ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕХОДА К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ КОМПАНИЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕХОДА К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ КОМПАНИЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье проведен анализ деятельности коммерческой организации. Дана оценка изменению основных показателей деятельности компании. Показано, что под воздействием различных факторов экономические показатели компании изменялись неравномерно. Обоснована необходимость перехода к стратегическому управлению компанией.

Ключевые слова: анализ, деятельность, экономические показатели, факторы, стратегическое управление.

В рыночной экономике эффективность деятельности компании определяется комплексом технических, экономических и организационно-управленческих факторов. При отсутствии средств и возможностей для изменения технико-экономической основы деятельности можно сосредоточить усилия на совершенствовании системы управления, применяя при этом предпринимательский подход [1].

Для того, чтобы оценить эффективность применяемой системы управления организацией, необходимо проанализировать результаты ее деятельности.

Торгово-заготовительная компания осуществляет следующие виды деятельности:

- производство пищевых продуктов, включая напитки;

- переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей;

- производство фруктовых и овощных соков;

- оптовая торговля прочими пищевыми продуктами.

Основные экономические показатели деятельности компании за 3 года представлены в таблице.

Таблица - Динамика основных показателей деятельности компании за 2011-2013 годы

Показатели

Ед. изм.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение к 2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абс.

Отн., %

Абс.

Отн., %

Выручка от продажи товаров, работ, услуг

тыс. руб.

22949

27335

37112

4386

119,1

14163

161,7

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

9759

10923

17574

1164

111,9

7815

180,1

Затраты на 1 рубль реализации

руб.

0,43

0,40

0,47

-0,03

94,0

0,05

111,4

Численность работников

чел.

30

35

35

5

116,7

5

116,7

Производительность труда 1 работающего

тыс. руб./чел.

765

781

1060

16

102,1

295

138,6

Стоимость основных производственных фондов

тыс. руб.

4710

5353

5469

642

113,6

758

116,1

Фондоотдача

тыс. руб.

4,872

5,107

6,787

0,235

104,8

1,914

139,3

Чистая прибыль

тыс. руб.

329

2636

189

2307

801,2

-140

57,4

Рентабельность продаж

%

1,4

9,6

0,5

8,2

 

-0,9

 

По результатам изменения основных экономических показателей предприятия можно сделать следующие выводы.

В 2011 году выручка от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг составила 22949 тыс. рублей. В 2012 году этот показатель вырос до 27335 тыс. рублей, а в 2013 году выручка увеличилась до 37112 тыс. рублей. Таким образом, за рассматриваемый период выручка от продажи товаров, работ и услуг увеличилась на 14163 тыс. рублей или на 61,7%. Рост данного показателя вызван различными факторами – как увеличением объема продаж предприятия в натуральном выражении, так и ростом цен.

Все затраты на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг состав­ляют полную себестоимость, на размере которой отражаются как положительные, так и отрицательные факторы работы предприятия. Под воздействием главным образом внешних факторов (рост цен на сырье и полуфабрикаты, рост заработной платы, измене­ния в налоговой системе) себестоимость продаж компании в сравнении с 2011 годом возросла на 80,1%. Так, если в 2011 году затраты составили 9759 тыс. рублей, в 2012 году 10923 тыс. рублей, то в 2013 году 17574 тыс. рублей. Следует отметить, что затраты предприятия росли более быстрыми темпами по сравнению с темпом роста выручки. Опережающий темп роста себестоимости по сравнению с темпом роста выручки от продаж является отрицательным фактором в деятельности предприятия.

Так как выручка от продажи росла менее быстрыми темпами по сравнению с затратами предприятия, показатель «затраты на 1 рубль реализации» в течение анализируемого периода увеличивается с 0,43 в 2011 году до 0,47 руб. в 2013 году Увеличение затрат на 1 рубль реализованной продукции является отрицательным фактором в деятельности предприятия.

Численность работников предприятия увеличилась за рассматриваемый период с 30 до 35 человек.

Показателем эффективности труда работающих является их производительность. Производительность труда 1 работающего в базовом 2011 году была равна 765 тыс. руб./чел., в 2012 году 781, а в отчетном 2013 году – 1060 тыс. руб./чел., т.е. увеличилась за анализируемый период на 38,6%. Таким образом, производительность труда растет высокими темпами, что можно оценить положительно. Однако при этом следует учитывать изменение рыночных цен на продукцию компании, поэтому необходимо произвести корректировку выводов [2].

Среднегодовая стоимость основных фондов растет. В 2011 году этот показатель составил 4710 тыс. рублей, в 2012 году он увеличился до 5353 тыс. рублей, а в 2013 году до 5469 тыс. рублей. В 2013 году стоимость основных фондов увеличилась на 16,1% по сравнению с 2011 годом. Рост стоимости основных фондов сопровождался повышением эффективности их использования, т.е. фондоотдачи. Ее величина показывает объем товарооборота фирмы на рубль стоимости основных производственных фон­дов. Если в 2011 году фондоотдача составляла 4,872 тыс. рублей, то в 2013 году она увеличивается до 6,787 тыс. рублей. Это означает, что фондоотдача увеличилась на 39,3%, что свидетельствует об улучшении использования основных средств на предприятии.

Положительным итогом работы предприятия является то, что оно постоянно работает с прибылью. Максимальная величина этого показателя зафиксирована в 2012 году – 2636 тыс. рублей. Однако в 2013 году чистая прибыль уменьшилась и составила 189 тыс. рублей.

Следует отметить, что компания имеет довольно низкие показатели рентабельности продаж, кроме того, этот показатель снижается в течение анализируемого периода. Так, в 2011 году рентабельность продаж составляла 1,4%, в 2012 году этот показатель увеличился до 9,6%, но в 2013 году рентабельность продаж понизилась до 0,5%. Все это является следствием колебания доли чистой прибыли в выручке от продажи товаров и предоставления услуг организацией.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что за отчетный период на деятельность организации оказывали воздействие как позитивные, так и негативные факторы. В результате основные экономические показатели торгово-заготовительной компании изменялись неравномерно. В условиях снижения рентабельности для повышения эффективности деятельности организации необходимо осуществить комплекс мероприятий, не требующих значительных затрат денежных средств. Таким комплексом мероприятий может стать внедрение системы стратегического управления.

Библиографический список

  1. Смирнов В.П., Зверева Н.Е. Предпринимательский подход к стратегическому управлению коммерческой организацией // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5202 (дата обращения: 01.08.2014).

  2. Управление персоналом / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. - М.: «Издательство Приор», 2011. 432 с.

Просмотров работы: 2012