ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ ФИЛИАЛА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ ФИЛИАЛА

Акашева К.В. 1, Завьялова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,Кемеровский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс овладения знаниями для студентов имеет ряд особенностей и трудностей. Дело в том, что обучение студентов происходит в условиях, когда личность обучаемого во многом уже сформировалась и для учебы приходится отводить время. Психологический аспект этой проблемы связан, прежде всего, с особенностями обучающихся: различным отношением к учебной деятельности. Неодинаковое отношение к учебной деятельности обусловливается тем, что учение имеет для них различный «личностный смысл». В каждом конкретном случае обучающихся побуждают к учению те или иные мотивы или система мотивов, разных по своей значимости.

Целью данной исследовательской работы являлся анализ мотивации студентов нашего образовательного учреждения при выборе специальности и обучении, состояние учебной мотивации у студентов и возможные различия ведущих учебных мотивов у студентов.

Мной было проведено анкетирование среди студентов филиала по методике Дубовицкой.

В анкетировании приняли участие 740 студентов дневного отделения в возрасте от 16 до 20 лет. Опрос проводился трижды: в 2008 и 2009и 2014 годах, с целью выявления динамики ведущих мотивов. Студентам были предложны следующие вопросы:

  • Причины, по которым вы выбрали специальность, которой обучаетесь

  • Выбор профессии был устойчивым или вы колебались?

  • Как вы считаете, удастся ли вам овладеть специальностью на высоком качественном уровне?

Полученные результаты, представлены в таблицах и на графиках.

В процессе анализа результатов анкетирования мы выяснили, что если в 2008 году ведущим мотивом выбора специальности была, высокая заработная плата, то в 2009 году первое место занимает другая причина: «нравится специальность», 2014 году доминирует причина «интересно».

В 2008 году причина («престижность профессии») была на третьем месте, а в 2009 году приоритеты изменились: и третью позицию занимает другая причина - «высокая заработная плата». В 2014 году на третье место вышли причины «нравится» и «высокооплачиваемая работа», набравшие практически одинаковое количество голосов.

Причина (« востребованность профессии на рынке труда») осталась на втором месте как в 2008, так и в 2009гг, но в 2014 году на второе место вышла причина «нравится работа с компьютером»

В связи с изменением формы итоговой государственной аттестации при получении среднего (полного) образования в 2009 году появляется новая причина: «решил миновать сдачи ЕГЭ», поэтому многие школьники поступили в филиал с аттестатом основного (общего) образования, закончив, при этом 10 классов. Опрос 2014 года показал, что данная причина остается актуальной , и её удельный вес в совокупности увеличился с 1,34% в 2009 году до 3.7% в 2014 .

Следующий вопрос анкетирования касался устойчивости выбора профессии.

Устойчивость выбора в 2009 году повысилась на 6,2%, а в 2014 – на 11,8% по сравнения с 2008годом. Неустойчивость выбора повысилась на 1,9% в 2009 и снизилась на 4,4% в 2014году по сравнению с 2008 годом, но профессия «близка к желаемой», т.к. абитуриенты делали свой выбор исходя из наличия бюджетных мест, или не пройдя по конкурсу в ВУЗ. В 2014 году по сравнению с предыдущим годом устойчивость выбора снизалась на 3,1%, в то же время неустойчивость выбора увеличилась на 7,8%.

Вопрос анкетирования «уверенность в овладении профессией на высоком качественном уровне» дал следующие результаты:

абсолютная уверенность в 2009 году снизилась на 6,4%, а в 2014 году она снизилась на 8,5% по сравнению с 2008 годом ; «скорее уверенных» стало больше на 15 % в 2009 году, а в 2014 их стало больше на 11,9%, по сравнению с уровнем 2008 года, совершенно неуверенных стало меньше на 0,7% в 2009 году, и на 1,3% в 2014.

Количество затрудняющихся ответить на данный вопрос сократилось на 8,2% в 2009 году, и на 1,9 % в 2014 году.

Таким образом, результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

Устойчивость выбора профессии возросла, на в то же время уверенность в овладении профессией снизилась.

