АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье проведен анализ закупочной деятельности торгово-заготовительной компании. Определено соотношение между транзитной и складской формами товароснабжения. Показан порядок контроля исполнения договоров поставки товаров. Проведена оптимизация затрат на заказы и на хранение товаров компании.

Ключевые слова: анализ, закупка, договор, затраты, заказы, хранение товаров.

В торгово-заготовительной компании закупка товаров ведётся непосредственно у населения, на оптовых складах и в оптовых компаниях. Значение закупочной деятельности непрерывно возрастает [2, с. 14].

Договоры с поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договоры на разовую поставку товаров.

Анализ взаимодействия с поставщиками происходит 1 раз в месяц. В результате анализа выявляются наличие товарных остатков на конец анализируемого периода по каждому поставщику отдельно и в целом, даты, объем и суммы поставок (отдельно по каждому поставщику и в целом по всем).

В 2012 г. компания увеличила количество поставщиков. Это свидетельствует о положительной работе с поставщиками. К тому же появился выбор в условиях и ценах закупок.

Работа по оптовым закупкам товаров в компании включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций. Эти операции выполняет отдел закупок.

На функции отдела закупок в организационной структуре компании оказывают влияние различные факторы. Этими факторами являются доля затрат на закупаемое сырье и внешние услуги в расходах (доходах) компании; стоимость приобретаемой продукции или услуг; ситуация на рынке продукции и услуг, жизненно необходимых для компании; наличие возможностей для выполнения данной функции; задачи в области снабжения, способствующие достижению организационных целей.

Значительная часть товаров завозится в магазин компании непосредственно от производственного предприятия или с оптовых предприятий. В компании применяют как транзитную, так и складскую формы товароснабжения (таблица 1).

Таблица 1 - Соотношение между транзитной и складской формами товароснабжения

Формы товароснабжения

2012 год

2013 год

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Транзитная

82981

63,2

148685

50,4

Складская

48318

36,8

146325

49,6

Общий оборот

131299

100

295010

100

При транзитной форме доставка товаров в магазин осуществляется непосредственно из производственных предприятий. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обраще­ния, снижаются товарные потери. Вместе с тем эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления.

По данным таблицы видно, что в 2012 году доля транзитной формы товароснабжения магазинов компании составила 63,2%, в 2013 году этот показатель снизился до 50,4%

При складской форме товары сложного ассортимента, нужда­ющиеся в предварительной подсортировке, завозятся в магазин со складов головного предприятия. В 2012 г. по складской форме товароснабжения в магазины было поставлено 36,8% товаров. В 2013г. этот показатель возрос до 49,6%.

Значительный удельный вес в расходах на продажу занимают транспортные расходы. В 2013 году доля этих расходов в компании составила 42,1 % против 31,4% в общей сумме постоянных затрат в предыдущем 2012 году. В связи с этим необходимо выявлять и исполь­зовать резервы сокращения транспортных издержек за счет более рациональной работы с поставщиками, правильности выбора транспорта, повышения эффективности его использования.

Перевозка товаров на небольшие и даже средние расстояния в компании в основном производится автомобильным транспортом, который имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта. Он обеспечивает перевозку товаров без излишних перевалок и значительно ускоряет их доставку грузополучателям. Завоз товаров автомобильным транспортом в торговую сеть может производиться в порядке централизованной их доставки оптовыми и промышленными предприятиями и другими поставщиками и самостоятельно каждым торговым предприятием.

Исполнение договоров поставки товаров контролируется по общему объему, развернутому ассортименту, срокам поставки, качеству и комплектности поставляемых товаров, соблюдению транспортных условий, расчетной дисциплины. Отслеживаются также вопросы организации оборота тары и средств пакетирования, выполнения условий отгрузки, порядка согласования цены. Контролируется наличие и правильное оформление сопро­водительных документов.

В компании обычно устанавливаются следующие контрольные сроки проверки хода исполнения договора (таблица 2):

Таблица 2 - Контрольные сроки проверки хода исполнения договора в компании

Время, оставшееся до

установленного срока исполнения

Контрольные сроки проверки

более 3 месяцев

ежемесячно, до 15-го числа

от 1 до 3 месяцев

дважды в месяц, до 15-го и 30-го числа

от 10 до 30 дней

еженедельно (в понедельник)

от 5 до 10 дней

дважды в течение срока

от 1 до 5 дней

ежедневно

Коммерческий директор компании по результатам контроля информирует Генерального директора о ходе исполнения договоров, достигнутых результатах и возникших обстоятельствах, препятствующих исполнению договоров в установленные сроки.

Процедура выбора поставщика включает ряд этапов.

  1. этап. Поиск потенциальных поставщиков: изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации; объявление конкурсных торгов (тендеров); переписка и личные контакты с возможными поставщиками; посещение выставок и ярмарок.

  2. этап. Анализ выбранных поставщиков на основании специальных критериев отбора.

  3. этап. Выбор поставщика с использованием следующих основных критериев выбора:

  • ассортимент товаров;

  • цены на товары;

  • качество товаров;

  • надежность поставщика;

  • географическое расположение;

  • финансовая стабильность и условия оплаты.

