ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Никифорова А.М. 1, Баранова Д.С. 1
1Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования. Сегодня любая страна нуждается в усилении роли своего государства в решении таких социальных и экономических проблем как: материальное положение населения страны, социальная обеспеченность незащищенных слоев населения, многодетных семей, пенсионеров т.д. Мы считаем, эти проблемы должны решаться, прежде всего, на уровне муниципальных образований и местного самоуправления. Поэтому содержание и важность проводимых в разных странах преобразований требуют изучения сущности, методов и инструментов управления социально-экономическими процессами.

Целью исследования является обобщение опыта, анализ, выявление специфики, факторы и предпосылки социально-экономического развития муниципального образования.

Предмет исследования - факторы, условия, предпосылки, принципы, связи и государственное регулирование.

Для того, чтобы достичь поставленную цель в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:

- изучить теоретические и методологические подходы, которые сложились в отечественной и зарубежной науке при исследовании социально-экономических процессов;

- рекомендовать наиболее эффективные инструменты для регулирования процесса (механизма) управления.

В настоящее время очень остро возрастает необходимость управления социально-экономическими процессами муниципального образования, так как существует немало проблем в сфере социально-экономического развития, прежде всего общим состоянием экономики, ходом и результатами экономических реформ, а также состоянием материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований. Все эти факторы резко ограничивают возможности отдельных муниципальных образований в проведении активной социально-экономической политики, обостряют традиционные проблемы и способствуют появлению новых негативных процессов.

Данный вывод подтверждается появлением таких социально опасных явлений как спад производства, безработица, хронические задержки заработной платы, пособий, социальное сиротство и безнадзорность, невыполнение важнейших государственных социальных гарантий, заметная поляризация общества, социальная напряженность.

Главной целью управления на уровне муниципального образования является обеспечение устойчивого экономического развития и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения.

Модели муниципального управления социально-экономическим развитием, зарубежный опыт

Интерес к опыту управления социально-экономическими процессами в разных странах вполне закономерен. Во многих странах Европейского союза проблемы в области развития производства, градостроительства ЖКХ, рынка труда и занятости населения, управления доходами, потреблением, системой образования, здравоохранения, культуры, решаются достаточно эффективно именно на муниципальном уровне.

Изучение анализа зарубежного опыта управления дает возможность выработать для России, во-первых, стратегию управления социально-экономическими процессами на муниципальном уровне, отталкиваясь от мировых тенденций, во-вторых, учитывая специфические особенности нашей страны.

В настоящее время за рубежом существует несколько моделей муниципального управления социально-экономическим развитием: англосаксонская (английская), континентальная (французская), смешанная.

Рассмотрим каждую модель отдельно.

В англосаксонской модели более глубокая автономия местных органов и отсутствие четко выраженного подчинения к центральной власти. Во французской модели развитая система административного контроля центральной власти над местными органами. В смешанной модели сочетаются элементы англосаксонской и французской модели.

Далее проведем анализ и увидим как осуществляется управление социально-экономическими процессами в рамках каждой из представленных моделей местного управления.

В англосаксонской модели местные представительные органы «выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим не осуществляется». Для данной модели характерны прежде всего, отсутствие на местах полномочных представителей центральных властей, опекающих местные представительные органы [1].

Отличительной чертой этой модели является разная степень государственного вмешательства в деятельность муниципального образования. Управление социально-экономическими процессами в рамках англосаксонской модели имеет свои особенности в разных странах. Специальные округа управляют отдельными службами муниципального образования. Выделяют 19 основных типов специальных округов: санитарные, по охране окружающей среды, здравоохранения, пожарные, дренажные, по электро-, водо- и газоснабжению.

Местное самоуправление в рамках англосаксонской модели играет весьма существенную роль в развитии малого бизнеса, системе ЖКХ, начального и среднего образования, в здравоохранении, социальном обеспечении, в управлении процессами занятости. Доля национальных расходов по этой статье, приходящаяся на муниципальные органы власти в США, составляет около 50%.

