«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ»

Чайникова А.О. 1, Гаценбиллер Н.Ю. 2
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
2ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность формирования и использования общедоступной государственной информационной системы для информационно-аналитического обеспечения управления жилищно-коммунального хозяйства нашла отражение в Проекте Федерального закона № 199597-6 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». По оценкам специалистов в целом по стране износ объектов ЖКХ составляет около 80%

Кроме того, проблемы жилищно-коммунального хозяйства усугубляются крайне сложной и неорганизованной системой документооборота, отсутствием систем мониторинга объектов, недостаточным финансированием ремонтно-восстановительных и эксплуатационных работ и многими другими причинами, обусловленными отсутствием четких организационно-технических мероприятий. Вследствие этого большинство объектов и систем жизнеобеспечения ЖКХ функционируют в аварийном режиме, что приводит к серьезных срывам в водо-, тепло- и газоснабжении потребителей.

Муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством в настоящее время может быть представлено Дирекции единого заказчика по управлению жилищным фондом и прилегающими территориями. Время диктует Дирекциям единого заказчика необходимость перехода от формального исполнения заявок жителей к освоению функций управляющей компании, когда жизнедеятельность предприятия находится в прямой зависимости от качества и своевременного предоставления жителям жилищно-коммунальных услуг, а также улучшения технического состояния жилья. За рубежом такая компания действительно управляет жилищным фондом, руководствуясь соображениями максимальной выгоды для собственника, выступает его полномочным представителем. А российские компании пока ограничены рамками, в которых действовали их предшественники.

Жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей качества жизни людей, жилищно-коммунальное хозяйство – это важнейший сектор экономики. Поэтому включение жилищно-коммунального хозяйства в систему рыночных отношений, изменение механизма управления этой сферой, ее реформирование влияет на весь ход экономической реформы в России.

По вопросам жилищно-коммунальной реформы высказываются разные мнения, суть которых состоит в следующем: реформа нужна, но к ней нельзя приступать до тех пор, пока не вырастут денежные доходы и бремя жилищно-коммунальных расходов не окажется посильным для подавляющей части населения; к реформе необходимо приступить немедленно, в условиях отсутствия бюджета у многих муниципальных образований она позволит уберечь жилищно-коммунальное хозяйство от полного разрушения и создаст реальные предпосылки для ее сохранения, развития и преобразования.

Oбъектом исследования является фoрмирование гoсударственной инфoрмационной системы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Предметом исследования являются информационные технологии управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и т.д.

Целью работы является разработка методики ведения и использования единого информационного пространства жилищно-коммунального хозяйства.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера жилищно-коммунального хозяйства. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса – важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЖКХ

ЖКХ – очень сложная сфера, затрагивающая интересы каждого гражданина, а также генерирующих, распределительных, ресурсоснабжающих и управляющих компаний. Особенность ЖКХ в том, что это не отрасль в традиционном понимании: здесь нет четкой вертикали управления, в цепи оказания услуг организации часто выступают в роли и потребителей, и поставщиков, необходимо регулировать вопросы снабжения энергоресурсами, обеспечения социальной поддержки, содержания жилого фонда и др. Управление ЖКХ – архисложная задача, поэтому для ее решения одним из ключевых инструментов выбраны информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)1.

В современной нормативно-правовой базе ЖКХ наблюдается существенное усиление роли ИКТ. Этот процесс развивается очень динамично. Ответственность за принятие как стратегических, так и практических решений чрезвычайно высока.

В ЖКХ происходят сходные процессы реорганизации, только с опозданием примерно на 10-12 лет. А именно: укрупнение бизнеса, внедрение механизмов эффективного управления, обеспечение учета имеющихся ресурсов и переход к современным формам предоставления услуг и организации расчетов между субъектами ЖКХ. Было принято стратегически верное решение о переносе положительной практики из отрасли связи в ЖКХ.

