СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРCПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ПОРТОВ РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРCПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ПОРТОВ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономика Дальнего Востока России в силу исторических и геополитических причин основана на развитии транспортного комплекса, в котором доминирующую роль играет морской транспорт [1]. Развитие портов мы рассматриваем как важную составляющую развития всей экономики страны, а также как индикатор, характеризующий это развитие. Статистика говорит, что за последние 5 лет рост грузооборота портов в среднем по России устойчиво составлял около 5 %, а портов Дальнего Востока около 7 %. По итогам 2013 года производственная мощность российских портов составила 876,2 млн. тонн, что в 1,5 раза больше чем в 2007 году. Согласно стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года мощность российских портов согласно базовому варианту вырастет до 1400,7 млн. тонн в год а, согласно экспертному варианту до 1659,3 млн. тонн в год (рис. 1) [3].

Рисунок 1 - Состояние мощностей морских портов России на 01.10.2014

Рост перевалочных мощностей портов способствует росту перевалки грузов, но темпы прироста грузооборота не успевают за темпами прироста перегрузочных комплексов, что способствует снижению процента загрузки портов (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамики загрузки перегрузочных мощностей морских портов России

В 2014 году грузооборот морских портов России увеличился на 4,9%, составив 618,8 млн. тонн, сообщает Росморречфлот. При этом объем перевалки сухих грузов вырос на 12% до 288,3 млн. тонн (+12,5%), наливных грузов, напротив, уменьшился на 0,9%, составив 330,5 млн. тонн.

Крупнейшими универсальными портами являются: Восточный, Ванино, Владивосток и Находка. При этом два последних имеют существенные ограничения по развитию мощностей, связанные с расположением портов в границах городов (табл. 1) [4].

Таблица - Грузооборот морских портов Дальнего Востока в 2013г.

Морские порты ДВ

2013 г., млн. т.

в процентах к 2012 г., %

Восточный

48,3

13,5%

Ванино

23,8

16,8%

Владивосток

14,5

10,0%

Находка

18,4

8,1%

Пригородное

16,3

-0,8%

Де-Кастри

7,0

-4,9%

Посьет

5,6

-3,0%

Всего Дальневосточный бассейн

144,8

7,8%

в том числе сухих

83,4

6,1%

Наливных

61,4

10,1%

Для сравнения можно проанализировать итоги функционирования порта города Циндао в КНР. Являясь 8ым по величине контейнерным портом в мире, он совершает 1450 млн тон грузооборота на 2013. Цифры, безусловно, резко отличающиеся от цифр портов Дальнего Востока.

«Мероприятия по развитию инфраструктуры в 2014 г. проводились в морских портах Сабетта, Мурманск, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Калининград, Тамань, Темрюк, Новороссийск, Оля, Восточный, Петропавловск-Камчатский», — отмечается в сообщении Федерального агентства морского и речного транспорта. Портовые мощности Российской Федерации в прошлом году увеличились на 22,5 млн. тонн [2].

В текущих условиях для регионов Дальнего Востока характерна формула: чем больше регионального развития транспорта, тем больше возможностей инновационного развития экономики. Таким образом, развитие портов – это обеспечение территориального развития Дальнего Востока.

Список литературы:

  1. Невельский Г.И. Огай С.А. Морской государственный университет как генератор инноваций транспортного комплекса региона // Проблемы транспорта Дальнего Востока. Пленарные доклады восьмой международной научно-практической конференции. 5–7 октября 2011 г., Владивосток, Россия – Владивосток: ДВО Российской Академии транспорта, 2011. – 122 с.

  2. В 2014 году грузооборот морских портов России вырос до 618,8 млн тонн [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mbsz.ru/?p=13652

  3. Состояние морских транспортных узлов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://uikc.ru/articles/sostoyanie-morskih-transportnyh-uzlov

  4. РЖД Партнер документы, № 3, 2014 г., С. 78

3

Просмотров работы: 1182