ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Молодаяㅤ семьяㅤ сегодняㅤ –ㅤ этоㅤ точкаㅤ пересеченияㅤ всехㅤ социальныхㅤ явлений,ㅤ происходящихㅤ вㅤ нашемㅤ обществе,ㅤ отражениеㅤ процессовㅤ происходящихㅤ вㅤ нем,ㅤ симбиозㅤ воздействияㅤ всехㅤ средствㅤ массовойㅤ информации.ㅤ

Опытㅤ реформㅤ вㅤ нашемㅤ обществеㅤ свидетельствует,ㅤ чтоㅤ измененияㅤ воㅤ внутреннейㅤ политикиㅤ государства,ㅤ вㅤ особенностиㅤ социально-экономическогоㅤ характера,ㅤ заㅤ последниеㅤ десятилетияㅤ привелиㅤ кㅤ нарушениюㅤ стабильностиㅤ молодойㅤ семьи.ㅤ Сㅤ однойㅤ стороны,ㅤ происходилоㅤ снижениеㅤ ееㅤ благосостоянияㅤ иㅤ социальногоㅤ статуса,ㅤ сㅤ другой,ㅤ возниклиㅤ предпосылкиㅤ кㅤ дестабилизацииㅤ семейныхㅤ отношений.ㅤ Следствиемㅤ этихㅤ негативныхㅤ процессовㅤ являются:ㅤ увеличениеㅤ количестваㅤ разводовㅤ иㅤ неполныхㅤ семей;ㅤ ростㅤ случаевㅤ пьянстваㅤ иㅤ наркоманииㅤ средиㅤ членовㅤ молодыхㅤ семей;ㅤ увеличениеㅤ суицидальныхㅤ проявленийㅤ иㅤ количестваㅤ преступленийㅤ наㅤ почвеㅤ социальнойㅤ неустроенностиㅤ иㅤ т.ㅤ д.ㅤ

Спецификаㅤ молодойㅤ семьиㅤ определяетсяㅤ тем,ㅤ чтоㅤ онаㅤ находитсяㅤ вㅤ процессеㅤ своегоㅤ становления,ㅤ интенсивногоㅤ развития,ㅤ нестабильностиㅤ отношенийㅤ междуㅤ ееㅤ членами,ㅤ освоенияㅤ имиㅤ новыхㅤ социальныхㅤ ролей.ㅤ Особенностиㅤ такжеㅤ связаныㅤ сㅤ объективноㅤ недостаточнымㅤ уровнемㅤ материальнойㅤ иㅤ финансовойㅤ обеспеченности,ㅤ посколькуㅤ вㅤ своемㅤ большинствеㅤ молодыеㅤ супругиㅤ ещеㅤ неㅤ добилисьㅤ высокойㅤ квалификацииㅤ иㅤ получаютㅤ сравнительноㅤ низкуюㅤ заработнуюㅤ плату,ㅤ аㅤ такжеㅤ неㅤ имеютㅤ соответствующегоㅤ опытаㅤ вㅤ планированииㅤ бюджетаㅤ семейнойㅤ жизни.ㅤ Поㅤ этимㅤ причинам,ㅤ очевидно,ㅤ среднедушевыеㅤ доходыㅤ молодыхㅤ семейㅤ вㅤ 1,5ㅤ разаㅤ ниже,ㅤ чемㅤ вㅤ среднемㅤ поㅤ стране,ㅤ аㅤ 69ㅤ %ㅤ молодыхㅤ семейㅤ живутㅤ заㅤ чертойㅤ бедности,ㅤ средиㅤ которыхㅤ 34ㅤ %ㅤ сㅤ трудомㅤ сводятㅤ концыㅤ сㅤ концами,ㅤ чтоㅤ делаетㅤ невозможнойㅤ выполнениеㅤ вㅤ полнойㅤ мереㅤ имиㅤ социальныхㅤ функцийㅤ [7].ㅤ

Вместеㅤ сㅤ тем,ㅤ молодаяㅤ семьяㅤ имеетㅤ объективноㅤ повышенныеㅤ финансовыеㅤ потребностиㅤ вㅤ связиㅤ сㅤ необходимостьюㅤ осуществленияㅤ процессаㅤ становленияㅤ семейнойㅤ жизни:ㅤ приобретенияㅤ жилья,ㅤ организацииㅤ быта,ㅤ воспитанияㅤ малолетнихㅤ детей.ㅤ Вㅤ качествеㅤ особенностиㅤ становленияㅤ молодойㅤ семьиㅤ выделяетсяㅤ иㅤ то,ㅤ чтоㅤ самиㅤ молодыеㅤ супругиㅤ должныㅤ проходитьㅤ определенныеㅤ ступениㅤ социализации,ㅤ связанныеㅤ сㅤ отсутствиемㅤ опытаㅤ социальныхㅤ отношений,ㅤ возрастнымㅤ максимализмом,ㅤ получениемㅤ образованияㅤ иㅤ профессиональнымㅤ статусом.ㅤ Этоㅤ требуетㅤ дополнительнойㅤ затратыㅤ различногоㅤ родаㅤ ресурсов.ㅤ

Помимоㅤ социально-экономическихㅤ проблемㅤ супругиㅤ испытываютㅤ психологическиеㅤ сложностиㅤ вㅤ сфереㅤ отношений.ㅤ Этапㅤ психологическойㅤ адаптацииㅤ кㅤ семейнойㅤ жизниㅤ являетсяㅤ однимㅤ изㅤ ключевыхㅤ процессовㅤ становленияㅤ семьи.ㅤ Отㅤ того,ㅤ насколькоㅤ успешноㅤ супругиㅤ егоㅤ пройдут,ㅤ воㅤ многомㅤ зависитㅤ сохранениеㅤ иㅤ стабильностьㅤ семьи,ㅤ посколькуㅤ 70ㅤ %ㅤ всехㅤ разводовㅤ происходятㅤ вㅤ течениеㅤ первыхㅤ пятиㅤ летㅤ совместнойㅤ жизниㅤ [4].ㅤ

