ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МУНИЦИПАЛИТЕТАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МУНИЦИПАЛИТЕТАХ

Лодыгин Н.Л. 1
1«Московский гуманитарно-экономический институт» (Северный филиал),
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного управления. Каждый из вышеназванных уровней обладает своей собственной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе.

Местное самоуправление является таким уровнем власти, который наиболее приближен к населению. Оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих на территории конкретного муниципального образования. Именно местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия и конституционного строя Российской Федерации. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения повседневных потребностей населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования, служит реализации прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется, оно самостоятельно в пределах своих полномочий. При этом организационная самостоятельность местного самоуправления обеспечивается тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Среди важнейших вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, Конституция Российской Федерации относит и охрану общественного порядка на территории муниципального образования.

Согласно статистическим данным ГИЦ МВД России количество зарегистрированных преступлений в России, совершенных в общественныхместах в 2007 годусоставило – 689100 , в 2008году – 640400 , в 2009году – 605400, в 2010 году - 627700, в 2011 году - 635000, в 2012 году - 686400, в 2013 году - 724000.

Наметившаяся тенденция увеличения количества этой категории преступлений, создающим угрозу жизни, здоровью, достоинству, правам и свободам граждан, собственности, законным интересам общества и государства, тем не менее, требует от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений координировать свои усилия в борьбе с преступностью.

Правовыми предпосылками реализации органами местного самоуправления функции охраны общественного порядка стало принятие 6 октября 2003 года Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1]. Данный закон относит функцию охраны общественного порядка к вопросам местного значения и соответственно наделяет органы местного самоуправления правом организации муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществления контроля за их деятельностью.

При этом ст. 114 Конституции Российской Федерации относит осуществление функции охраны общественного порядка к компетенции Правительства Российской Федерации. Таким образом, данная функция возлагается на органы государственной власти, составляющие в своей совокупности и единстве механизм российского государства. Эта функция, как известно, реализуется Правительством при помощи МВД РФ, т.е. органов внутренних дел. Система профилактики правонарушений на территории МО «Котлас» строится в тесном взаимодействии всех субъектов государственных и муниципальных органов расположенных на территории города [5].

В рамках реализации комплексной программы профилактики правонарушений в 2007 году за счет муниципального бюджета были введены 3 должности инспектора ОДН по работе в общеобразовательных учреждениях.

Введение данных должностей, позволило максимально приблизить и активизировать профилактическую работу с учащимися и их родителями, незамедлительно, своевременно решать возникающие проблемы, не оставлять незамеченными «шалости» детей, пропуски занятий без уважительной причины, реагировать на ненадлежащее воспитание родителями своих детей. Введение в штат данных должностей повысило качество совместной работы ОМВД и отдела образования, органов опеки и попечительства, в решении поставленных задач. Все это привело к снижению уровня подростковой преступности на территории МО«Котлас».

Однако после реформы 2011 года и последующим сокращением должностей инспекторов ОДН по работе в общеобразовательных учреждениях ситуация резко поменялась в обратную сторону.

Таблица № 1

Год

Количество преступлений

Удельный вес

2007 г.

176

18,8 %

2008 г.

97

12,3 %

2009 г.

64

8,3 %

2010 г.

66

8,1 %

2011 г.

60

8,5 %

2012 г.

76

9,7 %

2013 г.

132

12,9 %

рис. № 1

С приходом «школьных инспекторов» в общеобразовательные учреждения появились ощутимые позитивные результаты в сфере профилактики исключительно за счет разъяснительной работы с подростками, однако после реформирования все позитивные результаты были сведены на нет.

Число несовершеннолетних, совершивших преступления:

Таблица № 2

Год

Кол-во несовершеннолетних

Учащихся школ

Удельный вес

2007 г.

130

70

17,9%

2008 г.

87

60

14,2 %

2009 г.

56

39

9,8%

2010 г.

60

43

10,9 %

2011 г.

39

22

7,6 %

2012 г.

64

44

11,5 %

2013 г.

87

56

14,9 %

рис. № 2

Проведены практические семинары: в образовательном учреждении № 5 «Взаимодействие школы и социума (семьи и общественности) при формировании социальных качеств и жизненных ценностей школьника. В муниципальных образовательных учреждениях № 3, 12 «взаимодействие местного сообщества и школы в формировании социальных интересов и жизненных ценностей школьников». В работе данных семинаров принимали участие глава МО «Котлас», представители собрания депутатов МО «Котлас», сотрудники ОМВД, представители органов опеки и попечительства, здравоохранения, общественности, СМИ.

