МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Мамбетова Д.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий. Денежные средства - это средства, которые быстро и легко преобразуются в любые другие материальные ценности, и потому служат показателем их ликвидности.

Наиболее важным в деятельности предприятий является контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежной наличности и документов в кассе. Умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход.

Цель курсовой работы - изучение организации аудита кассовых операций.

Для достижения цели работы, необходимо рассмотреть следующие задачи:

раскрыть теоретические основы организации аудита кассовых операций;

рассмотреть на примере конкретного предприятия порядок проведения аудита кассовых операций;

выявить недостатки и их устранение при аудите кассовых операций.

Предметом исследования в работе являются кассовые операции.

Объектом исследования является ООО "Агросиф", в котором рассмотрен аудит кассовых операций.

Методы исследования: монографический, табличный, аналитический, сравнения.

При написании курсовой работы, были использованы различные источники информации: нормативно-законодательные документы, научная и учебная литература, статьи периодических изданий, практическую основу работы составили данные по предприятию за период 2011-2013 гг.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 1.1 Цели и задачи аудита кассовых операций

Кассовыми операциями называются операции с наличными денежными средствами, осуществляемые организациями с физическими и юридическими лицами.

Кассовые операции выполняет кассир. Его должность предусматривается в штате предприятия. С ним заключается договор о полной материальной ответственности. На небольших предприятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель проверки - установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете .

Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения предприятием действующего законодательства в сфере хранения денежной наличности, ведения и учета операций с денежной наличностью.

В практике большинства аудиторских фирм присутствует проверка кассовых операций и связанных с ними документов сплошным методом. Но вместе с этим следует отметить, что аудит кассовых операций не аналогичен ревизии кассы. Так, внезапные проверки касс являются прерогативой служб самого предприятия или ревизионных групп контролирующих органов, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии не предусмотрено договором с предприятием). Не является целью внешнего аудита и определение лиц, виновных в выявленных нарушениях, аудиторы устанавливают только факт самого нарушения.

Еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности предприятия, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы. Вместе с тем, аудиторские фирмы, в соответствии с заключенными договорами, при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом, особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

В ходе проведения проверки аудитор руководствуется законодательством Российской Федерации и нормативными документами Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации.

В ходе аудита операций с денежными средствами в кассе решаются следующие задачи:

  • ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе;

  • изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;

  • проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевого использования полученных из банка по чекам денежных средств, в том числе валютных, и др.);

  • проверка состояния платежно-расчетной дисциплины по заключенным договорам.

Источниками информации для проверки операций с денежными средствами служат: кассовая книга, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и т.д.), чековые книжки, выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования, авизо и проч.), журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений и т.п., учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и т.д., Главная книга, Баланс, Отчет о движении денежных средств и др.

1.2 Методика проведения аудита кассовых операций

Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудитору целесообразно получить по возможности полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета. Нередко денежные средства, как наличные, так и безналичные, являются объектом хищений и злоупотреблений со стороны кассира, бухгалтера и других должностных лиц.

Начальным этапом аудиторской проверки денежных средств является этап планирования.

Цель планирования аудита - составление общего плана аудиторской проверки и разработка программы аудита.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

  1. Сколько касс в организации;

  2. Имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:

  • Денежные средства перечисляются на счет в банке. Кассир структурного подразделения получает денежные средства и приходует их в кассу структурного подразделения.

  • Денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;

  • Денежные средства перевозятся уполномоченными лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровождать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно.

  • Инкассация - перевоз денежных средств специальными организациями.

  1. Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;

  2. Какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);

  3. Сколько расчетных счетов у организации;

  4. Осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации;

После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

Правильно составленная программа проверки поможет аудитору в дальнейшем последовательно изучить различные участки учета операций с денежными средствами, избегая повторов и пропусков, целенаправленно осуществить сбор необходимых доказательств и их документирование.

Программа проведения проверки кассовых операций

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

  1. инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

  2. проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);

  3. проверка правильности документального оформления операций;

  4. проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

  5. аудиторская проверка правильности списания денег;

  6. проверка соблюдения кассовой дисциплины;

  7. проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

  8. оформление результатов проверки .

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

Предварительное знакомство с системой внутреннего контроля на предприятии позволяет аудитору оценить, как обеспечивается сохранность и целевое использование наличных денежных средств. При возникновении у него подозрений о возможных хищениях средств из кассы, других злоупотреблениях ему следует рекомендовать провести инвентаризацию кассовой наличности. По предварительной договоренности с руководством предприятия внезапная проверка кассы может быть проведена с участием аудитора сразу после начала аудиторской проверки .

Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям:

  • проверка правильности документального оформления операций по кассе;

  • оценка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

  • анализ правильности списания денежных средств в расход;

  • проверка соблюдения кассовой дисциплины;

  • выяснение правильности отражения кассовых операций в учете.

Понятие уровня существенности в аудите и порядок его расчета определяются в РФ правилом (стандартом)"Существенность в аудите" [5].

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность.

Значение уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть в обязательном порядке зафиксировано в общем плане аудита.

аудит кассовая операция бухгалтерский

Значение уровня существенности, полученное по окончании этапа планирования аудита, а также любые корректировки значения уровня существенности в ходе проверки, должны быть утверждены руководителем данной проверки, что должно найти отражение в рабочей документации проверки.

1.3 Оформление результатов аудита кассовых операций

Оформление результатов работ, осуществляется в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 30.12.02 г. № 4521-р и Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности:

На заключительном этапе аудита денежных средств организации формируется пакет рабочих документов аудитора и составляется аудиторский отчет, который представляется вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

По материалам произведенной проверки до составления аудиторского заключения аудитор должен подготовить отчет (письменную информацию) для руководства проверяемого субъекта.

Аудиторский отчет - в соответствии с Федеральным Правилом (стандартом) № 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" и Распоряжением Минимущества РФ от 30.12.02 г. № 4521 - р (обязательные приложения к отчету приведены в Приложении № 5 настоящего Технического предложения), Остальная документация - в соответствии с внутрифирменными стандартами и по согласованию с Предприятием.

Цель составления отчета заключается в доведении до руководства предприятия информации о недостатков в учете, выявленных при аудиторской проверки.

По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.

Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением рабочих листов в виде таблиц.

По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение.

Аудиторское заключение - в соответствии с новым Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010)"Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности".

В аналитической части аудиторского заключения должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:

1) состояние внутреннего контроля;

2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;

3) соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

ФСАД 1/2010 определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По результатам проведенного аудита аудиторская организация должна выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.

Аудиторское заключение должно содержать: наименование документа; сведения об аудируемом лице; перечень аудируемой бухгалтерской отчетности; распределение ответственности в отношении бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором; сведения о выполненной аудитором работе; специальную часть (при модификации аудиторского заключения); мнение аудитора; заключение о результатах выполняемой в ходе аудита предусмотренной нормативными правовыми актами дополнительной по отношению к установленной федеральными стандартами работы; подпись аудитора; дату аудиторского заключения; приложение к аудиторскому заключению.

Таким образом, оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы, планирования и составления программы аудита. Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Финансово-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Агросиф» расположено в селе Красноармейское Энгельсского района Саратовской области, в 40 км от города Саратова. Климат континентальный, засушливый. Испаряемость превышает количество осадков, годовая сумма осадков колеблется от 400 до 450 мм, величина испаряемости составляет 750-800 мм. в год. Средняя температура летом – 22- 24 0 С, зимой – минус 6-8 0С.

В организационно-производственной структуре ООО «Агросиф» Энгельсского района, села Красноармейское выделяется основное производство (бригады), обслуживающее производство (ремонтная мастерская, гаражи, склады), вспомогательное производство (механизированный ток).

Структура управления – это устойчивая упорядоченная система, определяющая и фиксирующая соподчиненность и полномочия работников аппарата управления на подготовку, применение и реализацию решений.

Во главе хозяйства стоит руководитель, далее главные специалисты, бухгалтер и экономист, заведующий складом и рабочие.

Для того чтобы проанализировать специализацию хозяйства рассмотрим структуру товарной продукции.

Таблица 1  Объём и структура товарной продукции организации

Показатели

2011г.

2012г

2013г

В среднем за 2011-2013гг

выручка, тыс. руб.

%

выручка, тыс. руб.

%

выручка, тыс. руб.

%%

выручка, тыс. руб.

%

Зерновые и зернобобовые

1820

5,2

17868

53,7

17626

36,9

12438

32,1

Подсолнечник

13194

37,3

3203

9,6

7848

16,4

8081,7

20,8

Овощи открытого грунта

_

-

1244

3,7

903

1,9

715,7

1,8

Прочая продукция растениеводства

188

0,5

99

0,4

6345

13,3

2210,7

5,7

Итого по растениеводству

15202

43

22414

67,4

32722

68,4

23446,0

60,4

Прочая продукция хозяйства

20133

57

10832

32,6

15106

31,6

15357,0

39,6

Всего по хозяйству

35335

100

33246

100

47828

100

38803

100

На основании проведённых расчётов, мы видим, что в ООО «Агросиф» преобладающее значение занимает отрасль растениеводства, предпочтение отдаётся зерновым и зернобобовым.