Какㅤ показываютㅤ исследования,ㅤ ведущимㅤ факторомㅤ созданияㅤ современнойㅤ молодойㅤ семьиㅤ являетсяㅤ любовь.ㅤ Доминирующимㅤ фактором,ㅤ приносящимㅤ удовлетворениеㅤ вㅤ семейнойㅤ жизни,ㅤ выступаетㅤ радостьㅤ взаимопонимания,ㅤ возможностьㅤ обретенияㅤ счастьяㅤ благодаряㅤ наличиюㅤ детей.ㅤ Однакоㅤ значимостьㅤ этогоㅤ фактораㅤ заㅤ последниеㅤ годы снизилась,ㅤ ноㅤ возрослаㅤ рольㅤ личностныхㅤ ценностей.ㅤ Можноㅤ определенноㅤ констатироватьㅤ тенденциюㅤ укрепленияㅤ стабильностиㅤ молодойㅤ семьи,ㅤ ееㅤ готовностиㅤ кㅤ преодолениюㅤ жизненныхㅤ трудностейㅤ воㅤ всехㅤ сферахㅤ социальнойㅤ жизниㅤ [6].ㅤ

Вㅤ оценкеㅤ возможностейㅤ воспитанияㅤ детейㅤ вㅤ семьеㅤ молодые пары считают наиболее существенным прокормить, одеть, обуть своих детей (более 60 %) и дать хорошее образование (79 % ответивших). Более половины хотят уберечь детей от влияния преступного мира, воспитать культурного, духовного человека (45 %), более трети особо обращают внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, независимости и взаимопонимания с окружающим микро и макромиром.

Результатыㅤ исследованийㅤ молодойㅤ студенческойㅤ семьиㅤ свидетельствуют,ㅤ чтоㅤ кㅤ возрастуㅤ 25ㅤ летㅤ вㅤ бракㅤ вступаютㅤ болееㅤ 80ㅤ %ㅤ женщинㅤ иㅤ околоㅤ 70ㅤ %ㅤ мужчин.ㅤ Студенческаяㅤ семьяㅤ создаетсяㅤ вㅤ результатеㅤ активногоㅤ поискаㅤ молодымиㅤ людьмиㅤ близкого,ㅤ дорогогоㅤ человека,ㅤ необходимогоㅤ дляㅤ счастливой,ㅤ полноценнойㅤ жизни.ㅤ Характерㅤ будущегоㅤ супружестваㅤ вㅤ значительнойㅤ мереㅤ определяетсяㅤ мотивамиㅤ иㅤ условиями,ㅤ которыеㅤ обусловилиㅤ заключениеㅤ брачногоㅤ союза.ㅤ Мотивомㅤ заключенияㅤ бракаㅤ студенческойㅤ молодежиㅤ являютсяㅤ любовь,ㅤ взаимопонимание,ㅤ духовно-этическиеㅤ иㅤ эстетическиеㅤ ценностиㅤ вㅤ совместнойㅤ жизнедеятельностиㅤ [6,ㅤ с.149].ㅤ

Становлениеㅤ молодойㅤ семьиㅤ –ㅤ этоㅤ процессㅤ формированияㅤ иㅤ развитияㅤ молодойㅤ семьиㅤ отㅤ моментаㅤ ееㅤ созданияㅤ (илиㅤ отㅤ моментаㅤ решенияㅤ молодыхㅤ людейㅤ оㅤ созданииㅤ своейㅤ семьи)ㅤ иㅤ доㅤ ееㅤ стабильногоㅤ функционирования,ㅤ включаяㅤ рождениеㅤ детей,ㅤ достижениеㅤ экономическойㅤ самостоятельностиㅤ (состоятельности),ㅤ созданиеㅤ устойчивогоㅤ морально-психологическогоㅤ климатаㅤ иㅤ выполнениеㅤ всехㅤ социальныхㅤ функций.ㅤ

Стабилизацияㅤ молодойㅤ семьиㅤ –ㅤ периодㅤ устойчивогоㅤ функционированияㅤ иㅤ развитияㅤ молодойㅤ семьи,ㅤ достигшейㅤ уровняㅤ благополучияㅤ поㅤ всемㅤ структурным,ㅤ демографическим,ㅤ жизнеохранительным,ㅤ экономическим,ㅤ социально-психологическимㅤ иㅤ социокультурнымㅤ показателямㅤ приㅤ выполненииㅤ еюㅤ вㅤ полномㅤ объемеㅤ всехㅤ социальныхㅤ функцийㅤ [2].ㅤ

Сㅤ точкиㅤ зренияㅤ перспективㅤ развитияㅤ общества,ㅤ егоㅤ обновленияㅤ особуюㅤ социальнуюㅤ ценностьㅤ имеетㅤ молодаяㅤ семья,ㅤ представляющаяㅤ собойㅤ могучийㅤ факторㅤ перемен.ㅤ Междуㅤ тем,ㅤ потребовалосьㅤ немалоㅤ усилийㅤ иㅤ времени,ㅤ чтобыㅤ вㅤ нашемㅤ государствеㅤ утвердилосьㅤ понятиеㅤ «молодаяㅤ семья»ㅤ иㅤ укрепилосьㅤ пониманиеㅤ ееㅤ значенияㅤ [5].ㅤ

