СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Сорокина А.Е. 1, Кучер М.И. 1
1Вольский Военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коренные изменения в экономической, социальной и духовной жизни нашего общества глубоко изменили основы организации всех сфер социальной жизни, в том числе и внутреннего мира человека.

Требованием времени является не только разрозненное изучение мотивационной сферы личности, её ценностных ориентаций, возможностей роста, развития, самосовершенствования, но и исследование человека в интегративной целостности, особенно в самоорганизации психологических механизмов в процессе социально-психологического взаимодействия в коллективе.

Одной из первостепенных проблем в командирской деятельности будущих офицеров является учёт психологии и управление воинским коллективом.

Личность военнослужащего является первостепенной социальной и духовной ценностью в Вооруженных Силах и в обществе.

Как показала практика, психология коллектива далеко не всегда учитывается в практической деятельности командных подразделений, как правило, ввиду того, что многие из них имеют слабую подготовку в данном вопросе.

Причем же тут синергетика? Немногим около полувека назад возникло это новое междисциплинарное научное направление, начало которому положили бельгийский учёный русского происхождения И.Р. Пригожин и немецкий физик-теоретик Г. Хакен.

Главной идеей синергетики является возможность спонтанного возникновения сложной системы из беспорядка (хаоса), идея самоорганизации в живой и неживой природе.

Изучение самых различных явлений приводит к осознанию того, что вся природа подвержена непрерывной эволюции.

Изменения происходят во всех уровнях организации материальных структур, при этом само существование этих уровней уже является результатом эволюционных процессов.

В основе нового подхода к описанию различных эволюционных процессов лежит современное понимание эволюции как проявления самоорганизации в сильнонеравновесных системах. Примерами таких систем могут быть: электроны, фотоны, атомы, молекулы, живые клетки, нейроны мозга, человек, социальные образования (коллективы).

Мы живем в мире неустойчивых, неравновесных процессов. Будущее предстает как пространство возможностей, а настоящее как напряженный процесс отбора. В открытой системе каждый человек рассматривается как неповторимая индивидуальность, инициирующая и организующая свой уникальный процесс развития, самоорганизации.

Система воспитания и образования не может быть замкнутой и статичной, она должна быть открытой и динамичной, развивающейся в постоянном взаимодействии с целью освоения способов познания мира – образования, науки, практики.

Всё это имеет большую практическую значимость для будущей профессиональной деятельности офицеров как будущих командиров.

Для социальных систем выделяются несколько типов общественного поведения:

• хаотическое поведение – характеризуется максимальной случайностью как на уровне индивида, так и на уровне сообщества;

• бифуркационное поведение, которое характеризуется значительной случайностью поведения индивидов, но возможностью согласованности на уровне отдельных частей общества;

• флуктуационное поведение – снижает случайность на уровне отдельных людей и увеличивает согласованность общественного поведения (в зависимости от амплитуды флуктуаций – небольших отклонений);

• консервативное (детерминированное) поведение – сокращает случайность поведения индивидуумов и максимизирует согласованность поведения всех членов социума.

Следовательно, наиболее разумным выбором для личности и коллектива является флуктуационное поведение, при котором существует возможность, как для производства новаций, так и для их освоения в результате детерминированного технологического процесса, включая образовательные технологии.

На основе синергетического механизма поведения личности в воинском коллективе разработана модель личности офицера, которая отражает наиболее важные, на наш взгляд, качества личности, компетентность, практические навыки, способности, необходимые для этой профессии (рисунок 1):

Синергетическая модель основных качеств личности офицера

Порядочность

Искренность

Общительность

Терпимость

Наблюдательность

Проницательность

Отзывчивость

Психофизическая активность

Корректность

Дисциплинированность

Работоспособность

Эмоционально-волевая стабильность

Самоконтроль

Аналитико-конструктивный склад мышления

Целеустремленность

Общая культура и кругозор

Развитая рефлексия

Компетентность

Рисунок 1 – Синергетическая модель основных качеств личности будущего офицера

Актуальность темы исследования. Тема военно-научной работы обусловлена обстановкой социального и духовно-нравственного кризиса в обществе, приводящем к деформации сложившейся системы ценностей в воинском коллективе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Объектом исследования являются социальные нормы и ценности воинского коллектива в рамках нормативно-ценностного пространства современного общества.

Предмет исследования является процесс формирования норм и ценностей воинского коллектива в современных условиях под воздействием принципов синергетики.

Цель работы состоит в выявлении и обосновании синергетического механизма формирования воинского в современных условиях, что предполагает развитие общей теории ценностей за счёт включения в неё проблемы норм и ценностей воинского коллектива.

Задачи исследования: изучить состояние проблемы и рассмотреть функционирование воинского коллектива, как целостной социальной системы на основе эволюционно-синергетической парадигмы.

