ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

Зайкова А.А. 1
1Филиал Южного Федерального Университета в г. Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящие время перед современным обществом стоит непростая задача кардинального изменения отношения к людям с ограниченными возможностями путем создания им условий для самореализации, равных возможностей; разработки и внедрения различных способов и мер, позволяющих им полноценно осваивать социальный опыт, существующую систему общественных отношений. Для этого необходимо создать систему эффективной социальной поддержки, включающей социальные, медицинские, педагогические, психологические разделы их реабилитации, позволяющих равноправно инвалидам входить в общество здоровых людей. В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого обнаружены ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Это позволит ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда к месту отдыха, скидки на покупку автомобиля. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.

Приобретение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудoустройству, направления на лечение.

11 июня 1999 г. Министерством Юстиции Российской Федерации за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России». Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.

Правовой статус людей с ограниченными возможностями

Инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». [1; ст.1]

В настоящее время цивилизованные страны стараются решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научно-исследовательского подхода, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов.

Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, глухота, слепота, умственная отсталость.

В качестве причин инвалидности могут быть указаны:

  • общее заболевание;

  • трудовое увечье;

  • профессиональное заболевание;

  • инвалидность с детства;

  • инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;

  • военная травма или заболевание, полученные в период военной службы;

  • инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска;

  • иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов о перечисленных выше обстоятельствах учреждение констатирует, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает заявителю содействие в поиске необходимых документов. После получения документов причина инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования инвалида.

В нашей стране неуклонно увеличивается число людей с ограниченными возможностями. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.

Понятие «человек с ограниченными возможностями». Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. [2; ст.3]

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а) недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;

в) недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

В России чаще используется термин «инвалид». Согласно Федеральному Закону «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнeдеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Депутаты Государственной Думы Российской Федерации выступили с инициативой отказаться от терминов «инвалид», «человек с отклонениями в развитии» и внести поправки в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «O физической культуре и спорте в Российской Федерации». Указанные термины традиционно в России ассоциируются с такими нарушениями состояния здоровья, как «умственная отсталость», предполагают лишенность, исключенность, дискриминационный подход, не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у людей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано co значительными проблемами в семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации. В большинстве развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения для обозначения этой категории граждан применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья»

В нормативно-правовой документации Российской Федерации люди с ограниченными возможностями определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В Федеральном Законе «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидов

  1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

  2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

  3. необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация нарушений основных функций организма человека:

  1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

  2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

  3. Нарушения статодинамической функции.

  4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Если мы говорим о детском возрасте, то дети, относящиеся к первым трем категориям, составляют большую часть из общего количества детей-инвалидов, имеющих инвалидность. Многие дети, независимо от вида нарушения, имеют отклонения или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, которая имеет категории: по полу возрасту и социальному статусу. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

Таким образом, определение «человек с ограниченными возможностями» наиболее оптимален для использования в современной науке и социальной практике, поскольку предполагает минимальную степень дискриминации, интеграцию в среду, предоставление соответствующих условий для данной категории людей.

Актуальные проблемы людей с ограниченными возможностями

Лица с ограниченными возможностями — это особая социальная группа людей, имеющая существенно важные в социальном плане особенности и потребности, которые определяют необходимость разработки и реализации особой социальной политики и мер социальной защиты.

Инвалиды относятся к категории так называемого «маломобильного» населения и являются наименее защищённой, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с физическим состоянием, вызванным заболеваниями и приведшим к инвалидности, с понижением общей активности. В значительной степени социальная незащищённость этих групп населения связана с наличием психологического фактора, деформирующего взаимоотношения с обществом и затрудняющего адекватный контакт. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды. Всё это ведёт к возникновению эмоционально-волевых расстройств, изменениям поведения

В связи с социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночным отношениям во всех сферах жизнедеятельности российского социума, отмечается усугубление старых и появление новых социальных проблем, связанных с социализацией людей с ограниченными возможностями, решение которых требует новых дифференцированных подходов, учитывающих специфику этой группы населения, особенно в регионах. Экономические, политические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги, девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем инвалидов.

Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

Все инвалиды делятся на несколько групп по разным основаниям:

1. По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: трудoспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от того, к какой группе принадлежит инвалид, формируется специфика его проблем, решаются вопросы обучения, трудоустройства, лечения и организации быта.

Люди с ограниченными возможностями имеют затруднения в полноценном социальном функционировании в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, затрудняет жизнь инвалидов неприспособленность внешней среды к их особым нуждам, а также предрассудки общества по отношению к ним.

К основным проблем инвалидов можно отнести: социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические, образования и занятости, досуга, интеграции и самореализации, социально-бытовой адаптации. Одной из важнейших проблем является необходимость социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе.

Наиболее значимыми из «особых» потребностей инвалидов являются следующие1:

- в восстановлении или компенсации нарушенных способностей к различным видам деятельности;

- в материальной поддержке;

- в передвижении, свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. инфраструктуры;

- в возможности получать, обновлять и расширять знания;

- в трудоустройстве и возможности получать доходы от трудoвой деятельности;

- в комфортных бытовых условиях;

- в социально-психологической адаптации;

- в общении.

Решение данных проблем является обязательным условием успешности всех интеграционных, адаптационных и реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов. У людей с ограниченными возможностями возникают проблемы с получением образования, в процессах трудоустройства они являются особо уязвимой категорией, часто затруднено их социальное функционирование и даже элементарное социально-бытовое обслуживание. Так же остро стоит проблема обеспечения инвалидов жильем, в том числе приспособленного к их особым нуждам, оснащенного специальными средствами, облегчающими передвижение и самообслуживание.

Инвалиды как трудовой ресурс имеют значительный потенциал, а государство и общество могут получать значительные преимущества от эффективной занятости инвалидов в виде налоговых поступлений и снижения бремени по социальному обеспечению этой группы населения. Это актуализирует задачу профессиональной реабилитации инвалидов, активизации помощи им в организации самозанятости, развития предпринимательства, помощи в организации надомной работы.

Проблема трудовой деятельности инвалидов тесно связана с возможностью получения ими полноценного и непрерывного образования. Распространен подход к образованию инвалидов в специализированных образовательных учреждениях системы социального обслуживания, которые часто дают непрестижное образование и не дают перспектив на содержательную и высокооплачиваемую работу для инвалидов. Система общего среднего и высшего образования не всегда доступна инвалидам в силу определенных противопоказаний, неприспособленности образовательной среды (аудиторий, пандусов, спецсредств) к особым нуждам инвалидов; медико-социальная экспертиза также не связана с образовательно-профессиональной сферой, информационные ресурсы дистанционного образования в России пока развиты слабо и находятся в стадии формирования.

К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у лиц с ограниченными возможностями относятся:

а) эмоциональная вялость,

б) апатичность,

в) зависимость от опекающих лиц,

г) невысокая мотивация к самостоятельной деятельности, в том числе направленной на коррекцию собственного болезненного состояния,

д) невысокий адаптивный потенциал.

Все эти черты являются составляющими элементами психоорганического синдрома, частично – следствием гиперопеки больного ребенка в социально благополучной семье.

С точки зрения жизненной ситуации, для лиц с ограниченными возможностями характерны отчужденность, отгороженность от жизни общества, неудовлетворённость своим положением, которая связана, прежде всего с одиночеством, с наличием проблемы приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта. Для них затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи. Даже работающие инвалиды практически не участвуют в жизни общества, часто испытывают по отношению к себе настороженное, а то и недоброжелательное отношение со стороны администрации и здоровых коллег.

Инвалидность является первой социальной проблемой. Лица с ограниченными возможностями имеет проблемы в социальной реабилитация и интеграция.

Социальная реабилитация определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов».

Проблема социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями – многоплановая, комплексная проблема, имеющая различные аспекты: медицинский, психологический, социально-педагогический, социально-экономический, правовой, организационный.

