РИСКИ В ПЛАНИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РИСКИ В ПЛАНИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предприниматель в своей деятельности сталкивается с рисками при выполнении всех своих функций, в том числе, функции управления реализацией предпринимательского проекта. Сущность предпринимательства состоит в инициативной и рискованной деятельности рыночных агентов по созданию нового или трансформации существующего капитала с целью получения предпринимательского дохода [6, с. 17]

Однако степень и виды риска на каждом из этапов управления предпринимательской организацией различаются. Соответственно, и методы минимизации и управления рисками различны в зависимости от выполняемой функции управления. Рассмотрением данной проблематики в своих работах занимались И.А. Щербакова [8], В.А. Пушкарева [4], О.Н Мельников [2], В.Н. Самочкин [5], тем самым приблизившись к пониманию взаимосвязи рисков предпринимательской деятельности с функциями управления организацией.

В современной теории менеджмента выделяют пять функций управления: планирование, организацию, контроль, мотивацию и координацию [3]. Необходимо выявлять риски при выполнении каждой функции управления, находить причины их появления, умело применять методы их нейтрализации.

Первым шагом к созданию успешного предприятия является составление эффективного бизнес-плана. Именно поэтому этап планирования является определяющим в дальнейшем развитии и функционировании предприятия. Под планированием принято понимать ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений [3]. Выделяют два основных вида планирования: стратегическое и тактическое. Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей организации и пути их достижения. Так как стратегическое планирование является основой для всех последующих функций управления, вероятность совершения ошибки на данном уровне должна быть минимальной. Однако в условиях неопределенности реализация стратегии всегда связана с определенным риском, так как во время составления стратегического плана нет четкой ясности и достоверной информации о будущем состоянии рынка из-за его нестабильности и трудности в прогнозировании. В современной литературе риск в стратегическом планировании обобщенно называют предпринимательским риском. Тактическое планирование – это процесс разработки дифференциро­ванных по исполнителям и по времени планов использо­вания ресурсов, определенных стратегическим планом [1]. Тактическое планирование отличается меньшей субъективностью. Решения более конкретные и всегда связанные с показателями работы структурных подразделений организации. Именно поэтому в реализации тактического плана риска меньше, так как решения более детальны и касаются внутренних проблем организации. Таким образом, последствия ошибок, совершенных на этапе планирования и проявляющихся затем на стадии организации, могут быть достаточно серьезными и деструктивными. Прежде всего, к ним можно отнести срыв намеченных сроков и перерасход бюджета, выделенного на проект [7].

Стоит отметить, что степень риска на этапе планирования предпринимательской деятельности гораздо выше, чем на этапе планирования бизнес-деятельности. В первую очередь это связанно с тем, что предприниматель создает качественно новый капитал, работая в условиях полной неопределенности, в отличие от бизнесмена, который использует уже проверенную и налаженную систему производства.

Причинами рисков для предпринимателя на данном этапе управления являются: отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рынка; неумение осуществлять рыночный мониторинг; отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов. Факторами риска при выполнении функции планирования может послужить: ошибочное планирование сроков внедрения учетно-управленческой системы; ошибочное планирование окупаемости продукции; ошибки в прогнозировании спроса и т.д. Серьезным фактором риска является снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию. Послужить причиной этому может: падение спроса, выход на рынок нового конкурента, неблагоприятное изменение рыночной конъюнктуры. К рискам на этапе планирования, также можно отнести риск, связанный с доверием. В данном случае под доверием, как экономической категорией, можно рассматривать ожидания того, что «человек или организация будут действовать в наших интересах или не в ущерб нам даже тогда, когда мы уязвимы и не можем их проконтролировать» [2]. Без доверия между субъектами экономической деятельности любые операции становятся неэффективными, либо, малоэффективными. Именно поэтому доверие становится фактором, который необходимо учитывать при разработке стратегических планов развития предприятий не только в отношении рыночных (внешних), но и внутренних систем управления производственными отношениями [2].

Рекомендуемые методы по минимизации и компенсации подобных рисков в современной литературе сводятся к решению следующих задач: создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и принятия стратегических решений; приглашение квалифицированных консультантов в сфере маркетинга и управления; проведение качественного анализа рынка, в виде различных маркетинговых исследований и опросов, а также сбор всесторонней информации о возможных поставщиках, рынке сбыта, инвесторах, конкурентах.

Таким образом, при выполнении функций управления предприниматель сталкивается с различными видами риска. В зависимости от ситуации применяются различные способы и методы минимизации и компенсации рисков. Сопоставляя все функции управления, можно сделать вывод, что этап планирования является самой рискованной управленческой деятельностью, так как потери, связанные с ошибкой именно на этом уровне, будут максимально деструктивными для предприятия. При этом планирование бизнеса, в отличие от планирования предпринимательской деятельности, подвергается меньшему риску.

Список литературы

  1. Глухов, В.В. Менеджмент: учеб. / В.В. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2002. – 350 с.

  2. Мельников, О.Н.Доверие как фактор риска в предпринимательской и хозяйственной деятельности / О.Н. Мельников, П.В.Жаворонков// Российское предпринимательство.- 2011.- № 9. С. 179-184

  3. Орлов, А.И. Менеджмент: Учебник / А.И. Орлов. – 2-е издание. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с.

  4. Пушкарева, В.А. Минимизация мотивационных рисков в кадровой политике компании / В.А. Пушкарева // Российское предпринимательство. – 2007. -№ 8. С. 45-50.

  5. Самочкин, В.Н., Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета/Самочкин В.Н., Тимофеева А.А., Калюлин А.А., Захаров Р.А. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - №3. С. 35-41.

  6. Смирнов, В.П. Направления развития современного предпринимательства // Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 10 (22). С. 16-24.

  7. Факторы риска на этапе планирования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/erp/part3/

  8. Щербакова, И.А.Человеческий фактор в управлении рисками / И.А. Щербакова // Креативная экономика.- 2010. - № 3. С. 125-131.

Просмотров работы: 1882