ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все современные технологии призваны сделать нашу жизнь удобнее. И информационные – не исключение. С появлением компьютера выполнение многих процессов стало не только быстрее, но еще надежнее и эффективнее, при этом появилась возможность выполнять многие действия, не выходя из дома. Покупка билетов и бронирование отелей, заказ еды, приобретение товаров и услуг через сеть Интернет – все это уже давно стало частью нашей жизни. Неудивительно, что самые передовые технологии используются и в образовательном процессе, позволяя получать более высокие результаты.

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. ПрименениеИТ способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного исторического материала. Приобщение обучающихся к ИТ является важнейшим направлением в решении задачи информатизации и повышения профессиональной подготовки.

Важной особенностью современной системы образования является существование инновационной стратегии организации обучения, которая определяет качество образования и имидж любого учебного заведения. Под качеством образования понимается способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.

На сегодняшний день ИТ становятся одним из основных приоритетов в планировании развития образования. Неотъемлемой и важной частью этих технологий является компьютеризация образовательного процесса. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Использование современных ИКТ в обучении открывает исключительные перспективы как с точки зрения повышения качества обучения, так и с точки зрения расширения самих учебных заведений.

Информационные технологии являются инструментом, без которого решение целого ряда задач было бы в настоящее время затруднительным. Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познавательной активности. У обучающихся развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, то есть, в целом, способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования, помогает «превращать учебу в радость открытия». А если есть интерес, то есть и прогресс, который в дальнейшем влияет на качество образования.

Использование видеоматериалов способствует активизации познавательной деятельности студента и обладает значительной информационной емкостью. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обучающимся:

  • иметь возможность свободного доступа к информации, содержательному компоненту той или иной образовательной области, знаниям, накопленным мировым сообществом;

  • ускорить поиск необходимой информациии повышение уровня знаний;

  • работать в режиме решения проблемных вопросов, оперативно восполнять пробелы в знаниях;

  • систематизировать информацию благодаря справочникам и электронным библиотекам;

  • эффективнее работать над выполнением домашнего задания;

  • восполнить материал, пропущенный во время болезни;

  • отрабатывать различные навыки и умения, проводить удаленные лабораторные эксперименты;

  • визуализировать информацию и демонстрировать ее (например, на презентациях);

  • проводить сложные расчеты и автоматизацию рутинных операций;

  • обмениваться информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга.

Значит, проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Компьютеризация является неотъемлемой частью информационного процесса. Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российские учебные заведения в последние десятилетия.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Принимая во внимание огромное влияние современных ИТ на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако,процесс информатизации образования не может произойти мгновенно, так как он является постепенным и непрерывным.

Таким образом, ИТ выступают уже не столько инструментами дополняющими систему образования, но императивом установления нового порядка знания и его институциональных структур. И для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, учитель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Большое влияние на молодежь имеют различные услуги интернета по проведению досуга. В интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет-магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики по нашему учебному заведению. В среднем каждый студент посещает интернет каждый день для поиска игры, переписки по электронной почте, видео роликов и фильмов, и проводит у компьютера от 2 до 4 часов.

В 2014году был проведен опрос, основанный на влиянии современных информационных технологий в процесс обучения в высшем учебном заведении. Большинство студентов (60 %) высказали мнение, что использование на парахмультимедиапроекции, компьютерных обучающих и контролирующих программ способствует более глубокому пониманию сущности изучаемого учебного материала. Однако, как опять показывают результаты опроса, эти знания быстро забываются, так как перебиваются другой, посторонней информацией, которую они получают, пользуясь интернетом и поисковыми сайтами. Поэтому создается проблема, как создать условия для прочного усвоения учебного материала. Как известно, прочному усвоению способствует неоднократное повторение изучаемого элемента знаний.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия.

Итак, положительное влияние информационных технологий на образовательный процесс: создают благоприятные условия для познавательной деятельности, образования, общения, позволяютускорить поиск необходимой информации, повышают уровень знаний,позволяютобмениваться информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга и т.д.

Отрицательное воздействие информационных технологий на образовательный процесс заключается в том, что определенные сайты интернета и социальные сети и прочие программы сильно отвлекают обучающегося от учебного процесса.Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям.Заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Список литературы

  1. И.И. Попов, П.Б. Храмцов, Н.В. Максимов. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М.: РПГУ, 2001, 207 с.

  2. Ф.В. Шутилов, М.В. Зелинская, М.Ф. Бовыкина. Виды информационных технологий – www.prepod2000.kulichki.net/item_282.html

  3. В.П. Демкин, Г.В. Можаева. Информационные технологии дистанционного обучения - www.ict.edu.ru/ft/003625/1.html

Источники

1. http://sch1344.ucoz.ru/obrazovanie/obrazovat_progr/modul6.pdf

2. http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=1257&page=3&lb=1

Просмотров работы: 3225