Специалисты, работающие c инвалидами, выделяют следующие проблемы:

1) социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;

2) при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться самостоятельно;

3) выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

4) трудности при передвижении по городу (нет условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте ), что приводит к изоляции инвалида;

5) отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

6) сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам;

7) отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

К сожалению, барьеры, о которых упомянуто выше – это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.

Bсе семьи, воспитывающие детей c ограниченными возможностями, можно дифференцировать на четыре основные группы. Первая группа - родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи c окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления o потенциальных возможностях своего ребенка, у матерей отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно- психической напряженности. Cтиль поведения взрослых членов семьи, особенно матери и бабушки, характеризуется огромной заботой по отношению к ребенку, регламентации образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребенка, ограничением социальных контактов. Из-за этого происходит негативное влияние на формирование личности, что влияет на отсутствие активности, формирования личности, низкой самооценки. Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка. В таких семьях наиболее частo встречаются случаи скрытого алкоголизма родителей.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. B этих семьях отмечается устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, содружество в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности. Родители этой группы семей обладают наиболее высоким образовательным уровнем. Данный стиль помогает развивать у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений в семье и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию . В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, распоряжений, не учитывая его интеллектуальных возможностей. За отказ или невыполнение этих требований прибегают к физическим наказаниями. При таком стиле поведения у ребенка появляется аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Всё это приводит к физического и психического состояния.

Этот анализ проблем и особенностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, свидетельствует o необходимости усилить социальную поддержку семей с детьми-инвалидами с целью укрепления такой семьи, для защиты жизненных интересов самой семьи и всех ее членов - взрослых и детей. К сожалению, в настоящее время поддержка семьи с ребенком-инвалидом со стороны общества недостаточна для сохранения самой семьи - главной опоры детей. Главная экономическая и социальная проблема многих семей с детьми-инвалидами - бедность. У большинства людей возможности для развития ребенка весьма ограничены. В настоящее время мало кто понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

Таким образом, актуальными проблемами людей с ограниченными возможностями является целый комплекс социально-экономических затруднений, особые потребности в получении медицинской и социально-медицинской помощи, оздоровлении, санаторно-курортном лечении, обеспечении медикаментами; социально-психологической изоляцией и неприятием, отчужденностью, трудностями интеграции, доступа к информации, образованию, труду. Статус инвалида характеризуется социальной изоляцией, ограничением практически всех видов его жизнедеятельности. Преодоление социально-психологической дезадаптации инвалидов предполагает, прежде всего изменение отношения общества к этой категории

ВЫВОДЫ:

  1. Согласно Федеральному Закону «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнeдеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

  2. Основными социальными проблемами инвалидов в современном российском обществе являются:

- социально-экономические;

- социально-коммуникативные;

- социально-бытовые;

- проблемы получения образования;

- проблемы трудоустройства.

Нормативно-правовая база социальной защиты людей с ограниченными возможностями в России

Нормативно-правовая база Российской Федерации опирается на международные принципы и стандарты и реализуется посредством Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов, Положений, Указов президента и Правительства, в областных законах и актах, муниципальных нормативно-правовых документах. [3; ст.2]

В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в важнейших документах таких, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.; Конституция Российской Федерации, принятая всенародным гoлoсованием 12 декабря 1993 г.; Законы Российской Федерации («О защите инвалидов в Российской Федерации», «O социальной защите инвалидов», «Об охране здоровья граждан Российской Федерации»), Указы Президента Российской Федерации «O дополнительных мерах государственной поддержки инвалидoв» и «O мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

По Конституции, согласно Статье 7.2. в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер oплаты труда, обеспечивается государственная поддержка инвалидoв и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. По статье статья 39.1. каждому гарантируется социальное обеспечение, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В последние десятилетия в Российской Федерации развивается нормативная база социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах. Большую роль для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подписанные президентом Российской Федерации в 1995 году.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал социально-правовой основой для развертывания комплексной социальной работы с инвалидами. В нем определяются понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (ст. закона №1), «социальная защита инвалидов» (ст. закона №2), «медико-социальная экспертиза» (ст. №7,8), «реабилитация инвалидов» (ст. закона №9-12), «обеспечение жизнедеятельности инвалидoв» (ст. закона №13-32). Правительством Российской Федерации, государственными органами субъектов Федерации начата работа по нормативному и организационному обеспечению реализации норм Закона. Например, распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. №210-Р «О координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов» призвано создать организационный механизм действий важнейших норм Закона.