Таблица 1

Причины, по которым студенты выбрали свою специальность :

 

Количество ответов

Структура, %

откло нение в 2014 году по срав нению с 2013, %

 

2008

2009

2013

2014

2008

2009

2013

2014

 

Нравится

45

48

47

30

9,8

4,9

9,3

6,9

-2,39

Интересно

36

83

48

44

7,9

8,5

9,5

10,1

0,62

Близко к дому

2

3

13

16

0,4

0,3

2,6

3,7

1,11

Высокооплачиваемая работа

60

109

28

30

13,1

11,2

5,5

6,9

1,36

Вдруг пошел и поступил

6

13

20

11

1,3

1,3

3,9

2,5

-1,42

Уже есть место работы

5

2

5

6

1,1

0,2

1,0

1,4

0,39

Нравится

55

153

52

40

12,0

15,7

10,3

9,2

-1,08

Привлекает работа с компьютером

29

67

44

34

6,3

6,9

8,7

7,8

-0,88

Привлекает общение с людьми

14

4

10

19

3,1

0,4

2,0

4,4

2,39

Умственная работа

3

8

24

15

0,7

0,8

4,7

3,4

-1,29

По совету друзей,родителей

41

101

49

28

9,0

10,4

9,7

6,4

-3,24

Не было альтернатив

10

48

15

9

2,2

4,9

3,0

2,1

-0,89

Востребованная

50

124

44

20

10,9

12,7

8,7

4,6

-4,09

Престижное учебное заведение

10

32

19

25

2,2

3,3

3,7

5,7

1,99

Не поступил в ВУЗ

34

4

4

6

7,4

0,4

0,8

1,4

0,59

Мечтал о профессии с детства

7

24

9

9

1,5

2,5

1,8

2,1

0,29

Отсрочка от армии

5

2

6

4

1,1

0,2

1,2

0,9

-0,27

Перспективно

12

80

19

20

2,6

8,2

3,7

4,6

0,84

Хотят работать по специальности

9

6

6

15

2,0

0,6

1,2

3,4

2,26

Легко учиться

7

11

7

15

1,5

1,1

1,4

3,4

2,06

Ради бюджетного места

4

4

6

5

0,9

0,4

1,2

1,1

-0,04

Ради знаний, образования

13

29

16

18

2,8

3,0

3,2

4,1

0,97

Не захотел в ВУЗ

1

5

1

1

0,2

0,5

0,2

0,2

0,03

Побоялся ЕГЭ

 

13

15

16

0,0

1,3

3,0

3,7

0,71

Итого

458

973

507

436

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Таблица 2

Уверенность в овладении профессией на высоком качественном уровне

№ п/п

Как вы считаете удастся ли вам овладеть специальностью на высоком уровне?

Варианты ответов

2008 год

2009 год

2013 год

2014 год

Количество

структура, %

Количество

структура, %

Количество

структура, %

Количество

структура, %

1

Совершенно уверен

56

32

101

25,6

50

29,4

25

24,5

2

Скорее уверен

77

44

233

59,0

75

44,1

57

55,9

3

Скорее неуверен

9

5,1

22

5,6

17

10,0

11

10,8

4

Совершенно неуверен

4

2,3

6

1,5

3

1,8

1

1,0

5

Затрудняюсь ответить

29

16,6

33

8,4

25

14,7

8

7,8

Итого

175

100

395

100,0

170

100,0

102

100,0

Таблица 3.

Устойчивость выбора.

№ п/п

Выбор профессии был устойчивым или вы колебались?

Варианты ответов

2008 год

2009 год

2013 год

2014 год

Коли чество

струк тура,%

Коли чество

струк тура,%

Коли чество

струк тура,%

Коли чество

струк тура,%

1

Выбор был устойчивым, без колебаний

72

41,1

187

47,3

90,0

52,9

49,0

48,0

2

Выбор был не устойчивый,профессия близка к желаемой

85

48,6

160

40,5

70,0

41,2

39,0

38,2

3

Выбор неустойчивый,профессия далека от желаемой

18

10,3

48

12,2

10,0

5,9

14,0

13,7

Итого

175

100

395

100,0

170,0

100

102,0

100,0

Анализ результатов анкетирования так же свидетельствует о том, что необходима система мероприятий, направленных на повышение мотивации к обучению и уверенности в овладении профессией на высоком качественном уровне:

  • Проводить профориентационную работу среди выпускников школ и абитуриентов;

  • Проводить тематические классные часы, посвященные выбранной специальности;

  • Организовать экскурсии на предприятия с целью более глубокого знакомства со спецификой выбранной профессии;

  • Разнообразить формы проведения месячников по специальностям;

  • Организовать на базе библиотеки филиала и передвижной библиотеки в общежитии выставки книжных новинок и периодических изданий , отражающих тенденции развития профессий;

  • Размещать и обновлять на сайте филиала информацию о специальностях;

  • Создать тематические стенды в кабинетах спецдисциплин;

  • Выпускать ежемесячные тематические газеты «Тайны профессии»;

  • Использовать ресурсы электронной библиотеки головного ВУЗа через интернет в библиотеке филиала.

5

Просмотров работы: 794