В современной экономике огромная значимость в развитии экономики России придается вопросам перспективного развития торговых организаций, поиск наилучших хозяйственных связей и механизмов продаж. И это не вызывает сомнений, потому что намерение стать ближе к главному потребителю позволяет приобретать внеочередные конкурентные преимущества на потребительском рынке, выработать его инновационный потенциал и повысить прибыль торговых и сбытовых организаций. Методика управления потребительским рынком и выполнение условий «здоровой конкуренции» есть в мире достаточно давно. При всем этом специфика обращение России к рыночным механизмам хозяйствования динамика перемен потребительского рынка говорит о потребности приспособлении зарубежного опыта и применении новейших механизмов его развития в целях выполнения конкурентных условий хозяйствования и строительства высокоэффективной экономики, обращенной к конечному потребителю.
Из чего следует, что эта область исследования не получила заслуживающего освящения в российской экономической литературе, и является бесспорно актуальной.
Потребительский рынок - динамично развивающаяся сфера экономики Чувашской Республики.
Потребительский рынок находится в прямой зависимости от иных рынков, воздействует на денежные доходы, платежеспособность населения, координирует товарно-денежные отношения, содействует конкурентоспособности наших товаров и всей рыночной системы, поэтому формирование условий развития потребительского рынка, рационализация механизма его стабилизация являются одним из главных элементов экономической политики Чувашской Республики.
Положение розничной торговли и сферы услуг в большей мере предопределяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики.
Формирование потребительского рынка и сферы услуг в 2013 году
В течение года в Чувашской Республике было открыто и отремонтировано более 260 объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Сумма инвестиций составила более 1,5 млрд. рублей. Открыты значительные объекты – торгово-развлекательный центр «Волжский» (3,4 тыс. кв.м.), торговый комплекс «Маяк» (500 кв.м.), трактир «Старый амбар» на 300 посадочных мест, автоцентры «Renault» (585 кв.м.), «Chevrolet - Opel» (585 кв.м.) в г.Чебоксары, торговый комплекс Ибресинского райпо в п. Ибреси (400 кв.м.), пиццерия «Сеньора» Комсомольского райпо в с. Комсомольское и т.д. В ходе осуществления проекта о формировании сети магазинов «Органика» в 2013 году в республике было открыто более 30 магазинов.
Обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 человек на 01.01.2013 г. составила 519 кв. м или 113 % от заданного норматива для Чувашской Республики (441 кв.м). На начало 2014 года данный показатель превзошел 120 % и составил 530 кв. м.
В области розничной торговли действует более 5 тыс. объектов. Реализацию продовольственных товаров выполняют около 350 торговых сетей, объединяющие 1,5 тыс. объектов розничной торговли. Возрастающее развитие информационных технологий, массовое использование Интернета, информатизация общества способствовали развитию более 100 интернет-магазинов.
С целью приобретения конкурентных преимуществ организаций агропромышленного комплекса Чувашской Республики выполнена работа по открытию и созданию местного товарного знака «Чувашский биопродукт». В данный момент ЗАО «Акконд-Агро», ОАО «Букет Чувашии», ООО «Кооператор», «Ядринский мясокомбинат» Чувашпотребсоюза подкрепили во время необязательной сертификации качество своей продукции и право эксплуатации товарного знака.
Общественное питание - сейчас не только индустрия питания, но и отрасль дизайнерского художества. Огромное количество художников сферы общественного питания состязаются в достижении утонченности, неповторимости и безукоризненности в готовке и подаче кулинарных и кондитерских творений, разработке современных технологий рецептов блюд. Повара Чувашской Республики, воспользовавшись новейшими технологиями производства кондитерских изделий, в 2013 году заняли 1 место в Греции на международном конкурсе кулинаров стран Южной Европы.
В росте потребительского рынка, в первую очередь в сельской местности, важнейшую роль играет потребительская кооперация, обеспечивающая услугами и товарами 58% сельского населения республики. Постановлением президиума Совета Центросоюза Российской Федерации были подведены результаты Всероссийского конкурса среди региональных союзов потребительских обществ за III квартал 2013 года. Чувашпотребсоюзу было отдано 2 место за развитие общей деятельности, 2 место за развитие розничной торговли, 3 место за развитие заготовительной деятельности. К тому же, Чувашпотребсоюз завоевал 2 место за развитие общей деятельности в Приволжском федеральном округе.
Исследование состояния и направлений развития сферы услуг и потребительского рынка в Чувашской Республике в 2013 году дозволяет обозначить важные проблемы данного сектора экономики, решение которых подразумевает использование программных методов.
Несмотря на быстрые темпы роста розничного товарообращения и платных услуг, по объему на душу населения в Чувашской Республике меньше общероссийского показателя в 2 раза, что совмещено со среднедушевыми денежными доходами на душу населения (52,4 процента к общероссийскому показателю). На формирование данного показателя воздействует ряд некоторых внутренних и внешних факторов: уровень развития и инфраструктура потребительского рынка, численность населения, социально-экономическая политика государства, существование надлежащего предпринимательского и инвестиционного климата и т.д.