Социальные услуги предоставляются всем инвалидам не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 закона).

В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицoм способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Этим же законом функция определения инвалидности возлагается на Государственную службу медико-социальной экспертизы.

Государством реализуются такие направления как:

  • разработка комплексной системы социальной защиты инвалидoв, включая организацию реабилитации, прямой социальной пoмощи и поддержки инвалидов, а также проведение медико-социальной экспертизы;

  • координация деятельности государственных, общественных и иных организаций инвалидов, направленной на содействие активному участию инвалидов в жизни общества;

  • создание на государственной, благотворительной и попечительской основе сети служб реабилитации и социального обслуживания инвалидов;

  • подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства по вопросам социальной защиты инвалидов и деятельности их общественных организаций;

  • установление принципов организации служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и управление ими;

  • организация подготовки кадров в сфере социальной защиты инвалидов.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Законом «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения. Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности. Группа и причины инвалидности устанавливаются в настоящее время в соответствии с советским и российским законодательством.

В России на сегодняшний день существует классификация, критерии и методы оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов, которые представлены в методических рекомендациях для работников медикo-социальной экспертизы (далее, МСЭ).

Так, дается классификация нарушений основных функций организма человека:

  • Нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения).

  • Языковые и речевые нарушения – вербальной и невербальной, устной и письменной речи; голосообразования и формы речи (заикание, дизартрия и пр.).

  • Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярной функции, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности; болевой синдром).

  • Нарушения стато-динамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений).

  • Висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ, внутренней секреции, иммунитета).

  • Уродующие нарушения (деформации лица, головы, туловища, конечностей, выраженное внешнее уродство; аномальные отверстия; нарушение размеров тела: гигантизм, карликовость, избыточный вес).

Выделены 4 степени нарушений: незначительные, умеренные, выраженные, значительно выраженные. Рекомендации определяют параметры нарушений и ограничений: к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, труду, ориентации, общению, к контролю своего поведения, игровой деятельности (для детей).

В зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления инвалидности назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания. При определении группы инвалидности ВТЭК всегда должна устанавливать причину инвалидности, поскольку от причины инвалидности во многих случаях зависит право на пенсию, ее размер и различные льготы. Утверждены также дополнительные инструкции, и положения о порядке установления причинной связи инвалидности у участников Великой Отечественной войны; проходивших службу в составе Вооруженных Сил СССР; а также воинов, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан; лиц, утративших трудоспособность вследствие стихийных бедствий или катастроф; заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям, что предусматривает введение дополнительных льгот для инвалидов по пенсионному обеспечению, протезированию, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, по труду, обеспечению жилой площадью, проезду на транспорте.

Социальное обслуживание инвалидов регулируется Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятым Государственной Думой 17 мая 1995 г. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ определены основные права инвалидов в Российской Федерации. В Главе 4. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов» рассматриваются основы социальной защиты инвалидов в России.

Так, в статье 13 «Медицинская помощь инвалидам» гарантируется оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, которое осуществляется бесплатно на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Статья 15 – «Обеспечение беспрепятственного» доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

В статье 17 «Обеспечение инвалидов жилой площадью» указано: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов»: образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Образовательные учреждения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 19 «Образование инвалидов»: государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации.

Статья 20 «Обеспечение занятости инвалидов»: им предоставляются гарантии трудовой занятости, путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, установление для приема на работу минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства.

Статьей 23 «Условия труда инвалидов» для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Статья 27 «Материальное обеспечение инвалидов» включает денежные выплаты по различным основаниям.