При всей сложности и противоречивости процесса формирования нормативно-ценностной системы воинского коллектива в современных условиях, он постепенно обретает направленность рационального сочетания традиционного и инновационного, что находит своё подтверждение как на уровне коллективных ценностей, среди которых доминирует авторитет командира, войсковое товарищество, исполнительность, так и на уровне ценностных ориентаций, проявляющихся в формировании нового качества традиционализма, базирующего на объединении профессиональных, военно-корпоративных и общечеловеческих ценностях.

Методы исследования – в ходе работыбыли использованы следующие теоретические и эмпирические (экспериментальные) методы исследования:

- теоретический анализ с целью осмысления многочисленных источников в области синергетики, философии, системно-структурного подхода, психологии, педагогики, а также работ, посвященных вопросам самоорганизации диссипативных структур.

- изучение и обобщение передового психологического опыта по самоорганизации психологических структур в коллективах, командах (беседы, профессиональное тестирование, анкетирование, включенное наблюдение и др.).

- метод мысленного моделирования свойств, состояний и процессов фрактального поля аттрактора.

- эксперимент, организованный с целью проверки эффективности функционирования психологических структур в воинском коллективе.

Основные результаты:положения военно-научной работы изложены в 2 публикациях, тезисах выступления перед членами военно-научного кружка и на семинаре по дисциплине «Концепции современного естествознания», занятие №27.

Введение

Синергетика – это наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Синергетика изначально представляла собой междисциплинарное учение, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как глобальный эволюционизм или универсальную теорию эволюции, дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.

Синергетика фокусирует своё внимание на тех ситуациях, в которых поведение системы изменяется качественно при изменении управляющих параметров. В условиях нового управляющего параметра система сама создает специфические структуры, что и называется самоорганизацией.

Активное вторжение синергетики в изучение различных сторон жизни общества даёт основание для институционализации такой её прикладной отрасли, как социальная синергетика. Она нашла применение в экономике, политике, социологии, психологии, истории и других социально-гуманитарных науках.

Предметом социальной синергетики является «исследование взаимодействия между социальным порядком и хаосом» [14].

Социолого-синергетический подход отражает появление новой парадигмы социального познания, когда естественная и спонтанно проявляющаяся тенденция к синергии и интеграции познавательной деятельности ученых различных областей науки дополняется сознательными и целенаправленными действиями.

1. Синергетика – наука о самоорганизации. Основные принципы синергетики

Существует несколько определений понятия “синергетика”:

- наука о самоорганизации физических, химических, биологических и социальных систем;

- наука о коллективном, когерентном поведении систем;

- термодинамика открытых систем вдали от равновесия;

- наука о неустойчивых состояниях систем (теория катастроф) и их дальнейшем развитии.

Содержание синергетической парадигмы предполагает органическое соединение принципов универсального эволюционизма и самоорганизации материальных систем. Подтверждением эффективности использования такого подхода для выявления механизма самоусложнения материальных систем дано в работах В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена, И.Р. Пригожина1, Г. Хакена и других выдающихся учёных.

Итак, появление синергетики в современном естествознании инициировано подготовкой глобального эволюционного синтеза всех естественнонаучных дисциплин. Эту тенденцию длительное время сдерживала разительная асимметрия процессов деградации и развития в живой и неживой природе. В классической науке XIX в. господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция разрушения всякой упорядоченности, стремление к исходному равновесию, что в энергетическом смысле и означало неупорядоченность или хаос. Такой взгляд на вещи сформировался под воздействием равновесной термодинамики.

Равновесные системы, которые изучаются и в рамках естественных наук (физика, химия, экология), и в рамках гуманитарных, социальных наук характеризуются стабильностью и способностью к саморегуляции. Широко известен принцип Ле-Шателье, который гласит, что любое возмущение сложившегося равновесия вызывает процессы, которые противодействуют эти возмущениям. Так, глобальное загрязнение окружающей среды вызывает в биосфере процессы, которые (если срочно не вмешаться!) могут снести с лица Земли причину этого загрязнения – человека.

С одной стороны, процессы саморегуляции весьма полезны, так как гарантируют стабильность в обществе, природе – во всём. Но именно равновесные системы обладают существенным недостатком – они не развиваются. Всеобщая стабильность является причиной стагнации, она исключает эволюцию общественных и природных процессов.

Выход может быть найден в неравновесных системах, которые также изучает термодинамика.

Равновесная термодинамика занимается изучением процессов взаимопревращения различных видов энергии. Ею установлено, что взаимное превращение теплоты и работы неравнозначно. Работа может полностью превратиться в теплоту трением или другими способами, а теплоту полностью превратить в работу в принципе невозможно. Это означает, что во взаимопереходах одних видов энергии в другие существует выделенная самой природой направленность. Знаменитый второй закон термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: “Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тепла к более горячему” [16].

