ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье особое внимание уделено различным сферам возникновения конфликтов в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Обоснованы современные подходы к урегулированию конфликтов, возникающих в данной сфере общественных отношений. Выделены этапы конфликтов между участниками дорожно-транспортных происшествий и третьими лицами, а также обоснованы приводящие к наилучшему результату методы разрешения таких конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, обязательное страхование, транспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, поврежденное имущество, страховая компания, страховая выплата, медиация.

Введение. Каждый день жизнь человека подвергается опасностям различной степени, о которых он даже и не подозревает. Защита от последствий предусмотрена страхованием, которое делится на 2 сферы:1) добровольное и 2) обязательное страхование.

Добровольное страхование связано со страхованием собственной жизни на случай возникновения трудностей, связанных с гражданско- правовой или иной ответственностью. Основное внимание в данной статье будет уделено обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ТС).

В нашем обществе большая часть взрослого населения владеет транспортными средствами, которые представляют собой средство повышенной опасности. Во избежание проблем, связанных с решением материальных вопросов в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП), страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным.

Литературный обзор. Процедура обязательного страхования регулируется Федеральным Законом № 40-ФЗ от 25.04.2002г «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также правилами, регулирующими деятельность, связанную со страхованием гражданской ответственности [1]. Конфликты в сфере страхования представляют собой наиболее важную проблему, связанную с их разрешением.

Анализируя конфликты в данной области по различным основаниям, можно сказать о том, что эти конфликты межличностные – главными субъектами выступают виновник и потерпевший. По форме конкретных действия – конфликты мирные: направлены на достижение соглашения между сторонами в досудебном порядке. По длительности протекания конфликты краткосрочны, так как максимальный срок разрешения составляет 6 месяцев, если дело разрешается в судебном порядке. И, еще один фактор, по которому можно классифицировать данный конфликт – это острота и форма протекания. Эти конфликты острые и явные – стороны сами или через представителей выражают свои притязания и предлагают возможные варианты разрешения [2].

В развитии конфликтов в сфере обязательного страхования можно выделить этапы.

Первый этап конфликта связан с дорожно-транспортным происшествием с участием владельцев двух транспортных средств. Субъектами данного конфликта будут выступать виновник и потерпевший. С точки зрения анализа этапов конфликта, на первом этапе возникает конфликтная ситуация между участниками. Причиной этому будет служить различие в интересах, которые они преследуют. Несомненно, лицо, автомобилю которого был причинен вред, будет стремиться истребовать сумму денежных средств, достаточную для восстановления своего автомобиля, в то время как виновник происшествия будет стремиться минимизировать эту сумму.

Второй этап возникающих конфликтов связан с деятельностью страховых компаний обоих субъектов. После дорожно-транспортного происшествия, лицо, автомобилю которого был причинен вред, обращается в свою страховую компанию с заявлением о проведении осмотра повреждений транспортного средства после ДТП и о страховой выплате на ремонт автомобиля. Данный этап является основным в цепочке развития возникшей конфликтной ситуации. Страховая компания является основным гарантом защиты прав владельцев поврежденных транспортных средств. В соответствии с законом страховая компания в течение определенного промежутка времени обязана провести осмотр повреждений транспортного средства и назначить страховую выплату.

Дальнейшее развитие конфликтной ситуации будет зависеть от того, насколько быстро и точно страховая компания выполнит свои обязательства. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств данный этап принимает форму инцидента в связи с возникновением двух видов противоречий, и конфликт переход на следующую стадию. Первое противоречие, возникающее на этом этапе, связано с размером страховой выплаты после осмотра транспортного средства. Как правило, страховые компании стремятся уменьшить стоимость выплат, тем самым нарушая право владельцев на получение причитающейся им выплаты. Исходя из нарушения их права, владельцам поврежденного ТС приходится обращаться в стороннюю организацию, проводящую независимую оценку повреждений транспортных средств и тратить дополнительные денежные средства, что сопровождается возникновением параллельных конфликтных ситуаций между первоначальными субъектами конфликта и третьим лицом, страховой компанией. Второе противоречие – это несогласие сотрудников страховых компаний с результатом независимой оценки и стоимостью страховой выплаты, которую они обязаны выплатить. Данное противоречие напрямую зависит от исполнения страховой компанией своих обязательств. При таких обстоятельствах конфликт может принять затяжной и более затратный характер. Владелец поврежденного ТС для защиты своего права обращается в юридическую компанию, которая в дальнейшем выступает главным защитником его прав [3].

Третий этап конфликтности связан с судебными притязаниями со стороны субъектов произошедшего ДТП или их представителей. Он представляет собой дополнительный источник противоречий, возникающий в случае затяжного характера конфликта. Данный этап конфликта характеризуется уже как кризис конфликта. В случае, когда страховые компании в срок, предусмотренный законом для добровольного исполнения требования, не выполняют их, представители потерпевшего владельца ТС, именуемого в дальнейшем «истец», подают заявление в суд.

