ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ

Григорьева Ю.А., Куртинина Е.О., Натальченко М.Л.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Синдром хронической усталости (СХУ) — одна из самых распространенных патологий нашего времени, главным признаком которой является немотивированная выраженная общая слабость, на длительное время выводящая человека из активной повседневной жизни[1].Заболевание, как правило, сопровождается такими характерными симптомами, как снижение памяти и концентрации внимания, нарушения сна, боли в мышцах и суставах, головные боли, частые рецидивы болей в горле, уплотнение шейных и подмышечных лимфатических узлов.

Синдром часто маскируется признаками различных заболеваний, приводит к профессиональной, социальной и индивидуальной дезадаптации пациентов, остается нераспознанным [5,7]. В связи с этим представлениео современных аспектах профилакики СХУ важно для своевременного предупреждения заболевания.

Среди причин его возникновения большая роль отводится дефициту макро- и микронутриентов, пищевой аллергии, чрезмерным физическим и психическим нагрузкам, вирусной инфекции[1]. Убедительной остается инфекционная, или вирусная, теория. Вирус Эпштейна — Барр, цитомегаловирус, вирусы простого герпеса I, II, VI типов, вирус Коксаки, гепатита С, энтеровирус, ретровирус могут служить триггерными факторами СХУ. Не исключается возможность существования еще не идентифицированного вируса (вероятнее всего, из группы герпес-вирусов), вызывающего СХУ, в то время как другие известные вирусы (EBV, CMV, HHV-6 и др.) могут играть вторичную роль, реактивируясь на фоне нарушений иммунного статуса и поддерживая их[9].

В патогенезе СХУ имеет место дисфункция иммунной системы. В литературе среди объективных показателей описывают снижение IgG за счет, прежде всего, G1- и G3-классов, числа лимфоцитов с фенотипом CD3 и CD4, естественных киллеров, повышение уровня циркулирующих комплексов и антивирусных антител разного типа, понижение β-эндорфина, интерлейкина-1 и интерферона, а также фактора некроза опухолей [10].

Ряд исследователей считают, что СХУ является следствием дисфункции вегетативной нервной системы,на основании того, что при СХУ имеет место превалирование симпатической стимуляции ритма сердца в покое и снижение ответа сердечной мышцы на возбуждающие стимулы.[13]. Получены данные о недостатке эндорфинов и других нейротрансмиттеров у лиц с СХУ.

В современный комплекс мер, предупреждающих развитие СХУ включаются:

  • нормализация режима отдыха и физической работы,

  • разгрузочно-диетическая терапия,

  • витаминотерапия препаратами с преимущественным использованием В1, В6, В12, С,E, F,

  • общий или сегментарный массаж совместно с гидропроцедурами и лечебной физкультурой,

  • закаливание общего плана

  • аутогенная тренировка,групповая психотерапия и другие активные методы нормализации психо-эмоционального фона,

  • создание условий, повышающих качество жизни.

Лекарственные средства с целью предупреждения или ослабления выраженности СХУ не получили широкого применения. В тоже время фармакология располагает препаратами, фармакодинамика которых патогенетически связана с развитие СХУ и направлена на его предупреждение. К их числу относятся препараты из разных фармакологических групп: поливитамины, адаптогены, антигипоксанты, антиоксиданты, иммуностимуляторы и стресспротекторы.

Поливитамины — это лекарственные моно- или комбинированные препараты, действующие не основе входящих в них витаминов, или их сочетание с минеральными веществами или с аминокислотами.Чаще всего при СХУ назначают:

  • Ретинол (А), улучшающий зрение;

  • Витамины группы Вантиневротического (В1, В6, В12), кардиотонического (В1), антианемического(В12) действия;

  • Аскорбиновая кислота (С) как иммуномодулятор;

  • Токоферол (Е), защита нервной и иммунной систем на основе антиоксидантного действия;

  • Витамин F, комплекс полиненасыщенных жирных кислот с противосклеротическим действием, улучшающий работу мозга и сердечно-сосудистой системы.

В составе поливитаминных препаратов они обеспечивают коферментное и мембраностабилизирующее действие, направленное на стимуляцию обмена веществ как вфункциональных системах защиты, так и в исполнительных органах, а их сочетание с такими минеральными компонентами – как железо, кальций, калий, магний, фосфор расширяет спектр их полезного метаболического влияния, повышая резистентность организма к неблагоприятным внешним факторам и предупреждая развитие СХУ.

Адаптогены - это лекарственные средства, как правило, природного происхождения, получаемые из растительного или животного сырья, многие из которых имеют многовековую историю применения в народной медицине.