Закон сохранения и превращения энергии – первый закон термодинамики – такого перехода не запрещает, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объёме. Но в реальности этого никогда не происходит. Данную односторонность, однонаправленность перераспределения энергии в замкнутых системах и подчёркивает второй закон термодинамики.

Для отражения этого процесса в термодинамику было введено понятие “энтропия”. Под энтропией стали понимать меру беспорядка системы. В этой связи второй закон термодинамики принял вид: при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает.

Физический смысл возрастания энтропии сводится к тому, что состоящая из некоторого множества частиц изолированная система стремится перейти в состояние с наименьшей упорядоченностью движения частиц. Это и есть наиболее простое состояние системы, или термодинамическое равновесие, при котором движение частиц хаотично. Максимальная энтропия означает полное термодинамическое равновесие, что эквивалентно хаосу.

Следовательно, необратимая направленность процессов преобразования энергии в изолированных системах приведёт к превращению всех её видов в тепловую энергию, которая рассеется, то есть в среднем равномерно распределится между всеми элементами системы, что и будет означать термодинамическое равновесие, или хаос. Если считать Вселенную замкнутой, то её ждёт именно такая участь. Из хаоса, как утверждали древние греки, она родилась, в хаос же, по предположению классической термодинамики, и возвратится.

Однако возникает вопрос: если Вселенная эволюционирует только к хаосу, то, как она могла возникнуть и сорганизоваться до нынешнего упорядоченного состояния? Но этим вопросом классическая термодинамика не задавалась, поскольку формировалась в эпоху, когда нестационарный характер Вселенной не обсуждался. В тот период времени на несоответствие законов развития живой и неживой природы указывала дарвиновская теория эволюции. Ведь предполагаемый ею процесс развития растительного и животного мира характеризовался его непрерывным усложнением, нарастанием высоты организации и порядка [14].

В XX в. произошла замена модели стационарной Вселенной на развивающуюся систему, в которой ясно просматривалось нарастающее усложнение организации материальных объектов – от элементарных и субэлементарных частиц в первые мгновения после Большого взрыва до звёздных и галактических систем, – несоответствие законов усилилось. Если принцип возрастания энтропии универсален, то, как могли возникнуть такие сложные структуры? Случайным “возмущением” в целом равновесной Вселенной их не объяснить, поэтому для сохранения непротиворечивости общей картины мира возникла необходимость постулирования наличия у материи в целом не только разрушительной, но и созидательной тенденции. Материя способна осуществлять работу и против термодинамического равновесия, самоорганизовываться и самоусложняться.

Постулат о способности материи к саморазвитию в философию был введён достаточно давно. А его необходимость в фундаментальных естественных науках (физики, химии) начали осознавать только сейчас. В этой связи появилась синергетика – теория самоорганизации. Её разработка началась несколько десятилетий назад. В настоящее время она развивается по следующим направлениям: синергетика (Г. Хакен2), неравновесная термодинамика (И.Р. Пригожин) и др. Общий смысл комплекса синергетических идей, которые развивают эти направления, заключаются в следующем:

- процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной равноправны;

- процессы созидания, то есть нарастания сложности и упорядоченности имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.

Таким образом, синергетика претендует на открытие универсального механизма, при помощи которого осуществляется самоорганизация как в живой, так и в неживой природе. Под самоорганизацией при этом понимается самопроизвольный переход открытой неравновесной системы от менее сложных и упорядоченных форм организации к более сложным и упорядоченным [5]. Следовательно, объектом синергетики могут быть системы, удовлетворяющие следующим условиям:

- открытость, то есть возможность обмена веществом или энергией с внешней средой;

- неравновесность, то есть состояние, далёкое от термодинамического равновесия.

Именно такими являются большинство известных нам систем. Замкнутые системы классической термодинамики – это идеализация, в реальности они – исключение, а не правило.

Итак, синергетика утверждает, что развитие открытых и сильно неравновесных систем протекает путём нарастающей сложности и упорядоченности. В цикле развития такой системы наблюдается две фазы:

первая: период плавного эволюционного развития, с хорошо предсказуемыми линейными изменениями, подводящими систему к некоторому неустойчивому критическому состоянию;

вторая: выход из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности.

Важная особенность второй фазы состоит в том, что переход системы в новое устойчивое состояние неоднозначен. Достигшая критических параметров (точка бифуркации) система, из состояния сильной неустойчивости как бы “сваливается” в одно из многих возможных, новых для неё устойчивых состояний. В этой точки эволюционный путь системы разветвляется случайным образом, но после того, как “выбор сделан” и система перешла в качественно новое устойчивое состояние, назад возврата нет. Данный процесс необратим, следовательно, развитие таких систем имеет принципиально непредсказуемый характер. Можно просчитать варианты возможных путей эволюции системы, но какой именно будет выбран, однозначно спрогнозировать нельзя.

