ДОСУДЕБНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДОСУДЕБНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Жданова Е.Н. 1
1Московский гуманитарно-экономический институт (Северный филиал),
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С тех пор как зародилось право - появился его неразлучный спутник – правонарушение, с этого же момента важными стали вопросы – каковы причины правонарушения, почему возникает поведение, нарушающее правовые правила, что надо делать, чтобы противостоять правонарушению? Растущий человек, становясь ячейкой общества, усваивает те или иные нормы права постепенно, на своем или чужом примере. Криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия, поэтому одной из значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения правонарушений несовершеннолетних.

В современной России после распада СССР в 90-е годы стала формироваться новая правовая система, коснулась она и несовершеннолетних. Пока что принципиальное устройство детского правосудия в целом осталось неизменным. Однако принадлежность России мировому сообществу, вхождение в ООН и Совет Европы, безусловно, способствует восприятию международных стандартов и рекомендаций в области правосудия для несовершеннолетних. Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними.

Поэтому в первую очередь необходимо выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними гражданами РФ. Для начала определим, кто такой – несовершеннолетний?

Несовершеннолетним по уголовному законодательству РФ является лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Данное правило предусмотрено ст. 87 УК РФ. Однако в других источниках – в Семейном Кодексе, главе Права несовершеннолетних указано, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). В Федеральном законе от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об актах гражданского состояния" это лицо, не достигшее совершеннолетия.

Как известно, ребенок рождается с определенными задатками, посредством которых постепенно приспосабливается к окружающему миру. Он начинает учиться самым простым действиям, ведущим к удовлетворению тех или иных его потребностей. Со временем ребенок постепенно усваивает выгодные для него, эффективные действия, дающие удовлетворяющий результат. Лишь некоторая часть всей получаемой ребенком информации усваивается им непосредственно, а другая опосредованно, т.е. через восприятие и оценки людей, которые его окружают. Для ребенка такими людьми являются, прежде всего, родители, родственники, воспитатели, сверстники. Именно под воздействием ближайшего социального окружения, а не социальной среды, формируются в первую очередь взгляды и навыки ребенка, его первоначальное отношение к окружающей действительности.

Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружающей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе.

Ведущее место в нравственном формировании личности несовершеннолетних занимает родительская семья. Именно она берет с первых дней жизни ребенка на себя всю необходимую заботу его здоровье, воспитании, жизни. Семья дает детям первоначальные знания об окружающем, "вводит и руководит ими в этом мире", вырабатывает определенные представления и навыки, помогает осуществлять контакты со множеством других лиц, надежно охраняет и защищает их от жизненных трудностей и невзгод. Достойно конкурировать с семьей во всех отношениях, особенно на первоначальном этапе развития личности, не может ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение, как бы не было оно совершенно по своим социальным параметрам. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые полностью обществу до сегодняшнего дня не удается. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания (в школе, на работе, в общественных организациях и т. п.) уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей.

Понятие "семейное неблагополучие" - собирательное. Оно охватывает (в комплексе или выборочно) различные негативные характеристики семьи, дефекты не только ее структурного, количественного и половозрастного состава, но и внутрисемейных отношений, взаимоотношение членов семьи с внешними социальными институтами ( школой, училищем, производством, досуговыми учреждениями и т.д.) В качестве предпосылок семейного неблагополучия принято выделять: трудные материально-бытовые условия жизни семьи, плохое состояние здоровья родителей, алкоголизм, их низкий культурно-образовательный уровень, сниженную общественную активность и многое другое.

За 12 месяцев 2013 года на территории МО «Котлас» и «Котласский муниципальный район» несовершеннолетними и с их участием совершенно 132 преступления (аппг - 97). Удельный вес -12,9%, по области -10,5%. Преобладающий вид преступлений – кражи.

 

2013 г.

2012 г.