Как же сложно шел процесс перехода от фиксированных тарифов на повременную форму оплаты телефонных соединений. Но он позволил внедрить принцип справедливой оплаты для пользователей услуг: плати только за то, что потребил. Для решения этой задачи региональными операторами была выстроена инфраструктура, обеспечивающая в первую очередь полный учет использования ресурсов (pre-billing) и расчеты за потребленные услуги.

Процессы конвергенции в телекоммуникационной сфере заставили системы расчетов стать универсальными, работать в режиме реального времени и быстро адаптироваться к потребностям рынка. Отечественная специфика состояла в том, что системы расчетов в отрасли связи были гораздо шире по функциональности, чем зарубежные системы биллинга. Кроме расчетных функций, автоматизированные системы расчетов (АСР) включали подсистемы работы с обращениями потребителей в режиме «одного окна» и работы с дебиторской задолженностью, технологический документооборот и ряд других. На все системы распространялись требования обязательной сертификации.

Сейчас в ЖКХ активно внедряется приборный учет – это дает гражданам эффективный механизм грамотного и ответственного управления собственным потреблением. Однако для перехода к эффективному управлению всей сферой ЖКХ только установки счетчиков энергоресурсов недостаточно. Необходимо создать информационное пространство ЖКХ, которое бы позволило сформировать полную и достоверную картину всех процессов, которые происходят в жилищно-коммунальной сфере, и обеспечило бы удобный доступ к этой информации всех субъектов ЖКХ.

Государство в настоящее время формирует управленческую вертикаль, содержащую федеральный, региональный и муниципальный уровень.

Главный принцип правильной работы данной вертикали – использование в качестве основы информации, в автоматическом режиме поступающей из систем ЖКХ, действующих на муниципальном уровне. Только так можно обеспечить актуальность и достоверность всей информации.

К сожалению, сейчас практически в каждом муниципалитете действует несколько учетно-расчетных систем, которые сложно, а порой и невозможно интегрировать в общее информационное пространство. Как когда-то в отрасли связи, сегодня в ЖКХ необходима замена частных решений на мощные производительные информационные системы, которые обладают требуемой функциональностью, соответствуют современной нормативной правовой базе, обеспечены технической поддержкой, солидарной ответственностью разработчика и т.п. В целом такой подход позволит сделать информационно прозрачными отношения между субъектами ЖКХ, обеспечит инвестиционную привлекательность этого сегмента рынка и в конечном итоге сократит расходы граждан на жилищно-коммунальные услуги.

В качестве примера рассмотрим автоматизированные системы коммерческого учета энергоресурсов «Старт. Коммунальные системы»

Хорошая школа телекома (АСР «Старт» обслуживает телефонную номерную емкость около 70 млн.) позволила специалистам компании разработать комплексную платформу ЖКХ, построенную на основе современных ИКТ-технологий. Данная платформа – «Старт. Коммунальные системы» («Старт.КС») – охватывает широкий спектр решений практически для всех субъектов ЖКХ.

В ходе реализации проектов по внедрению расчетных систем в ЖКХ столкнулись с необходимостью построения автоматизированных систем коммерческого учета потребления энергоресурсов (АСКУЭ). Поработав с несколькими производителями таких систем, пришли к выводу, что ни одна из них не является в полной мере универсальной (т.е. работающей с приборами учета воды, электричества, газа и тепла) и не может оперативно охватить весь тот «зоопарк» приборов учета, который, как правило, используется в российских коммунальных сетях. Поэтому создали собственный программно-аппаратный комплекс АСКУЭ, который на основе проводных и беспроводных технологий позволяет работать со всеми типами приборов учета. Существенно то, что комплекс АСКУЭ «Старт.КС» сертифицирован как средство измерения, а значит, данные учета потребления являются юридически значимыми. Сейчас системы АСКУЭ используются в ряде региональных систем ЖКХ и активно внедряются в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Особое внимание в ходе реформирования ЖКХ уделяется вопросам информирования потребителей. В АСКУЭ «Старт.КС» для обеспечения «единого информационного окна» используются портальные решения с личными кабинетами граждан и организаций, операторские рабочие места call-центров, АРМы по работе с обращениями для многофункциональных центров.

