Необходимость реинжиниринга вызвана ускорением темпов изменения внешней и внутренней среды компаний. Возросшая конкуренция, быстрые технологические изменения, постоянно меняющиеся потребности клиентов вынуждают компании искать более гибкие способы ведения бизнеса, обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность продукции. Традиционные подходы, основанные на функциональном разделении труда, оказались неэффективными в современных условиях из-за громоздкости иерархических структур управления, длительности бюрократических процедур обмена информацией и принятия решений, незаинтересованности функциональных подразделений в общих результатах деятельности компании. Процессный подход, возникший еще в середине XX века, позволяет успешно решать перечисленные проблемы.
Данная работа посвящена реинжинирингу процесса «Производство линии одежды» фирмы Harm’s stuff. Бизнес-процесс:Производство и продажа линии одежды - готовых изделий и пошив под заказ.
Описание бизнес-процесса:После ознакомления с каталогом одежды, спроектированной дизайнером, клиент (физ. лицо, дистрибьютор) заполняет заявку и указывает необходимые параметры: цвет, размер изделия. Заказ оформляется менеджером по работе с клиентами и передается начальнику производства. Обязательно вносится предоплата.
Изделие отшивается согласно экземпляру, представленному в каталоге, с учетом предпочтений заказчика. Затем клиент забирает сшитое изделие из офиса или водитель доставляет его заказчику на дом.
Клиент также может приобрести уже готовые изделия, имеющиеся в наличии в офисе компании.
Входы: заявка клиента на изготовление изделия, спрос.
Выходы: выполненный заказ, прибыль от реализации продукции.
Периодичность проведения процесса: периодически повторяющийся.
Краткая характеристика компании: ООО «Harm's stuff» - торгово-производственная компания, занимающаяся пошивом и продажей собственной марки молодежной одежды. На данный момент возможность заказа реализуется только в офисе компании - покупка готовых вещей и заказ на пошив по каталогу.
В ассортименте представлены платья, рубашки, юбки, брюки и пиджаки различного кроя. Вся коллекция, созданная дизайнером, представлена в каталоге.
Одежда ориентирована на современного потребителя со средним достатком, для которого в приоритете стиль и качество. Получить готовое изделие клиент может как доставкой на дом, так и самовывозом из офиса.
Контроль над качеством продукта от создания выкроек и до пошива изделия осуществляется начальником производства (главной швеей). За работу с заказчиками несет ответственность менеджер по работе с клиентами: от этапа оформления заявки до непосредственной продажи.
Существующий бизнес-процесс будет измеряться по следующим метрикам:
Ассортимент производимых изделий;
Оформление заказа (затрачиваемое время и удобство клиента);
Время выполнения заказа;
Внешний вид и дизайн изделия;
Качество изделия (будет произведена относительная оценка с помощью анкетирования);
Доставка продукции.
После проведения анализа существующего бизнес-процесса можно выделить ряд основных проблем компании:
Отсутствие широкого ассортимента предлагаемой продукции и эффективного маркетинга;
Не подкрепляя существующий ассортимент новыми моделями или специальными предложениями, сложно заинтересовать постоянных клиентов.
Отсутствие удобной системы заказа товара (интернет-сайта с предлагаемой продукцией и возможностью оформления заявки на изделие);
Появление интернет-сайта расширит аудиторию покупателями из других городов России и сократит время оформления заказа.
Проблема неэффективного распределения производственных мощностей.
За счет чрезмерной нагрузки на персонал производственного отдела заказы не всегда выполняются в срок, а контроль над качеством продукции осуществляется недостаточно.
Проблема отсутствия услуги доставки заказа по России. Возможность доставки товара в другие города России позволило бы привлечь большое количество новых клиентов за счет расширения географии.
Проведём сравнение существующего бизнес-процесса компании с аналогичными бизнес-процессами конкурентов. По каждой метрике для каждого из сравниваемых процессов выставим оценку по 5-ти балльной шкале. Сравнительный анализ конкурентоспособности приведён в таблице 2.