Для оценки уровня специализации производства рассчитывают коэффициент специализации КСП, который в данном случае равен 0,3. Это означает, что уровень сложившейся специализации в хозяйстве средний. Производственное направление зерновое.

Земля в сельском хозяйстве – главное средство производства, от ее рационального использования зависят результаты работы.

Она продукт природы и является главной предпосылкой производства в хозяйстве. Земля – основа производственной деятельности и важнейшее условие существования человеческого общества. Характер, метод, условие использования земли в сельскохозяйственном производстве зависит от того, к какому виду угодий она принадлежит.

Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции во многом зависит от рационального и полного использования всех земельных угодий.

Земельный фонд – это площадь земли, включая земли под водой, находящиеся в определенном территориальном подразделении.

Процентное содержание площадей разных угодий в составе всех закрепленных земель или в площади сельскохозяйственных угодий называется структурой сельскохозяйственных угодий или земельных фондов.

Для общего представления о характере использования земельного фонда в ООО «Агросиф» рассмотрим его структуру.

Таблица 2  Состав и структура земельного фонда хозяйства

Показатели

2011г

2012г

2013г

Структура, %

Общая земельная площадь, га

в том числе:

6160

7220

6160

100,0

Всего с/х угодий: из них:

6160

7220

6160

100,0

пашня

6160

7220

6160

100,0

Прочие земли

-

0,2

-

-

Орошаемые земли

-

196

196

-

Земли, находящиеся в собственности

1188

1188

1188

100,0

Арендованные земли

6032

4972

4972

82,4

По данным таблицы 2 видно, что земельный фонд ООО «Агросиф» на 100% представлен пашней, т.к. организация занимается производством продукции растениеводства, а именно возделыванием зерновых культур.

Организация производства и труда в каждом сельскохозяйственном предприятии связана с развитием и совершенствованием материально-технической базы. От оснащенности хозяйства, в частности основными фондами, зависит своевременность проведения агротехнических мероприятий с наименьшими затратами труда и средств. Сегодня большинство предприятий АПК не в состоянии позволить себе элементарный набор необходимой техники. Следовательно, основные фонды практически не обновляются. Все это, в конечном итоге, неблагоприятно сказывается на производстве продукции.

Рассмотрим оснащенность ООО «Агросиф» основными и оборотными фондами.

Таблица 3 – Состав и структура основных фондов в ООО «Агросиф»

Вид основных средств

2011г.

2012г.

2013г.

2013г.в % к 2011г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

 

Здания и сооружения

48455

50,6

45974

45,6

45974

45,5

94,9

Машины и оборудование

37571

39,2

41240

40,8

41550

41,1

110,6

Транспортные средства

6872

7,2

11366

11,3

11266

11,1

163,9

Другие виды основных средств

747

0,8

192

0,2

192

0,2

25,7

Земельные участки и объекты природопользования

2140

2,2

2141

2,1

-

-

-

Итого

95785

100,0

100913

100,0

101123

100,0

105,6

Из таблицы 3 видно ,что стоимость основных средств увеличилась на 5,6% .Это произошло за счёт изменения стоимости машин и оборудований на 10,6% и транспортных средств на 63,1.В составе основных средств наибольший удельный вес занимают здания и сооружения, машины и оборудование.

Важным фактором производства являются также трудовые ресурсы, рациональное использование которых обеспечивает рост объемов производства продукции АПК и его экономической эффективности.

Специфика использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях заключается в сезонности труда, являющегося результатом несовпадения периодов производства и рабочего. Сезонность выражается в увеличении потребности в труде в период посевных работ, ухода за растениями, уборки урожая, переработки сельскохозяйственного сырья и уменьшении ее зимой.

Другие особенности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве – необходимость совмещения работниками трудовых функций, которая обуславливается многообразием работ и короткими сроками их исполнения; приложение труда не только в общественном, но и личном подсобном хозяйстве; зависимость результатов труда от природных условий.

Для анализа наличия трудовых ресурсов в ООО «Агросиф» приведем таблицу 4.

Таблица 4 - Численность и структура трудовых ресурсов в ООО «Агросиф»

Категория работников

2011 год

2012 год

2013 год

2013 г. в % к 2011 г.

