ЮМОР В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЮМОР В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Маслак О.Г. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова («МГТУ»). Институт педагогики, психологии и социальной работы.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям эмоционального интеллекта, выяснилось, что он является пониманием и определением для таких ценных на сегодняшний день способностей, как умение справляться со своими эмоциями, способность улаживать конфликты, работать в составе группы и вести за собой. В мире постоянно происходят перемены. Люди испытывают потребность в контактах, эмпатии и открытом общении. Вследствие этого, представляется важным рассмотрение эмоционального интеллекта. На сегодняшний день эмоциональный интеллект описывают несколько теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Д. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина. При этом, не смотря на то, что все исследователи называют исследуемый ими конструкт «эмоциональным интеллектом», их мнения по поводу психологической сущности исследуемого феномена расходятся.

Первой публикацией на тему эмоционального интеллекта стала работа П. Сэловея и Д. Мэйера. Авторы определили эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы мышления и принятия решений. Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил П. Сэловею и Д. Мэйеру выделить четыре компонента изучаемого феномена. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций личности, так и эмоций других людей [6.30-34].

Значительную по охвату трактовку понятия «эмоциональный интеллект» дает Р. Бар-Он. Автор определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Ученый выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов [6.17-21].

Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана была основана на ранних идеях П. Сэловея и Д. Мэйера. Значение исследования Д. Гоулмана, заключалось в том, что автор доказал наличие связи между эмоциональным интеллектом и социальным успехом, обосновав таким образом «ценность» конструкта «эмоциональный интеллект» [6.18-21].

В отечественной психологии наиболее известна концепция эмоционального интеллекта, разработанная и предложенная Д. Люсиным. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей, указывает автор и вводит два новых понятия: внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, что отчасти пересекается с теорией Д. Гоулмана о личностных навыках (способностях, определяющих, как управлять собой) и социальных навыках (способностях, определяющих, как управлять отношениями с людьми) [6.29; 6.21].

Таким образом, интенсивное исследование категории «эмоциональный интеллект» началось в конце прошлого века. Представления об эмоциональном интеллекте сегодня являются довольно широкими и расплывчатыми. Анализ основных исследовательских позиций по обсуждаемой теме позволяет сделать вывод о том, что современное состояние вопроса об эмоциональном интеллекте в психологической науке не дает возможности для единой трактовки этого конструкта. Существует необходимость систематизации, обобщения имеющихся данных, а также формирования научных основ эмоционального интеллекта. Требуется теоретически обоснованное определение самого понятия эмоционального интеллекта, уточнение структуры данного феномена. Это даст возможность определить научно обоснованные методы диагностики эмоционального интеллекта и его практическую значимость.

Поскольку идея о единстве аффекта и интеллекта находит отражение в трудах отечественных (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомиров и др.) и зарубежных (Д. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д. Слайтер, Х. Вейсингер, Р. Стернберг, Дж. Блок) авторов, то перспективу решения данной проблемы открывает рассмотрение юмора, как структурного компонента эмоционального интеллекта. Юмор - интеллектуальное чувство, опосредованное взаимопроникновением когнитивных и аффективных компонентов. Он способствует оптимизации эмоционального состояния личности, посредством эмоционального отстранения, при котором усиливается объективность восприятия [4.15]. Термин «юмор» отражает положительное отношение и симпатию к предмету, отличается миросозерцательным характером и богатством полутонов в оценке бытия. По словам С.Л. Рубинштейна, юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторонами и милыми маленькими слабостями которого приятно посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства [5.510-511].

Чувство юмора, как субъективный феномен, характеризующее личностные особенности человека, ещё в эпоху античности попало в поле зрения мыслителей. Основу современного подхода к пониманию индивидуально-типологических особенностей в исследовании юмора заложил И. Кант. По его мнению, с одной стороны, юмор связан со способностью выделить и определить противоречия на уровне мышления, и с другой - с особенностями протекания телесных процессов, связанных, прежде всего, с темпераментом [1].

Психологические функции юмора можно разделить на три категории:

- когнитивные и социальные выгоды положительной эмоции радости;

- использование юмора для социальной коммуникации и влияния;

- снятие напряжения и совладание с неприятностями [3.36].

