ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО РЕГИОНОВ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО РЕГИОНОВ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В XXI веке человечество официально вступило в эру постиндустриального информационного общества. Одной из главных ценностей, определяющих благосостояние как отдельных людей, так и государств в целом, становится доступ к информации.

С наступлением информационного века одной из актуальных проблем современного общества стала проблема«информационного (цифрового) неравенства.

Информационное неравенство представляет собой ситуацию, когда у какой-либо группы людей отсутствует возможность доступа к современным информационным технологиям. При этом цифровое неравенство может существовать как в масштабах всей планеты, так и в масштабах страны или даже города.

Россия, политика которой направлена на модернизацию экономики, не может игнорировать этот процесс. Исследования различных ученых показывают, что «информационный раскол» между регионами страны становится все значительнее. Устранение цифрового неравенства среди субъектов РФ и ее отдельными районами должно стать приоритетной задачей социально-экономического направления развития страны.

Цифровое неравенствоэто и один из факторов социального расслоения общества, так как основным массивом отстающих в информационном развитии являются регионы с неблагоприятной экономикой. В Российской Федерации проблема неравенства (как социального, так и информационного) особенно ощущается между центром и периферией.

Согласно исследователям РАН, признаки цифрового неравенства можно классифицировать следующим образом: возрастной, территориальный, имущественный, образовательный, культурный [3].Основным из них в России являетсятерриториальный фактор: для обитателей отдаленных территорий их место проживания во многом предопределяет довольно низкие возможности в сфере информатизации.

В таблице 1. представлены регионы РФ с самыми высокими и низкими показателями ИКТ и инновационной деятельности.

Как видно из таблицы по уровню развития информационных и коммуникационных технологий на последнем месте находится Республика Дагестан – затраты предприятий и организация на ИКТ составляют всего 380 руб. в год на одного работника; объем инновационной продукции 108,5 млн. руб. Строкой выше расположилась Чеченская Республика – затраты на ИКТ 820 руб., объем инновационной продукции 70,7 млн. руб.

Таблица1

Показатели ИКТ регионов РФ

Регион

Затраты на ИКТ на одного работника (тыс. руб.)

Число ПК на 100 работников (штук)

– всего

в т.ч. с доступом к Интернет

РФ

8,9

39

21

СКФО

1,72

33

15

ЮФО

4,84

37

18

ПФО

5,87

35

17

СФО

7,28

37

20

ДФО

8,11

39

19

УФО

10,83

37

18

СЗФО

11,86

43

22

ЦФО

13,09

45

26

Республика Дагестан

0,38

27

11

Чеченская Республика

0,82

25

10

Томская область

13,5

49

33

Красноярский край

13,76

40

21

Тюменская область

16,64

37

18

Ханты-Мансийский

18,13

36

17

г. Санкт-Петербург

21,25

50

29

Ямало-Ненецкий АО

27,64

30

14

г. Москва

28,41

66

43

Основным показателем «электронной готовности» служит индекс готовности регионов к информационному развитию. Методология построения индекса основывается на показателях, которые характеризуют три фактора электронного развития (человеческий капитал, ИКТ-инфраструктура, экономическая среда) и показателях доступа и использования информационных технологий в шести сферах деятельности (государственное и муниципальное управление, бизнес, здравоохранение, образование, культура, использование ИКТ домохозяйствами и населением)[2].

Индекс позволяет произвести оценкутекущего состояния, выявляя при этом наиболее проблемные зоны в информатизации обществаи определяя зоны информационного неравенства субъектов РФ. Индекс готовности, в федеральных округах значительно разнится (табл.1), если значение индекса в Северо-Западном ФО составляет около 0,43, то в Северо-Кавказском ФО – всего лишь 0,3 пункта.

Таблица 2

Индекс готовности регионов России к информационному обществу [2]

Федеральный округ РФ

Значение индекса

ВРП на душу населения, руб.