Таким образом, английская модель муниципального управления отличается автономией местных органов власти, отсутствием полномочных представителей центра на местах. Главной особенностью управления социально-экономическими процессами на местном уровне является наличие специализированных управленческих организаций.

Для англосаксонской модели характерен высокий уровень самообеспеченности местных бюджетов. В большинстве стран мира (континентальная Европа, франкоязычная Африка, латинская Америка, Ближний Восток) получила распространение континентальная (французская) модель местного самоуправления [1].

Дефицит бюджета США в 2013-2014 финансовом году (начался 1 октября прошлого года) [2] составит 514 миллиардов долларов, это на 24% меньше показателя 2012-2013 года на уровне 680 миллиардов долларов, об этом говорится в обновленном прогнозе бюджетного комитета Конгресса. Если в законодательстве не будет изменений, способных повлиять на доходы или расходы бюджета, дефицит сократится в текущем финансовом году до 3% ВВП с 4,1% в прошлом году. В 2014-2015 году показатель составит 2,6% ВВП", - полагают эксперты комитета. По их оценкам, с 2015 года дефицит вновь начнет расти и достигнет пикового показателя в 1,074 триллиона долларов в 2024 году (4% ВВП).По предыдущему прогнозу, дефицит бюджета в 2013-2014 финансовом году оценивался на уровне 3,4% ВВП.

Согласно ожиданиям CBО, американская экономика вырастет в 2014 календарном году на 2,7% против 1,7% в прошлом году. Затем темпы роста ускорятся до 3,3% в 2015 году. Инфляция в стране в 2014-2015 годах составит 1,7% и 2% против 1,5% по итогам прошлого года. Уровень безработицы в 2014 году опустится до 6,8% с 7,4% в прошлом году, а в 2015 году - до 6,5%.

Госдолг США на конец прошлого года составил 16,717 триллиона долларов. В текущем году ожидается его увеличение до 17,694 триллиона долларов, а затем до 18,371 триллиона долларов в 2015 году. На 31 января текущего года, по оценке Минфина США, госдолг составлял 17,293 триллиона долларов. [2].

Французская модель местного самоуправления наиболее характерна для Франции, Дании. Здесь велика роль государства. Государство берет на себя ответственность за обеспечение безработных пособиями, а также за решение многих задач в области образования, здравоохранения, спорта, культуры и отдыха, жилищном строительстве, безопасности.

Несмотря на сильную роль государства в управлении социально-экономическими процессами, значительная часть функций в этой модели все же передается местным властям. Но при этом обозначаются четкие границы того, какие законодательные акты может принимать центральное правительство относительно действий местных властей. В свою очередь государственная администрация контролирует законность решений принимаемых местными властями. Одна из наиболее важных проблем в Дании - безработица.

В рамках французской (континентальной) модели местного самоуправления, в отличии от англосаксонской системы действуют региональные отделы центральных министерств и ведомств, то есть так называемые государственные периферийные службы (а не специализированные организации, школьные округа, специальные округа).

В рамках французской модели местного самоуправления финансирование социально-экономических процессов в муниципальном образовании основывается на частичном разделении прав и ответственности различных уровней управления в установлении налогов. Здесь центральное правительство дает четкий и исчерпывающий перечень различных налогов и сборов. При этом законодательно оговаривается, какие налоги имеет право вводить каждый уровень государственной власти.

Местные органы определяют ставки налогов в пределах части, зачисляемой в соответствующий бюджет. При этом общие размеры налоговых ставок, устанавливаемых нижестоящими уровнями, могут ограничиваться центральным правительством. Применение такой формы имеет двоякие последствия. С одной стороны, она ограничивает самостоятельность местных органов управления в проведении социально-экономической политики. Но, с другой, - создает условия для более последовательной социально-экономической политики в масштабах страны.

Смешанный тип местного самоуправления наиболее характерен для Германии и Японии. Правительство Франции прогнозирует рост дефицита государственного бюджета. Прогноз Правительства Франции по росту ВВП страны в 2013 г. остался неизменным (+0,1%). Прогноз роста экономики в2014 г. понижен с 1,2% до 0,9%.

