РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАКТИКУМА «ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОСТОЯНИЯ ЕГО БАЛАНСА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАКТИКУМА «ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОСТОЯНИЯ ЕГО БАЛАНСА»

Рабаданова Р.М., Арсланбекова З.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образовательные технологии в настоящее время претерпевают изменения, связанные с общемировой тенденцией интеграции электронных средств в общество и производство.

Современные информационные технологии с одной стороны позволяют делать процесс образования массовым, т. е. доступным для любого члена общества, за счет использования глобального информационного пространства, а с другой стороны – индивидуальным, учитывающим личностные и физические особенности каждого учащегося, с помощью использования программных средств, позволяющих учителям корректировать учебные планы исходя из интересов учеников.

Компьютерный практикум позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Компьютерное образование является одной из прогрессивных инновационных практик. Стремительное развитие и распространение связано с государственными программами компьютеризации образовательных учреждений и курсами повышения квалификации для преподавателей в области информационных технологий.

Целью выполняемой работы является разработка электронного практикума «Показатели оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса».

Программный комплекс реализован на языке программирования Borland Delphi7. Выбор этой среды объясняется простотой разработки приложений, удобный интерфейс позволяет легко работать с визуальными компонентами.

Среди экономических дисциплин особое место занимает анализ хозяйственной деятельности предприятия, который являетсяосновой принятия решений на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования.1

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия - это комплексное изучение работы предприятия, позволяющее дать ей объективную оценку, выявить закономерности и тенденции развития, определить стоящие перед ним задачи, вскрыть резервы производства и недостатки в его работе, наметить пути улучшения всех сторон его деятельности. В достижении этих целей и проявляется роль и значение аналитической работы на предприятии.

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности.

К наиболее важным из ресурсов предприятия относятся: основные и оборотные фонды, численность работников.

Основные производственные фонды предприятия – это средства труда, которые участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере их использования.

Задачей анализа является изучение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда, а показателями эффективности использования основных фондов - фондоемкость и фондоотдача.

Фондовооруженность труда определяется отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных основных фондов к числу работающих в наибольшую смену. Она отражает степень обеспеченности рабочих средствами труда.

Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену.

Фондоемкость -определяется отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных основных фондов к стоимости выпускаемой товарной продукции и характеризует величину участия фондов в производстве единицы продукции. Показатель позволяет определить и оценить фондоемкость отдельных видов продукции. Находящиеся на предприятиях основные фонды постепенно изнашиваются. Различают физический и моральный износ.

Фондоотдача - это показатель эффективности использования основных средств, обратный фондоемкости, рассчитывается как годовой выпуск продукции деленный на стоимость основных средств, с помощью которых произведена эта продукция, в наиболее обобщенном виде фондоотдача характеризует уровень использования основных фондов.

С целью компенсации износа основных фондов и накопления необходимых средств для воспроизводства и восстановления основных фондов используется система амортизационных отчислений. Амортизацией называется денежное возмещение износа основных фондов.

Источниками формирования основных фондов предприятия являются его финансовые ресурсы, кредиты, субсидии и т. д.

Основными источниками информации, используемой для анализа, являются данные форм № 2 бухгалтерской отчетности и статистической отчетности.2

Оборотные средства - это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения.

В состав оборотных фондов включают: производственные запасы, незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Основным показателем эффективности использования рабочей силы являетсяпроизводительность труда. Производительность труда – это его эффективность, результативность. Для измерения производительности труда используются два показателя: выработка и трудоемкость.

Выработка – это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесрочного работника в год. Это наиболее распространенный и универсальный показатель труда. Для его измерения используют натуральные, условно-натуральные и стоимостные единицы измерения.

Трудоемкость характеризует затраты рабочего времени на производство единицы продукции или работы. Единицы трудоемкости - нормо-часы.

В зависимости от способа выражения объема продукции различают три основных метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостный.

Создание обучающих и контролирующих средств - сложная и трудоемкая работа, требующая совместных усилий опытных преподавателей-лекторов, разработчиков программных средств, программистов и др. Наиболее сложной является работа по созданию учебников и учебных пособий, лабораторных практикумов, тестовых материалов. Широкомасштабному ведению такой работы в вузах препятствует отсутствие финансовых ресурсов для ее стимулирования. В результате она проводится бессистемно, главным образом силами отдельных преподавателей и работников ИТ-подразделений.3

В учебнике Грибова В.Д. и Грузинова В.П. «Экономика предприятия: Учебник. Практикум» 2004г. издания задача сформулирована следующим образом4:

Постановка задачи 1: Дайте оценку эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на основе данных табл. 1.

