ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Галкина И.А. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г. Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профориентация – это важное направление в профессиональном становлении личности. Профессиональная ориентация представляет систему мероприятий направленных на формирование жизненных и профессиональных целей в соответствии с индивидуальными особенностями и с учетом потребностей рынка труда. Поэтому ее следует проводить со всеми категориями населения, и особенно с подростками и молодежью. Осуществлять профориентационные мероприятия должны специально подготовленные педагоги и психологи, социальные работники, работники кадровых служб предприятий и в первую очередь консультанты и работники службы занятости.

Поскольку экономическая функция профориентации связана с обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах и воздействием на занятость и безработицу, то эффективной, можно считать такую профориентацию, комплекс мер которой способствует более полному использованию трудового потенциала населения, целесообразным структурным сдвигам в экономике, росту производительности и качества труда, смягчению ситуации на рынке труда.

В свою очередь, повышение эффективности профориентации способствует росту эффективной занятости населения, которая является наивысшим достижением и важнейшим условием эффективной экономики. Она характеризуется полной занятостью (предоставление работы всем желающим ее получить) и рациональной занятостью (наиболее полное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, оптимальное распределение работников по отраслям и сферам деятельности).

Некоторые старшеклассники еще в школе делают выбор своей будущей профессии и целенаправленно изучают предметы по профилю, тем самым облегчают себе поступление в ВУЗ. Остальная же часть школьников теряется в догадках куда поступать. Не определившись со своим призванием, ребята начинают выбирать себе профессию не с точки зрения: «Что душе угодно?», а с позиции: «Что престижно и особенно высокооплачиваемо?».

Учитывая возросшую роль Интернета в жизни общества, и особенно молодежи, целесообразно было бы при поддержке государства и бизнеса создать в информационных сетях специальные сайты, оказывающие помощь людям в выборе профессии. Речь идет о познавательных играх, различного рода тестах и т.п. Но главное в том, что власть, когда объявляет о своих намерениях о модернизации, должна подкреплять их практическими делами или обоснованными планами1.

В настоящее время в стране наблюдается несоответствие потребностей отраслей экономики в кадрах и объемов их подготовки в системе профессионального образования, кроме того очевиден перекос подготовки специалистов в сторону выпускников высшей школы. Эта несбалансированность приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, недостатку высококвалифицированных рабочих кадров на рынке труда.2 Поэтому актуальна популяризация востребованных профессий и специальностей в обществе, в частности среди выпускников школ и членов их семей, с учетом тенденций социально-экономического развития регионов.

Основная масса не удовлетворенных выбором профессионального пути по разным причинам не воспользовалась в свое время услугами профориентации. В итоге потеряно время на освоение неподходящей профессии (специальности). Таким образом можно сделать вывод о существовании четкой закономерности, состоящей в том, что уровень трудоустройства и последующая закрепляемость на рабочем месте, а также продвижение по службе существенно выше среди тех граждан, которые своевременно были правильно сориентированы на выбор профессии, в отличие от выбравших ее случайно.

Как говорилось ранее, большая роль в профориентационной работе была возложена на службы занятости, в которой проводятся множество мероприятий. Одним из таких мероприятий, является проведение уроков занятости. В рамках данных уроков объясняют чем руководствоваться при выборе профессии, как правильно выбрать профессию, чтобы она была не только интересной, востребованной, но и приносила немалый доход, рассказывают какие профессии востребованы на рынке труда. Но, к сожалению, в основном эта работа проводится в виде скучных лекций, и из-за этого, эффективность этих уроков снижается. А если использовать другие методы преподнесения информации, это могут быть различные видеоролики, презентации, виртуальные экскурсии в мир профессий, то можно значительно улучшить эффект такой профориентационной работы.

Итак, эффективная профессиональная ориентация – дело в высшей степени сложное и ответственное. От специалистов в данной области требуются навыки диагностики, хорошее знание системы обучения и профессиональной подготовки, а также детальное знание рынка труда: они должны знать, на какие профессии спрос растет, а на какие – падает.

Профориентационная работа – это государственная задача, требующая консолидации усилий всех заинтересованных сторон, совершенствования подходов и технологий ее осуществления. От успешной профориентации зависит конкурентоспособность личности, предприятий, регионов и страны в целом.

Список использованных источников

  1. Антипьев А. Профориентация молодежи: сегодня и завтра [Текст] / А. Антипьев // Человек и труд. - 2012. - № 7.- С. 26-28.

  2. Донецкий А.М. Профориентация населения – важное условие эффективной занятости [Текст] / А.М. Донецкий, Н.А. Крылова // Вестник ВГУ. – 2011. - №1. – С. 226-228

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер - М.: Академия, 2009. - 240 с.

  4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом [Текст] / А.Я Кибанов - М.: ИНФРА-М, 2005.- 304 с.

  5. Козлов А.А. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие [Текст] / Отв. ред. проф. А.А. Козлов - М.:КНОРУС, 2005. - 368 с.

  6. Медведева М.А. Почему люди так редко работают по выбранной специальности [Текст] / М.А. Медведева // Наука, техника и образование. -2014. - № 1. - С. 103–106.

  7. Парнов Д.А. Социально-педагогический компонент профессиональной ориентации школьников [Текст] / Д. А. Парнов// Социальная педагогика. - 2011. - № 6.- С. 107-115

  8. Слабнина Е.В. Профориентационные технологии: формы, виды и категории населения [Текст] / Е. Слабнина - Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 2001.- 36 с.

1Антипьев А. Профориентация молодежи: сегодня и завтра [Текст] / А. Антипьев // Человек и труд. - 2012. - № 7.- С.26-28.

2Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. Ю. Пряжникова,

Н. С. Пряжников. – 5-ое изд., испр. и доп. – М.: «Академия», 2010. – С.37.

Просмотров работы: 1324