Информация о состоянии ЖКХ (об оплате коммунальных услуг, данные по учету граждан, о состоянии жилого фонда и пр.) используется при оказании государственных и муниципальных услуг населению. Для решения этих задач было обеспечено взаимодействие «Старт.КС» с порталом госуслуг и системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Информационная платформа «Старт.КС» построена по модульному принципу. Из подсистем «Старт.КС» может быть собрано решение, ориентированное на различные типы организаций .

С помощью АСКУЭ «Старт.КС» ресурсные компании не только создают инфраструктуру учета энергоресурсов, но и строят аварийно-диспетчерские системы.

В конце 2012 года вышло Постановление Правительства РФ №1468, которое определило создание муниципальных информационных ресурсов (МИР). Муниципалитеты могут использовать соответствующие модули «Старт.КС» для построения МИР и показания гражданам услуг по информированию об услугах ЖКХ.

В основе «Старт.КС» лежат производительные системы работы с базами данных. Это позволяет масштабировать проектные решения от уровня муниципалитета до регионального уровня. В арсенале есть решения как для крупных компаний, так и для небольших организаций, что позволяет выработать гибкую политику в отношении каждого типа субъектов ЖКХ.

Теория Smart City включает такие неотъемлемые элементы, как «умный дом» (Smart Home), инфраструктура автоматизированного сбора информации о потреблении энергоресурсов (Smart Metering / Automatic Metering Infrastructure – AMI), интеллектуальные коммунальные сети (Smart Grid). Как сказал Уильям Гибсон, «будущее уже здесь, только распределено неравномерно». Большинство региональных и городских администраций понимают важность построения информационного пространства ЖКХ, а ряд регионов реализуют проекты в этой области. Поэтому в полной мере уже можно говорить о том, что «умные города» и «умное жилье» становятся в России реальностью. Создание информационного пространства ЖКХ силами только организаций ЖКХ невозможно – необходимо активное участие в этом процессе телеком-операторов.

Некоторые инновационные разработки ГК «Старт». Это, например, решение для обеспечения эффективного использования информации о состоянии ЖКХ. Сегодня КПД использования данной информации, как правило, очень низок. В то же время данные учета населения и потребления услуг ЖКХ содержат не только информацию для расчетов, но и ценный материал о состоянии жилого фонда, количестве и, что особенно важно, качестве услуг, объемах и характере задолженности, степени удовлетворенности граждан состоянием ЖКХ.

Еще один пример того, как ИКТ-решения могут изменить сложившиеся отношения в ЖКХ, – применение облачных технологий в наших продуктах.

Организациям ЖКХ эти технологии помогают существенно сократить затраты на создание и содержание сетевой и вычислительной инфраструктуры. Кроме того, становится возможным переход к сервисным моделям, таким как SaaS и IaaS.

Разработке закона о государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ предшествовала большая работа Министерства регионального развития РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства экономического развития РФ, Совета Федерации РФ и ряда заинтересованных министерств и ведомств. Эта деятельность направлена на усиление роли органов государственной власти и местного самоуправления в плане контроля и управления ЖКХ.

В статье 165 Жилищного кодекса за муниципалитетами законодательно закреплена ответственность за предоставление гражданам по их запросам информации об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту жилья, об объеме, перечне и качестве оказываемых коммунальных услуг и размерах оплаты этих услуг. Обязанность предоставления этой информации возложена на организации ЖКХ. Постановление Правительства РФ №1468 определило содержание предоставления указанной информации в виде электронных паспортов и положения по формированию муниципальных информационных ресурсов (МИР).

Закон о ГИС ЖКХ является логическим продолжением работ по выстраиванию «информационной вертикали» от муниципалитетов до федеральных органов власти. ГИС ЖКХ – это информационная система, направленная на обеспечение открытости организаций жилищно-коммунального хозяйства, прозрачного взаимодействия между всеми участниками этой сферы, а также на предоставление свободного доступа к информации как потребителям, так и участникам рынка.