Банк Франции внес также изменения в прогнозы состояния государственных финансов Франции на 2013-2014 гг. Так, Правительство увеличило прогноз дефицита государственного бюджета в2013 г. с 3,7% от ВВП до 4,1%, в а2014 г. – с 2,9% от ВВП до 3,6%. (в % от ВВП) [3].

Смешанный тип местного самоуправления сочетает в себе элементы англосаксонской и французской модели управления. В этих странах не унифицированы требования к структуре муниципального управления и имеются много местных управляющих органов, обладающих индивидуальными особенностями.

В области социально-экономического развития характерно сочетание государственного и муниципального регулирования проблем промышленности, строительства, развитие малого бизнеса, ЖКХ, занятости, образования, культуры и т.д. В одних странах роль государства в регулировании социально-экономических процессов развита сильнее, в других, - большую самостоятельность при решении проблем имеют местные органы власти.

Формирование местного бюджета, в рамках смешанной модели осуществляется за счет государственных и местных налогов. Уровень налогов и сборов устанавливается как государством, так и муниципальными образованиями [1].

Расходы федерального бюджета в 2015 году должны превысить 15,5 трлн рублей, что в номинальном выражении на 10,5% больше по сравнению с расходами 2014 года. Безусловный приоритет по расходам за национальной обороной — почти 3,3 трлн рублей и рост в 2015 году на 32,8%. И хотя в номинальном выражении это меньше, чем планируемые траты на социальную политику (4 трлн рублей), по темпам роста расходов оборона вне конкуренции.

Траты на социальную политику в 2015 году должны вырасти на 14,7%, причем в значительном своем объеме это будет обеспечено за счет прироста средств на пенсионное обеспечение — на 13,2%, до 2,6 трлн рублей. Это то, что перечисляется Пенсионному фонду России для исполнения последним своих обязательств по пенсионным и другим выплатам.

На что еще следует обратить внимание: расходы федерального бюджета на здравоохранение должны уменьшиться в 2015 году на 21,4%, причем на стационарную медицинскую помощь их должно быть выделено на 40% меньше, а на амбулаторную помощь — на 30,8%.Предусматривается установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов. И вот за счет этого власти надеются на увеличение доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2015 году на 181,4 млрд рублей. На образование, кстати, расходы федерального бюджета также сокращаются в 2015 году по сравнению с 2014 годом: на 4,7%, хотя нам также обещают, что общий объем выделяемых средств снизиться не должен[4].

Анализ моделей муниципального управления социально-экономическими процессами в различных странах показал, что в практике местного самоуправления выделяют три основные модели: англосаксонскую, континентальную, смешанную. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, преимущества и недостатки, которые были упомянуты выше.

Таким образом, анализ зарубежного опыта решения социально-экономических проблем имеет практическое значение. Его более глубокое изучение дает возможность выработать для России стратегию управления социально-экономическими процессами на муниципальном уровне, с одной стороны, отталкиваясь от мировых тенденций, с другой, учитывать специфические особенности нашей страны.

Список источников:

  1. Газета «Приднестровье», № 65 от 10 апреля 2009 года;

  2. Конгресс: Дефицит бюджета США в 2013-2014 фингоду снизился на 24% [Электронный ресурс - http://news.rambler.ru/23455477/];

  3. Информация Торгпредства России во Франции [Электронный ресурс -http://www.ved.gov.ru/exportcountries/fr/fr_commerc_info/fr_exhibitions/fr_exhib_reports/11611.html];

  4. Нереальный" бюджет-2015: просчеты, хотелки и "оборона - наше все"?Исполнит ли правительство свои обещания в 2015 году? [Электронный ресурс-http://www.mk.ru/economics/2014/10/14/nerealnyy-byudzhet2015-sploshnye-proschety-khotelki-i-oborona-nashe-vse.html].

8

Просмотров работы: 4789