В качестве положительных примеров работы по профилактике правонарушений в молодежной и подростковой среде можно назвать проведение смотра – конкурса образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, что позволило активизировать работу данных учреждений по профилактике правонарушений, занятости несовершеннолетних во внеурочное время, проводимые в рамках целевых программ муниципального образования.

На территории МО «Котлас» утверждены следующие нормативно- правовые акты:

  • Постановлением Главы администрации МО «Котлас» № 1085/1 от 28.08.2007 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения учета детей муниципального образования «Котлас», подлежащих обязательному обучению в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего/полного/ общего образования».

  • Постановление КДН МО «Котлас» № 18-а от 17.09.2008 г. «О предоставление городским отделом образования и образовательными учреждениями информации о несовершеннолетних, пропускающих учебные занятия в ОУ без уважительной причины»

  • Постановление КДН МО «Котлас» № 02 от 30.01.2008 г. «Порядок выбытия несовершеннолетних обучающихся из образовательных учреждений»

В январе 2008 года за счет местного бюджета введена еще одна должность инспектора ОДН ОВД по г. Котласу, по работе с социально неблагополучными семьями, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и профилактической работы в данном направлении.

Введение этой должности позволило глубже и детальнее изучать причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними, а так же, и что не менее важно, вовремя реагировать и устранять эти причины и условия на момент их начального проявления.

Надо отметить, что работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних строилась в тесном взаимодействии со всеми органами системы профилактики[2].

Создан и ежеквартально собирается на свои заседания координационный совет по профилактике безнадзорности и социального сиротства. На территории МО «Котлас» разработано и утверждено «Положение о постановке на городской учет семей и ведении с ними профилактической работы», «Положение о постановке на учет дошкольного образовательного учреждения семей и ведения с ними профилактической работы» и т.д.

Опыт, наработанный на протяжении трех лет, в 2009 г. обобщен, издан сборник «Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних и семейного неблагополучия в муниципальном образовании «Котлас»,который содержит нормативные документы по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и семейного неблагополучия, общие положения и нормативно – правовые акты о роли опеки и попечительства в вопросах обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, методические материалы педагогов- участников городского конкурса методических материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Проведенный комплекс профилактических мероприятий уже в истекшем периоде позволил значительно сократить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними гражданами. Положительная динамика работы, заложенная в данном направлении в совокупности с пониманием проблемы со стороны исполнительной и законодательной власти города, позволяет прогнозировать и дальнейшее снижение правонарушений среди несовершеннолетних, формирование этой категории граждан устойчивого правосознания и ответственности.

Благодаря комплексу проводимых профилактических мероприятий, соединению усилий всех заинтересованных ведомств удалось стабилизировать обстановку на территории МО «Котлас».

Обстановка на дорогах «МО «Котлас» с каждым годом осложняется, отмечается тенденция постоянного увеличения автопарка и числа лиц, получивших водительское удостоверение. За период 2013 г. на территории МО «Котлас» обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения имеет общий рост ДТП на 5,6% ДТП, а также зарегистрирован рост основных показателей аварийности с пострадавшими.

Число жителей на территории МО «Котлас» в настоящее время составило 72 245 человек. На учете стоит около 25 тыс. единиц автомототранспорта. Протяженность улично-дорожной сети территории МО «Котлас» составляет 172 км, в том числе дороги областного значения - 25 км. ОГИБДД в штате имеет 48 аттестованных сотрудников, в том числе 24 инспектора ДПС.

Задачу обеспечения безопасности дорожного движения можно решить только на общегосударственном уровне, силами всего общества. Выход проблемы на столь высокий уровень связан с тем, что улучшение ситуации на дорогах, только силами ГИБДД даёт локальный эффект.

Немаловажную роль в системе обеспечения безопасности дорожного движения играет взаимодействие ГИБДД с органами местной власти. При администрации МО «Котлас» создана и постоянно действует комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, председателем которой является первый заместитель Главы администрации, заместитель председателя комиссии начальник ОГИБДД.