Всего преступлений

132

97

Ст. 158 УК РФ

93

65

Ст. 159 УК РФ

2

1

Ст. 264 УК РФ

1

 

Ст. 163 УК РФ

1

 

Ст. 116 УК РФ

3

 

Ст. 166 УК РФ

15

7

Ст. 112 УК РФ

2

 

Ст. 327 УК РФ

2

 

Ст. 131 УК РФ

0

1

Ст. 161 УК РФ

5

7

Ст. 119 УК РФ

1

0

Ст. 325 УК РФ

1

 

Данные преступления были совершены 79 подростками. Из 79 подростков, совершивших преступления, 43 воспитывается в неполных семьях, восемь воспитанников детского дома, трое обучались техникумах в категории детей сирот, трое из специальной коррекционных школ. В период следствия двое несовершеннолетних были изъяты из семей, родители лишены родительских прав (направлены в «Котласский детский дом»). Таким образом, только 28 % несовершеннолетних, совершивших преступления воспитывались в полных семьях.

На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы: а) вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятиями азартными играми; б) отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, ссоры, переходящие в драки конфликтами, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.; в) воспитание детей бездельниками, эгоистами, тунеядцами – излишняя опека, избалованность; г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм, жестокое обращение; д) наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов и иных вредных пережитков, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям, судимость родителей.

Проблемы детства находятся в фокусе внимания как федеральных, так и региональных программ. Последний наиболее важный документ в этой области - утвержденная Указом Президента РФ 1 июня 2012 г. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы[1]. Документ разработан с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 – 2015 годы (от 15 февраля 2012 г.), которая направлена на: складывание дружественных ребенку услуг и систем, искоренение всех форм насилия в отношении детей, гарантирование прав детей в ситуациях их особой уязвимости. Один из разделов Национальной стратегии (раздел VI) посвящен созданию дружественного к ребенку правосудия.

В связи с этим получила своё развитие концепция восстановительного правосудия. Ее суть состоит в нахождении такого ответа на преступление, который сочетает идею ответственности правонарушителя с некарательным подходоми во главу угла ставит заглаживание вреда жертве – ее душевное исцеление и возмещение материального ущерба. В обязательстве правонарушителя загладить жертве вред, причиненный преступлением, и состоит суть «некарательной ответственности». Такой путь разрешения конфликта называется программой примирения (медиацией) жертвы и правонарушителя, которая проводится с помощью специально обученного медиатора (ведущего) и только при согласии сторон.

Программы восстановительного правосудия действуют в мире в течение более 30 лет. Распространение новой практики привело к необходимости наднационального регулирования, в связи с чем появилась Рекомендация № R (99) 19, принятая Комитетом министров Совета Европы 15 сентября 1999 года. В России реализация восстановительного подхода в правосудии по делам несовершеннолетних начата в 1997 г. Общественным Центром «Судебно-правовая реформа» (Public Center for Legal and Judicial Reform). Экспериментальная площадка на базе Черемушкинского районного суда г. Москвы стала прототипом для формирования российской модели восстановительной ювенальной юстиции– использования программ восстановительного правосудия в реагирования на преступления несовершеннолетних [2].

В настоящее время появились условия для более интенсивного разворачивания восстановительного подхода в работе с несовершеннолетними благодаря тому, что соответствующие пункты вошли в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы, принятую Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. Восстановительный подход в данном документе рассматривается как приоритетный в работе с правонарушениями несовершеннолетних в рамках задачи создания правосудия, дружественного ребенку, и в области реагирования на школьные конфликты. Но мы видим трудности в том, что саму Стратегию нельзя рассматривать как основанную на неком едином подходе, и запланированные направления работ могут оказаться в противоречии друг с другом. Еще одна опасность состоит в том, что спущенные сверху директивы о создании служб примирения могут привести к формализации и выхолащиванию ценностных и содержательных основ подхода. Во всяком случае новые возможности оказываются одновременно и вызовом для российского сообщества восстановительных практик.

Сегодня в России есть регион, который полностью перешел на использование восстановительных программ в работе с несовершеннолетними – как правонарушителями, так и более широкой категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - это Пермский край[3].