В статье 28 «Социально-бытовое обслуживание инвалидов нуждающимся в постороннем уходе и помощи», предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях.

Статья 30. «Транспортное обслуживание инвалидов». В этой статье инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта.

В 2012 г. Россией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, направленная на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод. Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, уважение прав детей-инвалидов. Эти принципы имплементированы в российское законодательство.

Правительство Российской Федерации продолжит выделять субсидии работодателям на организацию рабочего места для людей с ограниченными возможностями. Обеспечение инвалидов современными и удобными техническими средствами реабилитации. В Федеральном бюджете на этот год на 25% увеличен объем финансирования закупок технических средств реабилитации - до 15 млрд. 500 млн. рублей. С 1 января 2012 года дополнительно к пенсии планируется ввести ежемесячную денежную компенсацию инвалидам вследствие военной травмы. Кроме того, правительство приняло решение о предоставлении людям с ограниченными возможностями по здоровью бесплатного проезда на фирменных поездах к месту лечения и обратно. К 2016 году количество школ, пригодных для учебы детей-инвалидов, вырастет в восемь раз. К 2016 году количество школ (должно вырасти в восемь раз - с 1 тыс. 200 до 10 тыс. сейчас доля таких общеобразовательных учреждений составляет всего 2,5%.

В городе Новошахтинске реализуется долгосрочная городская целевая программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп граждан, на 2011-2013 годы». Для этого приняты меры, такие как: формирование доступной среды для инвалидов, обеспечение доступности связи, информации для инвалидов; совершенствование социальной реабилитации инвалидов; повышение уровня социокультурной реабилитации инвалидов.

Итак, законы определяют государственную политику в области социальной защиты и поддержки инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, различными федеральными, региональными нормативно-правовыми актами, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами, а изучение их позволит квалифицированно оказывать помощь. Для того, чтобы помогать инвалидам более масштабнее и качественнее, реализуются государственные программы, которые призваны обеспечить социальное интегрирование в общество. В настоящее время разрабатываются программы по обеспечению доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важная роль в сфере социально-правовой поддержки инвалидов отводится законодательству на местном уровне. Так, в г. Новошахтинске в основном проводятся уже существующие меры поддержки инвалидов, также реализуется долгосрочная программа социальной поддержки инвалидов в городе Новошахтинске «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных граждан, проживающих в городе Новошахтинске».

Таким образом, Законы определяют государственную политику в области социальной защиты и поддержки инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, проявились в числе прочего в усилении внимания к проблемам реабилитации и социальной поддержки лиц с нарушениями в развитии, и свидетельством тому служит принятие целого ряда нормативно-правовых актов, среди которых центральное место занимают Конституция Российской Федерации, ряд Федеральных Законов Российской Федерации («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»), Указы Президента, Постановления Правительства, а также региональные и муниципальные правовые акты и программы.

Региональный уровень социальной защиты инвалидов

В Ростовской области проживает около 370 тысяч инвалидов, что составляет 8,2% от населения области, в том числе инвалидов по зрению – более 11,0 тысяч человек, инвалидов–колясочников – более 20,0 тысяч человек, инвалидов по слуху – около 5,0 тысяч человек.

В целях реализации Конвенции ООН «О правах инвалидов», ратифицированной Российской Федерацией в мае прошлого года, в Ростовской области принят Областной закон от 05.07.2013 № 1115-ЗС «Об обеспечении на территории Ростовской области беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования ими транспортом, средствами связи и информации».

В 2013 году министерством труда и социального развития Ростовской области совместно с общественными организациями инвалидов проведен социологический опрос 1000 инвалидов по вопросу соблюдения в Ростовской области положений Конвенции ООН и требований законодательства по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов.

По результатам опроса – 68% инвалидов положительно оценили выполнение Конвенции ООН (из них 13% указали на полное соблюдение). На несоблюдение правовых норм указали 32% инвалидов.