Послеㅤ Указаㅤ Президентаㅤ РФㅤ отㅤ 14ㅤ маяㅤ 1996ㅤ г.ㅤ №ㅤ 712ㅤ «Обㅤ основныхㅤ направленияхㅤ государственнойㅤ семейнойㅤ политики»ㅤ впервыеㅤ вㅤ нашейㅤ странеㅤ государственнаяㅤ семейнаяㅤ политикаㅤ получилаㅤ государственныйㅤ статусㅤ иㅤ официальноеㅤ определение.ㅤ Вㅤ рядеㅤ регионовㅤ Россииㅤ разработаныㅤ иㅤ осуществляютсяㅤ целевыеㅤ программыㅤ семейнойㅤ политики,ㅤ принятыㅤ нормативно-правовыеㅤ акты,ㅤ регламентирующиеㅤ работуㅤ поㅤ оказаниюㅤ социальнойㅤ помощиㅤ иㅤ поддержкеㅤ молодымㅤ семьям,ㅤ формируетсяㅤ концепцияㅤ семейноㅤ ориентированногоㅤ подходаㅤ кㅤ оказаниюㅤ помощиㅤ населению.ㅤ

Однакоㅤ вㅤ настоящееㅤ времяㅤ отсутствуетㅤ специальныйㅤ порядокㅤ регистрацииㅤ иㅤ учетаㅤ семей,ㅤ попадающихㅤ вㅤ особыеㅤ условия,ㅤ но,ㅤ несмотряㅤ наㅤ это,ㅤ государствоㅤ стремитсяㅤ уделятьㅤ молодойㅤ семьеㅤ большеㅤ внимания,ㅤ этоㅤ выражаетсяㅤ вㅤ разработкеㅤ иㅤ реализацииㅤ национальныхㅤ программㅤ иㅤ проектов,ㅤ такихㅤ какㅤ «Доступноеㅤ иㅤ комфортноеㅤ жильеㅤ –ㅤ гражданамㅤ России»,ㅤ «Развитиеㅤ АПК».ㅤ

Вㅤ российскомㅤ обществеㅤ остроㅤ всталиㅤ вопросыㅤ преодоленияㅤ малодетности,ㅤ низкогоㅤ материальногоㅤ уровняㅤ молодыхㅤ семей,ㅤ жилищнойㅤ необеспеченности,ㅤ стабилизацииㅤ взаимоотношенийㅤ молодыхㅤ супруговㅤ наㅤ этапеㅤ формированияㅤ семьи,ㅤ имеющихㅤ большоеㅤ значениеㅤ вㅤ сфереㅤ рожденияㅤ иㅤ воспитанияㅤ детей.ㅤ

Изучениеㅤ особенностейㅤ формированияㅤ иㅤ функционированияㅤ молодойㅤ семьиㅤ даетㅤ возможностьㅤ понятьㅤ причины ее современных проблем, позволяет спрогнозировать будущие процессы развития молодой семьи и обусловливает разработку мер государственной социальной поддержки молодых семей.

Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше слышали, но не думали, что им придется их решать.

Молодаяㅤ семьяㅤ вㅤ современныхㅤ условияхㅤ неㅤ всегдаㅤ самостоятельноㅤ способнаㅤ выйтиㅤ изㅤ сложныхㅤ жизненныхㅤ ситуаций,ㅤ онаㅤ нуждаетсяㅤ вㅤ помощиㅤ соㅤ стороны.ㅤ Такуюㅤ помощьㅤ могутㅤ оказатьㅤ службыㅤ социальнойㅤ защитыㅤ иㅤ специалистㅤ по социальнойㅤ работе,ㅤ способствуяㅤ восстановлениюㅤ статусаㅤ иㅤ ролиㅤ молодойㅤ семьиㅤ посредствомㅤ примененияㅤ технологийㅤ социальнойㅤ работы.ㅤ

Однойㅤ изㅤ нихㅤ являетсяㅤ технологияㅤ социальнойㅤ диагностики.ㅤ Терминㅤ диагностикаㅤ происходитㅤ отㅤ греческогоㅤ diagnosisㅤ –ㅤ распознавание.ㅤ Социальнаяㅤ диагностикаㅤ –ㅤ оценкаㅤ состоянияㅤ социальногоㅤ объекта,ㅤ распознаваниеㅤ иㅤ анализㅤ социальныхㅤ патологийㅤ иㅤ проблемㅤ [12].ㅤ

Своевременноеㅤ применениеㅤ методовㅤ социальнойㅤ диагностикиㅤ способноㅤ предотвратитьㅤ возникновениеㅤ иㅤ обострениеㅤ нежелательногоㅤ развитияㅤ событий.ㅤ

Задачейㅤ социальногоㅤ работника,ㅤ осуществляющегоㅤ социальнуюㅤ диагностику,ㅤ являетсяㅤ определениеㅤ проблемыㅤ молодойㅤ семьиㅤ иㅤ нахождениеㅤ правильныхㅤ средствㅤ дляㅤ ееㅤ разрешения.ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этимㅤ целесообразноㅤ использоватьㅤ микросоциологические,ㅤ социально-психологические,ㅤ педагогическиеㅤ диагноститическиеㅤ процедурыㅤ [10].ㅤ

Дляㅤ анализаㅤ иㅤ оценкиㅤ ситуацииㅤ социальныйㅤ работникㅤ можетㅤ использоватьㅤ качественныеㅤ методы,ㅤ вㅤ частности,ㅤ интервьюㅤ иㅤ наблюдение.ㅤ

Следующимㅤ этапомㅤ социальнойㅤ диагностикиㅤ являетсяㅤ анализㅤ собранныхㅤ данных,ㅤ ихㅤ сопоставление: сортированиеㅤ наㅤ важныеㅤ иㅤ малозначимые; ранжированиеㅤ проблем,ㅤ выделениеㅤ ключевой.ㅤ Процедураㅤ социальнойㅤ диагностикиㅤ завершаетсяㅤ постановкойㅤ социальногоㅤ диагнозаㅤ [8].ㅤ

Примерамиㅤ примененияㅤ социальнойㅤ диагностикиㅤ приㅤ работеㅤ сㅤ молодымиㅤ семьямиㅤ можетㅤ служить:ㅤ диагностикаㅤ благополучностиㅤ семьи,ㅤ диагностикаㅤ социально-психологическогоㅤ здоровьяㅤ семьи,ㅤ диагностикаㅤ семейныхㅤ нарушенийㅤ иㅤ т.ㅤ д.ㅤ

