ПРИМЕНЕНИЕ ЯПОНСКИХ МЕТОДОВ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ ЯПОНСКИХ МЕТОДОВ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Барейша Е.М. 1
1Уральский государственный горный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основная цель японских предприятий - это качественная продукция, а не получение прибыли. И. Каору писал «Фирмы, которые руководствуются принципом «качество – прежде всего», смогли значительно повысить уровень качества своей продукции» [1]. С помощью программы «пяти нулей», «кружков качества», системы 5S и т.д. японские производители добились высокого качества и популярности своих товаров. Так же большинство российских предприятий применяют японские программы в своей деятельности, но такого результата как в Японии они не приносят. В этой статье, я хочу рассмотреть основные японские подходы по улучшению качества, и ответить на вопрос «Как успешно применить японские программы по улучшению качества, на российских предприятиях?»

На предприятиях в Японии широко распространены «кружки качества» - это небольшие группы (до 10 чел.), объединяющие рабочих одного производственного участка или отдела. Они собираются, как правило, раз в неделю и в течение часа обсуждают такие производственные проблемы как качество работы, производительность труда, обеспечение безопасности и т.д. [2]. С помощью «кружков качества» весь процесс подготовки продукции к продаже раскладывается «по полочкам», тем самым выявляя и предотвращая производственные проблемы. Я считаю, что предприятиям стоит внедрить что то подобное «кружкам качества» но, учитывая специфику производства, взяв за основу пример японских «кружков». Так же необходимо установить, что собрания «кружков» должны проводиться регулярно и в рабочее время.

Наряду с «кружками качества» в Японии применяют программу «пяти нулей». Суть данной программы – каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее:

- принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

- создавать условия для появления дефектов;

- передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

- вносить изменения в технологию;

- повторять ошибки.

Опять же, как и «кружки качества» программу «пяти нулей» не получится внедрить на российских предприятиях «один в один» как в Японии. Зачастую работники совершают все пункты, которые перечислены в программе, ссылаясь на то, что необходимо работу сделать быстрее, так как руководство требует отчет, устарелое оборудование и т.д. Для полноценной работы программы «пяти нулей» необходимо обновлять и обслуживать оборудование, т.к. неисправное оборудование и выпускает дефектную продукцию, которая переходит на следующую стадию производства, в итоге получается дефектный, некачественный товар.

В послевоенные годы в Японии была разработана система 5S. 5S– это метод организации рабочего пространства (офиса), целью которого является создание оптимальных условий для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии [3]. 5S – это 5 японских слов, начинающихся на букву S:

- Seiri– сортировка;

- Seiton – рациональное расположение;

- Seiso – уборка;

- Seiketsu – стандартизация работ;

- Shitsuke – поддержание достигнутого и совершенствование.

Применение системы 5S, я наблюдала на предприятии «N», где проходила производственную практику. Принципы 5S прописаны в стандарте рабочего места, который есть у каждого сотрудника. В стандарте прописаны все предметы, их количество и расположение на рабочем месте. Через определенный промежуток времени руководство предприятия проводит проверку, на применение 5S в отделах. Перед таким мероприятием все сотрудники каждого отдела усердно «прибирали» свои рабочие места, шкафы с документацией и т.д., чтобы подтвердить применение системы в отделе.

После прохождения практики я сделала вывод, что руководители предприятия внедряют различные программы по улучшению качества веря в то, что улучшится работоспособность, повысится производительность труда и качество выпускаемого товара. Ведь в теории так и должно быть, например если у сотрудника будет на рабочем столе порядок, у каждого предмета будет свое «место», то работа будет проходить быстрее и плодотворнее. Но рабочие не понимают для чего необходимо рассортировать предметы на своем рабочем столе по каким то правилам, ведь у них и так все на своем «месте», не понимают почему они должны применять различные принципы в своей деятельности, они считают, что зачем упорядоченно и рационально раскладывать рабочие предметы, ведь уже все привыкли к существующему «порядку». Поэтому программы по улучшению качества и не действуют на большинстве предприятий в нашей стране, так как эти же программы действуют в Японии.

«Как успешно применить японские программы по улучшению качества, на российских предприятиях?» В современных условиях, руководители, внедряя программы качества на предприятии, должны донести до сотрудников смысл данных программ, чтобы сотрудники осознанно принимали и работали по таким программам, зная, что это улучшит работоспособность и качество выпускаемого товара. Руководители предприятий должны обеспечить своих сотрудников временными, техническими, материальными ресурсами. Необходимо создавать программы по улучшению качества учитывая специфику производства и основываясь на японских принципах. Пока не будет взаимного понимания между руководством и рабочими ни одна программа по улучшению качества не принесет пользы.

Список использованных источников

1. Каору И. «Японские методы управления качеством».-: Изд-во «Экономика», 1988, с. 912. Кружки качества на японских предприятиях: [Электронный ресурс]//quality.eup.ru URL:http://quality.eup.ru/MATERIALY/krujki.htm/.(Дата обращения: 23.12.2014)

3. Энциклопедия производственного менеджмента: Система 5S: [Электронный ресурс]// www.up-pro.ru URL: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/5s-sistema.html/ (Дата обращения: 05.01.2015)

Просмотров работы: 1791