дополнительных средств из областного и муниципальных бюджетов. Все мероприятия, направленные на решение задач, поставленных региональной Концепцией развития театрального дела, осуществляются за счет: субсидий, которые могут предоставляться театрам из бюджетов бюджетной системы РФ; использования финансовых средств, выделяемых из областного и муниципальных бюджетов театрам в виде грантов и иных форм дополнительной финансовой поддержки их основной творческой деятельности; доходов театров, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности, а также бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства; бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Свердловской области и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства театров – государственных (муниципальных) учреждений; субсидий, предоставляемых из бюджетов разных уровней частным театрам.

Задачи программ развития театров конкретизируются в процессе их мониторинга (анализ состояния материально-технической базы, экономических показателей творческо-производственной деятельности, анализ репертуара, доля в нем экспериментальных постановок, заполняемости зрительного зала на спектаклях разных названий, ориентированных на различную зрительскую аудиторию, количество мероприятий на собственных площадках и на гастролях в области).

Успешность реализации Концепции зависит от консолидации усилий органов власти регионального и муниципального уровней, руководителей театров, театральной общественности. Реализация Концепции позволит обеспечить: стабильность сложившейся сети государственных и муниципальных театров; расширение сети частных театров; увеличение театрального предложения жителям населенных пунктов, не имеющих своих площадок; государственную (муниципальную) поддержку создания новых спектаклей; повышение уровня материального стимулирования работников театров; стабильное финансирование государственных и муниципальных театров; увеличение и выравнивание по возрастным группам репертуарного предложения театров области для детской и подростковой аудиторий; резкое увеличение количества произведений современной драматургии, предназначенных для постановки в театрах; повышение уровня возможностей театров в предоставлении своим работникам жилья; строительство (приобретение) служебной жилой площади для проживания приглашаемых на работу специалистов, осуществляющих театральную деятельность [2].

Источники

1. Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г.: [утв. распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1019 р] // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 25. – Ст. 3650.

2. Концепция развития театрального дела в Свердловской области до 2020 г.: [утв. постановлением Правительства Свердловской области от 15.11.2012 № 1279-ПП] // Собр. законодательства Свердловской области. – 2013. – № 11-1. – Ст. 1879.

Просмотров работы: 1072