Общим эффектом для всех адаптогенов является повышение неспецифической сопротивляемости организма, активации приспособляемости (адаптации) организма к осложненным условиям существования. Адаптогены значительно повышают физическую и умственную работоспособность, переносимость нагрузок, устойчивость к различным неблагоприятным факторам (жара, холод, жажда, голод, инфекция, психоэмоциональные стрессы и т.п.) и ускоряют период адаптации.

Основным механизмом действия адаптогенов является их тонизирующее влияние на центральную нервную систему и через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему стимуляция защитных возможностей организма в экстремальных условиях. Их влияние на молекулярном уровне проявляется мембранопротекторным действием, нормализацией окислительного равновесия и биохимизма тканей, активизацией адаптивного синтеза белка. Группа адаптогенов представлена галеновыми препараты из дальневосточных растений (женьшень, лимонник, аралия, стеркулия, заманиха), широко известными в Украине и России элеутерококком и родиолой розовой(золотой корень) и пантокрином(из пант дальневосточного оленя). В настоящее время адаптогены I поколения пополнились новыми препаратами (II поколения):Геримакс,Кропанол,Кардиоэйс, Метапрот, Панциол - которые, являясь комбинированными, значительно расширяют спектр своего защитного влияния, вовлекая в него большее число функциональных систем саморегуляции и обеспечивая приспособительный результат со стороны жизненно-важных органов[8]. Показания к применению адаптогенов соответствуют отдельным проявлениям СХУ (нарушение остроты зрения, слуха, тактильной чувствительности, снижение всех видов работоспособности на фоне сосудистой гипотонии и пр.) и потому дают основание считать возможным использовать эти средства с целью предупреждения его развития.

Антигипоксанты — вещества, обеспечивающие реакцию организма на гипоксию либо даже предотвращающие ее развитие, ускоряющие нормализацию функции в постгипоксический период и увеличивающие к ней резистентность организма или отдельных органов.

Антигипоксантам прямого действия присуща способность оказывать положительное влияние на энергетический процесс в клетке, они активизируют аэробный или анаэробный гликолиз, усиливают утилизацию биохимических метаболитов, кислорода и глюкозы и потому повышают стойкость клеток нервной и других тканей к кислородному голоданию, которое имеет место при гипоксии и ишемии. Такими свойствами обладают актовегин, гипоксен, изодибут, олифен.

Антигипоксанты непрямого действия противогипоксический эффект обеспечивают за счет перевода организма на более низкий уровень функционирования, снижая потребность тканей в кислороде и создавая условия для более спокойной деятельности организма в неблагоприятных условиях, исключая необходимость преодолевать влияние перегрузок. Такие препараты ослабляют функциональную активность систем и органов, ограничивают возможность выполнять полноценную физическую или умственную работу. Таким вторичным антигипоксическим действием обладают бета-адреноблокаторы, органические нитраты. Их применяют в случае преобладания в СХУ клинических проявлений со стороны сердечно-сосудистой системы. Непрямым антигипоксический действием обладают и лекарственные средства, улучшающие микроциркуляцию тканей (пентоксифиллин) и мозговое кровообращение(винпоцетин, циннаризин)[12]. Вторичный характер антигипоксического влияния этих средств, проявляющееся на фоне выраженных функциональных нарушений, ограничивает их профилактическое применение про СХУ, уступая эффектам прямых антигипоксантов.

Антиоксиданты противодействуют состоянию окислительного стресса, восстанавливая равновесие между про- и антиоксидантными процессами, которые нарушаются при любой патологии, в том числе и при СХУ. Молекулы антиоксидантов взаимодействуют с активными радикалами, нарушая образование гидроперикисей, эндогенных прооксидантов и свободных радикалов, снижая скорость их образования и ослабляя интенсивность агрессивного аутоокисления в тканях, т.е. процессов ПОЛ. Усиление свободнорадикальных процессов является первичным звеном стимуляции стресс-активизирующих систем в условиях эмоционального напряжения любого генеза [2], включая и СХУ. Общими характерными признаками этого состояния является повышение гидрофильности мембран, в результате чего усиливается их проницаемость, разобщаются процессы тканевого дыхания и фосфорилирования, возникает энзимопатия и аутолиз. Вещества, блокирующие свободнорадикальное окисление органических соединений молекулярным кислородом, называются антиоксидантами. Антиоксидантная система организма включает вещества, способные блокировать образующиеся свободные радикалы, и антиоксидантные ферменты, которые элиминируют активные формы кислорода и перекисные соединения. В здоровом организме система антиоксидантной защиты (АОЗ) уравновешивает процессы ПОЛ, а в неблагоприятных условиях это равновесие сдвигается в сторону усиления ПОЛ и ослабления АОЗ [3].