По сельскохозяйственному предприятию – всего:

100

72

80

80

Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве – всего, в том числе:

100

72

80

80

Рабочие постоянные

63

42

51

81

Трактористы – машинисты

29

24

17

59

Рабочие сезонные и временные

21

14

19

90

Служащие

16

16

10

63

Из них:

Руководители

2

2

2

100

Специалисты

4

4

3

75

По данным таблицы 4 в ООО «Агросиф» в 2013 году видно, что среднегодовая численность работников уменьшилась на 20%. Это произошло по причине увольнения постоянных рабочих, а также сезонных и временных рабочих. Все работники предприятия заняты в сельскохозяйственных отраслях.

2.2 Методика проведения аудита кассовых операций 2.2.1 Планирование аудиторской проверки

В ООО " Агросиф " проводится аудиторская проверка на инициативной основе, поскольку предприятие не является юридическим лицом, в котором проведение аудита является обязательным. Аудит в компании проводится по желанию руководителя.

Аудиторские проверки в ООО " Агросиф " проводятся сторонней аудиторской организацией - ЗАО "Финансы М".

В проведении комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности принимают участие 4 специалистов: директор-аудитор и трое аудиторов.

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Цель планирования аудита - определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

  • предварительное планирование,

  • подготовка и составление общего плана,

  • подготовка и составление программы.

По завершении стадии предварительного планирования аудитор должен принять решения:

  • о принципиальной возможности аудита бухгалтерского учета ООО " Агросиф ";

  • о принципиальной возможности сотрудничества с ООО " Агросиф ";

  • о наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерского учета ООО " Агросиф ".

Аудиторская организация обязана вычислять уровень существенности, взяв определенную долю от каких-либо базовых показателей: итоговых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности.

Нахождение уровня существенности ошибки в ООО " Агросиф " представим в таблице 5.

Таблица 5.

Расчет значения уровня существенности в ООО " Агросиф "

Наименование базового показателя

Значение базового показателя,

тыс. руб.

Доля, %

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности

Валовой объем реализации без НДС

2236

2

44,7

Валюта баланса

186969

2

3739,4

Собственный капитал

10

10

1

Общие затраты

10945

2

218,9

Уровень существенности

50040

 

1001

Данные для расчета взяты из баланса и отчета о прибылях и убытках предприятия за 2013 г. Рассчитаем уровень существенности ошибки. Для этого найдем среднее значение показателей графы 4 таблицы 2:

(44,7 + 3739,4 + 218,9 + 1) / 4 = 1001 тыс. руб.

В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет (письменная информация руководству ООО " Агросиф ") и аудиторское заключение.

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущем расчетом;

в) уровень существенности;

г) проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Для повышения доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом.

Общий план аудита представлен в приложении 3.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.

Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов средств контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы аудиторских процедур по существу (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно.

Рабочие документы по аудиторской проверке ООО " Агросиф " формировались с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данного предприятия были учтены следующие факторы: объект проверки узконаправленный; организация применяет автоматизированную форму учета. План и программа проверки были разработаны на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита. В ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы:

  • составленный в удобной форме перечень нормативных документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос;

  • составленный в расширенной форме перечень ответов аудитора по тематике проведения проверки;

  • использованы учредительные документы организации, первичные документы бухгалтерского учета, при отсутствии возможности пользоваться первичными документами использовались ксерокопии.

2.2.2 Порядок проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:

1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.

2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.

3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

4. Проверка организации материальной ответственности.

5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.

6. Документальное оформление движения наличности.

7. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражение мнения.

8. Требование устранить экономическим субъектом нарушения в учете и отчетности.

По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение.

В аналитической части аудиторского заключения должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:

1) состояние внутреннего контроля;

2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;

3) соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

Основные задачи аудитора при проверке, в том числе и операций с денежной наличностью, определяются также по указанным трем направлениям.

Исполнитель из состава аудиторской группы при проверке должен исходить из нормативных актов Российской Федерации, ведомств, российских стандартов, а также внутрифирменных аудиторских стандартов.

В целях проведения аудиторской проверки кассовых операций проверяют и анализируют следующие документы:

  • Кассовая книга;

  • Отчеты кассира;

  • Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);

  • Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;

  • Выписки банка;

  • Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;

  • Хозяйственные договоры (в том числе с банками);

  • Договоры о материальной ответственности;

  • Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;

  • Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;

  • Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

  • Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

  • Приказы руководящего органа;

  • Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;

  • Учетная политика в части документооборота.

В первую очередь, проверяют наличие с кассиром договора о полной материальной ответственности.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

  • с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по кассе;

  • документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств в кассе;

  • перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям.

