Аннотация. В статье проведен анализ закупочной деятельности торгово-заготовительной компании. Определено соотношение между транзитной и складской формами товароснабжения. Показан порядок контроля исполнения договоров поставки товаров. Проведена оптимизация затрат на заказы и на хранение товаров компании.
Ключевые слова: анализ, закупка, договор, затраты, заказы, хранение товаров.
В торгово-заготовительной компании закупка товаров ведётся непосредственно у населения, на оптовых складах и в оптовых компаниях. Значение закупочной деятельности непрерывно возрастает [2, с. 14].
Договоры с поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договоры на разовую поставку товаров.
Анализ взаимодействия с поставщиками происходит 1 раз в месяц. В результате анализа выявляются наличие товарных остатков на конец анализируемого периода по каждому поставщику отдельно и в целом, даты, объем и суммы поставок (отдельно по каждому поставщику и в целом по всем).
В 2012 г. компания увеличила количество поставщиков. Это свидетельствует о положительной работе с поставщиками. К тому же появился выбор в условиях и ценах закупок.
Работа по оптовым закупкам товаров в компании включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций. Эти операции выполняет отдел закупок.
На функции отдела закупок в организационной структуре компании оказывают влияние различные факторы. Этими факторами являются доля затрат на закупаемое сырье и внешние услуги в расходах (доходах) компании; стоимость приобретаемой продукции или услуг; ситуация на рынке продукции и услуг, жизненно необходимых для компании; наличие возможностей для выполнения данной функции; задачи в области снабжения, способствующие достижению организационных целей.
Значительная часть товаров завозится в магазин компании непосредственно от производственного предприятия или с оптовых предприятий. В компании применяют как транзитную, так и складскую формы товароснабжения (таблица 1).
Таблица 1 - Соотношение между транзитной и складской формами товароснабжения
Формы товароснабжения |
2012 год |
2013 год |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
Транзитная |
82981 |
63,2 |
148685 |
50,4 |
Складская |
48318 |
36,8 |
146325 |
49,6 |
Общий оборот |
131299 |
100 |
295010 |
100 |
При транзитной форме доставка товаров в магазин осуществляется непосредственно из производственных предприятий. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Вместе с тем эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления.
По данным таблицы видно, что в 2012 году доля транзитной формы товароснабжения магазинов компании составила 63,2%, в 2013 году этот показатель снизился до 50,4%
При складской форме товары сложного ассортимента, нуждающиеся в предварительной подсортировке, завозятся в магазин со складов головного предприятия. В 2012 г. по складской форме товароснабжения в магазины было поставлено 36,8% товаров. В 2013г. этот показатель возрос до 49,6%.
Значительный удельный вес в расходах на продажу занимают транспортные расходы. В 2013 году доля этих расходов в компании составила 42,1 % против 31,4% в общей сумме постоянных затрат в предыдущем 2012 году. В связи с этим необходимо выявлять и использовать резервы сокращения транспортных издержек за счет более рациональной работы с поставщиками, правильности выбора транспорта, повышения эффективности его использования.
Перевозка товаров на небольшие и даже средние расстояния в компании в основном производится автомобильным транспортом, который имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта. Он обеспечивает перевозку товаров без излишних перевалок и значительно ускоряет их доставку грузополучателям. Завоз товаров автомобильным транспортом в торговую сеть может производиться в порядке централизованной их доставки оптовыми и промышленными предприятиями и другими поставщиками и самостоятельно каждым торговым предприятием.
Исполнение договоров поставки товаров контролируется по общему объему, развернутому ассортименту, срокам поставки, качеству и комплектности поставляемых товаров, соблюдению транспортных условий, расчетной дисциплины. Отслеживаются также вопросы организации оборота тары и средств пакетирования, выполнения условий отгрузки, порядка согласования цены. Контролируется наличие и правильное оформление сопроводительных документов.