Существующие в настоящее время лекарственные антиоксиданты либо непосредственно обезвреживают свободные радикалы (прямое действие), либо участвуют в синтезе природных антиоксидантов (непрямое действие). К прямым относятся токоферол (вит. Е), ретинолы и бета-каротин, аскорбиновая кислота, цистеин, мексидол, эмоксинин, тиотриазолин и др., к непрямым – метионин, глутаминовая и липоевая кислоты, никотинамид, рибофлавин (В2),цистамин, селен. Заместительный эффект достигается введением препаратов, содержащих церулоплазмин и супероксоддисмутазу.

Выявленная в последние годы особенность антиоксидантов в виде отсутствия их эффекта в здоровом организме позволяет расчитывать на проявление их профилактического действия, даже при скрытых нарушениях биохимизма в условиях СХУ. При этом широкий спектр действия антиоксидантов, гетеропротекторные свойства и заместительное действие определяют важность их применения в экстремальных условиях, на этапе предболезни, в комплексной фармакопрофилактике переутомления, напряжения и старения.

Иммуностимуляторы – это лекарственные средства, которые восстанавливают ослабленные функции клеточного и гуморального звеньев иммунитета, активно воздействуют на иммунологическую реактивность организма. Основная сфера их применения – это первичные (генетические) и вторичные (приобретенные) иммунодефицитные состояния, к числу которых относится и СХУ. Механизм их действия основан на стимуляции клеточного (Т-система) и гуморального(В-система) компонентов иммуного ответа, который выражается цитотоксической реакцией Т-лимфоцитов и усилением их регулирующих эффектов В-лимфоцитами. Молекулярный механизм этих реакций связан с преобладанием цГМФ над цАМФ в тимоцитах и других иммунокомпетентных клетках, со стимуляцией синтеза интерферона, что является маркером повышения защитных процессов. В связи с этим иммуностимуляторы, влияя на реактивность и сопротивляемость организма, проявляют регенерирующее действие, влияют на кроветворение и обладают противовоспалительным и противоаллергическим действием. Влияние на внутриклеточные сигнальные системы создает и антистрессовое усиление неспецифических факторов иммунитета, что приближается к адаптогенному эффекту и может быть положено в основу профилактика СХУ.

Иммуностимуляторы представлены препаратами бактериального (пирогенал, продигиозан), животного(тимолин, спленин) и синтетического (левамизол, метилурацил) происхождения. Отсутствие иммунологической специфичности не ограничивает их применение при СХУ. При этом следует отдавать предпочтение препаратам природного происхождения с менее выраженными модулирующими свойствами, менее токсичным, в удобных формах выпуска для приема внутрь. Обладая «мягким» иммуностимулирующим эффектом, они используются для иммунореабилитации и неспецифическойиммунокоррекции, что соответствует профилактическому режиму их применения. Назначение иммуностимуляторов требует учета принципов иммунотерапии и в первую очередь их менее выраженной эффективности при хронической патологии, какой является СХУ, медленного развития их эффекта, индивидуального дозирования и сочетания с витаминами, микроэлементами и другими биостимуляторами.

В случае, если СХУ связан с напряженной умственной работой и проявляется преимущественно психоэмоциональными расстройствами, его лекарственную профилактику следует проводить, применяя т. н. нейрометаболитные средства, к которым относятся ноотропы, психомоторные стимуляторы и актопротекторы.

Ноотропы(пирацетам, аминолон и др.)улучшают высшие интегративные функции головного мозга, память, внимание и умственную работоспособность на основе улучшения мозгового кровообращения и трофики мозга [7].

Психомоторные стимуляторы (кофеин, сиднокарб) повышают умственную и физическую работоспособность, усиливая процессы возбуждения в коре головного мозга, мобилизуя энергетические и функциональные ресурсы организма, обеспечивая преобладание симпатической иннервации над ацетилхолиновой.

Актопротекторы(бемитил) стимулируют работоспособность и повышают устойчивость организма в сложных условиях кислородного голодания (гипоксии) и нарушений терморегуляции (гипертермия) за счет сопряжения процессов окисления и фосфорилирования и предупреждения истощения катехоламиновой медиации при физической нагрузке, оказывают биостимулирующее действие.

Препараты не обладают побочным действием, но в профилактическом режиме требуют подбора доз, определения частоты и продолжительности введения.