Примерами бифуркаций являются: состояние выбора человеком варианта поступления в вуз, состояние популяции перед выбором дальнейшего пути развития в ходе борьбы за существование и так далее.

Приведём несколько примеров открытых неравновесных самоорганизующихся систем самой разной природы:

механизм действия лазера;

рост кристаллов;

ячейки Бенара;

химические часы (реакция Белоусова3-Жаботинского);

формирование живого организма;

динамика популяции;

рыночная экономика;

хаотичные действия миллионов свободных индивидов, которые приводят к образованию устойчивых и сложных макроструктур.

После временной точки, соответствующей бифуркации, система может развиваться по нескольким вариантам. Те варианты развития системы, которые отличаются от других большей устойчивостью, то есть являются более реальными, называются аттракторами.

Примерами аттракторов являются популяции морозоустойчивых особей в случае глобального похолодания, погода, соответствующая времени года.

Поведение в эволюционных процессах живого и неживого, разумного и неразумного объекта или субъекта принципиально отличается друг от друга. Популяции живых веществ, атомы и молекулы подчиняются законам синергетики так, как “подсказывает” теория вероятности или естественный отбор. А человек разумный может и должен проследить все возможные варианты послебифуркационного развития и сделать осознанный и обоснованный выбор. Такой ход осознанной эволюции хорошо прослеживается в шахматной игре, когда после каждого хода возникает множество вариантов (бифуркаций), но только гроссмейстер может правильно выбрать ход-аттрактор, который приведёт его к победе.

Тем не менее, в синергетике достаточно строго показывается, что никакими внешними воздействиями нельзя “навязать” системе нужное кому-либо поведение, можно только выбрать наиболее подходящий из потенциально возможных путей. Нарушение этого принципа всегда приводит к тяжёлым последствиям в политике, экономике, природе, личной жизни.

Таким образом, синергетическая интерпретация явлений живой и неживой природы открывает новые возможности их изучения и практического использования. В обобщённом виде новизну эволюционно-синергетической парадигмы можно выразить следующими позициями:

- хаос не только разрушителен, но и созидателен, конструктивен; развитие осуществляется через неустойчивость;

- линейный характер эволюции сложных систем, к которому привыкла классическая наука, не правило, а исключение; развитие большинства таких систем носит нелинейный характер; следовательно, для сложных систем всегда существует несколько возможных путей эволюции;

-. развитие осуществляется через случайный выбородной из нескольких разрешённых возможностей дальнейшей эволюции в точке бифуркации, поэтому случайность встроена в механизм эволюции;

- наиболее эффективное развитие системы осуществляется, когда случайный выбор соответствует выбору-аттрактору: наиболее обоснованному, целесообразному, подготовленному всем ходом развития данной системы.

Принципы синергетики можно применить к многочисленным системам, которые относятся к большому спектру дисциплин, это дало возможность создать новые приложения и подходы.

Сегодня синергетика быстро интегрируется в область гуманитарных наук, возникли направления социосинергетики и эволюционной экономики, применяют её психологи и педагоги, развиваются приложения в лингвистике, истории и искусствознании, реализуется проект создания синергетической антропологии и в военной психологии.

2. Особенности формирования воинского коллектива в современных условиях

2.1. Синергетические основы формирования воинского коллектива

Среди множества проблем, с которыми сталкивается Армия, одно из важнейших мест занимает деформация десятилетиями складывавшиеся системы ценностных приоритетов: военной службы, роли армии, как особого государственного института власти, идет эрозия таких извечных ценностей, таких как Отечество, государственность, патриотизм, честь и достоинство, верность Конституции и военной присяге.

Возникшие противоречия между навязываемой Армии идеей индивидуализма и внутренней общинной природой Российской военной общности приобрел особенно острый характер. Признавая в качестве исходного положения о том, что основополагающим условием существования и функционирования воинского коллектива является социальная упорядоченность, образующая жёсткий каркас ограничений степени свободы индивида в социальном пространстве, в то же время следует отметить, что недопустимо её противопоставление социальной свободе, являющейся стержнеобразующим фактором современного военного коллектива.

Динамика сочетания демократических и административных начал в воинском коллективе, предполагает выявление и анализ таких закономерностей, как: во-первых, наличие и учёт индивидуального мнения подчинённого, изучение командирами (начальниками) морально-психологического состояния вверенного коллектива; во-вторых; принятые на этой основе распоряжения, указания, приказы приобретают для подчиненного форму закона; в-третьих, воплощение единоначалия, выражающего степень совпадения оценок командира и подчинённого; в-четвертых, становление ценностно-ориентационного единства воинского коллектива на основе требований к уровню его зрелости и сплочённости.