В настоящее время Закон о ГИС ЖКХ проходит первое чтение в Государственной думе. Для практической отработки концептуальных положений ГИС ЖКХ и определения типовых решений для последующего тиражирования Минрегионом России при тесном взаимодействии с Минкомсвязи России ведутся работы по созданию сегментов ГИС ЖКХ в ряде пилотных регионов.

17 апреля 2013 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ).2 С принятием закона правительство получит механизм реальной обратной связи с населением по жилищно-коммунальным вопросам. В ГИСе ЖКХ предполагается объединение информации, сосредоточенной в различных базах данных, подконтрольных сегодня ФНС, ФСТ, Росрегистрации, Пенсионному фонду, ФМС и местным органам власти. Такой документ необходим отрасли, т.к. он должен стать источником информационно-аналитического обеспечения ЖКХ, как для оперативного управления этой сферой, так и для стратегического планирования и прогнозирования ее развития.

В настоящее время базы данных ЖКХ находятся в разрозненном состоянии на уровне муниципалитетов и различных юридических лиц, а информационный обмен между субъектами отрасли затруднен из-за фрагментированности этих данных и разного правового положения организаций, в нем участвующих.

Проекты информатизации давно разрабатывались и реализовывались в той или иной мере на муниципальных и региональных уровнях. Для полной реализации этих проектов не хватало нормативной базы, в связи с чем возникла потребность в законе «О государственной информационной системе ЖКХ», который и был внесен в Госдуму в конце 2012 года.

Проект закона о ГИС предусматривает создание единой общероссийской информационной системы, призванной решить две ключевые задачи. Первая задача – обеспечить органы власти всех уровней актуальной и достоверной информацией о состоянии ЖКХ, необходимой для принятия обоснованных решений и проведения взвешенной государственной политики. Вторая задача – гарантировать открытость информации в сфере ЖКХ (в первую очередь, для граждан и общественных организаций) и ее сохранность при «недружественной» смене управляющей организации, ресурсоснабжающей организации и поставщиков коммунальных услуг.

Кроме того, планируется, что ГИС станет центром ведения и формирования эталонных реестров и карточек, касающихся сферы ЖКХ, и будет таким образом обеспечивать сопоставимость информации и ее достоверность. Такую, по сути экспертную, проверку информации система сможет выполнять за счет организации информационного взаимодействия с информационными системами федеральных структур и внебюджетных фондов, в которых ведется учет параметров, касающихся сферы ЖКХ. К ним относятся, в частности, информационные системы ФМС (учет потребителей услуг), Росреестра (учет параметров жилищного фонда), Пенсионного фонда (учет потребителей услуг), ФНС (учет организаций, оказывающих услуги), ФСТ (учет нормативов и тарифов на коммунальные услуги и ресурсы) и Фонда ЖКХ.

В ходе согласования законопроекта о ГИС Минфин настаивал на том, что ГИС не должна выполнять коммерческие функции, ее задача – выступать информационным ресурсом. Информация, аккумулируемая в ГИС, должна использоваться как база основных параметров для обеспечения расчетов и формирования платежей за коммунальные услуги и ресурсы, а также в качестве основного источника информации для выполнения государственными и муниципальными органами возложенных на них функций в сфере ЖКХ. Эта точка зрения была поддержана и другими госведомствами, что и нашло свое отражение в законопроекте.3

Граждане смогут в любой момент получить всю актуальную информацию о своей квартире, доме, об организации, которая предоставляет им услуги, о состоянии своего лицевого счета с расшифровками – из чего складывается такая сумма платежа, получить аналитику по потреблению своих энергоресурсов по сравнению с другими зданиями. Система позволяет также получить советы по оптимизации своего платежа, сравнить свою УК с другими компаниями, работающими в городе. Она позволяет проводить электронное голосование собственников жилья, подавать заявки, если какие-либо работы сделаны некачественно или есть какие-то претензии. В дальнейшем она сможет показать систему накопления платежей по капремонту. А также сразу увидеть, положена или нет субсидия за коммунальные услуги, как ее начислить.