Начиная с 2011 года на территории МО «Котлас» проводится планомерная работа по внедрению индивидуального сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон. Специалисты центра реабилитации несовершеннолетних г. Котласа прошли обучение в г. Архангельске и начали работу по сопровождению несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений. При расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних и рассмотрении их в суде для защиты их прав и оказания социальной помощи привлекаются представители КДН «МО Котлас», органа опеки и попечительства, социальные педагоги тех учебных заведений, где проходит обучение подросток, совершивший преступление. Если подросток состоял на учёте в ОДН ОМВД России «Котласский», инспекторы ОДН привлекаются к участию в судебном заседании в качестве свидетелей. Взаимодействие по вопросам медиации проходит на основе Регламента взаимодействия субъектов примирения обвиняемого (подозреваемого) с потерпевшим по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Однако процедура примирения на практике проводится крайне редко, так как зачастую до процедуры сторонами принимается самостоятельное решение вопросов о заглаживании вреда, отсутствует возможность в ограниченное время возместить материальный ущерб, проявляется явное нежелание встречи с другой стороной судопроизводства, неявка сторон на предварительную встречу или для заключения примирительного договора.

На территории МО «Котласский муниципальный район» утверждена новая экспериментальная площадка «Взгляд в будущее» по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, осужденным к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества или в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям участием ГБСУ «Приводинский социально-реабилитационный центр «Улитка»».

Решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Архангельской области от 20.02.2014 года №1 утвержден порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по социальному сопровождению подростков, вступивших в конфликт с законом[4]. С приложениями, включающий раздел о досудебном сопровождении. В соответствии с данным порядком в ходе досудебного сопровождения подростка социальный сотрудник составляет дневник социального сопровождения несовершеннолетнего и социальное заключение, которое приобщается к материалам дела. По окончании рассмотрения дел дневники сопровождения следует направлять в орган или учреждение, исполняющие контроль за поведением несовершеннолетних. В месте с положительными тенденциями проявляется формализм в работе специалистов по досудебному сопровождению – дневники однотипичны, не отражают индивидуальные особенности, скудны – что говорит об отсутствии должного исследования психологических особенностей подростка, незаинтересованности в его проблемах. Так за 2012 -2013 годы на территории МО «Котлас» было проведено всего 28 процедур примирения (по 14 каждый год).

Изучение практики досудебного сопровождения несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и проведение примирительных процедур с участием посредников на территории «Котлас» показало, что ювенальные технологии, поддерживаемые всеми субъектами их примирения, направленные на оказание помощи конкретному подростку, улучшение его жизненной ситуации, необходимо развивать и совершенствовать, в том числе путем межведомственного взаимодействия в различных формах, таких как многосторонние совещания, «круглые столы», участие в учебных занятиях и т.п. В связи с этим 18.03.2014 года на базе Государственного бюджетного социальное учреждение Архангельской области «Котласский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» был проведен Круглый стол «Сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон», где обсуждались проблемы реализации вышеуказанных программ.

Таким образом, в России накоплен большой массив нормативного материала, касающегося обращения с несовершеннолетними, разбросанный в разных законах и иных нормативных актах. Органы и учреждения работают разрозненно вне единой системы и подхода. Сама по себе кодификация нормативного материала, соответствующего международным стандартам, и создание базовых организационных условий для его реализации может стать важнейшим шагом по созданию правосудия, дружественного ребенку, и более широкой гармоничной системы адекватного реагирования и профилактики правонарушений несовершеннолетних

Основные причины правонарушений несовершеннолетних связаны с противоречиями общественного развития.

Правовая регламентация правонарушений несовершеннолетних в РФ требует внесения соответствующих изменений, создания государственных программ, направленных на поддержку семьи и детства как первичного условия для социализации несовершеннолетних.

Литература:

  1. Официальный сайт Президента Российской Федерации http://news.kremlin.ru

  2. Карнозова Л.М.Включение программ восстановительной ювенальной юстиции в работу суда. Методическое пособие. М.: ООО «Информполиграф», 2009.- 220c.

  3. Официальный сайт Пермского областного суда: http://oblsud.perm.sudrf.ru

  4. Законом Архангельской области от 2 марта 2005 года N 4-2-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (с изменениями от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ) http://docs.cntd.ru/

Просмотров работы: 2203