По данным проведения аудиторской проверки составляются контрольные листы (анкеты) по оценки системы учета по кассовым операциям (приложение 5).

По завершении аудиторской проверки учета операций с денежными средствами составляется аудиторское заключение (приложение 6).

2.3 Результаты аудита кассовых операций

В ООО " Агросиф " аудит кассовых операций в первую очередь начинается с проверки оформления кассовых документов.

Согласно п.15 "Порядка ведения кассовых операций в РФ от 22.09.1993 г. № 40": "при выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир должен потребовать предъявить документ (паспорт или другой документ), удостоверяющий личность получателя, записать в расходном ордере наименование и номер документа, кем и когда он выдан. На предприятии выдача денег может производиться по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца".

В ООО " Агросиф " выдача денежных средств по расходным кассовым ордерам производится без указания документа, удостоверяющего личность лица получающего денежные средства.

Согласно п.23 Порядка подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.

В кассовой книге ООО " Агросиф " допускаются подчистки, исправления, наклеивание поверх листа кассовой книги листа с исправленными суммами. Все исправления производятся без отметок ответственных за ведение кассовой дисциплины лиц.

Например, исправления остатков на начало и конец дня в кассовой книге:

  • Кассовая книга за 2010 год № 3 период с 07.05.2010 года по 29.05.2010 года (16 кассовых листов);

  • Кассовые книги за 2010 год №4 - №5 период с 22.08.2010 года по 02.10.2010 года (14 листов - кассовая книга №4 и 16 листов - кассовая книга №5).

Согласно п.14 Порядка документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными, п. 19 предусмотрено, что приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром.

В ряде случаев в расходных кассовых ордерах отсутствует подпись руководителя организации, кассира, а так же лица получившего денежные средства.

Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной учетной документации и введены в действие с 01.01.1999 года:

  • № КО-1 "Приходный кассовый ордер",

  • № КО-2 "Расходный кассовый ордер",

  • № КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов",

  • № КО-4 "Кассовая книга".

  • № КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств".

Книга учета принятых и выданных денежных средств (форма № КО-5) применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации доверенному лицу (раздатчику). В конце каждого рабочего дня раздатчик должен отчитываться перед кассиром и сдавать остатки наличных денег вместе с кассовыми документами по произведенным операциям под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Книга учета формы № КО в 2010 году не применялась.

При проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами в первую очередь проверяется документальное оформление этих расчетов.

В соответствии с требованиями п.16 Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации": "Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений".

Исходя из требований гражданского законодательства, акты выполненных работ являются документом, подтверждающим факт оказанной услуги. В актах на выполняемые работы встречаются не оговоренные исправления, помарки.

При проведении аудита расчетов с подотчетными лицами в ООО " Агросиф " были также выявлены нарушения.

Постановлением Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. № 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" утверждены и введены в действие с 01.01.2002 г. унифицированные формы по учету рабочего времени сотрудников находящихся в командировках:

№ Т-10 "Командировочное удостоверение",

№ Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении".

Вышеперечисленные типовые формы обязательны для применения предприятиями и организация всех форм собственности.

В ООО " Агросиф " не используется форма № Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении".

Командировочное удостоверение применяется старого образца, где не проставляется дата, и номер приказа, на основании которого работник отправлен в командировку.

Согласно п.14 приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

3.1.Регламенты пообъектного аудита в аудиторских организациях:место в системе внутренних стандартов, разработка, применение

Формирование профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Комитет международной аудиторской практики, действующий на правах постоянного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров. На основе международных стандартов аудита в нашей стране принимаются федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые в большей своей части полностью соответствуют международным аналогам. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.

Внутрифирменные стандарты аудиторской организации (ВС) – это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренним стандартам, разработанным в аккредитованных аудиторских объединениях.

Внутрифирменные стандарты позволяют повысить качество проводимого аудита, поскольку создают систему последовательного выполнения отдельных приемов, включают процедуры, необходимые для проверки отдельных объектов учета, обеспечивают рациональное использование времени работы аудитора и оптимизируют технологию проверки.

Контроль за соблюдением сотрудниками положений ВС могут вести:

-руководство аудиторской организации;

-лицо, уполномоченное руководством;

-разработчик внутрифирменных стандартов.

Внутренние стандарты могут обеспечивать дополнительные основы для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.

Стандартом аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» установлено, что наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок действий по выполнению требований стандартов и по повышению качества аудиторских проверок.

Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:

- полнее соблюдать требования стандартов аудиторской деятельности;

- сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;

- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;

- обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;

- детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Форма и порядок подготовки внутрифирменных стандартов разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно и являются ее интеллектуальной собственностью. Наличие внутрифирменных стандартов позволяет использовать на отдельных участках работы ассистентов аудиторов, поскольку стандарт может предусмотреть необходимое и достаточное количество приемов при проверке объектов учета. Риск необнаружения при этом будет достаточно низким, несмотря на работы ассистентом аудитора.

При разработке внутренних стандартов аудиторские организации могут взять за основу в качестве такой терминологической базы Перечень терминов и определений, используемых в стандартах аудиторской деятельности, и по мере необходимости самостоятельно дополнять его нужными терминами.

Внутрифирменный контроль за соблюдением требований внутренних стандартов должен также осуществляться на основе соответствующих внутренних стандартов. Положения внутренних стандартов могут быть обязательными для выполнения или рекомендательными. К разработке внутренних стандартов и к участию в работе методического совета могут быть допущены сторонние специалисты.

Таким образом, аудиторские стандарты должны способствовать внедрению экономического механизма регулирования аудита и создавать методическую базу для его проведения.

3.2. Разработка внутрифирменного аудита кассовых операций на предприятии

Содержание

1. Общие положения.

2. Нормативные акты, используемые при аудите.

3. Первоначальное знакомство с участком проверки.

4. Отражение в бухгалтерском учете.

5. Последовательность выполнения аудиторских процедур.

6. Типичные ошибки по разделу.

1. Общие положения

1.1. Стандарт подготовлен в соответствии с рекомендациями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», «Планирование аудита», «Существенность и аудиторский риск» и др.

1.2. Стандарт применяют как организационно-распорядительный регламент подготовки и проведения аудита кассовых операций во всех случаях при проведении аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения. Во всех остальных случаях он носит рекомендательный характер.

1.3. Целью аудита кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным актам, чтобы сформулировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

1.4. Сфера применения

Аудитор, проводящий проверку, вправе самостоятельно определять использование положений данного стандарта в полной мере, частично или не использовать, а также дополнять их в зависимости от характера проводимой работы, сложности деятельности экономического субъекта, надежности системы внутреннего контроля аудируемого предприятия.

Стандарт имеет временный характер и может быть изменен и дополнен в связи с накопленным опытом проведения контрольных проверок.

2. Нормативные акты, используемые при аудите кассовых операций

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.

  3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г.

  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.

  5. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчётности. Утверждены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 23.04.2004

6.Инструкция ЦБ России от 04.10.93 г. «О порядке ведения кассовых операций в РФ»

3. Планирование аудита кассовых операций

Общий план аудиторской проверки кассовых операций

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

ООО «Агросиф»

с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г.

240

Иванов И.С.

4%

  1. Качественно – соответствие нор-мативным актам

  2. Количественно – 2%

п/п

Планируемые виды работ

(комплексы задач)

Период проведения

Исполнители

1

Инвентаризация кассы

Один раз в квартал

Иванов И.С.

2

Аудит правильности оформления операций

Один раз в квартал

Иванов И.С.

Смирнова Е.А.

3

Аудит полноты и своевременности оприходования денежных средств

Один раз в квартал

Смирнова Е.А.

Сосин А.Н.

4

Проверка соблюдения кассовой дисциплины

Один раз в квартал

Смирнова Е.А.

5

Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта

Декабрь

Иванов И.С.

Смирнова Е.А.

6

Оформление результатов проверки

   

4. Отражение в бухгалтерском учете кассовых операций

При аудите кассовых операций последовательно проверяются:

- организация хранения свободных денежных средств в кассах организации;

- правильность документального оформления кассовых операций;

- сохранность наличных денежных средств в кассе;

- соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;

- полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

- правильность списания денег в расход и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Вся первичная документация по учету кассовых операций составляется по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями и дополнениями).

Одновременно с проверкой документов по проведению инвентаризации и внезапной ревизии кассы проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой я выяснила следующее:

- нарушаются рекомендации по охране и транспортировке денежных

средств из банка в кассу. Кассиру не предоставляется охрана и специальное транспортное средство при доставке денег в фирму;

- в организации имеется несгораемый шкаф для хранения денег и других ценностей;

- правила хранения дубликатов ключей от несгораемого шкафа соблюдаются недостаточно. Учтенные дубликаты ключей в опечатанном кассиром пакете хранятся у директора ООО «Агросиф». Однако их инвентаризация, которая должна проводиться не реже раза в квартал в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, не осуществляется.