Таблица 2. Анализ конкурентоспособности
Метрики |
Вес |
Баллы |
Конкурентоспособность |
||||
Harm's stuff |
Province |
FurFur |
Harm's stuff |
Province |
FurFur |
||
Ассортимент производимых изделий |
0,2 |
3 |
5 |
3 |
0,6 |
1 |
0,6 |
Оформление заказа |
0,25 |
2 |
4 |
5 |
0,5 |
1 |
1,25 |
Время выполнения заказа |
0,15 |
3 |
3 |
4 |
0,45 |
0,45 |
0,6 |
Внешний вид и дизайн изделия |
0,1 |
4 |
2 |
4 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
Качество изделия |
0,15 |
4 |
5 |
4 |
0,6 |
0,75 |
0,6 |
Доставка продукции |
0,15 |
3 |
3 |
5 |
0,45 |
0,45 |
0,75 |
Итого |
1 |
19 |
23 |
25 |
3,0 |
3,85 |
4,2 |
Уровень конкурентоспособности компании «Harm's stuff» низкий, по сравнению с конкурентами, что говорит о необходимости реинжиниринга.
Спецификация целей
Определим основные цели реинжиниринга бизнес-процесса.
Расставим для каждой группы целей оценки от 0 до 1, определим для каждой цели приоритет относительно глобальной цели.
Глобальная цель: повысить эффективность деятельности компании.
Увеличить количество новых клиентов на 40%. (0,3)
Расширить ассортимент производимой продукции на 40%. (0,45*0,3=0,14)
Расширить производственный отдел на 30% (выкупить или взять в аренду помещение на том же этаже) (0,2*0,14=0,027)
Увеличить объем и ассортимент закупаемого сырья (0,3*0,14=0,041)
Увеличить штат сотрудников производственного отдела. (0,5*0,14=0,068)
Формирование эффективной маркетинговой стратегии (0,3*0,3=0,09)
Проведение акций для повышения узнаваемости предприятия (0,8*0,09=0,072)
Введение системы скидок для постоянных клиентов (0,2*0,09=0,018)
Организовать доставку в другие города России (0,25*0,3=0,075)
Оформление договора с курьерской службой (0,7*0,075=0,053)
Создание сайта с функцией заказа товара и описанием условий доставки по России (0,3*0,075=0,022)
Улучшить качество продукции на 30% (0,25)
Повысить квалификацию закройщика и швеи. (0,3*0,25=0,075)
Купить новое автоматизированное оборудование. (0,2*0,25=0,05)
Усилить контроль над качеством поставляемых тканей и фурнитуры. (0,3*0,25=0,075)
Установить нормированный рабочий день. (0,2*0,25=0,05)
Повысить эффективность процесса оформления заказа на 60%. (0,25)
Организовать работу веб-сайта(0,9*0,25=0,23)
Разработать веб-сайт с возможностью просмотра каталога продукции и оформления заявки на изделие. (0,5*0,23=0,115)
Нанять администратора сайта (0,3*0,23=0,069)
Оборудовать рабочее место для администратора (0,2*0,23=0,046)
Выделить телефонную линию для приёма заявок. (0,1*0,25=0,025)
Увеличить скорость выполнения заказа на 30%. (0,2)
Усовершенствовать технологию пошива изделий(0,5*0,2=0,1)
Расширить штат сотрудников на 15%. (0,5*0,2=0,1)
Нанять закройщика (0,6*0,1=0,06)
Нанять швею. (0,4*0,1=0,04)
Создание внешней модели существующего бизнеса
Внешняя (прецедентная) модель описывает бизнес-процессы компании. Построение прецедентной модели начинается с формирования, так называемой, внешней диаграммы или диаграммы вариантов использования. Диаграмма вариантов использования создана в Rational Rose. При разработке модели были выделены акторы исследуемого бизнес-процесса, составляющие его окружение. Для каждого актора перечислены его обязательства по отношению к исследуемому процессу.
В роли акторов выступают: клиент, начальник производства, водитель, менеджер по работе с клиентами, штат производственного отдела.В результате реинжиниринга торгово-производственная компания «Harm’s staff» должна выйти на качественно новый уровень. Рейтинг фирмы на рынке должен существенно повыситься благодаря повышению конкурентоспособности, привлечению новых клиентов, улучшению сервиса и уровня обслуживания за счёт расширения ассортимента, внедрения информационной системы предприятия, реализации доставки в другие регионы, запуска сайта.