РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Смирнов В.П., Мирошниченко Н.Б., Моргун С.Э.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отечественными и зарубежными учеными проводились фундаментальные и прикладные исследования, направленные на изучение различных аспектов предпринимательского риска.Так, в современных научных трудах, посвященных предпринимательской деятельности и управлению рисками, описываются не только возможные виды рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, но и способы их минимизации, нейтрализации и компенсации. В статье «Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета» автор считает, что проблема риска имеет большое значение при обосновании управленческих решений не только стратегического характера, но и на стадии краткосрочного планирования деятельности предприятия – в процессе бюджетирования [8]. В.А. Пушкарева считает важным минимизировать риски на этапе мотивации [7]. И.А. Щербакова в своей работе прямо указывает на то, что решения, принимаемые управленцем, и вся его деятельность являются фактором риска на каждом из этапов управления [11].

Предпринимательские организации создаются в форме систем для реализации предпринимательских проектов, также являющихся системами. Под проектом понимается ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [1].

В общем виде система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Системы можно классифицировать с выделением соответствующих их групп по различным основаниям. Среди совокупности систем выделяются организационные системы. Они отличаются от систем других типов включением в их структуру людей, осуществляющих управленческие воздействия и воспринимающих эти воздействия.

Организационные системы создаются для осуществления трудовой, в том числе, предпринимательской, а также учебной и игровой деятельности. Организационные системы обладают системными свойствами связности, эмерджентности, самосохранения и организационной целостности, а также всеми конституирующими признаками организации. Организационной системе присущи признаки организации как объекта – объединения людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Ей свойственны признаки организации как явления, такие как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого. Она обладает признаками организации как процесса – в ней осуществляется совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Управлением в организационной системе является деятельность управляющей подсистемы по организации деятельности участников. В организационной системе действуют механизмы двух видов. Во-первых, механизмы функционирования – совокупность процедур и правил, регламентирующих взаимодействие участников предпринимательского проекта. Во-вторых, механизмы управления – совокупность процедур и правил принятия подсистемой управления управленческих решений. Наличие этих механизмов отличает организационную систему от группы (человеческой общности, выделяемой в социальном целом на основе определенного признака, например, профессии, деятельности) и от коллектива (совокупности людей, объединенных общими интересами, общей работой).

Сущностью предпринимательства является инициативная и рискованная деятельность рыночных агентов по созданию нового или трансформации существующего капитала с целью получения предпринимательского дохода. Предпринимателями зачастую создается не просто дополнительный капитал с прежними качественными характеристиками, но качественно иной капитал [8, с. 17].

Этап планирования является определяющим в развитии и функционировании предпринимательской организации. Под планированием принято понимать ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений [5]. Последствия ошибок, совершенных на этапе планирования и проявляющихся затем на стадии организации, могут быть достаточно серьезными и деструктивными. Прежде всего, к ним можно отнести срыв намеченных сроков и перерасход бюджета, выделенного на проект [10].

Следующим этапом управления является организация. Как функция менеджмента организация формирует структуру предприятия, совершенствует ее, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления [2]. Главной задачей данного этапа является формирование структуры предприятия исходя из его размера, его целей, технологии, персонала и др. Также к задачам этапа организации относят: установление конкретных параметров, режимов работы подразделений, отношений между подразделениями; обеспечение ресурсами (человеческими, материальными, финансовыми, информационными). На данном этапе риски чаще всего связаны с деятельностью самого собственника предприятия или менеджера. Так неэффективная работа кадрового отдела, так называемые кадровые риски (неэффективное и неумелое использование трудовых ресурсов), может привести к снижению намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда. Также к факторам риска на этапе производства относят риски связанные с незаключением или расторжением договора поставки сырья и материалов. В данном случае для минимизации потерь управленец должен: «осуществлять диверсификацию поставок, а также проводить постоянный сбор и актуализацию информации о возможных поставщиках, их намерениях, осваиваемых технологиях» [3]. Рекомендуется также выстраивать некоммерческие связи с реальными и потенциальными поставщиками. В данном случае самым действенным методом по минимизации риска является создание резервных запасов исходных материалов. К организационным рискам можно также отнести риск транспортировки, связанный с возможностью потери и снижения качества товара в процессе его транспортировки от продавца к покупателю [3]. В данном случае транспортные риски компенсируются страхованием грузов, перевозимых на этом транспорте.

Важным этапом управления является контроль исполнения, который подразумевает проверку всего производства на наличие ошибок и неточностей. Его цель – выявить допу­щенные ошибки для исправления и избегания их повторения в дальнейшем [2]. В таком случае решения принятые на этапе планирования пересматриваются и корректируются, ориентируясь на нынешнюю ситуацию, тем самым позволяя избегать возможных рисков в будущем. На этапе контроля руководитель или менеджер определяют, какие действия следует предпринять: устранение отклонений, изменение стандартов или невмешательство в работу, если фактические результаты совпадают с установленными. Основной фактор риска на данном этапе управления связан с неумением менеджера вовремя и правильно скорректировать план и производственный процесс в новых условиях. Прежде всего, организации необходимо изначально иметь гибкий стратегический план, который было бы легко перестроить в ситуации изменения внешней среды.