Степень соответствия этим закономерностям определяет различные ступени зрелости воинского коллектива, первая, из которых характеризуется абсолютизацией администрирования и рассматривается, как первоначальный этап процесса демократизации воинского коллектива. На четвертой ступени (последней) достигается единство как достаточно жёстких социокультурных норм, так и глубокой их интериоризации. Именно эта модель, как нам представляется, обычно связывается с демократической моделью коллектива.

Коллектив по отношению к личности является наиболее высоким классом социальной системы. Он обеспечивает взаимодействие, поддержку и товарищескую помощь друг другу, создает систему прямых и обратных связей, регулирующих целенаправленность индивидов, укрепляет их устойчивость по отношению к внешнему воздействию и внутренним разладам.

Имманентно присущие коллективу механизмы «заработают» в полную силу только при мощной субъективной поддержке. Эффективность управления коллективом зависит от осознания и усвоения каждым военнослужащим принципов новой социальной роли, новых отношений с ближайшим окружением и коллективом в целом, через переформулирование своего «Я» и обретении новых ценностных ориентиров, выражающих субъективную общественную позицию индивида. Возникающее на этой основе внутреннее напряжение выступает механизмом развития, как индивида, так и коллектива в целом, через регуляцию восприятия фундаментальных норм и ценностей.

Воинский коллектив непосредственно является источником социальной напряжённости, так как на каждого новобранца оказывается давление, реализующееся в двух видах: первое ­ нормативное влияние в рамках вертикальных отношений, в соответствии с существующей нормативно-ценностной системы; второе влияние реально существующих микрогрупп в коллективе, образующих горизонтальную структуру воинского коллектива. Следовательно, отсюда вытекает вывод, что формальная организация достигает своих целей в том случае, если действует внутри неё неформальная организация, подкрепляя или, во всяком случае, не отрицая целей формальной системы.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что основными тенденциями развития нормативно-ценностной системы воинского коллектива являются: преобладание военно-корпоративных ценностей (воинская честь и достоинство, профессионализм, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); сочетание узкокорпоративного (воинская честь и достоинство), традиционного (стремление к дисциплинированности), романтического (патриотизм), демократического (ответственность) начал, в сочетании с профессионализмом; консолидация военно-профессиональных, военно-корпоративных, общечеловеческих ценностей с традиционализмом; рациональное сочетание старого традиционного и нового инновационного, при ведущей роли традиционного.

При этом особое значение, придается активному использованию и воплощению воинских традиций как средства активизации норм и ценностей, условием стабильности воинского коллектива, показателем его зрелости и условием предупреждения возникновения и функционирования альтернативных неформальных структур. Именно традиции, выполняя роль специфического, социально ориентированного регулятора формирования нормативно-ценностной системы воинского коллектива, смягчают удары кризисного состояния Армии в целом и воинского коллектива в частности.

Одна из центральных идей синергетики идея параметров порядка может быть использована для разработки проблемы норм и ценностей воинского коллектива в рамках военно-социологической мысли, как основание для формирования концептуальных подходов в воспитательной работе командиров.

1 этап. Самоопределение военнослужащих в первичных воинских коллективах.

В большинстве воинских частях и подразделений пополнение рядов личного состава срочной службы происходит через учебные части. Следовательно, в подобной ситуации, самоопределение военнослужащих осуществляется дважды: в учебных и боевых частях.

Самоопределение военнослужащих срочной службы, впервые переступивших порог воинской части, проявляется в межличностных взаимодействиях, пронизывающих все стороны воинской деятельности.

В первые дни и недели обучения воинской специальности формируются отношения в эмоциональной, интеллектуальной, организационной сферах межличностного взаимодействия воинов.

Эмоциональная сфера межличностного взаимодействия характеризуется взаимными симпатиями и антипатиями. Эмоциональные качества военнослужащего проявляются чаще внешне. Это черты лица, рост, физические способности, умение общаться, носить форму одежды, проявление желания помочь, понять, придти на помощь и т.п. Эмоциональное превосходство того или иного военнослужащего заметно сразу. Эмоциональный лидер воспринимается не только ближайшим окружением, но и людьми впервые увидевшими его.

Эмоциональный лидер является наиболее адекватным выразителем оценок личности военнослужащего. Чувственно воспринимаемые качества воина на начальном этапе службы, основываются на ранее сформированных образах. Чтобы иметь негативную направленность в межличностных отношениях, эмоционального превосходства недостаточно. Однако, командиру подразделения важно знать, что эмоциональный лидер, проявляющий организаторские способности, способен возглавить группу как положительной, так и отрицательной направленности.

Интеллектуальное превосходство отдельных военнослужащих проявляется в большем развитии психических познавательных процессов, в накопленных знаниях, способностях выполнить определенные творческие задачи. Интеллектуальное лидерство в воинских коллективах определяется более высокими успехами в боевой и политической подготовке, в специальной подготовке, в проявлении кругозора и общего развития. Превосходство в интеллектуальной сфере взаимодействия военнослужащих не обеспечивает проявление отрицательного лидерства. Но и психологическое единства в группе военнослужащих с участием интеллектуального лидера часто не достигается.