Многие из описанных эффектов у препаратов, показанных при СХУ, находят отражение в действии так называемых стресспротекторов, которые в последнее время получили официальный статус в отечественной фармакологии [13]. Стресспротекторы относятся к антистрессовым лекарственным средствам, которые предупреждают или ослабляют патогенное влияние стресса на разных этапах его неблагоприятного течения. Представлена эта группа средств транквилизаторами (феназепам, амизил, триоксазин), нейропептидами (окситоцин, мелатонин), нейроаминокислотами (таурин), многочисленными органопротекторами. Независимо от групповой принадлежности, стресспротекторы нормализируют функции защитных систем организма, усиливая стресс-лимитирующие и ослабляя стресс-стимулирующие реакции. Их действие проявляется снижением возбудимости ЦНС, ослаблением симпатоадреналовых эффектов, восстановлением ферментативно-метаболических процессов, уменьшением эндокринных нарушений, восстановлением иммунитета и поддержанием функций всех органов и систем. В спектр фармакологического действия стресспротекторов входит восстановление гипоталамо-гипофизарно-адреналовой регуляции, предупреждение окислительного стресса за счет антиоксидантого действия, стимуляция функциональных систем саморегуляции до восстановления нарушенных физиологических показателей со стороны исполнительных органов-мишеней. За счет описанных механизмов стресспротекторы предупреждают неблагоприятные последствия стресса на основе сложного взаимодействия церебральных и экстрацеребральных процессов на системном, клеточном и субклеточном уровнях. Полифункциональная активность стресспротекторов и их влияние на разные звенья гомеостаза повышает неспецифическую сопротивляемость организма и его функциональные возможности и обосновывает их широкое практическое применения в составе комплексной терапии любого заболевания с сопутствующими признаками стрессовой реакции. Эти признаки особенно опасны при возникновении СХУ и потому профилактическое применение стресспротекторов в этих условиях является рациональным и перспективным.

Таким образом, проблема предупреждения возникновения и развития СХУ с помощью фармакологических препаратов в настоящее время становиться вполне реальной. Как видно, она решается путем мобилизации защитных сил организма применительно к конкретным экстремальным условиям. Такой теоретический подход должен получить практическое подтверждение на основе принципов доказательной медицины в эксперименте и в клинике, что позволит предупреждать развитие СХУ и целенаправленно решать вопросы получения новых лекарственных препаратов политропного действия для его профилактики и лечения.

Список литературы

  1. Арцимович Н.Г. Синдром хронической усталости и иммунной дисфункции/ Н.Г.Арцимович// InternationalJournalonImmunorehabilitation. -1996. -№ 2. P. 38 -44.

  2. Барабой В. А., Сутковой Д. А.Окислительно-антиоксидантный гомеостаз в норме и патологии, Киев: «Чернобыль-Интеринформ», 1997, ч.1, -с.96-131

  3. Барабой В. А., Резников О. Г. Фізіологія, біохімія і психологія стресу, Київ: Інтерсервіс, 2013, -314с.

  4. Веммер У. Синдром хронической усталости. Клиническая картина/ У. Веммер// Биол. мед. 1999. - № 2. - С. 53 - 56.

  5. Вермелъ А.Е. Синдром хронической усталости / А.Е.Вермель // Клиническая медицина. — 1999. -№ 7. — С. 11 — 15.

  6. Владимиров Ю.А. Свободные радикалы и антиоксиданты. Вестник Российской Академии Медицинских Наук.– 1998.– № 7.– С. 43–51.

  7. Григорова И. А., Звягинцева Т. В., Киричек Л. Т. и др.. Ноотропныепрепараты. Учебноепосоьие, Харьков, 2005, -166 с.

  8. Киричек Л. Т., Савченко В. Н. Адаптогены (учебно-методическаяразработка), Харьков, 1981, -18 с.

  9. Клебанова В.А. Синдром хронической усталости (обзор) // Гигиена и санитария. 1995. N1. С.144-148.

  10. Машковский М. Д. Лекарственные средства: В 2 т. Т. 2.-- 14-е изд., перераб.. испр. и лог М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2009.-- 608 с.

  11. Мороз И.Н., Подколзин А.А. Новое в диагностике и лечении синдрома хронической усталости // Профилактика старения. — 1999. — № 1.

  12. Чекман (ред.) и др. Фармакологія. Підручник для студентів медичних навчальних закладів III-IVрівнів акредитації. Видання 2. Вінниця: нова книга, 2010, -с. 434-445.

  13. Pagani M., Lucini DChronic fatigue syndrome: a hypothesis focusing on the autonomic nervous system.[ClinSci (Lond). 1999]

8

Просмотров работы: 2361