Когдаㅤ семьиㅤ сталкиваютсяㅤ сㅤ проблемами,ㅤ которыеㅤ неㅤ вㅤ состоянииㅤ решитьㅤ сами,ㅤ возникаетㅤ потребностьㅤ вㅤ социальномㅤ посредничествеㅤ иㅤ консультировании.ㅤ

Посредническаяㅤ деятельностьㅤ социальногоㅤ работникаㅤ начинаетсяㅤ сㅤ диагностикиㅤ социальнойㅤ ситуации,ㅤ уточненияㅤ проблемы,ㅤ затемㅤ устанавливаетсяㅤ связьㅤ сㅤ организацией,ㅤ потенциальноㅤ способнойㅤ разрешитьㅤ проблемуㅤ [11].ㅤ

Наㅤ следующемㅤ этапеㅤ посредническогоㅤ процессаㅤ специалистㅤ поㅤ социальнойㅤ работеㅤ совместноㅤ сㅤ клиентомㅤ делаютㅤ выборㅤ учреждений,ㅤ кㅤ услугамㅤ которыхㅤ ониㅤ хотятㅤ обратиться.ㅤ Послеㅤ осуществленияㅤ выбораㅤ учрежденияㅤ социальныйㅤ работникㅤ помогаетㅤ установитьㅤ контактㅤ сㅤ избраннойㅤ организацией.ㅤ Важнымㅤ моментомㅤ последнегоㅤ этапаㅤ являетсяㅤ то, что социальный работник должен не просто направить клиента в организацию способную ему помочь, но и проконтролировать процесс установления и налаживания контакта между клиентом и специалистом учреждения, а затем оценить итоговый результат проделанной работы.

В социальнойㅤ работеㅤ сㅤ молодымиㅤ семьямиㅤ большуюㅤ рольㅤ играетㅤ консультирование,ㅤ котороеㅤ можетㅤ бытьㅤ очнымㅤ иㅤ дистантным.ㅤ Существуетㅤ разнообразиеㅤ формㅤ социальногоㅤ консультирования,ㅤ например,ㅤ психолого-педагогическое,ㅤ семейно-терапевтическое,ㅤ медико-социальное,ㅤ социально-правовое.ㅤ Консультированиеㅤ какㅤ социальнаяㅤ технологияㅤ имеетㅤ большиеㅤ возможностиㅤ иㅤ огромныйㅤ потенциалㅤ использованияㅤ дляㅤ решенияㅤ социальныхㅤ проблемㅤ [9].ㅤ

Молодаяㅤ семьяㅤ проходитㅤ несколькоㅤ стадийㅤ вㅤ своемㅤ развитии:ㅤ выборㅤ брачногоㅤ партнераㅤ иㅤ подготовкаㅤ будущихㅤ супруговㅤ кㅤ браку,ㅤ непосредственноㅤ созданиеㅤ семьиㅤ –ㅤ заключениеㅤ брака,ㅤ подготовкаㅤ кㅤ рождениюㅤ первогоㅤ ребенка,ㅤ уходㅤ заㅤ ребенкомㅤ послеㅤ егоㅤ рождения.ㅤ

Вㅤ соответствииㅤ сㅤ этимиㅤ стадиямиㅤ иㅤ вㅤ зависимостиㅤ отㅤ возникающихㅤ проблемㅤ выделяютㅤ несколькоㅤ этаповㅤ консультированияㅤ молодыхㅤ семей:

−ㅤ добрачноеㅤ консультирование;ㅤ

−ㅤ вооружениеㅤ молодыхㅤ людейㅤ основамиㅤ юридическихㅤ знаний,ㅤ необходимыхㅤ приㅤ заключенииㅤ бракаㅤ иㅤ вㅤ брачныхㅤ отношениях;ㅤ

−ㅤ работаㅤ поㅤ организацииㅤ планированияㅤ семьи;ㅤ

−ㅤ помощьㅤ беременнымㅤ женщинамㅤ приㅤ возникновенииㅤ уㅤ нихㅤ психологическихㅤ илиㅤ иныхㅤ кризисныхㅤ состоянийㅤ [1].ㅤ

Приㅤ добрачномㅤ консультированииㅤ охваченыㅤ вㅤ основномㅤ молодыеㅤ людиㅤ старшеㅤ восемнадцатиㅤ лет.ㅤ Основнойㅤ проблемойㅤ вㅤ этойㅤ возрастнойㅤ группеㅤ являетсяㅤ выборㅤ брачногоㅤ партнераㅤ иㅤ формированиеㅤ представленийㅤ оㅤ будущейㅤ семейнойㅤ жизни.ㅤ

Дляㅤ тогоㅤ чтобыㅤ бытьㅤ грамотнымㅤ консультантомㅤ вㅤ областиㅤ добрачныхㅤ отношений,ㅤ необходимоㅤ изучитьㅤ теㅤ аспекты,ㅤ которыеㅤ определяютㅤ отношениеㅤ молодежиㅤ кㅤ браку.ㅤ

Основнойㅤ цельюㅤ социальнойㅤ политикиㅤ вㅤ отношенииㅤ молодойㅤ семьиㅤ иㅤ социальнойㅤ работыㅤ сㅤ нейㅤ являетсяㅤ установлениеㅤ нацеленностиㅤ молодежиㅤ наㅤ гармоничноеㅤ супружествоㅤ иㅤ осознанноеㅤ родительство.ㅤ

Поㅤ сравнениюㅤ соㅤ старшимㅤ поколениемㅤ современнаяㅤ молодежьㅤ открытоㅤ иㅤ весьмаㅤ активноㅤ рассуждаетㅤ наㅤ темуㅤ секса.ㅤ Поэтомуㅤ становитсяㅤ целесообразнымㅤ включитьㅤ консультированиеㅤ поㅤ вопросамㅤ половыхㅤ отношенийㅤ вㅤ сферуㅤ изученияㅤ иㅤ практическойㅤ деятельностиㅤ специалистовㅤ различныхㅤ областей,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ иㅤ специалистовㅤ социальнойㅤ работы.ㅤ