Предметом особой заботы командиров и начальников являются военнослужащие, проявляющие высокие способности в организаторской деятельности.

Лидер-организатор обладает такими личностными качествами, которые позволяют ему навязывать свою волю, свои подходы, идеи другим военнослужащим. Незамеченные своевременно, невовлеченный в официальную, организационно-штатную структуру подразделения такой лидер создает неофициальную структуру, в виде группы различной направленности.

Таким образом, на этапе самоопределения военнослужащих в первичных воинских коллективах осуществляется проявление их первичного межличностного взаимодействия. Этот этап тесно связан с адаптацией воинов и занимает временной интервал от 2 до 6 недель.

2-й этап. Дифференциация военнослужащих в первичных воинских коллективах.

Развитие внутригрупповых отношений воинов срочной службы приводит к различному социально-ролевому статусу каждого из них. На этом этапе происходит дифференциация воинов, что проявляется в выполнении различных ролевых функций в ходе воинской деятельности. Изучая опыт работы офицеров с личным составом подразделений, можно сделать вывод о том, что результаты достигнутые военнослужащими в воинской деятельности служат интегральной оценкой проявления их личностных качеств. В такой ситуации, основные усилия командиров прикладываются для достижения внешнего эффекта выполнения поставленных задач. Поставленные задачи могут быть выполнены путём ущемления прав, в первую очередь, молодых воинов. Это объясняется тем, что вновь прибывшие воины, часто вне зависимости от развития личностных качеств, имеют различный статус с военнослужащими старших призывов. Проявление такой дифференциации наиболее заметно в подразделениях с наличием примерно одинакового количества воинов различных призывов. В подобной обстановке отрицательное лидерство наблюдается со стороны отдельных военнослужащих.

3-й этап. Самоорганизация и самоуправление группы военнослужащих

Предупреждение отрицательного лидера в первичных воинских коллективах заключается в целенаправленном воздействии на каждом из его этапов развития.

На этапе самоопределения воинов важно выявить лидера-практика, отличающегося организаторскими способностями. Отрицательная направленность на этом этапе со стороны лидера не находит поддержки и со стороны воинов со своего призыва, и со стороны военнослужащих старших призывов. Командирам важно знать, кто этот лидер и стремиться включить его в официальную, организационно-штатную структуру подразделения в составе актива, младших командиров и т.п.

На этапе дифференциации определяются воины, обладающие наибольшими социально-ролевым статусом, высокой референтностью. Усилия командиров по сближению лидера-организатора и лидера-эмоционального способствует сплочению коллектива. Часто оба типа лидеров совмещают в одном лице.

На этапе самоорганизации групп военнослужащих необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы это сближение осуществлялось на основе совместного выполнения воинской деятельности, но по экипажам, расчетам, отделениям. Здесь особенно важно не допустить национальной, региональной социальной розни.

Старшинство и лидирующее положение воинов возмещается через единство официальной и неофициальной структуры воинского подразделения. В таком случае предупреждение отрицательного лидерства осуществляется внутриколлективным взаимодействием, сближением официальных (регламентированных) отношений и неофициальных отношений между военнослужащими. Формирование уставных отношений должно подкрепляться психологическими, идеологическими, бытовыми, экономическими и др. факторами.

Коренные изменения в экономической, социальной и духовной жизни нашего общества глубоко изменили основы существующего мира, в том числе внутреннего мира человека. Сейчас требуется не только разрозненное изучение мотивационной сферы, ценностных ориентаций, личностных новообразований, но и исследование человека в интегративной целостности и особенно самоорганизации психологических механизмов в процессе социально-психологического взаимодействия.

В связи с этим необходимы новые методы анализа структурной организации жизнедеятельности человека, основанные на новой парадигме психологических исследований.

Кроме взаимодействия, необходимо изучать воздействие, действие и влияние с целью осознания человеком своей значимости и адекватности оценки других людей, в том числе с учётом бессознательного аспекта. Важную роль в развитии фундаментальных исследований, интеграции имеющихся знаний, а также в экспериментальной работе играет концепция самоорганизации. Важно, чтобы самоорганизующаяся система личности не уводила от реального мира, а формировала качества, актуальные для познания, труда и общения. Необходимо формировать достойные человека нравственные установки и ценностные ориентации.

Хаос воздействий на личность определенным образом изменил восприятие действительности. В этой связи, для психологии в целом, становится актуальной проблема самоорганизации восприятия окружающего мира. Личность и окружающий мир взаимодействуют как две подсистемы единой целостной системы. В какой-то мере они дополняют друг друга. Возникающий в процессе взаимодействия многоуровневый образ играет активно-действенную роль в поведении человека. Образ осуществляет функцию управления действиями, то есть регулирует поведение.