Мотивационная функция управления призвана вызвать «осознанные побуждения к деятельности» [6]. Выделяют два вида мотивации: материальную и нематериальную. В сфере российского предпринимательства материальное поощрение является самым распространенным способом мотивации работника. Однако не исключаются другие виды мотивирования. В свою очередь мотивационные риски проявляются в действиях или в бездействии работника, основанных на искаженном представлении о своих правах и ответственности, когда роль стимулирующих факторов в организации труда принижена и возможно проявление стремления восполнить «пробел», удовлетворяя свои личные потребности противоправным путем [7]. Таким образом, неэффективная система мотивирования, как и ее отсутствие, может негативно сказаться на уровне производительности компании. Для управления мотивационными рисками в компании должна функционировать эффективная система кадрового аудита, позволяющая построить, а в дальнейшем диагностировать рисковый мотивационный профиль персонала компании [7]. Однако мотивационная сфера управления касается не только внутренней структуры организации, но и внешней. В случае неэффективной мотивации потребителя на покупку предлагаемого продукта предпринимателю грозит риск невостребованности продукции, а также снижение спроса. Для минимизации подобного рода риска предприниматели используют систему ИМК («Интегрированные маркетинговые коммуникации»), которая включает в себя рекламу, связи с общественностью, стимулирование сбыта, директ-маркетинг и другое.

Важным этапом управления является координация, которая представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью участников процесса таким образом, чтобы улучшить функционирование предприятия и сделать возможным его успех. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации [2]. При выполнении данной функции управления риск является минимальным, так как, дойдя до этапа координирования, предприниматель либо не сталкивался с серьезными рисками, которые могли бы повредить функционированию предприятия в целом, либо он успешно преодолел возможные трудности. Однако фактором риска на данном этапе управления можно считать дефицит или искажение информации, передаваемой либо от подразделения к подразделению, либо по вертикальной линии от руководства к исполнителям. Именно поэтому задачи, спускаемые до уровня исполнения, должны быть сформулированы максимально ясно и четко. Также к этапу координирования можно отнести риск доверия. Координирование работы предприятия не может выполняться без доверия между менеджером и самими работниками. Это связано с тем, что недоверие работников к менеджменту компании и наоборот приводит к тому, что снижаются экономические показатели работы предприятия в целом [4].

Таким образом, при выполнении функций управления предприниматель сталкивается с определенными видами риска. В зависимости от ситуации применяются различные способы и методы минимизации и компенсации рисков. Сопоставляя все функции управления, можно сделать вывод, что этап планирования является самой рискованной управленческой деятельностью, так как потери, связанные с ошибкой именно на этом уровне, будут максимально деструктивными для предприятия. При этом планирование бизнеса, в отличие от планирования предпринимательской деятельности, подвергается меньшему риску. Что касается остальных этапов управления, можно сказать, что они подвергаются риску в равной степени, как в предпринимательской деятельности, так и в бизнесе.

Минимизация рисков на всех этапах управления является важной задачей предпринимателя как собственника и как менеджера. Успешная минимизация и компенсация рисков, а также их избежание на любом из этапов управления, зависят от компетентности как самого предпринимателя, так и его сотрудников. В этом случае менеджер является как главным элементом самонастраивающейся системы управления рисками, так и самим фактором риска.

Список литературы:

  1. Бурков, В.Н. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М.: Синтег, 1997.

  2. Глухов, В.В. Менеджмент: учеб. / В.В. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2002. – 350 с.

  3. Ильин, О.Ф. Лекции по рискам предприятий реального сектора [Электронный ресурс] / О.Ф. Ильин – Режим доступа: http://www.novsu.ru/doc/study/iof/?id=534251

  4. Мельников, О.Н.Доверие как фактор риска в предпринимательской и хозяйственной деятельности / О.Н. Мельников, П.В.Жаворонков// Российское предпринимательство.- 2011.- № 9. С. 179-184

  5. Орлов, А.И. Менеджмент: Учебник / А.И. Орлов. – 2-е издание. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с.

  6. Полухина, А.Н. Мотивация персонала в предпринимательском секторе / А.Н. Полухина // Российское предпринимательство.- 2005. С. 69-74.

  7. Пушкарева, В.А. Минимизация мотивационных рисков в кадровой политике компании / В.А. Пушкарева // Российское предпринимательство. – 2007. -№ 8. С. 45-50.

  8. Самочкин, В.Н., Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета/Самочкин В.Н., Тимофеева А.А., Калюлин А.А., Захаров Р.А. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - №3. С. 35-41.

  9. Смирнов, В.П. Направления развития современного предпринимательства / Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 10 (22). С. 16-24.

  10. Факторы риска на этапе планирования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/erp/part3/

  11. Щербакова, И.А.Человеческий фактор в управлении рисками / И.А. Щербакова // Креативная экономика.- 2010. - № 3. С. 125-131.

Просмотров работы: 1710