Расширение изготовления товаров и оказания услуг, увеличение доходов предприятий и населения и их состоятельность содействуют росту вместительности и насыщенности рынка, о чем говорят многочисленные распродажи товаров со скидками и иные маркетинговые методы товаропродвижения.
Не улажены процессы связей розничных торговых сетей с товаропроизводителями, которые осуществляют свою деятельность в Чувашской Республики. В секторе торговли не функционирует система учета параметров продажи продукции местного производства.
Несовершенное развитие конкурентной среды не допускает плодотворно применять рыночные механизмы для роста качества товаров и услуг, их стоимостной и территориальной общедоступности.
Недостаток среднесрочных отраслевых схем расположения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли ограничивает целостное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка.
Важно решать проблемы по расположению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, координирование оборота алкогольной продукции, нормализации реализации пищевых продуктов, содержащих ГМО.
Существующий сейчас в Чувашской Республике рынок товаров и услуг отличается их несовершенным уровнем качества, наличием непропорциональности в формировании и развитии отдельных товаров.
Изъяны учета и неимение законодательной базы для вновь открывающихся объектов не дают в полном объеме анализировать развитие сферы потребительского рынка в Чувашской Республике.
Вышеперечисленные проблемы на потребительском рынке, прежде всего, связаны с неимением правильной стратегии формирования различных форм торговли и развитие ее инфраструктуры с учетом новых направлений в экономике, исследование состояния рынков товаров, рост сетевых предприятий розничной торговли.
Система обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг не позволяет полностью предотвратить производство опасной и непервосортной продукции, некачественное оказание услуг.
В Чувашской Республике существует Целевая Программа «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010–2020 годы», которая направлена на эффективное функционирование рынка товаров и услуг.
Главные цели Программы – увеличение социально-экономической плодотворности рынка товаров и услуг и формирование условия для наиболее полного удовлетворения потребителей качественными товарами и услугами.
Исходя из целей, были поставлены следующие важнейшие задачи:
1) совершенствование системы правового регулирования в сфере рынка товаров и услуг;
2) создание условий для оптимального размещения объектов сферы услуг и потребительского рынка;
3) формирование кадрового потенциала предприятий потребительского рынка и сферы услуг;
4) улучшение качества и конкурентоспособности производимой продукции и услуги;
5) формирование конкуренции.
Для устранения недостатков развития потребительского рынка и сферы услуг можно реализовать следующие мероприятия:
Совершенствование системы правового регулирования в сфере рынка товаров и услуг, в том числе:
создание долгосрочных программ формирования потребительского рынка и сферы услуг на территории Чувашской Республики;
выполнение ежегодного анализа обеспеченности торговыми площадями, посадочными местами на предприятиях общественного питания;
проведение ежегодно анализа степени обеспеченности населения платными услугами;
осведомление и обучение население основным принципам защиты прав потребителей.
Создание условий для оптимального размещения объектов сферы услуг и потребительского рынка, в том числе:
открытие новых, реставрация и модернизирование существующих торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
формирование объединенных связей между сельскими и городскими организациями.
Формирование кадрового потенциала предприятий потребительского рынка и сферы услуг, в том числе:
анализ состояния снабженности кадрами потребительского рынка и сферы услуг;
организация курсов повышения квалификация и семинаров для работников торговли и сферы услуг;
проведение республиканских соревнований среди профессионалов сферы общественного питания, работников торговли и сферы услуг.
Улучшение качества и конкурентоспособности производимой продукции и услуги, в том числе:
осуществление проверки качества производимых товаров и услуг;
лицензирование продажи табачной и алкогольной продукции;
осуществление проверки по соблюдению предприятиями лицензионных требований;
проведение работ по обнаружению на потребительском рынке нелегальной продукции;
распространение и пропагандирование инновационных технологий в деятельности предприятий потребительского рынка;
ежегодное анализирование безопасности и качества пищевых продуктов;
координация мероприятий по выявлению на потребительском рынке продуктов, содержащих ГМО.
Формирование конкуренции, в том числе:
организация мероприятий, конференций, совещанию по вопросам развития рынка товаров и услуг;
проведение обследований предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания;
контролирование деятельности участников потребительского рынка и сферы услуг за соблюдением российского законодательства по охране труда;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации для обмена опытом;
создание благоприятных условий для конкуренции на потребительском рынке и сфере услуг.
Доля финансирования данных мероприятий на 2013 год составила более 2300 млн.руб.
Реализация данных мероприятий создаст условия для проведения целенаправленной государственной политики, направленной на эффективный рост качества потребительского рынка и сферы услуг, улучшение свойств и безопасности производимых товаров и оказываемых услуг, снабжение доступными товарами и услугами на в Чувашской Республики, обеспечение новыми рабочими местами, внедрение новейших технологий.
Список использованной литературы
Постановление Кабинета Министров ЧР от 31.03.2009 № 107 (ред. от 13.12.2010) "О республиканской целевой программе "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы" // Консультант-Плюс.