При любой системе пополнения товарных запасов требуется ответить на два основных вопроса: когда оформлять заказ и в каком объеме необходимо заказывать товары [1]? При системе с фиксированным интервалом между заказами устанавливаются строго определенные сроки представления заказа и тем самым решается вопрос «когда?». Остается ответить на вопрос «сколько?» Для этого устанавливают и фиксируют в карточках учета или памяти компьютера величину «максимального» или «требуемого запаса» для каждого вида товаров. Наличный запас плюс ожидаемые поступления по предыдущему заказу должны быть достаточными для удовлетворения запросов торговли в период до следующего пополнения запаса, т.е.: Требуемый запас = Количество, реализуемое за период контроля + Количество, расходуемое за период поставки + Страховой запас.

Отсюда следует: Размер заказа = Требуемый запас - (Наличный запас + Ожидаемый приход).

Оптимальные размеры заказов определяются при учете разнообразных факторов внешней и внутренней среды [3, с. 73], в данном случае – при сопоставлении издержек по содержанию товарных запасов и расходов на заказы.

Затраты на заказы и на хранение нескольких видов товаров по компании показаны в таблице 3.

Таблица 3 - Затраты на заказы и на хранение товаров компании

Товар

Закупочная цена 1 шт., руб. (Р)

Расходы на заказы каждой партии, руб. (А)

Расходы по хранению единицы товара, руб. (В)

Среднегодовой объем продаж этих видов товаров, шт. (С)

Размер одной закупочной партии, уста­новлен поставщиком (F)

Сок яблочный, 0,5 л

18

200

0,3

12500

500, 1000, …

Сок томатный, 2 л

32

200

28

140

10,20, …

Сок морковный, 3 л

49

200

88

34

5, 10 …

Сок абрикосовый, 0,5 л

19

200

0,4

6800

500, 1000, ..

Расчет годовых затрат производится по следующим формулам:

Годовые затраты на заказы D = А * С : F, (1)

Годовые затраты на хранение Е=В * F : 2, (2)

Суммарные годовые затраты S = В + Е. (3)

Суммарные затраты при различных частоте и размере заказов изменяются по-разному. Расчет совокупных затрат производится в зависимости от частоты заказов и размеров партий товаров. Для товаров небольшой стоимости, затраты на оформление заказов более весомы, чем затраты на хранение.

Точка экономичного заказа находится в точке равенства расходов на закупку товаров и расходов на его хранение:

Сок яблочный 0,5 л – 4000 шт.

Сок томатный 2 л– 40 шт.

Сок морковный 3 л – 15 шт.

Сок абрикосовый 0,5 л – 2500 шт.

Для дорогих видов товаров затраты на закупку незначительны, основная тяжесть падает на расходы по хранению. Затраты могут быть минимизированы, если товары небольшой стоимости заказывать большими партиями через длительные интервалы, а дорогие - заказывать чаще, но мелкими партиями.

На практике расчеты можно выполнять по таблицам, построенным по известной формуле Вильсона, включающей вышеприведенные компоненты и основанной на положении, что при оптимальных объемах партий и периодичности заказов затраты на заказы примерно равны расходам на хранение (таблица 4).

Таблица 4 - Зависимость годовых затрат от размера заказов

Количество закупок, шт.

Среднегодовые затраты, руб.

на заказы (D)

на хранение (Е)

всего (S)

Сок яблочный 0,5 л

500

5000

84

5084

1000

2500

168

2668

1500

1667

251

1918

2000

1250

335

1585

2500

1000

419

1419

3000

833

503

1336

3500

714

586

1301

4000

625

670

1295

4500

556

754

1309

5000

500

838

1338

Сок томатный 2 л

10

2800

142

2942

20

1400

284

1684

30

933

425

1359

40

700

567

1267

50

560

709

1269

60

467

851

1317

70

400

992

1392

80

350

1134

1484

90

311

1276

1587

100

280

1418

1698

Сок морковный 3 л

5

1360

219

1579

10

680

438

1118

15

453

656

1110

20

340

875

1215

25

272

1094

1366

30

227

1313

1539

35

194

1531

1726

40

170

1750

1920

45

151

1969

2120

50

136

2188

2324

Сок абрикосовый 0,5 л

500

2720

96

2816

1000

1360

193

1553

1500

907

289

1195

2000

680

385

1065

2500

544

481

1025

3000

453

578

1031

3500

389

674

1062

4000

340

770

1110

4500

302

866

1168

5000

272

963

1235

Экономически выгодный размер заказа равен

Если подставить приведенные выше значения по товарам, то количество, оптимальное для заказа, будет равно:

Сок яблочный 0,5 л, = 3863 шт.

Сок томатный 2 л – = 44 шт.

Сок морковный 3 л– = 12 шт.

Сок абрикосовый 0,5 л - = 2658 шт.

Таким образом, по результатам анализа закупочной деятельности компании можно сделать следующие выводы. Необходимо выдерживать оптимальное соотношение между транзитной и складской формами товароснабжения. Следует жестко контролировать исполнение договоров поставки товаров. Необходимо постоянно оценивать затраты на заказы и на хранение товаров компании.

Библиографический список

  1. Блиева Б.В. Управление закупками на торговом предприятии // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. - № 20.

  2. Король А.Н., Елисеев А.Е. Основные тенденции в развитии закупочной деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2008. - № 2. С. 13-15.

  3. Рахманина И.А. Оптимизация закупочной деятельности как способ достижения конкурентного преимущества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. - №1. С. 73-77.

.

Просмотров работы: 3057