РАЗВИТИЕ КРАУДСОРСИНГА КАК МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ КРАУДСОРСИНГА КАК МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Смирнов В.П., Ким Р.Е., Шальнов М.Ю.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие социальных сервисов привело к возникновению феноменов, которые называют по-разному: мудрость толпы, краудсорсинг, викиномика, общественная поддержка, паутина соучастия [2, 3, 4, 5].

Термин «краудсорсинг» (от англ. crowd - толпа, source - источник) был впервые использован Джеффом Хоувом [5, p. 1-4] для обозначения нового способа выполнения сложного задания путем его передачи во внешнюю среду организации.

«Краудсорсинг является актом компании или учреждения по передаче некоторой функции, ранее выполнявшейся своими сотрудниками, внешнему исполнителю, являющемуся неопределенным (и обычно весьма многочисленным) множеством людей в сети, в форме открытого призыва» [7, p. 121-135].

Таким образом, под краудсорсингом понимается передача задания, обычно выполняемого персоналом организации или внешним контрактором, неопределённой, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения [1].

Для успешной реализации краудсорсинга как элемента и основы инновационных бизнес-моделей, перспективной технологии менеджмента необходимо определить его основные формы.

По типам деятельности различают краудсорсинг, основанный на состязательности (tournament-based) и краудсорсинг, основанный на сотрудничестве (collaboration-based) [6, p. 388-392].

В краудсорсинге выделяется несколько специфических направлений:

- «краудсторминг», или поиск среди потребителей предложений, которые могут улучшить качество продуктов;

- «краудкастинг», или действия, направленные на поиск людей и организаций, способных решить задачи, стоящие перед различными отделами крупных корпораций;

- «краудпроизводство», или деятельность, которая может быть осуществлена только усилиями открытого сетевого сообщества;

- «краудкриэйшн» (crowdcreation), или разработка и представление новых идей и неожиданных решений;

- «краудвотинг» (crowdvoting), или изучение общественного мнения;

- «краудфандинг» (crowdfunding), или коллективное финансирование предпринимательских проектов.

Краудсорсинг в форме краудсторминга применен при реализации проекта «Dell Ideastorm».

Примером применения краудсорсинга в форме краудкастинга является проект «Innocentive».

Широко известными примерами применения краудсорсинга в форме краудпроизводства являются проекты «Wikipedia» и «Linux».

Краудсорсинг в форме краудкриэйшн был впервые применен в фирме Eli Lilly (фармацевтическая промышленность).

Краудсорсинг в форме краудвотинг успешно применяется в сфере государственного и муниципального управления (процесс написания новой Конституции Исландии, разработка закона «Об образовании» в Российской Федерации). В результате растет интерес граждан к законотворчеству и управлению общими делами на разных уровнях.

Краудсорсинг в форме краудфандинга представляет собой финансирование проектов частными и институциональными инвесторами посредством использования электронных ресурсов. В свою очередь, в краудфандинге можно выделить несколько направлений: «краудспонсоринг» (crowdsponsoring), или спонсорское участие в каком-либо проекте; «краудинвестинг» (crowdinvesting), или участие в инвестировании какого-либо проекта с перспективой получения части будущей прибыли; «краудлендинг» (crowdlending), или вложение средств в какой-либо проект с условием их возврата, но без расчета на проценты; «крауддонэйтинг» (crowddonatting), или безвозмездное вложение средств в проект. К преимуществам краудфандинга по сравнению с другими методами привлечения финансовых ресурсов можно отнести: прозрачность и демократичность самой процедуры финансирования, сокращение времени, которое обычно затрачивается на сопутствующую документацию, помощь в развитии малого бизнеса, поддержка молодых ученых, талантливых людей, экономия бюджетных средств, создание сетевых механизмов взаимодействия, которые могут повысить уровень доверия в обществе, и более глобально — переход к большей прозрачности и демократичности управления финансами и крупными проектами посредством новых интернет-технологий.

Краудсорсинг в качестве элемента и основы инновационных бизнес-моделей имеет широкое поле для применения. Но, в то же время, как и любая технология менеджмента, он обладает, наряду с достоинствами, и рядом недостатков, которые в обобщенном виде представлены в таблице.

Таблица – Достоинства и недостатки краудсорсинга как технологии менеджмента

Достоинства

Недостатки

- минимизация трудовых и научно-исследовательских расходов на решение возникающих задач;

- получение инновационных идей;

- определение проблемных областей;

- повышение потребительской лояльности, стоимости компании, бренда;

- возможность привлекать на постоянную работу наиболее перспективных участников краудсорсинговых проектов;

- возможность найти специалиста с узкой специализацией;

- демонстрация прозрачности бизнеса и готовности к сотрудничеству;

- снижение рисков, связанных с неопределенностью спроса на рынке

- невозможность полностью контролировать ход работ, планировать результат как по срокам, так и по объемам;

- зачастую низкое качество выдаваемых решений, избыточность и дублирование информации от крадусорсеров, которые требуют затрат времени и ресурсов на обработку, дополнительную проверку и т.д.;

- высокие требования к организации систем взаимодействия и обратной связи;

- необходимость высокого уровня мотивации участников

Таким образом, использование краудсорсинга в качестве технологии современного менеджмента должно основываться, во-первых, на определении конкретных условий применения, во-вторых, на четком разграничении его типов и направлений, в-третьих, на понимании преимуществ и недостатков каждой его конкретной формы.

Литература

  1. Долженко Р.А. Возможности организации и использования краудсорсинговых проектов в коммерческом банке / Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 154-159.

  2. Тапскотт Д., Уильямс Э. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. - М. : BestBusinessBooks, 2009. 392 с.

  3. Шуровьески Д. Мудрость толпы. - М. : Вильямс, 2007. 304 с.

  4. Howe J. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. Crown Publishing Group, 2009.

  5. Howe J. The Rise of Crowdsourcing. URL: http:IIwww.wired.com/wiredIarchiveI14.06Icrowds.html (дата обращения: 01.05.2012).

  6. Leimeister J. M. Crowdsourcing. Crowdfunding, Crowdvoting, Crowdcreation // Robert Risse. Steuercontrolling und reporting. Konzernsteuerquote und deren Bedeutung fuer das Steuermanage-ment. Deutschland, Springer Gabler, 2010. S. 388-392.

  7. Unterberg U. Crowdsourcing // Social Media Handbuch: Theorien, Methoden, Modelle / D. Mi-chelis, T. Schildhauer (Hrsg.). Baden-Baden. 2010. P. 121-135.

Просмотров работы: 2017