Исследовательские разработки в области психологии юмора в теоретико-содержательном плане могут быть сведены к двум основным категориям: исследования, выполненные в рамках аффективного подхода, и исследования, выполненные в логике когнитивной схемы. В этом плане базовой концептуальной платформой работ «аффективного направления» служит психоаналитическая традиция, согласно которой диссонанс между существующим и довлеющим над личностью рядом желаний и потребностей и невозможностью удовлетворить их в связи с их неприемлемостью для социума разряжается, в том числе, и с помощью юмора. Выражаемый в форме смеха, он снижает избыточное психическое напряжение, повышенную тревогу, «зашкаливающую» агрессивность [8]. Что касается когнитивного подхода к рассмотрению психологии юмора, то здесь он выступает, прежде всего, как «восприятие несоответствия в игровом контексте, которое может сопровождаться улыбкой и смехом» [2].

Более того, в современной психологической науке сложилось представление о том, что юмор представляет собой особую самостоятельную систему невербальной коммуникации, сформировавшуюся в процессе филогенеза, как средство установления партнерских отношений в социальном взаимодействии. Именно этим объясняется особая «заразительность» смеха при восприятии юмора. При показе спектаклей в стенах Магнитогорского Государственного Технического Университета творческими группами студентов, мы можем отмечать, что настроение зрителей влияет на эмоциональное состояние студентов, играющих роли определенных персонажей.

В спектакле автора сценария О.Г. Маслак, имеющем название «Мы есть», где действующими лицами являются вопрошающий (зритель), психолог (творец) 1, психолог (творец) 2, Густав Фехнер, Уильям Джеймс, Джеймс Марк Болдуин и Любовь (истина, волшебство, чудо), эпиграфом к спектаклю послужили слова Ф. Бернетта: «Я пришел к выводу, что волшебство — это то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего... Значит, волшебство просто везде — и вокруг нас, и во всех остальных местах тоже».

Фрагменты спектакля

Слова Уильяма Джеймса:

Я, Уильям Джеймс. Мой метод «Прагматизм».

«Поток сознания», «Ученье об эмоциях».

Есть истин много, гласит мой плюрализм.

Личность физическая, социальная, духовная.

Слова Джеймса Марка Болдуина:

Я, Джеймс Марк Болдуин. Развитие сознания

Проходит шесть различных стадий,

И достигает опыта глубокого единства

Высочайшей науки и морали.

Слова Психолога (творца) 1:

Густав Фехнер, Марк Болдуин и Уильям Джеймс -

Одни из основателей науки

Были примерно около ста лет

Одновременно и духовны и научны.

Слова Любви (истины, волшебства, чуда):

Я есть.… Та, что все время где-то рядом.

Любовь ли, истина, иль волшебство:

«И поднимает и вперед толкает

И вещи делает из ничего».

Слова Психолога (творца) 1:

Наделенные сознаньем вопрошают.

Слова Психолога (творца) 2:

Во вселенной звезды зажигают.

Слова Вопрошающего (зрителя):

И в чудо веришь вновь и вновь.

Слова (произносят все одновременно):

Мы есть, покуда есть Любовь!

И в заключении особый эмоциональный акцент достигается словами М. Эриксона: «Итак, мечтайте. И каждый раз, когда вы мечтаете, у вас есть и право, и привилегия пережить свою мечту заново, с иным составом действующих лиц. И, таким образом, вы можете обнаружить многие вещи, которые вас учили не знать».

Написание студентами сценариев и участие в постановке спектаклей при изучении курсов «История психологии» и «Методологические основы психологии» формируют более глубокое проникновение в будущую специальность. И одновременно являются формой тренинга эмоционального интеллекта «актеров» и зрителей.

Способный продуцировать и воспринимать юмор, способен трансформировать смысл ситуации. Это дает несколько важных психологических эффектов, отражающих функции юмора в жизни человека. Появляется радость от переживания своей способности менять понимание мира и через это управлять как ситуацией, так и самим собой. Это в свою очередь, дает возможность развития способностей к саморегуляции и регуляции интерперсональных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих.

Литература

  1. Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 7.

  2. Кузнецова Н.Ф. МакГи П., Голдстейн Дж. Психологическое исследование юмора // Н.Ф. Кузнецова / Вопр. психологии, 1984. № 6.

  3. Мартин Р. Психология юмора. / Пер. с англ. под ред. Л. В. Куликова. / СПб.: Питер, 2009.

  4. Мусийчук М. В. Когнитивные механизмы юмора. Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2010.

  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / СПб.: Питер, 2002.

  6. Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. М.: «Институт психологии РАН», 2010.

  7. Стернберг Р. Дж. и др. Практический интеллект. / СПб.: Питер, 2002.

  8. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб., 1997.

Просмотров работы: 1925