УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕСА В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕСА В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предпринимательство является важным фактором экономического и социального прогресса. Понимание сущности предпринимательства является неотъемлемым компонентом изучения предпринимательской деятельности. Интерес к предпринимательству проявляется не только у экономистов, но и у специалистов гуманитарных направлений, таких как социологи, психологи, конфликтологи, которые по-разному трактуют этот термин, исходя из поставленных задач. Необходимо правильно разграничивать такие понятия как «предпринимательство» и «бизнес». Данная тема актуальна еще и потому, что в науке до сих пор нет однозначного толкования предпринимательства, многие авторы отождествляют его с бизнесом и даже менеджментом, что порождает трудности в решении ряда теоретических и практических задач.

Разнообразие определений термина «предпринимательство» значительно: от упрощенного понимания, по которому предприниматель – это любой, кто работает в негосударственной сфере экономики, до «возвышенного», где предпринимательство: «…такой вид экономической деятельности, в котором удачно сочетаются наука, искусство, поэзия, взлет творческой мысли, степень умеренного риска, спорт и образ жизни делового человека» [].

Считается, что термин «предпринимательство» ввел в оборот французский экономист Р. Кантильон. Предприниматель в переводе с французского – посредник. Р. Кантильон под предпринимателем понимал субъекта рыночных отношений, который может покупать товары дешевле, а продавать их дороже [].

Ведущие исследователи предпринимательства (Дж. С. Милль, Ж.Б. Сэй, А. Маршалл, Й. Шумпетер) понимали под предпринимательством новаторскую деятельность. Йозеф Шумпетер разграничил понятия «бизнес и «предпринимательство». С точки зрения Й. Шумпетера предприниматели – это «хозяйственные субъекты, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [].

В гражданском кодексе Российской Федерации указано, что предпринимательской деятельностью «...является самостоятельная, осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» []. Данное определение не отражает социальные характеристики предпринимателя и не отличается полнотой. В законодательстве страны не дано определение термина «бизнес», что порождает отождествление его с предпринимательской деятельностью.

В настоящее время понятие предпринимательство многозначно и четкого определения сущности предпринимательства нет; в зависимости от сферы и цели его применения оно видоизменяется.

Термины «бизнес» и «бизнесмен» – английские слова, которые прочно внедрились в русский язык. Понятие «бизнес» шире русского понятия «предпринимательство». Английское слова «business»,в терминологическом словаре Д.М. Розенберга, определяется как «деятельность, приносящая доход в результате продажи товаров и оказания услуг» [].

В научной литературе взгляды ученых расходятся. Одни считают что «бизнес» и «предпринимательство» необходимо разграничивать, так как предпринимательством является динамичная, рискованная деятельность, направленная на создание чего-то нового, а бизнес – это деятельность рутинная, не рискованная, так как используются существующие возможности. Другие же ученые не видят принципиальной разницы между этим понятиями.

Проведя анализ литературы, можно выделить ряд сходств и различий в понятиях «предпринимательство» и «бизнес».

Основное различие в том, что предприниматель ведет инновационную деятельность, а бизнесмен работает в уже налаженных и устоявшихся условиях. Предпринимательская деятельность всегда связана с новаторством. И. Шумпетер в книге «Теория экономического развития» пишет: «...предприниматель делает не то, что делают остальные, и не так как делают остальные» []. По мнению Шумпетера, предприниматель должен осуществлять новаторскую деятельность, тем самым разрушая рыночное равновесие и развивая экономику. Настоящий предприниматель всегда стремится создать, что-то новое, изменяя существующие ценностные установки. Предприниматель – это экспериментатор, в большинстве случаев творческая, предприимчивая и неординарная личность. Предпринимательство - это даже не профессия, а состояние души.

Определение инновации включает технические, управленческие, организационные нововведения, новые источники снабжения, новые способы производства, новые рынки, финансовые инновации, различные сочетания ресурсов []: все это создается с помощью предпринимательской деятельности. В бизнесе же используются шаблонные способы получения прибыли, изобретенные ранее и широко известные.

Осуществляя новаторскую деятельность, предприниматель избавляет себя от конкуренции либо испытывает минимальную конкуренцию, так как аналогов его продукции на рынке не существует. У бизнесмена всегда есть конкуренты, с которыми необходимо соперничать.

В бизнесе используются существующие способы получения прибыли, в связи с чем бизнесмен испытывает минимальную долю риска, тогда как предпринимательство всегда связано с риском, при котором предприниматель несет ответственность своим имуществом.