Удобства заложены для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Если сегодня существует большое количество нормативно-правовых актов, которые требуют предоставления в разные органы информации (о раскрытии информации, о ведении электронного паспорта и др.), то в системе будет заложена однократность ввода информации. Т.е. один раз ввели, и никто не будет требовать ее переписать. Также будет налажен обмен между организациями и органами власти, что позволит снизить количество судебных исков по объемам поставок ресурсов. И наконец, она поможет сделать расщепление платежей, чтобы их направлять непосредственно ресурсоснабжающим организациям, минуя УК или ТСЖ.

Что касается федеральных, региональных и муниципальных органов власти, то создается серьезная аналитическая система для принятия управленческих решений, в которой будет заложена более качественная информация. Более актуальной станет статистика, которая сегодня идет с большим опозданием. При этом система сможет подавать сигналы о том, где средний платеж гражданина превосходит установленный параметр. То есть она позволит выявить повышение платежей до того, как ситуация станет критической, а не после, как это происходит сегодня.

В 2014-2015 годах планируется подключить к ней все субъекты Российской Федерации, а с 2016 года ГИС ЖКХ должна заработать на полную мощность.4

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

В качестве примера в Новочебоксарске тарифы за ЖКХ увеличатся на 15%. В Чебоксарах, Лапсарах и Шумерле цифра чуть меньше — около 12%. В остальном же по республике рост платы за ЖКУ не превысит 11,2%.

- Тепловая энергия останется на уровне 100% с 1 января. А с 1 июля вырастет на 8,8%. Холодное водоснабжение, водоотведение с 1 января останется на уровне декабря. С 1 июля 2015г. изменится на 12,2%.

На 7,5% этим летом подорожает электроэнергия: за киловатт-час горожанам придется платить 2 рубля 80 копеек. Жителям сел меньше — 1,96.

Тарифы на природный газ пока не утвердили. Но, по прогнозам, они должны вырасти на 7,5%.

С 2015 года планируется размещать в системе в обязательном порядке всю информацию обо всех начислениях за жилищно-коммунальные услуги, а при ее неразмещении на портале у граждан будет возможность их не оплачивать.

Единая система ГИС ЖКХ создается для того, чтобы помочь органам власти получать информацию для проведения аналитики при принятии управленческих решений по всей территории страны в режиме реального времени, а гражданам – в получении полной и актуальной информации о своем доме и расчетах по жилищно-коммунальным платежам.

Министерство в настоящее время готовит поправки в законопроект о ГИС ЖКХ и рассчитывает, что документ будет принят в окончательной редакции уже в первом квартале 2014 года.

Список использованных источников
  1. Проект Федерального закона №199597-6 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ред., внесенная в ГД ФС РФ).

  2. Булгакова Ирина, президент СРО «Национальный жилищный конгресс». ЖКХ подключат к Интернету. Статья. Портал «Экономическая политика». – 7.05.2013 г.

  3. Жадько П.А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в структуре ЖКХ региона. – Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2009.

  4. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.

  5. Шибаева И.В. ИКТ в сфере ЖКХ. Журнал «Электросвязь», №4, 2013 г.

  6. Информационно-правовой портал «Гарант».

1 Шибаева И.В. ИКТ в сфере ЖКХ. Журнал «Электросвязь», №4, 2013 г.

2 Проект Федерального закона №199597-6 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ред., внесенная в ГД ФС РФ)

3 Булгакова Ирина, президент СРО «Национальный жилищный конгресс». ЖКХ подключат к Интернету. Статья. Портал «Экономическая политика». – 7.05.2013 г.

4 Информационно-правовой портал «Гарант».

Просмотров работы: 3059