Актуальные вопросы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения регулярно рассматриваются на комиссии по ОБДД при администрации МО «Котлас». Комиссией совместно с ГИБДД проводится работа в части координации деятельности ведомств и организаций в вопросах предупреждения ДТП на автотранспорте, повышения ответственности хозяйственных руководителей за состояние работы по предупреждению аварийности на подведомственном транспорте. Заседания комиссии проводятся 1 раз в 2 месяца, а при необходимости, например осложнение метеорологических и дорожных условий, и т.п., и чаще.

Одной из важнейших задач является целенаправленная работа по укреплению дисциплины участников дорожного движения и работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и снижению тяжести последствий. Ежегодно проводятся профилактические мероприятия, цель

которых - снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма осуществляется в тесном взаимодействии с комитетом по образованию администрации МО «Котлас». В городе Котласе в течение длительного периода накоплен положительный опыт совместной деятельности городского отдела образования, Дома детского творчества с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Совместные мероприятия направлены на снижение показателей детского дорожно-транспортного травматизма.

На территории МО «Котлас» имеются: 1 филиал государственного университета, 3 среднетехнических училища, 3 технических училища начального профессионального образования, 4 учреждения дополнительного образования, 17 образовательных учреждений, численность которых составляет около 6 569 учащихся и 26 детских дошкольных учреждений, в которых насчитывается около 4 223 детей.

Сотрудниками ГИБДД ежегодно проводится более 400 бесед в образовательных учреждениях и предприятиях города на тему профилактики дорожно-транспортного травматизма, проводится более 10 городских викторин и конкурсов. Совместно с отделом образования ежегодно организуются и проводятся внутришкольные, городские конкурсы-соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо». С каждым годом соревнования «Безопасное колесо» все популярнее.

Проводится работа по открытию детских автогородков на базе детского дошкольного учреждения и образовательного учреждения для работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения. В 2009 году была утверждена программа «Улучшение демографической ситуации в МО «Котлас» на 2010-2012 год», согласно которой были выделены средства на приобретение автогородков.

Клуб подготовки юных автоинспекторов работает с октября 2004 года при Доме детского творчества под руководством инспектора по пропаганде БДД ОГИБДД.

За счет средств городского бюджета в период 2002-2013г. приобретено 14 автомобилей, 4 прибор видеофиксации нарушений, 12 алкотестеров. В 2009 году за счет средств муниципального образования дополнительно введено 2 должности паспортиста РЭО и 1 государственного инспектора, что позволило значительно сократить время обслуживания населения по вопросам регистрации автотранспорта и приема экзаменов на право управления автотранспортом.

Еще одним из актуальных вопросов взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления является целенаправленная деятельность на предупреждение, своевременное реагирование на совершенные преступления в общественных местах, в том числе и на улицах. Данные преступления имеют, как правило, большой общественный резонанс, при их раскрытии по горячим следам создается положительный имидж правоохранительных органов в целом. На предупреждение и раскрытие данных преступлений, прежде всего направлены усилия нарядов полиции задействованные в системе единой дислокации. С целью своевременного реагирования на данные преступления, контроля за действиями нарядов при введении специальных планов были приобретены ОМВД в рамках муниципального контракта в декабре 2007 года и введены в работу в январе 2008 года бортовые контролеры Voyager 2VR300.

В настоящее время оперативный дежурный ОМВД имеет возможность в режиме реального времени наблюдать за местонахождением автотранспорта: ГИБДД, ОВО, ГНР, ОКС, ППСМ, а также за пешими нарядами ППСМ.

В 2009 году за счет средств муниципального образования, в рамках реализации программы «Безопасный город» изготовлена проектно-сметная документация на установку в наиболее криминогенных частях города систем видеонаблюдения, а также специальных систем вызова нарядов «гражданин – милиция». Финансирование данной программы началось только в 2014 году, на ее реализацию из областного и местного бюджетов заложено более 800 тысяч рублей.

Как считает Егорышев С.В., в настоящее время в российском обществе складываются благоприятные предпосылки выстраивания на качественно новой основе процесса взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью.

Прежде всего, необходимо отметить, что как органы внутренних дел, так и другие государственные структуры, органы местного самоуправления, представители различных категорий населения пришли к осознанию необходимости обеспечения общественной поддержки всех усилий, предпринимаемых государством, в деле противодействия преступности и обеспечения общественного порядка. Тем не менее в общественном сознании все еще сохраняется стереотип понимания того, что бороться с преступностью и обеспечивать правопорядок в обществе должны государственные органы, а не сами граждане[6]. На территории муниципального образования «Котлас» в настоящее время осуществляют свою деятельность общественные формирования профилактической направленности такие как советы микрорайонов, казачество и добровольные народные дружины создаваемые в основном из активной молодежи обучающейся в учебных заведениях города. Общее руководство донными общественными формированиями осуществляют отделы Администрации муниципального образования, а так же участковые уполномоченные милиции и сотрудники ОДН ОВД по муниципальному образованию «Котлас».