Грамотнаяㅤ работаㅤ консультантовㅤ вㅤ областиㅤ добрачныхㅤ отношений,ㅤ аㅤ такжеㅤ верныйㅤ курсㅤ социальнойㅤ политикиㅤ государстваㅤ вㅤ отношенииㅤ молодыхㅤ семейㅤ могутㅤ изменитьㅤ ситуациюㅤ кㅤ лучшему.ㅤ

Вㅤ большинствеㅤ своемㅤ молодыеㅤ людиㅤ неㅤ знаютㅤ юридическойㅤ стороныㅤ семейнойㅤ жизни:ㅤ своиㅤ права,ㅤ обязанности,ㅤ льготы.ㅤ

Поэтомуㅤ наㅤ данномㅤ этапеㅤ рассматриваютсяㅤ вопросы,ㅤ касающиесяㅤ социальногоㅤ обеспеченияㅤ молодыхㅤ семей,ㅤ аㅤ такжеㅤ праваㅤ иㅤ обязанностиㅤ поㅤ семейномуㅤ законодательству.ㅤ Специалистыㅤ социальнойㅤ работыㅤ приглашаютㅤ наㅤ встречиㅤ сㅤ клиентомㅤ юристаㅤ дляㅤ болееㅤ полногоㅤ освещенияㅤ интересующегоㅤ вопроса.ㅤ

Планированиеㅤ семьиㅤ неㅤ толькоㅤ помогаетㅤ молодымㅤ людям определиться со сроками рождений и количеством детей, но также способствует государственному регулированию рождаемости.

Специалисты по социальной работе, занимающиеся вопросами планирования семьи и проводящие соответствующие консультации, должны учитывать в своей работе статистические данные, касающиеся рождаемости.

Главнойㅤ особенностьюㅤ воспроизводстваㅤ населенияㅤ Россииㅤ вㅤ последниеㅤ годыㅤ сталаㅤ растущаяㅤ концентрацияㅤ рожденийㅤ воㅤ всеㅤ болееㅤ молодыхㅤ возрастныхㅤ группах.ㅤ Существуетㅤ ещеㅤ однаㅤ проблема,ㅤ касающаясяㅤ рождаемостиㅤ –ㅤ увеличениеㅤ числаㅤ детей,ㅤ рожденныхㅤ женщинами,ㅤ неㅤ состоящимиㅤ вㅤ браке.ㅤ

Статистическиеㅤ данныеㅤ свидетельствуют,ㅤ чтоㅤ вㅤ общемㅤ числеㅤ родившихсяㅤ доляㅤ такихㅤ детейㅤ растет.ㅤ Темㅤ неㅤ менее,ㅤ внебрачнаяㅤ рождаемостьㅤ носитㅤ исключительноㅤ негативныйㅤ характер,ㅤ иㅤ проблемуㅤ этуㅤ необходимоㅤ решатьㅤ своевременно.ㅤ Например,ㅤ проводитьㅤ групповыеㅤ консультацииㅤ сㅤ молодежьюㅤ сㅤ цельюㅤ профилактикиㅤ раннейㅤ рождаемостиㅤ [6,ㅤ с.197].ㅤ

Специалистуㅤ следуетㅤ помнитьㅤ обㅤ этическойㅤ составляющейㅤ процессаㅤ консультирования.ㅤ Этическиеㅤ принципыㅤ социальнойㅤ работыㅤ иㅤ основныеㅤ правилаㅤ социальногоㅤ консультирования,ㅤ общенияㅤ сㅤ клиентом,ㅤ вㅤ первуюㅤ очередь,ㅤ предполагают:ㅤ доброжелательное,ㅤ терпимоеㅤ иㅤ безоценочноеㅤ отношениеㅤ кㅤ клиенту;ㅤ уважениеㅤ личностиㅤ клиентаㅤ иㅤ самооценкиㅤ каждогоㅤ человека;ㅤ уверенностьㅤ вㅤ человеческойㅤ способностиㅤ кㅤ изменению,ㅤ ростуㅤ иㅤ улучшению;ㅤ эмпатию,ㅤ индивидуальныйㅤ подход;ㅤ уважениеㅤ правㅤ клиента,ㅤ стремлениеㅤ кㅤ социальнойㅤ справедливости;ㅤ анонимностьㅤ консультирования,ㅤ соблюдениеㅤ конфиденциальностиㅤ [2].ㅤ

Наㅤ фонеㅤ ухудшенияㅤ показателейㅤ здоровьяㅤ усугубилисьㅤ медико-социальныеㅤ проблемы.ㅤ Всеㅤ этоㅤ обуславливаетㅤ объективнуюㅤ потребностьㅤ вㅤ развитыхㅤ новыхㅤ эффективныхㅤ технологияхㅤ решенияㅤ взаимосвязанныхㅤ проблемㅤ медицинскогоㅤ иㅤ социальногоㅤ характера.ㅤ Средиㅤ такихㅤ технологийㅤ существеннуюㅤ рольㅤ выполняютㅤ технологииㅤ социальнойㅤ работыㅤ вㅤ учрежденияхㅤ здравоохраненияㅤ вㅤ рамкахㅤ профессиональнойㅤ медико-социальнойㅤ работы.ㅤ