В компании обычно устанавливаются следующие контрольные сроки проверки хода исполнения договора (таблица 2):
Таблица 2 - Контрольные сроки проверки хода исполнения договора в компании
Время, оставшееся до установленного срока исполнения |
Контрольные сроки проверки |
более 3 месяцев |
ежемесячно, до 15-го числа |
от 1 до 3 месяцев |
дважды в месяц, до 15-го и 30-го числа |
от 10 до 30 дней |
еженедельно (в понедельник) |
от 5 до 10 дней |
дважды в течение срока |
от 1 до 5 дней |
ежедневно |
Коммерческий директор компании по результатам контроля информирует Генерального директора о ходе исполнения договоров, достигнутых результатах и возникших обстоятельствах, препятствующих исполнению договоров в установленные сроки.
Процедура выбора поставщика включает ряд этапов.
этап. Поиск потенциальных поставщиков: изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации; объявление конкурсных торгов (тендеров); переписка и личные контакты с возможными поставщиками; посещение выставок и ярмарок.
этап. Анализ выбранных поставщиков на основании специальных критериев отбора.
этап. Выбор поставщика с использованием следующих основных критериев выбора:
ассортимент товаров;
цены на товары;
качество товаров;
надежность поставщика;
географическое расположение;
финансовая стабильность и условия оплаты.
При любой системе пополнения товарных запасов требуется ответить на два основных вопроса: когда оформлять заказ и в каком объеме необходимо заказывать товары [1]? При системе с фиксированным интервалом между заказами устанавливаются строго определенные сроки представления заказа и тем самым решается вопрос «когда?». Остается ответить на вопрос «сколько?» Для этого устанавливают и фиксируют в карточках учета или памяти компьютера величину «максимального» или «требуемого запаса» для каждого вида товаров. Наличный запас плюс ожидаемые поступления по предыдущему заказу должны быть достаточными для удовлетворения запросов торговли в период до следующего пополнения запаса, т.е.: Требуемый запас = Количество, реализуемое за период контроля + Количество, расходуемое за период поставки + Страховой запас.
Отсюда следует: Размер заказа = Требуемый запас - (Наличный запас + Ожидаемый приход).
Оптимальные размеры заказов определяются при учете разнообразных факторов внешней и внутренней среды [3, с. 73], в данном случае – при сопоставлении издержек по содержанию товарных запасов и расходов на заказы.
Затраты на заказы и на хранение нескольких видов товаров по компании показаны в таблице 3.
Таблица 3 - Затраты на заказы и на хранение товаров компании
Товар |
Закупочная цена 1 шт., руб. (Р) |
Расходы на заказы каждой партии, руб. (А) |
Расходы по хранению единицы товара, руб. (В) |
Среднегодовой объем продаж этих видов товаров, шт. (С) |
Размер одной закупочной партии, установлен поставщиком (F) |
Сок яблочный, 0,5 л |
18 |
200 |
0,3 |
12500 |
500, 1000, … |
Сок томатный, 2 л |
32 |
200 |
28 |
140 |
10,20, … |
Сок морковный, 3 л |
49 |
200 |
88 |
34 |
5, 10 … |
Сок абрикосовый, 0,5 л |
19 |
200 |
0,4 |
6800 |
500, 1000, .. |
Расчет годовых затрат производится по следующим формулам:
Годовые затраты на заказы D = А * С : F, (1)
Годовые затраты на хранение Е=В * F : 2, (2)
Суммарные годовые затраты S = В + Е. (3)
Суммарные затраты при различных частоте и размере заказов изменяются по-разному. Расчет совокупных затрат производится в зависимости от частоты заказов и размеров партий товаров. Для товаров небольшой стоимости, затраты на оформление заказов более весомы, чем затраты на хранение.
Точка экономичного заказа находится в точке равенства расходов на закупку товаров и расходов на его хранение:
Сок яблочный 0,5 л – 4000 шт.