Положительная оценка уровня доступности, от 45 до 68% от числа опрошенных, дана по четырем сферам жизнедеятельности инвалидов (социальное обслуживание, информационные и коммуникационные службы и связь, бытовое и торговое обслуживание, административные здания). Негативная оценка уровня доступности выявлена по одиннадцати сферам – от 17 до 37% (культурно-зрелищные объекты, включая места отдыха, общественный транспорт, жилые дома, междугородный транспорт, образование (ВУЗы), инженерные устройства (лифты, подъемники), дороги, объекты инженерной инфраструктуры, спорт, включая туризм, занятость и трудоустройство).

В целях формирования доступной среды для инвалидов принято постановление Правительства Ростовской области от 07.02.2013 № 56 «Об организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».

Все муниципальные образования и органы исполнительной власти Ростовской области утвердили перечни по 2315 объектам социальной инфраструктуры, подлежащих паспортизации.

Созданы комиссии по обследованию объектов и экспертной оценке состояния их доступности.

Обследованные 2315 объектов областной и муниципальной собственности подлежат включению в планы адаптации социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.

По состоянию на 25.10.2013 в планы адаптации включены 1279 объектов, что составляет 63,6%. Города: Азов, Батайск, Волгодонск, районы: Матвеево-Курганский, Родионово-Несветайский, Тарасовский, Чертковский представили планы адаптации не в полном объеме. Низкий уровень организации работы в городе Ростове-на-Дону (из обследованных 549 объектов в план адаптации включены 77 объектов или 14%).

По направлениям деятельности выявлено: доступны полностью всем категориям инвалидов около 7%, полностью недоступны более 23% обследованных объектов и частичная степень доступности объектов составляет около 70%.

С целью создания в Ростовской области безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения принята государственная программа Ростовской области «Доступная среда» со сроком реализации 2014-2020 годы.

На реализацию государственной программы предусмотрены средства федерального и областного бюджетов в сумме 182,2 млн. рублей.

Ответственным исполнителем Программы является министерство труда и социального развития Ростовской области.

Участниками государственной программы Ростовской области «Доступная среда» являются: министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство культуры Ростовской области, министерство по физический культуре и спорту Ростовской области.

Министерству труда и социального развития Ростовской области предусмотрено финансирование в сумме 92,4 млн. рублей на реализацию мероприятий:

  • разработка проектно-сметной документации для адаптации помещений объектов социальной инфраструктуры;

  • организация работы по обеспечению техническими средствами реабилитации для инвалидов;

  • организация по созданию информационной доступности инвалидам по слуху.

Министерству общего и профессионального образования Ростовской области предусмотрены средства областного бюджета в сумме 89,2 млн.рублей на создание универсальной безбарьерной среды для инвалидов в образовательных учреждениях Ростовской области и укрепление материально-технической базы специальных образовательных учреждений и детских домов.

Министерству культуры Ростовской области предусмотрено финансирование за счет средств областного бюджета в сумме 600,0 тыс.рублей на оснащение «Ростовской областной специальной библиотеки для слепых» специальным оборудованием, а также организацию мероприятий выездного цикла «Шаги навстречу». [4; ст.1]

Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области проводятся спартакиады среди детей-инвалидов. Итак, касается города Новошахтинска. Численность инвалидов в городе Новошахтинске составляет более 9 тыс. человек, в том числе 295 человек – инвалиды с заболеванием опорно-двигательного аппарата, 421 человек – инвалиды по зрению, 47 человек – инвалиды по слуху. Доля инвалидов в общей численности населения города составляет 8,2 процента. Признание лица инвалидом в городе Новошахтинске осуществляется Бюро медико-социальной экспертизы, находящейся в городской больнице №2 поселка Западный, где инвалиды получают группу инвалидности на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации и выдается инвалиду индивидуальная программа реабилитации. Каждый год или два инвалиды города проходят переосвидетельствование. И многие сталкиваются с различного рода неудобствами, особенно в медицинской и социальной части реабилитационного процесса. Особо остро стоит нехватка профессиональных медицинских кадров (врачей различного профиля, медперсонала среднего звена, массажистов, ортопедов и прочих), отсюда перегруженность медкабинетов и врачей и все это проводит к огромным очередям, и следовательно говорить о какой-либо качественной помощи и консультации не приходиться.

