РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ЛИЧНОСТНОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ЛИЧНОСТНОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Берестнева Е.В. 1, Марухина О.В. 1, Мокина Е.Е. 2
1ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Томск, Россия (634050, Томск, пр. Ленина, 30)
21 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Томск, Россия (634050, Томск, пр. Ленина, 30)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На основе анализа предметной области можно выделить 3 основных составляющих потенциала студентов:

  • профессиональный потенциал

  • личностный потенциал

  • исследовательский потенциал.

При этом под профессиональным потенциалом будем понимать уровень овладения студентом профессиональными компетенциями. Существует много определений термина «компетенция» [2-4]. Определим профессиональную компетенцию как знания, умения, навыки и личные способности, необходимые для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы.

На сегодняшний день, в связи с повсеместным внедрением компетентностного подхода в образовании[4], в образовательных программах для всех направлений подготовки Института кибернетики имеется перечень профессиональных компетенций, которыми студент должен овладеть в процессе обучения. Данная информация была положена нами в основу разработки методики оценки профессионального потенциала. При этом могут быть использованы как объективные, так и субъективные показатели. К объективным показателям относятся результаты учебной деятельности (оценки по профильным дисциплинам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах и т.д.), а к субъективным - результаты экспертного оценивания и самооценка.

Личностный потенциал кандидата в магистратуру определяется наличием у него профессионально значимых личностных качеств для выбранного направления магистерской программы. В качестве инструментария оценки личностного потенциала могут быть использованы результаты психологического тестирования, экспертная оценка и самооценка.

Исследовательский потенциал студентов понимается как интегральная характеристика внутренних и приобретенных в процессе образования ресурсов студента, достаточных для овладения им требованиями к исследовательской деятельности и ее успешного самостоятельного осуществления [1]. Для оценки исследовательского потенциала могут быть использованы специальные методики (Н.В. Бордовская и С.Н. Костромина), показатели научной активности (участие в конференциях и конкурсах НИРС, научные публикации, участие в реальных научных проектах), тесты когнитивных способностей, экспертное оценивание и самооценка.

Таким образом, технологию оценки потенциала можно представить в виде схемы (Рисунок ).

Рисунок . Структура потенциала и методы его оценки

Таким образом, основными методами, используемыми для оценки потенциала, являются психологическое тестирование, экспертное оценивание и анкетирование.

Процесс обучения в университете можно представить в виде IDF-диаграммы, изображенной на рис.2.

Рисунок . Уровень А0 процесса обучения в университете

Процесс обучения состоит из нескольких ступеней. В настоящее время это преимущественно бакалавриата и магистратура.

Но с 1 сентября 2013 вступил в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»[5], согласно статьи 10 которого, аспирантура – это третий уровень высшего профессионального образования (а не послевузовское образование, как было раньше). Таким образом, специалитет и магистратура перестали быть полным профессиональным высшим образованием [6], и с 2014 года первый уровень – это бакалавриат, второй – специалитет и магистратура, третий – аспирантура (рис.3).

Рисунок . Декомпозиция уровня А0

Аспиранты приема 2014 года будут обучаться по тем же направлениям, что и бакалавры, специалисты и магистры.

Подход к обучению аспирантов будет осуществляться в соответствии со стандартами, которые в настоящее время готовятся к утверждению, по каждому направлению отдельно. Вузам предстоит провести реорганизацию подразделений послевузовского профессионального образования, так как его уже нет в новом законе. В стандартах для аспирантуры особую роль будет играть практика. Специалисты Рособрнадзора при осуществлении контроля повышенное внимание будут уделять именно организации практики в вузах.

Обучаясь в аспирантуре, аспиранты будут выполнять учебный план в соответствии с программами профессионального обучения, затем проходить ежегодную аттестацию, а в конце обучения – защищать выпускную квалификационную работу (ВКР). Их квалификационная работа должна быть подготовлена точно так же, как ВКР магистра, на аналогичном ГАКе, действующем на каждом факультете. Сейчас подготовлен образец государственного диплома, который утвердит в ближайшее время Правительство РФ. В нем будет вкладыш с оценками. Обучение аспирантов должно осуществляться точно так же, как студентов магистратуры, – при кафедрах на факультетах.

В дипломе выпускника аспирантуры указывается квалификация «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь»[6]. С этим документом он готовит кандидатскую диссертацию и представляет ее в диссертационный совет для защиты. Аспирант в период обучения теперь будет получать значительную подготовку по педагогическим специальностям, предусмотренным учебным планом. Это облегчит ему в будущем возможность трудоустройства на педагогические должности в образовательных учреждениях.

В соответствии с планом набора 2014 года в Институте кибернетики будет осуществляться набор по9 направлениям бакалавриата и 10 направлениям магистратуры. Кроме того, каждое направление имеет несколько профилей. При поступлении в ТПУ абитуриент выбирает направление подготовки, а после окончания второго курса, студент должен выбрать не только направление, но и профиль. Рекомендации по выбору профиля могут быть сформированы на основе оценки профессионального, личностного и исследовательского потенциала студента (рис.4). После окончания бакалавриата, выпускник может быть трудоустроен на производство по специальности либо стать кандидатом в магистратуру.

Рисунок . Раскрытие уровня А1 – обучение в бакалавриате

Аналогичная процедура происходит и при обучении в магистратуре. Однако, кроме выбора профиля магистерской программы, студент должен также выбрать дальнейшую образовательную траекторию – инженерную или исследовательскую. СоответствующаяIDF-диаграмма приведена на рис.5.

На основе представленной технологии планируется разработка информационного ресурса для оценки профессионального, личностного и исследовательского потенциала бакалавров и формирования рекомендаций по выбору образовательной траектории при обучении в магистратуре.

Рисунок . Раскрытие уровня А2 – обучение в магистратуре

Работа частично поддержана грантом РФФИ, проект №14-06-00026

Списоклитературы

  1. Kostromina S.N. Psychological factors of self-organization academic activity of students //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives. 2012. – Vol. 10 (№2). – Р. 187–196.

  2. Компетенции персонала. URL: http://psychologiya.com.ua/kompetenczii-personala.html (дата обращения: 17.02.2014).

  3. Комарова Э.П., Смирнова И.Г. Модель формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза// Перспективы науки. – 2010. – №5(07). – С. 46 – 50.

  4. Силич В.А., Фофанов О.Б., Марухина О.В. Компетентностный подход к разработке образовательных программ подготовки магистров IT-профиля // Информационные и математические технологии в науке и управлении: Труды XIII БайкальскойВсеросс. конф. – Иркутск, июнь 2008. – Иркутск: Институт систем энергетики им. Мелентьева СО РАН, 2008. – Т. 2. – Ч. 2. – С. 309–313.

  5. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/(дата обращения: 10.02.2014).

  6. ЛонговаяЛ.Аспирантура – третий уровень высшего профессионального образования. URL: http://pressa.ursmu.ru/2142.html (дата обращения: 1.03.2014).

5

Просмотров работы: 976