Интегративные механизмы распознавания образов внешнего мира по существу еще глубоко не исследованы. Формирование целостного субъективного образа объективного внешнего мира осуществляется на заключительном этапе обработки сенсорной информации, где происходит её синтез. Целостное восприятие разноуровневых структур открывает новые возможности для поисков и исследований в формировании интегративного образа мира как синергетического образования.

Синергетическая концепция самоорганизующегося поведения личности в процессе совместного взаимодействия, сущность которой заключается в самоорганизации её процессов, структур и разноуровневых механизмов в единую, целостную психологическую систему посредством интеграции её взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов во фрактальном поле.

Методологические возможности синергетики и фрактальной математики позволили построить многоуровневую модель, раскрывающую функционирование синергетического механизма поведения личности в процессе совместного взаимодействия на основе минимума психологических и организационных параметров: образа мира личности как пространственно-временного самоорганизующегося фрактала; упорядочивания взаимодействия личности посредством психологизации отношений и сенсорной информации.

Связующим звеном общества и Армии является воинский коллектив, обеспечивающий взаимодействие через создание системы прямых и обратных связей, регулирующих целенаправленность деятельности индивидов, укрепляя их устойчивость по отношению к внешнему общественному воздействию и внутренним разладам.

2.2.Методы оценки состояния воинского коллектива, основанные на психолого-синергетических принципах

Социально-психологический климат воинского коллектива это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Сплоченность один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе её членов. Определяется двумя основными переменными уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для её членов.

Ответственность контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Контактность и открытость определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.

Социально-психологический климат в подразделении во многом зависит от уровня совместимости и сработанности членов группы. Совместимость и сработанность определяют степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Эффективно работающая группа группа психологически целостная. Вместо множества «Я» возникает понятие «МЫ». Мнения, оценки, чувства и поступки отдельных «Я» сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности.

Совместно выполняя задания, решая проблемы, вырабатываются специфические, только для этой группы присущие способы регуляции познавательных и эмоциональных процессов, стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. В таких коллективах между людьми происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется набор индивидуальных возможностей, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. На определенном этапе взаимодействия сотрудников коллектив может добиться оптимальной совместимости и сработанности.

Особенности психологического климата в подразделениях влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении и во всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в отдельных подразделениях во многом определяет его успехи в учебной и боевой подготовке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всех подразделениях насущная задача каждого офицера.

Для определения психологического климата нами использовалась методика выявления степени интеграции «СПСК» социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова) (Источник: Немов Р.С.Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математики учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ Издательство: Владосю 2008: 631с.)

Заключение

В заключении исследования обозначим комплекс мер, реализация которых способна позитивным образом повлиять на эффективное формирование нормативно-ценностной системы воинского коллектива.

К ним относятся:

  • создание в воинском коллективе отношений ответственной зависимости, посредством систематической смены роли военнослужащего при выполнении им различных учебно-боевых, общественно-политических, культурно-массовых и хозяйственных задач;

  • организованное снабжение жизнедеятельности воинского коллектива в соответствии с существующими нормами на основе принципа социальной справедливости; совершенствование управленческой деятельности на основе принципа законности, нравственной преемственности, компетентности;

  • чёткого и конкретного правового регулирования обязанностей членов воинского коллектива;

  • рациональное сочетание состязательности и взаимопомощи через развитие чувства принадлежности к воинскому коллективу.

Список литературных источников

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. 320 с.

2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. – 416 с.

4. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. 2000. № 3.

5. Зуев Ю. В. Уставные взаимоотношения: как они формируются. М: Воениздат, 1986.

6. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике //1997. № 3. С. 70–72.

8. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994.

9. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 48-60.

10. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) // Вопросы философии. 1991. № 3. С. 3-28.

11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математики учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений, 4-е изд., ВУЗ Изд-во: Владосю 2008: 631с.

12. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990. – 344 с

13. Повесмо П. Как сплотить коллектив? // Ориентир, 1996. №9, 1996. №10.

14. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

15. Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. 327 с.

16. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. – 419 с.

17. http://spkurdyumov.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

Цель – определение психологического климата в коллективе

Обведите, пожалуйста, те суждения, которые кажутся Вам наиболее подходящими для атмосферы коллектива, в котором Вы работаете. Не забывайте, что эти суждения должны соответствовать всему коллективу или большинству его членов, а не Вам лично. Будьте максимально четными и объективными. Заранее спасибо!

Список суждений:

1. Свои слова всегда подтверждают делом.

2. Осуждают проявления индивидуализма.

3. Имеют одинаковые убеждения.