Далее следует провести проверку соблюдения лимита остатка наличных денег в кассе. Согласно п.2.5. Положения Банка России от 05.01.1998 № 14 – П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденное Банком России 19.12.1997 (с изменениями и дополнениями от 22.01.1999, 31.10.2002 г.) в кассе предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно. Лимит остатка наличных денежных средств на 1 квартал 2012 г. в ООО «Агросиф» составляет 5000 руб.

Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе ООО «Агросиф», установленного банком, была проведена сплошная проверка кассовых отчетов. Отклонения от установленного лимита остатка денежных средств в кассе ООО «Агросиф» за 1 квартал 2012 г. не было обнаружено. В противном случае, в соответствии с главой 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» за нарушение порядка, работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

Особое внимание при проведении аудита, я уделила правильному, всесторонне грамотному заполнению первичных документов, наличие подписей получателей денег на расходных кассовых ордерах. Проверила наличие первичных оправдательных документов, оформленных должным образом для каждой кассовой операции.

В результате проверки были выявлены следующие нарушения:

  • отсутствуют росписи получателей денежных средств;

  • неправильно указывается или не указывается дата;

  • не указывается название организации.

Все поступления и выдача наличных денег предприятиями учитываются в кассовой книге. Кассовая книга в ООО «Агросиф» пронумерована, прошнурована и опечатана мастичной печатью, количество листов заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера; корреспондирующие счета указываются правильно; записи ведутся ежедневно.

В соответствии с п.14 Порядка ведения кассовых операций наличные деньги выдаются из кассы по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

Чековая книжка, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки в ООО «Агросиф» хранятся в сейфе у главного бухгалтера. Испорченные чеки погашаются надписью «Аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков. Во время последовательного просмотра чековой книжки фирмы я выяснила, что количество корешков и незаполненных чеков совпадает с количеством, указанным на обложке чековой книжки.

Следует отметить, что имеются случаи подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.

Затем я просмотрела кассовую книгу ООО «Агросиф» и в случаях, когда встречалась надпись «Получено из банка по чеку__», сверяла сумму, указанную в кассовой книге с суммой, указанной на корешке чековой книжки, и суммой, указанной в выписке банка. Кроме того, сличила номер чека, указанный в приходном кассовом ордере, с номером корешка чека.

В результате проверки я выяснила, что в 1 квартале 2012 г. оприходование денежной наличности в кассу ООО «Агросиф» производилось правильно и своевременно, фактов хищения и неоприходования денег в кассу в проверяемом периоде допущено не было.

Следующим этапом в аудиторской проверке кассовых операций является контроль за расчетами с подотчетными лицами.

Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами являются: установление правильного и целевого использования подотчетных сумм; выявление незаконных с хозяйственной точки зрения расходов; соблюдение установленного порядка выдачи и возмещения командировочных расходов.

Источниками проверки расчетов с подотчетными лицами являются: приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, а также данные аналитического и синтетического учета по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами”.

Расчеты с подотчетными лицами я проверила сплошным способом. При этом мною подробно было рассмотрено: соблюдение правил выдачи авансов; своевременность предоставления авансовых отчетов; целесообразность и законность использования подотчетных сумм; правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам; порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования; своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.

При контроле расчетов с подотчетными лицами также необходимо проверить правильность бухгалтерских записей по отражению полученных под отчет сумм и их списанию.

Следующим этапом аудита ведения кассовых операций в ООО «Агросиф» является проверка правильности заполнения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

Графы бланков строгой отчетности в ООО «Агросиф» заполняются четко и разборчиво. При этом в незаполненных графах ставится прочерк. Подчисток, поправок и исправлений в БСО в проверяемом периоде не допускалось. В организации ведется книга по учету бланков строгой отчетности по их наименованиям, сериям и номерам. Листы книги пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации, а также скреплены печатью.

Вместе с инвентаризацией кассы в организации своевременно проводится инвентаризация бланков строгой отчетности. Как и кассовые документы, бланки строгой отчетности хранятся в ООО «Агросиф» - пять лет. Списание бланков производится по акту, который составляет комиссия и утверждает руководитель организации. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки.

В ходе аудиторской проверки никаких сомнений не возникло.

Заключение

Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы, планирования и составления программы аудита.

