ИНФОРМАЦИОНННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГРУПП СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА КИБЕРНЕТИКИ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОНННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГРУПП СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА КИБЕРНЕТИКИ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Боброва М.В. 1
1Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время образовательные учреждения испытывают сложности с набором достойного контингента, соответствующего мировому уровню высшей школы, на фоне наблюдающегося демографического спада.

Во время работы приемной комиссии ТПУ у ответственных представителей институтов и кафедр нет возможности глубоко изучить личность будущих студентов. Психологами ТПУ предложена программа блиц-анкетирования, которая позволяет без напряжений и психологического стресса изучить психологические особенности широкого круга как абитуриентов, так и студентов первого курса.

Для успешной профессиональной деятельности в будущем является важным определение уровня развития психологических качеств, когнитивных способностей и интеллектуальных возможностей студентов еще во время их обучения в вузе. В условиях централизованной обработки данных функции психолога необходимо перераспределить таким образом, чтобы обеспечить возможность сосредоточить свои усилия на выполнении процедур анализа уже автоматизированных данных. В связи с этим актуальной становится разработка Web-продукта для тестирования и сбора данных для дальнейшей обработки психологом.

К достоинствам этого способа обработки можно отнести единство методики обработки и легкое, своевременное ее совершенствование, единые стандарты представления информации, унификация данных и информационных процедур, единое техническое обеспечение, снимающее проблему сопряжения технических средств, а также возможность для пользователя оперировать большими объемами данных.

Функциональные возможности портала MultiTest

В институте кибернетики ТПУ на базе кафедры прикладной математики разработан портал MultiTest, главным преимуществом которого является возможностьцентрализованного доступа к процедурам тестирования и его результатам для дальнейшей обработки [1,2].

Портал реализован на базе WEB-сервера Apache, основными достоинствами которого считаются надёжность и гибкость конфигурации. Он позволяет подключать внешние модули для предоставления данных, использовать СУБД для аутентификации пользователей, модифицировать сообщения об ошибках и т. д. Ядро Apache включает в себя основные функциональные возможности, такие как обработка конфигурационных файлов, протокол HTTP и система загрузки модулей.

Для хранения данных о тестах, информации о пользователях используется база данных MySQL. Для обмена данных в процессе теста используется технология AJAX и формат данных XML, что позволяет, с одной стороны, удобно использовать браузер в качестве клиента, а с другой стороны создать для портала клиента в виде программного продукта.

Для входа на портал и дальнейшей работы используется стандартный браузер: Internet Explorer v7 и выше, Mozilla v3 и выше Opera v9 и выше. Также может использоваться не браузер, а специализированный клиент, представляющий из себя обычную программу, обладающую дополнительными возможностями по сравнению с системой браузер – web-сайт для решения конкретной задачи.

На базе портала MultiTest уже разработано три приложения:

  1. оценка компетентности ИТ-специалистов;

  2. профориентации абитуриентов ТПУ;

  3. оценка потенциала выпускников бакалавриата ИК ТПУ.

Данные модули интегрированы в портал Томского политехнического университета (рис.1).

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 14-06-00026

Рис. 1. Пример тестирования абитуриента на портале ТПУ.

Портал MultiTest с многоуровневым пользовательским доступом является ядром для создания тестов и позволяет не прибегать к услугам программиста и web-дизайнера. Примером является портал http://gender.am.tpu.ru/, который содержит в себе все те же тесты, что и http://entrants.am.tpu.ru, но имеет совсем другой внешний вид (рис. 2).

Рис. 2. Пример тестирования абитуриента на портале.

Компьютеризация работы психолога: реализация методик блиц-анкетирования

Современные компьютерные системы являются способом унификации представления информации [3]. Портал – динамическая, постоянно развивающаяся система. Актуальным процессом остается компьютеризация традиционных и новых психодиагностических методик, позволяющих автоматизировать психодиагностические исследования, значительно сократить время прохождения тестирования и обработки результатов. Задачами нашего исследования являлись:

  1. Изучение возможностей портала MultiTest.

  2. Выбор инструментарии для интеграции в портал методик блиц-анкетирования, а также для обработки его результатов.

Цель исследования: автоматизация работы психолога ИК с методиками блиц-анкетирования; внедрение блиц-анкетирования в массовое исследование психологических характеристик студентов института кибернетики ТПУ.

Анкетирование ‒ метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов. Согласно многолетней практике, такого вида тестирование занимает всегда много времени. Методика блиц-анкетирования направлена на работу с абитуриентами и студентами первого курса для составления психологичного портрета студенческой группы. Она также может быть использована для выявления индивидуальных особенностей тестируемого студента и построение его индивидуальной образовательной траектории.

Нами обработаны результаты пилотного блиц-анкетирования студентов первого курса ИК (рис. 3). Изначально психологом был составлен большой массив данных, обработка которых была произведена с помощью MS Excel.

dhgt251661824fLayoutInCell1fAllowOverlap1fBehindDocument0fHidden0fLayoutInCell1

На графике представлены результаты блиц-анкетирования студентов первого курса, которое показывает отношение участника к группе, его представление будущего, как реализация своих потребностей. На графике выделены зеленым цветом столбцы – ожидание студента в будущем, что он хочет приобрести в процессе обучения в вузе. Красные столбцы означают, что студенты не заостряют внимание на этих критериях.

Заключение

Первичное блиц-анкетирование дает развернутую картину поступающего контингента, что в свою очередь позволяет институту заблаговременно до начала учебного года координировать планы учебного процесса.

Литература

  1. Zharkova O. S., Berestneva O. G., Moiseenko A. V., Marukhina O. V. Psychological Computer Testing Based on Multitest Portal // World Applied Sciences Journal . – 2013 – №. 24. – P. 220 – 224. http://idosi.org/wasj/wasj(ITMIES)13/36.pdf.

  2. Берестнева О.Г., Марухина О.В., Мокина Е.Е. Роль личностно-ориентированной среды вуза в социально-психологической адаптации иностранных студентов // Интернет-журнал Науковедение – 2013. – N 4 (17). – С.31.

  3. Баданов А. Г. «Онлайн сервисы для создания тестов и организации тестирования» URL: http://dostizenie.ucoz.ru/document/online-tests.pdf (дата обращения: 18.10.2014).

Томск, Россия.

Просмотров работы: 817