ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ КЕМЕРОВСКОГО ФИЛИАЛА МЭСИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ КЕМЕРОВСКОГО ФИЛИАЛА МЭСИ

Воробьёва Н.Е. 1
1Кемеровский филиал Московского Государственного университета Экономики,статистики и информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике — это те стратегические задачи, решение которых выступает необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, ее интеграции в мировое цивилизационное пространство.

По данным Госкомстата РФ, 23,2% российского населения составляет молодое поколение в возрасте от 15 до 29 лет. В их числе студенческая молодежь - специфическая профессионально-ориентированная социальная группа, обладающая значительным инновационным потенциалом.

В современных условиях состояние этой социальной группы не позволяет говорить о полной реализации ее социального потенциала, особенно в сфере труда. Кардинальное реформирование экономической сферы без должного учета социально-психологических, культурных, идеологических и других субъективных факторов создало предпосылки социальной напряженности. Смена идеологии и системы ценностей влекут за собой отсутствие четких правовых и моральных критериев социального поведения. Идет процесс переоценки ценностей — меняются ценностные представления людей, формируются новые жизненные ориентации, при этом, существенную роль в положении молодежи в современном обществе, реализации ее карьерных устремлений, играет трудовая мотивация.

В целях изучения трудовой мотивации молодежи КФ МЭСИ было опрошено 45 выпускников СПО.

Из числа опрошенных большую часть составили мужчины - 84,4% (38 человек) и женщин - 15,6% (7 человек).

По возрасту опрошенные распределяются следующим образом:

в возрасте:

  • 15-19 лет - 73,3% (33 человека),

  • 20-25 лет - 26,7% (12 человек),

Не работают 80% (36 человек) и работают 20% (9 человек).

Желают открыть свое дело 48,9% (22 человека), 40% (18 человек) затрудняются ответить на этот вопрос, а оставшиеся 11,1% (5 человек) не собираются открывать собственное дело.

Каждому пятому 46,7% (21 человеку) нравится выбранная специальность, каждый третий 31,1% (14 человек) затруднился ответить, а 22,2% (10 человекам) не нравится выбранная специальность.

По характеру предстоящей трудовой деятельности ответы распределяются следующим образом:

- С определенными гарантиями, носящая исполнительный характер - 22,2% (10 чел.)

- С долей риска, ответственности, носящей управленческий характер - 22,2% (10 чел.)

- С возможностью принимать самостоятельные решения - 17,8% (8 чел.)

- Хорошо оплачиваемая работа - 62,2% ( 28 чел.)

- С возможностью сразу видеть результат своей работы - 11,1% (5 чел.)

- Работа в интересном коллективе, хороших условиях - 53,3% (24 чел.)

- Возможность развивать свои способности - 42,2% (19 чел.)

- Возможность продвижения по служебной лестнице - 35,6% (16 чел.)

Из опрошенных 20% (9 человек) хотели бы получить другую специальность, 46,7% (21 человек) было бы интересно получить еще 1 специальность, а 33,3% (15 человек) устраивает своя специальность и им не нужна другая.

Причины, по которым опрошенные хотели бы сменить специальность, распределяются следующим образом:

  1. Не нравится - 6,7% (3 человека),

  2. Не пользуется спросом у работодателей - 4,4% (2 человека),

  3. Нет призвания (способностей) - 22,2% (10 человек),

  4. Свой вариант ответа - 24,4% (11 человек).

Проанализировав представленные ответы, можно сделать следующие выводы:

  1. Современная молодежь предъявляет весьма высокие требования к будущей трудовой деятельности.

  2. Работа по значимости занимает только пятое место (15,6%). Российское студенчество наиболее важной для себя считает семью (71,1%), получить от жизни больше удовольствий (44,4%), а также материальный достаток (46,7%). Другими словами, молодежь желает видеть себя материально обеспеченными в кругу семьи, при этом получая от жизни больше удовольствий, мало задумываясь над тем, с помощью каких средств этого можно достичь. Вызывает опасения, что только 15,6% студенческой молодежи оценили значение "чистой совести".

  3. Каждый четвертый из числа опрошенных нуждается в услугах специалиста по профессиональной ориентации, поскольку затрудняется определить свой профессиональный выбор или дальнейший профессиональный путь.

  4. Не удовлетворено выбранной специальностью 6,7% респондентов, что позволяет сделать вывод о недостаточной работе по профессиональной ориентации молодежи.

  5. Каждому шестому не нравится выбранная специальность.

  6. Более половины респондентов нравится хорошо оплачиваемая работа; каждому третьему - работа в интересном коллективе, хороших условиях; каждому пятому - с возможностью продвижения по служебной лестнице и возможностью развивать свои способности.

  7. Можно отметить готовность молодых людей выступить в качестве работодателя (открыть собственное дело или самому создать себе рабочее место).

Литература

  1. Ермалович Л.П. Мотивационная структура трудовой деятельности молодежи ГИУСТ БГУ, Минск

  2. Занятость и безработица в Кузбассе. – Январь-декабрь 2011-2012 гг./ Статист. сборник. - №71. – Кемерово, 2013.

  3. Л.П.Куницина Трудовая мотивация молодежи на современном этапе развития общества

  4. Тер-Месробьян Т. Э. Развитие социально-трудовой мотивации молодежи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №49. .

  5. Тихомирова, Т.А. Выпускники на рынке труда Кемеровской области. Материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи – ХХ1век» - март 2013 года. С. 108-110.

4

Просмотров работы: 926