С августа 2011 года сокращены должности школьных инспекторов, сотрудников ППСМ, ГИБДД содержавшихся за счет местного бюджета, что негативным образом сказывается на показателях оперативно-служебной деятельности ОМВД, в том числе по направлению охраны общественного порядка на территории МО «Котлас». Статистика по основным показателям приведена выше.

Из этого очевидно, что выполнение функции охраны общественного порядка возлагается как на органы государственной исполнительной власти - МВД России, так и на органы местного самоуправления.

Это, как представляется, приводит к необходимости разграничения компетенции субъектов реализации функции охраны общественного порядка. Наличие целого ряда субъектов, участвующих в решении вопросов местного самоуправления, охраны общественного порядка, требует организации их взаимодействия. В результате складывается система обеспечения охраны общественного порядка и безопасности. Однако данные вопросы, еще недостаточно разработаны и закреплены в законодательстве.

Представляется, что взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления в процессе обеспечения общественного порядкадолжно строится в строго определённых законом правовых и организационных формах, в основе которых должны лежать цели необходимой взаимопомощи, своевременного обмена информацией, согласованности при проведения намеченных мероприятий, а также установления персональной ответственности за их выполнение и взаимный контроль, при реализации властных полномочий по защите интересов граждан, государства, общества от противоправных посягательств.

В этой связи в условиях продолжающегося реформирования экономики и сохранения достаточно высокого уровня криминализации общества, огромное значение приобретает деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка на территории муниципальных образований. В настоящее время в Российской Федерации деятельность органов внутренних дел в целом урегулирована базовыми законодательными актами, определяющими организационно-правовой статус и отдельные ее направления. Необходимым условием процедурной формы сотрудничества с органами местного самоуправления по охране общественного порядка являются ведомственные нормативно-правовые акты органов внутренних дел и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Деятельность органов внутренних дел направлена на обеспечение должного общественного порядка и необходимой безопасности граждан, имеющих в своей структуре все необходимые элементы для выполнения своих функций.

Вместе с тем, до сих пор не принят ряд основополагающих федеральных законов: «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации», «О взаимодействии органов внутренних дел и органов местного самоуправления по охране общественного порядка в Российской Федерации», «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» и др. В современных условиях интенсивного становления системы законодательства, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия и сотрудничества между всеми указанными уровнями власти могут быть в полной мере эффективными лишь при условии законодательного регулирования всего комплекса общественных отношений в данной сфере.

Действующее законодательство, регулирующее вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, требует дальнейшего развития и конкретизации, поскольку у них одна цель - повышение благосостояния российского народа.

Наиболее правильное конструирование основ взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления, их последующее закрепление в законодательстве, позволят в надлежащей мере обеспечить их эффективность и тем самым реализовать органами местного самоуправления функцию по охране общественного порядка на территории муниципального образования.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003г. (в ред. от 02.04.2014г N 70-ФЗ.) – СЗ РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

  2. Постановление КДН МО «Котлас» № 3-а от 11.02.2009 г. «О постановке на внутришкольный учет образовательного учреждения семей и ведении с ними профилактической работы», «О постановке на внутренний учет дошкольного образовательного учреждения семей и ведении с ними профилактической работы».

  3. Постановлением Главы администрации МО «Котлас» № 592 от 19.05.2008 г. «Положение о Координационном Совете по профилактике безнадзорности и социального сиротства»

  4. Постановление КДН МО «Котлас» № 18-Б от 18.09.2008 г. утвержден алгоритм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности, беспризорности и семейного неблагополучия на территории МО «Котлас».

  5. Муниципальная целевая программа «Комплексная программа профилактики правонарушений и преступлений на территории МО «Котлас» на 2009 – 2011 годы». – Принята решением девятой сессии Собрания депутатов МО «Котлас» пятого созыва № 123 от 16 октября 2008г. – Двинская правда, № 203 27.10.2008г.

  6. Егорышев С.В. Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка – «Российский следователь», 2008, № 11. С. 1.

Просмотров работы: 1295