Сок томатный 2 л– 40 шт.
Сок морковный 3 л – 15 шт.
Сок абрикосовый 0,5 л – 2500 шт.
Для дорогих видов товаров затраты на закупку незначительны, основная тяжесть падает на расходы по хранению. Затраты могут быть минимизированы, если товары небольшой стоимости заказывать большими партиями через длительные интервалы, а дорогие - заказывать чаще, но мелкими партиями.
На практике расчеты можно выполнять по таблицам, построенным по известной формуле Вильсона, включающей вышеприведенные компоненты и основанной на положении, что при оптимальных объемах партий и периодичности заказов затраты на заказы примерно равны расходам на хранение (таблица 4).
Таблица 4 - Зависимость годовых затрат от размера заказов
Количество закупок, шт. |
Среднегодовые затраты, руб. |
||
на заказы (D) |
на хранение (Е) |
всего (S) |
|
Сок яблочный 0,5 л |
|||
500 |
5000 |
84 |
5084 |
1000 |
2500 |
168 |
2668 |
1500 |
1667 |
251 |
1918 |
2000 |
1250 |
335 |
1585 |
2500 |
1000 |
419 |
1419 |
3000 |
833 |
503 |
1336 |
3500 |
714 |
586 |
1301 |
4000 |
625 |
670 |
1295 |
4500 |
556 |
754 |
1309 |
5000 |
500 |
838 |
1338 |
Сок томатный 2 л |
|||
10 |
2800 |
142 |
2942 |
20 |
1400 |
284 |
1684 |
30 |
933 |
425 |
1359 |
40 |
700 |
567 |
1267 |
50 |
560 |
709 |
1269 |
60 |
467 |
851 |
1317 |
70 |
400 |
992 |
1392 |
80 |
350 |
1134 |
1484 |
90 |
311 |
1276 |
1587 |
100 |
280 |
1418 |
1698 |
Сок морковный 3 л |
|||
5 |
1360 |
219 |
1579 |
10 |
680 |
438 |
1118 |
15 |
453 |
656 |
1110 |
20 |
340 |
875 |
1215 |
25 |
272 |
1094 |
1366 |
30 |
227 |
1313 |
1539 |
35 |
194 |
1531 |
1726 |
40 |
170 |
1750 |
1920 |
45 |
151 |
1969 |
2120 |
50 |
136 |
2188 |
2324 |
Сок абрикосовый 0,5 л |
|||
500 |
2720 |
96 |
2816 |
1000 |
1360 |
193 |
1553 |
1500 |
907 |
289 |
1195 |
2000 |
680 |
385 |
1065 |
2500 |
544 |
481 |
1025 |
3000 |
453 |
578 |
1031 |
3500 |
389 |
674 |
1062 |
4000 |
340 |
770 |
1110 |
4500 |
302 |
866 |
1168 |
5000 |
272 |
963 |
1235 |
Экономически выгодный размер заказа равен
Если подставить приведенные выше значения по товарам, то количество, оптимальное для заказа, будет равно:
Сок яблочный 0,5 л, = 3863 шт.
Сок томатный 2 л – = 44 шт.
Сок морковный 3 л– = 12 шт.
Сок абрикосовый 0,5 л - = 2658 шт.
Таким образом, по результатам анализа закупочной деятельности компании можно сделать следующие выводы. Необходимо выдерживать оптимальное соотношение между транзитной и складской формами товароснабжения. Следует жестко контролировать исполнение договоров поставки товаров. Необходимо постоянно оценивать затраты на заказы и на хранение товаров компании.
Библиографический список
Блиева Б.В. Управление закупками на торговом предприятии // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. - № 20.
Король А.Н., Елисеев А.Е. Основные тенденции в развитии закупочной деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2008. - № 2. С. 13-15.
Рахманина И.А. Оптимизация закупочной деятельности как способ достижения конкурентного преимущества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. - №1. С. 73-77.
.