РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАКТИКУМА «ПОКАЗАТЕЛИ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАКТИКУМА «ПОКАЗАТЕЛИ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Рабаданова Р.М., Алиханов М. А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время все члены общества используют информацию и знания применительно к области своей деятельности, решая задачи, поставленные перед ними. Учитывая то, что потребность общества в информации и информационных услугах резко возросла можно утверждать, что информация играет главную роль в любых процессах жизнедеятельности современного общества. Сегодня в процессе обучения традиционные печатные издания заменяются электронными практикумами, которые используются для дистанционного образования, а также для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы. Электронный практикум - это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. Электронные практикумы призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При создании электронного издания необходимо учитывать все совокупности приемов, методов, способов продуцирования графической и аудиовизуальной информации с учетом воспроизведения электронных изданий с локального носителя, локальной сети или из образовательных сайтов Всемирной паутины. В частности, необходимо помнить, что во всех случаях текстовой материал больших объемов желательно публиковать в обычных бумажных изданиях. На экране рекомендуется представлять минимум текстовой информации.

В рамках курсовой работы была поставлена задача создания приложения для автоматизации решения группы задач в рамках «Электронного практикума по показателям состава, структуры и использования трудовых ресурсов предприятия». За основу взяты задачи и методики их решения из учебника Грибова В.Д. и Грузинова В.П. "Экономика предприятия: Учебник-практикум". Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия. На уровне отдельного предприятия вместо термина "трудовые, ресурсы" чаще используют термины "кадры" и "персонал". Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых ими функций кадры предприятия делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие. Перечисленные работники образуют (на производственных предприятиях) промышленно-производственный персонал (ППП). Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые в свою очередь представлены группами специальностей. Внутри специальности работников можно разделить по уровню квалификации.

Необходимость создания данного программного обеспечения вызвана тем, что использование электронных систем на занятиях облегчает объяснения нового материала, также меняется и сам характер взаимодействия преподавателя и студента. Теперь преподаватель не просто рассказывает, он обсуждает со студентами материал лекции, а они в свою очередь делают необходимые, с их точки зрения записи, в своих рабочих тетрадях.

Для реализации данной задачи необходимо в первую очередь представить в легко доступной и понятной форме теоретический материал по данной теме, а также автоматизировать процесс выполнения лабораторно-практического материала. Т.е. в процессе разработки обучающей системы необходимо интегрировать в едином программном комплексе теорию и практику по данной теме. Форма отображения теоретического материала практикума представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Форма отображения теоретического материала

В рамках задачи №1 разработанного электронного практикума производится определение производительности труда.

Производительность труда - важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в целом.

При выборе пункта меню «Практические задания» на экран будет выведена форма, которая предназначена для выполнения практических задач по данной теме. На форме для каждого задания имеются 3 вкладки:

  1. Постановка задачи

  2. Методические указания

  3. Решение задачи

Постановка задачи №1 представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Внешний вид вкладки «Постановка задачи»

При выборе пункта меню «Задача №1» открывается форма ввода исходных данных и расчёта результативных данных. При нажатии кнопки «Постановка задачи» на экране появится форма постановки соответствующей задачи, где пользователь может ознакомиться с условием решаемой задачи.

Кнопка «Методика решения», показывает способ решения, соответствующие формулы и методы решения задачи, т.е. расчёт результативных данных в соответствии с постановкой задачи. (Рисунок 3)

Рисунок3. Внешний вид вкладки «Методика решения»

Расчётная форма, показанная на рисунке 4 включает следующие кнопки «Пример, «Рассчитать», «Отчет» и «Очистить» которые выполняют соответственно операции заполнения входных данных примерными значениями, расчет выходных данных, вывода отчета и очистку введенных данных.

Рисунок4. Внешний вид вкладки «Расчет»

После нажатия на кнопку «Отчет», осуществляется вывод всех данных исходных показателей и расчётных показателей в отчётную форму Microsoft Excel, показанную на рисунке 5

Рисунок5. Отчетная форма в MicrosoftExcel

Данный алгоритм работы аналогичен для всех задач, решаемых в практикуме.

Программный комплекс реализован в среде разработки Borland Delphi7,с использованием СУБД Access. Выбор этой среды объясняется простотой разработки приложений, удобный интерфейс позволяет легко работать с визуальными компонентами. Для отображения контента был выбран язык HTML, с расположением файлов в структуре, представленной на рисунке 6.

Рис. 6. Файловая структура учебного материала

Список использованной литературы
  1. Адамадзиев К.Р., Гаджиев Н.К. Информационные системы управления предприятиями. Учебное пособие. –Махачкала: Издательско-полиграф.центр Даггосуниверситета, 2007. -139с.

  2. Барнгольц, С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений: Учебник. – 4-е изд., перераб.и доп. / С.Б. Барнгольц. – М.: Финансы и статистика, 2006.

  3. Галисеев Г.В. Программирование в среде Delphi 7. Самоучитель. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

  4. Грибов В. Д., Грузинов В.П.Экономика предприятия – М.: «Финансы и статистика» 2004

  5. Стрелкова, Л.В., Макушева, Ю.А.Труд и заработная плата на промышленном предприятии, Изд-во: Юнити, 2009 .- 351 с.

  6. Хансен Г., Хансен Д. Базы данных. Разработка и управление. – М.: Бином, 2010. – 704 с.

Просмотров работы: 899