У предпринимателя получение прибыли должно быть систематическое, т.е. получение прибыли за разовые сделки не будут считаться предпринимательской деятельностью. Бизнесмен в свою очередь может осуществлять разовые сделки для получения прибыли. Бизнесмен в основном ориентируется на потребности рынка, на потребителя, а предприниматель – на реализацию своих способностей и не открытых другими возможностей.

Предпринимательство непосредственно связано со сферой производства товаров и услуг, а бизнес – со сферой коммерции, торговли, торгово-посреднических услуг []. Предпринимательство, как отмечалось выше, деятельность инновационная, и именно в сфере производства основным источником прибыли становится создание новых способов извлечения дохода с помощью использования новых факторов производства, их наиболее эффективного сочетания, поиска новых сфер.

Предприниматель и бизнесмен очень похожи, многие отождествляют эти функции. Главная цель и предпринимателя и бизнесмена - получение экономической прибыли, в этом состоит их главное сходство. И предпринимательство, и бизнес – это экономическая, инициативная, самостоятельная деятельность, осуществляемая под собственную ответственность.

Также одно из сходств предпринимательской деятельности и бизнеса – это необходимость прохождения обязательной государственной регистрации для подтверждения легитимности деятельности. Таким способом государство осуществляет контроль над созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц.

Предприниматель – новатор, осуществляя инновационную деятельность, со временем, удовлетворив свои потребности, становится консерватором. Консерватор же, осуществляя деятельность до определенного пика, насытив рынок одним и тем же товаром, понимает необходимость инновационной деятельности для дальнейшего развития. Смена ролей консерватора и новатора способствует экономическому развитию []. Таким образом, на разных этапах развития предпринимательство может трансформироваться и приобретать черты бизнеса и наоборот.

Предпринимательство – это достаточно новый элемент социальной структуры российского общества. В настоящее время в России действуют малые, средние и крупные предприятия.

Предпринимательской деятельностью однозначно можно считать малое предпринимательство, так как создаются новые товары, новые рабочие места. На данной стадии развития предприниматели склонны к критическому риску, при котором возможна потеря прибыли и части иного имущества. Данный риск необходим для дальнейшего развития. Среднее предпринимательство характеризуется менее рискованной деятельностью, так как возможные масштабы потерь более крупные, чем в малом предпринимательстве. Крупное предпринимательство в большинстве случаев приобретает черты бизнеса с минимальным или допустимым риском, при котором существует возможность потерять только часть прибыли.

В большинстве случаев в средних и крупных предприятиях предпринимают действия по снижению риска – в основном это страхование или хеджирование. При использовании страхования предприниматель страхует себя от непредвиденных ситуаций в обмен на снижение прибыли. При хеджировании теряется возможность получения прибыли, но и потерпеть убытки также невозможно.

Итак, крупный бизнес обеспечивает рыночное равновесие и поддержку экономики государства. Менее благоприятные условия хозяйствования у малого и среднего предпринимательства, поэтому необходима государственная поддержка. Политика государства, направленная на оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и содействие их развитию, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста []. В России осуществляется данная поддержка в соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Данный подход означает поддержку конкретных предприятий в финансовой, имущественной, консультационной, информационной и других сферах.

Список литературы

  1. Воронов А.А., Дыльнова З.М. Предпринимательство как особый вид социальной деятельности / А.А. Воронов, З.М. Дыльнова // Социологи. Политология, вып 1/2. – 2006. – С.11-20

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст.3301

  3. Кузенова А.Л. К вопросу о ценностях бизнес - деятельности и предпринимательства (социологический анализ) / А.Л. Кузенова // Экономическая социология и демография. – 2011. - С.34-41.

  4. Рассказова Н.В. Концептуальные проблемы теории предпринимательства и смена экономической парадигмы / Н.В. Рассказова // Известия ПГПУ «общественные науки» №7(11). – 2008. – С.65-69

  5. Розенберг, Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь / Д.М. Розенберг. - М.: Инфра - М, 1997. – 463с.

  6. Словарь терминов современного предпринимательства: более 3000 терминов/Под ред. В.В. Морковкина. – М.: «АСТ*АСТРЕЛЬ», 2002.- 416с.

  7. Солодова Е.П. Эволюция предпринимательства как категория рыночной экономики / Е.П. Солодова // Основы экономики, управления и права № 1. – 2012. – С.113-116.

  8. Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  9. Шмаков Б.В., Карпушкина А.В. Бизнес–идея как центральное звено проекта бизнес - деятельности в малом и среднем предпринимательстве /Б.В. Шмаков, А.В. Карпушкина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2013. – С.140-143.

  10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В. С. Автономова. — М.: ЭКСМО, 2007. — 864с.

Просмотров работы: 1330