4. Радуются успехам друг друга.

5. Всегда оказывают помощь друг другу.

6. Умело взаимодействуют друг с другом на работе.

7. Знают задачи, стоящие перед коллективом.

8. Требовательны друг к другу.

9. Все вопросы решают сообща.

10. Единодушны в оценке стоящих перед коллективом проблем.

11. Доверяют друг другу.

12. Делятся опытом работы с членами коллектива.

13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.

14. Знают итоги работы коллектива.

15. Никогда и ни в чем не ошибаются.

16. Объективно оцениваются свои успехи и неудачи.

17. Личные вопросы подчиняют интересам коллектива.

18. Занимаются на досуге одним и тем же.

19. Защищают друг друга.

20. Всегда считаются с интересами друг друга.

21. Заменяют друг друга в работе.

22. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.

23. Работают с полной отдачей сил.

24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.

25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.

26. Помогают друг другу.

27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.

28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

29. Знают правила поведения в коллективе.

30. Никогда и ни в чем не сомневаются.

31. Не бросают начатое на полпути.

32. Отсутствуют принятые в коллективе нормы поведения.

33. Одинаково оценивают успехи коллектива.

34. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.

35. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.

36. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.

37. Знают свои обязанности.

38. Сознательно подчиняются дисциплине.

39. Верят в свой коллектив.

40. Одинаково оценивают неудачи у коллектива.

41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.

42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.

43. Быстро находят между собой общий язык.

44. Знают основные приемы и методы работы.

45. Всегда и во всем правы.

46. Общественные отношения ставят выше личных.

47. Поддерживают полезные для коллектива начинания.

48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.

49. Доброжелательно относятся друг к другу.

50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.

51. Берут на себя руководство, если требуется.

52. Знают работу товарищей.

53. По-хозяйски относятся к общественному добру.

54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.

55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.

56. Уважают друг друга.

57. Тесно сотрудничают с членами другого коллектива.

58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.

59. Знают черты характера друг друга.

60. Умеют делать все на свете.

61. Ответственно выполняют любую работу.

62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.

63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.

64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

65. Радуются успехам других членов коллектива.

66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

67. Знают привычки и склонности друг друга.

68. Активно участвуют в общественной работе.

69. Заботятся об успехах коллектива.

70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.

71. Внимательно относятся друг к другу.

72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.

73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.

74. Знают, как обстоят дела друг у друга.

Ключ:

После проведения опроса данные собираются и обрабатываются исследователем. Все суждения, кроме контрольных 15, 30, 45, 60, показывают степень развития коллектива, а, следовательно, и социально-психологического климата в нем. Эти характеристики таковы:

ответственность (1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53, 61, 68);

коллективизм (2, 9, 17, 24, 32, 39, 47, 54, 62, 69);

сплоченность (3, 10, 18, 25, 33, 40, 48, 55, 63, 70);

контактность (4, 11, 19, 26, 34, 41, 49, 56, 64, 71);

открытость (5, 12, 20, 27, 35, 42, 50, 57, 65, 72);

организованность (6, 13, 21, 28, 36, 43, 51, 58, 66, 73);

информированность (7, 14, 22, 29, 37, 44, 52, 59, 67, 74).

Приведенные выше данные суммируются (по каждому показателю) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат избранного для изучения коллектива:

1 балл – очень низкий

2-3 балла – низкий

4-5 баллов – средний

6-7 баллов – оптимальный

8-10 баллов – идеальный

Результаты обработки анкеты представим в виде таблицы:

 

1271

1274

1278

Итого

ответственность

0,25 (очень низк.)

1,5 (оч. Низкий)

6,3 (оптимальный)

2,6 (низкая)

Коллективизм

1,5 (оч. Низкий)

2,6 (низкий)

5 (средний)

3,06 (низкая)

Сплоченность

0,5 (оч. Низк)

0,75 (оч. Низк.)

4,1 (средняя)

1,58 (оч. Низкая)

Контактность

3,25 (низкая)

3,1 (низкая)

8 (идеальная)

4,4 (средняя)

Открытость

1,75 (низкая)

1,87 (низкая)

6,4 (оптимальная)

3,02 (низкая)

Организованность

1,75 (низкая)

4 (средняя)

6,8 (оптимальная)

3,8 (средняя)

информированность

5 (средняя)

4,87 (средняя)

7,8 (идеальная)

5,6 (оптимальная)

1 Пригожин Илья Романович (р. 1917), бельгийский физик и физико-химик, один из основоположников термодинамики неравновесных процессов, лауреат Нобелевской премии.

2 Хакен Герман (р. 1927), немецкий учёный, автор одной из первых книг о синергетике (1980 г.).

3 Белоусов Борис Павлович (1900-1970), российский учёный, радиохимик, открыл периодически действующие химические реакции (1951).

Просмотров работы: 1645