Таблица1

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Произведено и реализовано продукции, тыс. руб.

300

350

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

50

60

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

40

50

Амортизация, тыс. руб.

10

15

Численность рабочих, человек

20

22

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

30

40

Определите:

а) фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность;

б) производительность труда;

в) показатели использования оборотных средств;

г) себестоимость продукции и ееудельный вес в стоимостиреализованной продукции;

д) рентабельность продукции и производства;

е) норму амортизации и удельный вес амортизации в себестоимости продукции.

Охарактеризуйте произошедшие изменения в отчетном году по сравнению с базисным годом.

Постановка задачи 2: Составьте баланс акционерного общества на момент начала деятельности на основе следующих данных, тыс. руб.:

продано акций 350

приобретено здание 160

приобретено оборудование 80

закуплены, получены, но не оплаченыматериалы(счет не оплачен) 20

Для начала работы с программой необходимо двойным щелчком мыши кликнуть по значку программы, впоследствии откроется главное окно программы (см. рис 3).

Рис. 3. Главное меню

В главном окне программы располагается горизонтальное меню, а также стандартные кнопки свернуть, развернуть и закрыть окно программы.

Главное меню программы состоит из 6-х пунктов:

  • Задача 1;

  • Задача 2;

  • Теория;

  • Тесты;

  • Помощь;

  • Выход.

При нажатии на пункт «Задача 1»открывается форма решения задачи (см. рис. 4):

Рис. 4. Пункт «Задача 1»

Аналогично и с пунктом меню «Задача 2» .

При нажатии на пункт «Теория», откроется содержание тем по предмету(см. рис. 6.)

Рис. 6. Пункт «Теория»

В свою очередь при нажатии на пункт «Тесты», откроется раздел тестирование, которое предназначено для проверки владения теорией по данной теме (см. рис. 7).

Рис. 7. Пункт «Тесты»

При нажатии на пункт «Помощь» открывается форма, содержащая методические рекомендации пользователя (см. рис. 8).

Рис. 8. Пункт «Помощь»

Для выхода из программы необходимо выбрать пункт меню «Выход».

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия - это комплексное изучение работы предприятия, позволяющее дать ей объективную оценку, выявить закономерности и тенденции развития, определить стоящие перед ним задачи, вскрыть резервы производства и недостатки в его работе, наметить пути улучшения всех сторон его деятельности. В достижении этих целей и проявляется роль и значение аналитической работы на предприятии.

Список литературы

  •  
    1.  
      1.  
        1.  
          1.  
            1.  
              1. Грибов В.Д. и Грузинова В.П. Экономика предприятия:Учебник.Практикум. 3-е изд.перераб. и доп. М.:Финансы и статистика.2004.-336с

              2. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. Пособие/ под редакцией В.Н.Волковой и А.А. Емельянова. – М.; Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.-848 с. http://en.bookfi.org/book/594108

              3. Мельников М.В. Теория экономического анализа: учебник для магистров / М.В. Мельников, В.Л. Поздеев. – М.: Издательство Юрайт, 2014.-261 с.

              4. Адамадзиев К.Р, Камилов К.Б. Опыт по разработке и использованию обучающих и контролирующих программ по экономическим дисциплинам.- Махачкала: Издательско-полиграфический центр Даггосуниверситета, 2005. – 90с.

              5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., – М.: «Академия», 2007. – 192 с.

              6. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник: Г.В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 534 с.

              7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Предпосылки и условия возникновения электронных учебно-методических комплексов, http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter5/5_1.html

              8. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия http://www.aup.ru/books/m64/

              9. Васильева Л.Р., Петровская М.К., Штейн Е.А., Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, Учебник для вузов, - Москва.: АСТ, Издательская группа АСТ, Экзамен 2007.-433с.

1Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник: Г.В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 534 с.

2Яркина Т.В. Основы экономики предприятия http://www.aup.ru/books/m64/.

3Адамадзиев К.Р, Камилов К.Б. Опыт по разработке и использованию обучающих и контролирующих программ по экономическим дисциплинам. - Махачкала: Издательско-полиграфический центр Даггосуниверситета, 2005. – 90с.

4Грибов В.Д. и Грузинова В.П. «Экономика предприятия:Учебник.Практикум.» 3-е изд.перераб. и доп. М.:Финансы и статистика.2004.-336с.

 

11

 

Просмотров работы: 1821