Специалистㅤ поㅤ социальнойㅤ работеㅤ можетㅤ участвоватьㅤ вㅤ профилактикеㅤ ухудшенийㅤ репродуктивногоㅤ здоровья,ㅤ осуществляяㅤ приㅤ этомㅤ профилактическуюㅤ медико-социальнуюㅤ работу,ㅤ т.ㅤ е.ㅤ мероприятияㅤ поㅤ предупреждениюㅤ социальноㅤ зависимыхㅤ нарушенийㅤ соматического,ㅤ психическогоㅤ иㅤ репродуктивногоㅤ здоровья,ㅤ формированиюㅤ установокㅤ наㅤ здоровыйㅤ образㅤ жизни,ㅤ обеспечениюㅤ доступаㅤ кㅤ информацииㅤ поㅤ вопросамㅤ здоровьяㅤ иㅤ др.ㅤ Профилактикуㅤ репродуктивногоㅤ здоровьяㅤ можноㅤ рассматриватьㅤ сㅤ точкиㅤ зренияㅤ половогоㅤ просвещенияㅤ –ㅤ процесса,ㅤ направленногоㅤ наㅤ изучениеㅤ вопросовㅤ интимнойㅤ гигиены,ㅤ контрацепции,ㅤ профилактикиㅤ инфекционныхㅤ заболеваний,ㅤ передаваемыхㅤ половымㅤ путем,ㅤ включаяㅤ ВИЧ-ㅤ инфекцию,ㅤ профилактикиㅤ беременности,ㅤ техникиㅤ половойㅤ жизниㅤ иㅤ др.ㅤ

Социальныйㅤ работникㅤ обращаетсяㅤ кㅤ сознаниюㅤ клиента.ㅤ Онㅤ побуждаетㅤ клиентаㅤ задуматьсяㅤ оㅤ своемㅤ здоровьеㅤ иㅤ предпринятьㅤ конкретныеㅤ шагиㅤ поㅤ егоㅤ улучшению;ㅤ осознатьㅤ значимостьㅤ собственныхㅤ поступков,ㅤ совершаемыхㅤ сегодняㅤ дляㅤ дальнейшейㅤ жизни;ㅤ способствуетㅤ пробуждениюㅤ чувстваㅤ собственногоㅤ достоинства,ㅤ любвиㅤ иㅤ уваженияㅤ кㅤ себе,ㅤ что,ㅤ вㅤ конечномㅤ счете,ㅤ являетсяㅤ необходимымㅤ условиемㅤ дляㅤ правильногоㅤ репродуктивногоㅤ поведенияㅤ [3].ㅤ

Социальнаяㅤ работаㅤ сㅤ молодежьюㅤ вㅤ областиㅤ половогоㅤ просвещенияㅤ наㅤ сегодняшнийㅤ деньㅤ являетсяㅤ однимㅤ изㅤ актуальнейшихㅤ направлений,ㅤ осуществлениеㅤ которогоㅤ приведетㅤ кㅤ сохранениюㅤ физическогоㅤ иㅤ нравственногоㅤ здоровьяㅤ молодогоㅤ поколения,ㅤ избавлениюㅤ егоㅤ отㅤ многихㅤ проблем и является залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем. Только комплексный подход и использование современных средств образования, медицинской профилактики и методов социальной работы в решении проблемы полового просвещения молодежи позволят получить положительные результаты в сфере репродуктивного здоровья молодых семей.

Технологияㅤ социальнойㅤ профилактикиㅤ иㅤ коррекцииㅤ вㅤ работеㅤ сㅤ молодойㅤ семьейㅤ можетㅤ бытьㅤ применима,ㅤ приㅤ предотвращенииㅤ иㅤ коррекцииㅤ девиантногоㅤ поведенияㅤ средиㅤ детейㅤ иㅤ подростковㅤ молодыхㅤ асоциальныхㅤ семей,ㅤ профилактикеㅤ безнадзорностиㅤ иㅤ правонарушенийㅤ детейㅤ вㅤ молодыхㅤ семьяхㅤ иㅤ т.ㅤ д.ㅤ

Профилактикаㅤ являетсяㅤ однимㅤ изㅤ перспективныхㅤ иㅤ важныхㅤ направленийㅤ контрольно-коррекционнойㅤ деятельностиㅤ вㅤ социальнойㅤ работе.ㅤ Современнаяㅤ профилактическая,ㅤ предупредительнаяㅤ деятельностьㅤ способствуетㅤ значительномуㅤ снижениюㅤ издержекㅤ социальнойㅤ работыㅤ сㅤ ужеㅤ имеющимиㅤ место,ㅤ «состоявшимися»ㅤ девиациямиㅤ [10,ㅤ с.ㅤ 104].ㅤ

Основнаяㅤ цельㅤ профилактическойㅤ деятельностиㅤ состоитㅤ вㅤ выявленииㅤ причинㅤ иㅤ условий,ㅤ ведущихㅤ кㅤ отклонениям,ㅤ предупрежденииㅤ иㅤ уменьшенииㅤ вероятностиㅤ проявленияㅤ отклоненийㅤ сㅤ помощьюㅤ социально-экономических,ㅤ правовых,ㅤ организационно-воспитательных,ㅤ психолого-педагогическихㅤ мерㅤ воздействия.ㅤ Вㅤ профилактическойㅤ работеㅤ важнейшееㅤ значениеㅤ имеетㅤ правильноㅤ иㅤ гибкоㅤ ориентироватьсяㅤ вㅤ каждойㅤ конкретнойㅤ ситуации,ㅤ объективно,ㅤ сㅤ научнойㅤ достоверностьюㅤ обобщатьㅤ фактическийㅤ материалㅤ [12,ㅤ с.ㅤ 64].ㅤ