Аудиторскую проверку аудитору необходимо начинать с ознакомления с аудируемым лицом, для этих целей подвергаются анализу учредительные документы, виды деятельности, учетная политика организации и т.д. Необходимо проанализировать также финансовую отчетность, ее основные показатели, для того, чтобы определить масштабы деятельности организации и финансовые результаты ее деятельности за исследуемый период. Результатом проведения аудита кассовых операций является установление соответствия используемых в организации способов учета кассовых операций действующим в проверяемом периоде нормативным актам РФ для формирования достоверного мнения о бухгалтерской отчетности аудируемого лица. На этапе предварительного обследования аудитор обозначает наиболее важные аспекты, предоставляющие информацию об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющие составить план и программу проверки операций с денежными средствами. В начале проведения аудита кассовых операций аудитор оценивает эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. Данную процедуру осуществляют с помощью тестирования, которое предоставляет предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, и дает возможность выявить наиболее проблемные участки учета, и определить особенности ведения бухгалтерского учета у аудируемого лица. Обязательным критерием проведения аудита является документирование осуществленных процедур. По результатам проведения аудита составляется аудиторское заключение, которое содержит характеристику всех выявленных нарушений и предлагаются рекомендаций по их устранению.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г., в редакции от 01.09.2013).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с изм. от 28.12.2012

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 03.06.2009, с изм. от 30.03.2012 № 19-ФЗ). [Электронный ресурс]. - М., [2012].

4. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».

5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ ((в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6. План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на 2012 – 2015 годы (утв. приказом Минфина России от 11.11.2011 № 440)

7. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями от 22 июля 2008 № 148-ФЗ).

8. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол N 4)

9. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постановлением Правительства РФ №696 от 23 сентября 2002 г.

10. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита», утверждено постановлением Правительства РФ № 696 от 23 сентября 2002 г.

11. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утверждено постановлением Правительства РФ №696 от 23 сентября 2002 г.

12. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите», утверждено постановлением Правительства РФ №696 от 23 сентября 2002 г.

13. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства», утверждено постановлением Правительства РФ №696 от 23 сентября 2002 г.

14. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утверждено постановлением Правительства РФ №696 от 23 сентября 2002 г.

15. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постановлением Правительства РФ №405 от 4 июля 2003 г.

16. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита», утверждено постановлением Правительства РФ №532 от 7 октября 2004 г.

17. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская выборка», утверждено постановлением Правительства РФ №532 от 7 октября 2004 г.

18. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников», утверждено постановлением Правительства РФ №228 2 от 16 апреля 2005 г.

19. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица», утверждено постановлением Правительства РФ №228 от 16 апреля 2005 г.

20. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 20 «Аналитические процедуры», утверждено постановлением Правительства РФ №228 от 16 апреля 2005 г.

21. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица», утверждено постановлением Правительства РФ №228 от 16 апреля 2005 г.

22. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постановлением Правительства РФ №557 от 22 июля 2008 г.

23. Федеральное стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2001) «Дополнительная информация в аудиторском заключении», утвержден приказом Минфина России № 46-н от 20 мая 2010 г.

24. Федеральное стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополнительная информация в аудиторском заключении», утвержден приказом Минфина России № 46-н от 20 мая 2010 г.

25. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999, протокол №6

26. ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»

27. Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация) (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 41 от 22 декабря 2005 г.)

28. Богатая, И.Н. Бухгалтерский учет: учеб. Пособие / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова – 4-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. 858 с.

29. Богатая, И.Н., Хахонова, Н.Н., Косова, Н.С. Аудит учета финансовых результатов и их использование: Практ. Пособие / под ред. Проф. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 109 с.

30. Дарбека, Е.М., Артемова, Н.В. Внутрифирменные стандарты аудита и оценка учетной политики организации // Аудиторские ведомости. – 2010. - № 8. – с. 23.

31. Заббарова, О. А. Аудит: Учебное пособие / О.А. Заббарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 216 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009343-7, 500 экз

32. Зайцева, О.П., Аманжолова, Б.А. Аудит основных средств: принципы формирования и основные процедуры проверки – М.: Мастерство, 2010. – 678 с.

33. Кочинев, Ю.Ю Аудит: теория и практика; СПб Питер, 2009 - 432 с. : ил. - (Бухгалтеру и аудитору). - ISBN 978-5-388-00584-7

34. Подольский, В.И. Аудит: учебник/Подольский В.И.., Сотникова Л.В., ЮНИТИ-ДАНА,2011г.- 607с.ISBN: 978-5-238-01910-9гриф МО, УМЦ.

35. Савицкая, Г.В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 368с.

36. Чернова, М.В. Аудит при банкротстве / М.В. Чернова. - М.: Финансовая газета, 2011. - 486 с.

37. Шеремет, А.Д. Аудит; Инфра-М, 2009 448 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-002517-9

44

Просмотров работы: 12902