Важнейшим же составным элементом электронного бизнеса является электронная торговля. Под электронной торговлей (коммерцией) подразумеваются любые формы сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется с применением возможностей информационных и телекоммуникационных технологий, систем и сетей. [1]
В настоящее время рынок электронной торговли России находится на стадии интенсивного развития.
Динамика рынка электронной торговли в России представлен на рисунке 1. [4]
Рисунок 1. Объем рынка электронной коммерции в России (млрд. руб.)
Структура рынка электронной коммерции в России приведена на рисунке 2. [4]
Как мы видим из рисунка наибольший удельный вес занимает сектор нефизических товаров и услуг, в 2012 году он составлял 65% и оценивался в 255 млрд. рублей. Традиционно большую часть покупок в Интернете составляют билеты на транспорт. Также здесь следует выделить такие сегменты как цифровой контент, гостиницы и туризм, оплата штрафов и санкций, услуги связи.
Рисунок 2. Структура рынка электронной коммерции в России 2012 и прогноз на 2017гг.
Следует отметить, что в России наблюдается дисбаланс в развитии рынка электронной торговли по регионам (рисунок 3). По прогнозам экспертов Morgan Stanley, к 2020 году объем продаж через интернет в столичных округах вырастет на 30%, в то время как в остальных регионах рост в среднем составит 55%. [2]
Рисунок 3. Прогноз распределения продаж через Интернет по регионам России
Существуют значительные различия в поведении и побудительных факторах, которыми руководствуются покупатели в Москве и в других городах России, связанные с относительной зрелостью московских покупателей и различиями в рыночных условиях. Покупателей в Москве больше заботит скорость доставки, удобство и низкие цены, в то время как в небольших городах России покупатели в первую очередь ценят доступность товара и проявляют больше терпения в ожидании его доставки, поскольку ассортимент интернет-магазина отличается в лучшую сторону от ассортимента обычного магазина.
Хотя электронная торговля в России быстро развивается, она по-прежнему только пытается угнаться за развитием e-commerce в США и странах Евросоюза, так как её развитие началось позже и клиенты по-прежнему сталкиваются с некоторыми трудностями.
Среди факторов, тормозящих развитие рынка электронной торговли в России можно выделить:
низкое проникновение широкополосного доступа в интернет;
низкий уровень развития безналичных способов оплаты. Российские покупатели выражают свое недоверие к электронным платежам, ставя порой под сомнение даже их законность, и оплачивают наличными средствами более половины своих покупок, совершенных в интернете;
проблемы с доставкой товаров. Эта проблема особенно актуальна для регионов, которые представляют сегодня для сектора электронной коммерции наибольший потенциал. Крупные игроки рынка электронной торговли стали вкладывать значительные суммы в развитие собственной системы доставки, с налаженными транспортными маршрутами, складами в различных районах страны, сортировочными центрами и пунктами выдачи товаров;
отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы регулирования вопросов, касающихся электронной торговли;
отсутствие квалифицированных кадров в интернет-отрасли. Дефицит квалифицированных сотрудников приводит к снижению качества сервиса. В определение качественного сервиса чаще всего включается своевременный ответ на звонок и своевременная доставка. Но даже эти два пункта выполняются далеко не всегда. [3]
В последние годы в России развиваются различные интернет-проекты. Темпы инвестиционного роста в них увеличиваются. Что касается самой популярной специализации коммерческих проектов в сети, то это, конечно же, торговля товарами широкого потребления. Растущие объёмы инвестирования частного капитала в Интернет проекты отчасти связаны с тем, что торговать в виртуальном пространстве в условиях современной действительности становится всё более выгодно. По мере того, как накладные издержки обычных магазинов стремительно растут под давлением инфляционных процессов в экономике, разрыв между интернет-ценой и обычной рыночной стоимостью продукции становится всё больше, разумеется, в пользу виртуальных торговых площадок. Это является залогом большого платежеспособного спроса и не менее завидных объёмов продаж продукции через Интернет. Следует отметить, что открытие собственного магазина в сети требует гораздо меньших финансовых расходов на начальном этапе, чем при организации традиционной торговли. В данном случае нужны деньги только на создание и продвижение сайта интернет-магазина и закупку первой партии товара, тогда как чтобы торговать в реальном сегменте, нужно найти и арендовать помещение, купить мебель, торговое оборудование, организовать складское хозяйство, нанять в штат сотрудников по разным направлениям.
Хотя общий уровень развития электронной коммерции в России в значительной мере отстает от показателей развития западных стран, так как магазины традиционного формата остаются всё же основным звеном в процессе приобретения многих категорий товаров для российских покупателей, перспектива дальнейшего развития этой новой отрасли торговли довольно радужная, так как количество онлайн-магазинов растет, увеличивается номенклатура поставляемых товаров и улучшается обслуживание клиентов.
Список источниковХолодкова К.С. Анализ рынка электронной коммерции в России. [Эл. ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/26760
3