Профилактическиеㅤ мероприятияㅤ варьируютсяㅤ вㅤ зависимостиㅤ отㅤ характераㅤ иㅤ причинㅤ социальныхㅤ отклонений.ㅤ Вㅤ обобщенномㅤ видеㅤ профилактическиеㅤ мероприятияㅤ могутㅤ бытьㅤ определеныㅤ какㅤ нейтрализующие;ㅤ компенсирующие;ㅤ предупреждающиеㅤ возникновениеㅤ обстоятельств,ㅤ ведущихㅤ кㅤ социальнымㅤ отклонениям;ㅤ устраняющиеㅤ этиㅤ обстоятельства;ㅤ мероприятияㅤ последующегоㅤ контроляㅤ заㅤ проведениемㅤ профилактическойㅤ работы.ㅤ Изㅤ этогоㅤ следует,ㅤ чтоㅤ профилактикаㅤ должнаㅤ проводитьсяㅤ вㅤ формеㅤ программных,ㅤ запланированныхㅤ действий,ㅤ направленныхㅤ наㅤ достижениеㅤ желаемогоㅤ результата,ㅤ предотвращениеㅤ возможныхㅤ проблемㅤ иㅤ наблюдениеㅤ заㅤ последующимㅤ состояниемㅤ социальногоㅤ объектаㅤ [12,ㅤ с.ㅤ 65].ㅤ

Методыㅤ профилактикиㅤ обычноㅤ включаютㅤ вㅤ себяㅤ обучениеㅤ клиентовㅤ новымㅤ навыкам,ㅤ которыеㅤ помогаютㅤ имㅤ успешноㅤ действоватьㅤ илиㅤ сохранятьㅤ здоровье.ㅤ

Коррекцияㅤ отклоняющегосяㅤ поведенияㅤ предполагаетㅤ выявленияㅤ неблагополучия,ㅤ леченияㅤ социальнойㅤ ситуации,ㅤ коррекциюㅤ социально-психологическихㅤ позицийㅤ семьи,ㅤ разрешениеㅤ конфликтов.ㅤ Коррекционноеㅤ воздействиеㅤ можетㅤ идтиㅤ вㅤ разныхㅤ планах:ㅤ восстановление,ㅤ компенсирование,ㅤ стимулирование,ㅤ исправлениеㅤ [12,ㅤ с.ㅤ 67].ㅤ

Вㅤ работеㅤ сㅤ молодымиㅤ семьямиㅤ немаловажноеㅤ значениеㅤ придаетсяㅤ технологииㅤ социальногоㅤ патронажа.ㅤ Онаㅤ являетсяㅤ однойㅤ изㅤ универсальныхㅤ формㅤ работыㅤ сㅤ клиентом,ㅤ предоставляющаяㅤ собойㅤ оказаниеㅤ различнойㅤ помощиㅤ наㅤ дому.ㅤ Вㅤ ходеㅤ патронажаㅤ осуществляютсяㅤ разныеㅤ видыㅤ помощи:ㅤ материальная,ㅤ психологическаяㅤ иㅤ образовательная.ㅤ Патронажиㅤ могутㅤ проводитьсяㅤ однократноㅤ илиㅤ регулярно,ㅤ вㅤ зависимостиㅤ отㅤ типаㅤ клиентаㅤ иㅤ поставленныхㅤ задач.ㅤ Проведениеㅤ патронажаㅤ требуетㅤ соблюденияㅤ рядаㅤ этическихㅤ принципов:ㅤ принципаㅤ самоопределенияㅤ клиента,ㅤ добровольностиㅤ принятияㅤ помощи,ㅤ конфиденциальности,ㅤ поэтомуㅤ следуетㅤ информироватьㅤ семьюㅤ оㅤ предстоящемㅤ визите.ㅤ

Контролирующиеㅤ иㅤ диагностическиеㅤ целиㅤ патронажаㅤ должныㅤ бытьㅤ завуалированыㅤ иㅤ отнесеныㅤ наㅤ второйㅤ план,ㅤ аㅤ семьяㅤ должнаㅤ ощутитьㅤ пользуㅤ отㅤ визитаㅤ социальногоㅤ работника,ㅤ неㅤ испытываяㅤ приㅤ этомㅤ чувствоㅤ подконтрольностиㅤ иㅤ зависимостиㅤ [6,ㅤ с.150].ㅤ

Раздвигаяㅤ пространственныеㅤ временныеㅤ рамкиㅤ взаимодействия,ㅤ патронажㅤ делаетㅤ социально-педагогическуюㅤ деятельностьㅤ болееㅤ эффективнойㅤ иㅤ целенаправленной.ㅤ

Следуетㅤ отметить,ㅤ чтоㅤ приㅤ работеㅤ сㅤ молодой семьей и ее окружением специалист должен обладать организаторско-демонстративными способностями, уметь зажечь массу, быть искренним, тщательно продумывать свои выступления.

Использование данных методов и технологий социальной работы с молодыми семьями способствует повышению качества социальной защищенности супругов и созданию в семье ощущения безопасности.

Стабильнаяㅤ благополучнаяㅤ семьяㅤ можетㅤ функционироватьㅤ толькоㅤ приㅤ определеннойㅤ подготовкеㅤ молодыхㅤ людейㅤ кㅤ совместнойㅤ семейнойㅤ жизни.ㅤ Усилияㅤ специалистовㅤ социальнойㅤ работыㅤ должныㅤ бытьㅤ направленыㅤ наㅤ восстановлениеㅤ статусаㅤ иㅤ ролиㅤ молодойㅤ семьиㅤ какㅤ институтаㅤ первичнойㅤ социализацииㅤ человека.ㅤ Именноㅤ наㅤ этоㅤ должныㅤ бытьㅤ направленыㅤ действияㅤ всехㅤ социальныхㅤ службㅤ иㅤ специалистов,ㅤ работающихㅤ сㅤ молодымиㅤ семьямиㅤ [6,ㅤ с.152].ㅤ

Задачаㅤ социальногоㅤ работникаㅤ –ㅤ способствоватьㅤ созданиюㅤ вㅤ семьеㅤ ощущенияㅤ безопасности,ㅤ онㅤ долженㅤ бытьㅤ твердоㅤ убежденㅤ вㅤ правильностиㅤ своихㅤ действий,ㅤ бытьㅤ способнымㅤ четкоㅤ изложитьㅤ своиㅤ целиㅤ клиентам,ㅤ сㅤ которымиㅤ собираетсяㅤ работать.ㅤ Вㅤ обязанностиㅤ специалиста поㅤ социальнойㅤ работеㅤ приㅤ работеㅤ сㅤ молодымиㅤ семьямиㅤ входит:

ㅤ −ㅤ подготовкаㅤ молодежиㅤ кㅤ вступлениюㅤ вㅤ брак;

ㅤ −ㅤ консультированиеㅤ вступающихㅤ вㅤ бракㅤ поㅤ вопросамㅤ ихㅤ совместимостиㅤ вㅤ будущейㅤ семейнойㅤ жизни;

ㅤ −ㅤ проведениеㅤ социологическогоㅤ исследованияㅤ молодыхㅤ семейㅤ вㅤ Российскойㅤ Федерации;

ㅤ −ㅤ организацияㅤ мониторингаㅤ деятельностиㅤ региональныхㅤ иㅤ муниципальныхㅤ общественныхㅤ объединенийㅤ иㅤ клубов;

ㅤ −ㅤ разработкаㅤ методическихㅤ рекомендацийㅤ поㅤ организацииㅤ работыㅤ сㅤ молодойㅤ семьейㅤ вㅤ субъектахㅤ РФ;

ㅤ −ㅤ разработкаㅤ методическихㅤ рекомендацийㅤ дляㅤ специалистовㅤ органовㅤ поㅤ деламㅤ молодежиㅤ поㅤ работеㅤ сㅤ молодымиㅤ семьями,ㅤ находящимисяㅤ вㅤ труднойㅤ жизненнойㅤ ситуации;

ㅤ −ㅤ участиеㅤ вㅤ организацииㅤ иㅤ проведениеㅤ семинаров,ㅤ конференцийㅤ поㅤ вопросамㅤ молодойㅤ семьиㅤ иㅤ фестивалейㅤ молодыхㅤ семейㅤ вㅤ субъектахㅤ РФ;

ㅤ −ㅤ разработкаㅤ иㅤ распространениеㅤ информационныхㅤ материаловㅤ вㅤ помощьㅤ молодойㅤ семьеㅤ [6,ㅤ с.152-153].ㅤ

Вㅤ целомㅤ вㅤ Россииㅤ используетсяㅤ широкийㅤ спектрㅤ различныхㅤ технологийㅤ вㅤ работеㅤ сㅤ молодымиㅤ семьями,ㅤ ихㅤ использованиеㅤ определяетсяㅤ уровнемㅤ компетентностиㅤ социальногоㅤ работникаㅤ иㅤ социальнойㅤ организации,ㅤ вㅤ которойㅤ ониㅤ используются.ㅤ

Дляㅤ эффективнойㅤ реализацииㅤ разноплановогоㅤ потенциалаㅤ семьиㅤ вопросыㅤ молодойㅤ семьи,ㅤ какㅤ наиболееㅤ естественнойㅤ средыㅤ развитияㅤ личности,ㅤ необходимоㅤ решатьㅤ сㅤ привлечениемㅤ иㅤ участиемㅤ всехㅤ социальныхㅤ институтов,ㅤ предоставляяㅤ ейㅤ необходимуюㅤ экономическуюㅤ помощь,ㅤ психолого-педагогическуюㅤ поддержкуㅤ вㅤ саморазвитииㅤ ееㅤ какㅤ разновозрастногоㅤ коллектива.ㅤ

Вㅤ процессеㅤ своейㅤ жизнедеятельностиㅤ молодаяㅤ семьяㅤ связанаㅤ сㅤ самымиㅤ различнымиㅤ социальнымиㅤ институтами.ㅤ Координацияㅤ усилий,ㅤ направленныхㅤ наㅤ поддержкуㅤ иㅤ развитиеㅤ семьи,ㅤ способствуетㅤ системномуㅤ иㅤ полноценномуㅤ оказанию ей социально-педагогической помощи.

Социальная работа с молодой семьей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет должен отдаваться организации молодой семьей собственного дела и культурного досуга.

Субъективная позиция в работе с молодой семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствуют не только решению ею самостоятельно своих собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формируют у членов молодой семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями, изыскать резервы для самообеспечения и самоутверждения через реализацию своих возможностей. В свою очередь технологии социальной работы способствуют не только повышению качества социальной защищенности человека в браке, но и укреплению молодой семьи как ячейки общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие /Т.В.Андреева. – СПб.: Речь, 2009. – 244с.

2. Болдина М. А. Информационно-просветительская деятельность специалиста по социальной работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи /М.А.Болдина // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. – 2012. – № 11. – С. 322-328.

3. Григорьева Н. С. Путеводитель для социального работника службы планирования семьи /Н.С.Григорьева, З.Я.Матвейчик. – М.: Альфа-принт, 2008. – 39с.

4. Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи / И. Ф. Дементьева ; отв. ред.: И.В. Бестужев-Лада ; АН СССР, Ин-т социологии . – М. : Наука, 1991 . – 111 с.

5. Кострова Ю. А. Молодая семья в контексте социальной политики трансформируемого социума /Ю.А. Косторова // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. – № 4. – С. 18-20.

6. Лазарев А.И. Молодая семья в современных социокультурных условиях /А.И.Лазарев, В.А.Лазоренко, Ю.А.Блинков, Т.А.Шульгина. – Курск: КГМУ, 2009. – 216 с.

7. Мачехина О. Семья в современном мире /О.Мачехина // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал / Ред. Л.В. Кузнецова. – 2003. – №4. – с. 33-39.

8. Основы социальной работы: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Ф. Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; под ред. Н.Ф.Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288с.

9. Социальная работа с семьей / под ред. Т. В. Шеляг. – М.: Академический Проект, 2001. – 417 с.

10. Технология социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М.: Инра-М, 2001. – 400с.

11. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

12. Чернецкая А. А. Технология социальной работы /А.А.Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 400 с.

Просмотров работы: 36938