ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА И ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ – КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ВЕДУЩИХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА И ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ – КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ВЕДУЩИХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Нарватов В.О. 1
1Кемеровский филиал Московского Государственного университета Экономики,статистики и информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновационное развитие в России – сложный, многоаспектный вопрос. Решение данного вопроса усложняется многими факторами, особую остроту среди которых на сегодняшний день приобретают международные экономические санкции, принятые США и их союзниками в отношении РФ. Для определения основных векторов инновационного развития Правительство РФ 8 декабря 2011 года издало Распоряжение № 2227-р, которым утвердило Стратегию инновационного развития РФ до 2020 года.

Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, а также риски и возможности роста позволяют выделить 3 возможных варианта инновационного развития России:

  1. вариант инерционного (ориентированного на импорт) технологического развития;

  2. вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности;

  3. вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.

Вариант инерционного (ориентированного на импорт) технологического развития предполагает отсутствие масштабных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в развитие человеческого капитала. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы и усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Российская инновационная система распадается на ряд отдельных (преимущественно оборонных) научно-технических сегментов. При этом низкий спрос на инновации со стороны российского бизнеса и отсутствие увеличения уровня государственной поддержки окажут негативное влияние на развитие сектора исследований и разработок. Результаты реализации такого варианта не соответствуют целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе – на проигрыш в конкуренции новым индустриальным странам и, следовательно, является неприемлемым.

Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности ориентирован на перевооружение экономики на основе импортных технологий, а также на локальное стимулирование развития российских разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энергосырьевого сектора. Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.

Вариант догоняющего развития хорошо известен на примере Японии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и, безусловно, Китая. В основе этого варианта лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются либо привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Как правило, импортируемые технологии не являются самыми передовыми в мире.

Указанный вариант имеет ряд преимуществ:

  1. используются уже готовые и хорошо отработанные технологии, следовательно, инновационные риски минимальны. При этом наряду с технологиями можно получить и весь комплекс сопутствующих услуг - обслуживание, ремонт и обучение персонала;

  2. сроки реализации инновационных проектов сокращаются;

  3. развитие технологий в базовых секторах экономики может привести к появлению в ней новых высокотехнологичных секторов;

  4. децентрализация принятия решений о выборе технологии, что снижает риск ошибок.

Однако существуют и риски при использовании этого варианта в российских условиях:

  1. необходимость жестко конкурировать с производителями аналогичной продукции, использующими такую же либо более совершенную технологию, что обеспечивается только при кардинальном росте производительности труда в российской экономике;

  2. наиболее эффективное развитие производства происходит в рамках процесса привлечения прямых иностранных инвестиций, что требует серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата. Вместе с тем значительное участие в экономическом развитии страны иностранного капитала и иностранных технологий повышает ее зависимость и усиливает внешние риски;

  3. зависимость экономики от импорта техники и технологий тормозит развитие собственных разработок.

Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции. Он характеризуется существенными усилиями государства по модернизации сектора исследований и разработок, концентрацией усилий на наиболее перспективных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение российских разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, композитных материалов, разработке и применении нанотехнологий, биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека и животных, программного обеспечения, а также в атомной и водородной энергетике, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других сфер деятельности. Данный вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры, а также предполагает формирование развитой национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.

Одновременно указанный вариант является более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование научных исследований и разработок прежде всего фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации результатов научных исследований и разработок, активный поиск и формирование новых рынков, ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний. Для этого варианта характерны существенные инновационные риски, связанные с принципиальной новизной решений, в том числе велика вероятность того, что наиболее перспективные инновации будут раньше и (или) в большей степени использованы в других странах.

Для страны с диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов экономики. Для России в современных условиях оптимальным является вариант развития с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющего варианта в большинстве секторов экономики. Реализация такого варианта является предпочтительной в рамках Стратегии.

Анализируемая Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года предполагает внесение серьезных изменений в образовательный процесс. Важной задачей системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, а также готовность к работе в высококонкурентной среде.

Предусматривается стимулирование получения навыков инновационного предпринимательства той частью населения, которая к этому наиболее приспособлена и готова, - выпускниками вузов по техническим и естественнонаучным специальностям посредством различных полидисциплинарных образовательных программ и проектной деятельности. Программы государственной поддержки инноваций будут также содержать образовательный компонент, в том числе в области предпринимательской деятельности и коммерциализации разработок.

Неотъемлемым условием государственной поддержки создания федеральных, региональных и корпоративных элементов инновационной инфраструктуры станет ее открытость для обучения и стажировок студентов вузов и действующих специалистов по дисциплинам, обеспечивающим формирование их инновационных компетенций.

Будут развернуты программы обучения управлением инновациями на базе ведущих профильных образовательных учреждений. Обязательным условием реализации указанных программ станет их практическая ориентация, в том числе стажировки на инновационных предприятиях и самостоятельное выполнение индивидуальных и групповых проектов. Необходимо использовать практику привлечения к реализации таких программ на конкурсной основе ведущих мировых университетов.

Координация усилий по формированию эффективного сектора исследований и разработок в первую очередь в части создания опережающего научно-технического задела (прежде всего, на стадии, предваряющей коммерциализацию) и развития единой инфраструктуры сектора будет осуществляться в рамках разрабатываемой государственной программы «Развитие науки и технологий».

Таким образом, реализация наиболее подходящего варианта инновационного развития РФ до 2020 года требует как серьезных изменений в систему национального образования, так и переход научно-технического процесса в режим «эффективной науки».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года.

2. Ансофф, И. Стратегическое управление / Пер. с англ. [Текст] / И. Ансофф. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 579с.

6

Просмотров работы: 1030