Четвертый этап, представляющий собой завершение конфликта, связан непосредственно с субъектами дорожно-транспортного происшествия – владельцами транспортных средств. В случае, когда страховая выплата, предусмотренная в соответствии с законом, не покрыла ремонт автомобиля, то оставшуюся сумму потерпевший имеет право истребовать с виновника происшествия в добровольном, а в дальнейшем и в судебном порядке [4].

Конфликты в данной сфере могут возникать из-за противоречий между субъектами, поведения участников, их отношений и нежелания одной из сторон возместить ущерб другой стороне.

Результаты. Анализируяспецифику конфликтов в области страхования, и наличие противоречий, возникающих между субъектами, можно сделать вывод, что область обязательного страхования является одной из самых противоречивых. На протяжении всех активных действий субъектов, от дорожно-транспортного происшествия до получения страховой выплаты со стороны страховой компании или виновника происшествия, оба субъекта правоотношений находятся в стрессовом состоянии и постоянно сталкиваются с различного рода проблемами. Каждый субъект в первую очередь стремится удовлетворить свои интересы.

Разнообразие этапов возникновения конфликтов усугубляет их положительное урегулирование. Конфликт имеет краткосрочный и минимально затратный характер при наличии активных действий со стороны страховой компании и виновника происшествия.

Основным субъектом, так или иначе влияющим на быстрое разрешение конфликта, является страховая компания одной из сторон. Конфликт разрешается на стадии перехода от конфликтной ситуации к инциденту в случае, если:

1) страховая компания признает себя гарантом прав владельцев транспортных средств, заключивших с ней договор обязательного страхования;

2) страховая компания выполняет свои обязательства в срок, предусмотренный законом;

3) действия её ориентированы на максимальное удовлетворение требований потерпевшей стороны.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств страховой компанией, однако, при ориентированности самих субъектов конфликта на конструктивное и быстрое разрешение конфликта, возможно с помощью переговоров, посредничества или добровольного удовлетворения требований потерпевшей стороны со стороны виновника можно сократить количество этапов конфликтности[5].

Урегулирование такого рода конфликтов возможно двумя способами. Первый способ разрешения споров в области страхования – это применение медиативных технологий. Медиация – это досудебное урегулирование конфликтов с помощью третьей нейтральной стороны. В области страхования медиация возможна как альтернатива жалобам в контролирующие органы и обращению в суд. Применение посреднических технологий помогает сторонам сохранить отношения, увидеть возможные варианты решения противоречивых ситуаций, а главное сократить время и денежные ресурсы. Главная цель – это максимально быстро получить страховую выплату со стороны страховой компании или физического лица.

Преимущество применения процедуры медиации в области обязательного страхования в том, что она:

1) сокращает время (продолжительность медиации от 2 до 8 часов, а судебные заседания длятся месяцами);

2) экономит деньги (стоимость медиации определяется договором, а судебные издержки считаются в процентах от суммы иска);

3) сохраняет отношения между клиентом и страховой компанией (после медиации можно продолжать сотрудничать, а после суда стороны, в большинстве случаев, не поддерживают отношения) [6].

Второй способ разрешения – это судебное производство. Потерпевшая сторона в случае неисполнения виновной стороной требования в добровольном порядке, подает иск в суд с просьбой привлечь виновную сторону к исполнению требования в принудительном порядке. Суд принимает решение, как разрешить тот или иной конфликт, и стороны принимают и подчиняются этому решению, либо не принимают, и подают апелляционную жалобу. Данный способ требует больше времени и денежных ресурсов для разрешения.

Заключение. Страхование гражданской ответственности приносит несомненную пользу одновременно как лицу, причинившему вред, так и пострадавшему. С одной стороны, оно сохраняет имущество лица, причинившего вред, от претензий по возмещению ущерба. Одновременно оно гарантирует пострадавшей стороне возмещение вреда даже тогда, когда финансовое положение виновника ущерба не смогло бы этого позволить без договора страхования ответственности. В этом заключается огромное социальное значение страхования ответственности.

Список литературы

1. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федеральный закон Росссийской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ // Российская газета. 2002. 25 апреля.

2. Горулев, Д.А. Организацитя страхового дела : учеб. пособие / Д.А. Горулев. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 112 с.

3. Смекун, М.Е. Страховые споры по возмещению убытков по ОСАГО и КАСКО [Электронный ресурс] – http://smekun.com/fizicheskie-litsa/strahovye-spory/ (дата обращения: 15.12.2014)

4. Курачева, М. Возмещение убытков по ОСАГО // Сб. статей «Полезные статьи по страхованию ОСАГО». – СПб., 2010-2013. - № 19

5. Богатина, Ю.Г. Альтернативные способы разрешения споров // Арбитражная практика. – 2006. – № 06. – 137 с.

6. Об альтернативной процедуре урегулирования спора участием посредника : федеральный закон Росссийской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ // Российская газета. 2010. 27 июля.

Просмотров работы: 1312