Северо-Западный

0,432

345 301,2

Центральный

0,429

420 102,4

Уральский

0,392

517 533,6

Дальневосточный

0,368

401 695,6

Приволжский

0,357

234 121,9

Сибирский

0,355

249 039,0

Южный

0,339

197 948,2

Северо-Кавказский

0,283

112 491,6

В таблице 2можно выявить прямую зависимость значения ВРП и индекса готовности к информационному обществу. В федеральных округах, где ВРП на душу населения выше, выше и степень готовности населения к информационному обществу.

Серьезная проблема возникает и с информационной инфраструктурой. Рис.1 иллюстрирует информационное неравенство по регионам России. Видно, что удельный весхозяйств, имеющих доступ к Интернету, выше в Северо-Западном, Уральском, Дальневосточном федеральном округах.

Рис.1. Удельный весхозяйств, имеющих доступ к Интернету, в общем силе домашних хозяйств. [5]

Из диаграммы заметно, что средний показатель доли домохозяйств имеющих доступ в Интернет, по России намного ниже соответствующего показателя европейских государств.

Рис.3.Доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет, в России и ЕС (в %), 2012 г. (по данным Росстат и Евростат)

Приоритетным направлением социальной политики государства должен стать ориентир на создание для каждого человека таких условий, находясь в которых он вполне мог бы овладеть навыками и знаниями, необходимыми для жизни и работы в информационном обществе.

Несомненно, что повышение информационной грамотности чрезвычайно важно для всего населения. Но в первую очередь ею должны быть обеспечены учащиеся средних общеобразовательных школ,учебных заведений среднего звена (профессиональных лицеев, колледжей, училищ) и студенты вузов: институтов, университетов, академий. Поэтому решать эти глобальные проблемы можно и нужно, с помощью государственной политики в сфере информатизации[4].И уже при условии, что такая поддержка получена, в качестве основной цели государственной информационной политики должно быть определено развитие правового информационного общества, всецело ориентированного на интересы людей, которые имели бы не только открытый доступ к информации и знаниям, но и возможность создавать и то, и другое.

Как результат, уже на следующем этапе информационный потенциал можно использовать для социально-экономического и культурного развития страны, повышения качества жизни россиян, укрепления самого информационного пространства, дальнейшей минимизации цифрового неравенства в масштабах регионов, преодоления «цифровой разницы» между различными группами и слоями населения.

В октябре 2010 года Распоряжением Правительства России утверждена первая редакция государственной программы «Информационное общество (2011 -2020 годы)», вдекабре 2011 года- новая редакция. Определены перечни исроки перехода напредоставление государственных имуниципальных услуг (функций) вэлектронном виде. Активно разрабатывалась нормативная база, необходимая дляразвития информационного общества иформирования электронного правительства. Вчастности, был принят важный Федеральный закон от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», устанавливающий требования попредоставлению государственных имуниципальных услуг вэлектронной форме [2].

В настоящее время можно говорить оновом этапе врешении вопросов развития информационного общества встране, накотором вцентре внимания стоят задачи эффективного использования инфокоммуникационных технологий дляпредоставления широкого спектра услуг населению и бизнесу, а также повышения качества работы органов социальной сферы. К2018 году планируется перевод вэлектронную форму 100% государственных услуг, 80% всех полученных услуг должны предоставляться вэлектронном виде. Важно обеспечить равенство доступа всех граждан России ксовременным услугам ивозможностям, предоставляемым информационными технологиями.

Препятствием наэтом пути остается проблема «цифрового неравенства» -необходимо устранить существующую разницу в доступе инфраструктуре связи различных регионов России. Поцелому ряду направлений использования ИКТ показатели наиболее развитых иотстающих винформационном плане субъектов РФ различаются вдесятки раз.

Список использованной литературы

  1. ВальвачевВ.В.Динамика цифрового неравенства в современном мире// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 7. С. 270-279.

  2. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации /Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: 2012. 42 с.

  3. Как преодолеть «цифровое неравенство»Максим Никитин http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/article27.shtml

  4. Развитие Интернета в регионах России: информ. бюл. аналит.группы департамента маркетинга «Яндекс», 2012 г [Электронный ресурс].http://company.yandex.ru/researches/reports/2012/ya_internet_regions_2012.xml#toc5-3

  5. Сайт«Электронный регион» [электронный ресурс] http://eregion.ru/

Просмотров работы: 1345