Так же в городе в довольно сильном отдалении друг от друга расположены отдельные медицинские учреждения, и не в каждом есть специалисты нужного профиля, остро стоит проблема нехватки мест в стационаре, а ведь прохождение курса лечения в стационаре является обязательным условием допуска к прохождению комиссии в БМСЭ.

На сегодняшний день остро стоит проблема дефицита, а иногда даже отсутствие современного диагностического и реабилитационного оборудования, что уменьшает возможность реабилитируемости.

В дни освидетельствования в БМСЭ характерны огромные очереди, все это проходит стихийно, неравномерно, отсюда исходит проблема неорганизованного учета инвалидов, отсутствие в бюро различных технико-электронных средств ведения документации, учета инвалидов.

Так же большие неудобства у инвалидов г. Новошахтинска вызывает характер оснащения техническими средствами реабилитации. Местный филиал Фонда социального страхования практически не играет существенной роли по их выдаче. Инвалидам приходится ехать в соседний город Шахты и там оформлять документ оплаты счета для приобретения специальных технических средств и приспособлений (трости, инвалидные коляски, протезы, ортопедическая обувь и т.д.). От срока оформления заказа до его получения проходит в среднем от 3 до 6 месяцев, и пока заказ придет, подходит время очередной смены технических средств реабилитации (средства реабилитации должны меняться каждый год). Все это актуализирует необходимость создания службы, функционал которой позволит без временных, физических и финансовых затрат людей с ограниченными возможностями оказать им квалифицированную помощь и поддержку, в процессе медико-социальной экспертизы, разработки индивидуальной программы реабилитации, получении реабилитационных услуг и товаров.

Следовательно, на региональном уровне проводятся реабилитационные мероприятия, программы включающие помощь инвалидам в оказании услуг, проведение диагностики. В итоге в городе Новошахтинске выявленные проблемы с инфаструкторой, оборудованные центров для диагностики и профилактике, для людей с ограниченными способностями, нехватка профессионального персонала. Все эти факторы не дают успешной возможности снизить риск людей с ограниченными способностями. Необходимо выработать определенную систему мер для успешной реализации помощи инвалидам.

ВЫВОДЫ:

  1. В заключение, видно, были приняты международные правовые нормы и стандарты социальной защиты людей с ограниченными возможностями. В международных документах описаны права-инвалидов, которые обеспечивают лицам с ограниченными возможностями быть равноправными с другими гражданами, в экономической, политической и правовой сфере.

  2. В нашей стране разрабатываются определенные программы по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями, которые позволят улучшить возможности для инвалидов.

  3. Одной из проблемой города Новошахтинска является отсутствие профессиональных медицинских кадров, качественного оборудования и нехватка мест для инвалидов. Таким образом все эти факторы не дают успешной возможности снизить риск людей с ограниченными способностями. Необходимо выработать определенную систему мер для успешной реализации помощи инвалидам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Организация Объединенных Наций, Декларации, Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]: декларация: [принята и провозглашена резолюцией № 258-А (II) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1971 г., ратифицирована Российской Федерацией 10 мая 1998 г.]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

2. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон (№ 181-ФЗ от 24.11.1995 г., в ред. от 23.02.2013)] - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156792/

3. Российская Федерация, Законы, Об охране здоровья граждан в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г. (№ 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; в ред. от 23.11.2011 г.)]. – URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html

4. Администрация г.Новошахтинска, Программы, Долгосрочная городская целевая программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп граждан, проживающих в городе Новошахтинске, на 2011-2014 годы» [Электронный ресурс]: программа [утверждена постановлением Администрации города от 21.01.2011 (№18; в редакции от 24.08.2012. № 851; от 25.12.2012. № 1577)] – URL: http://www.novoshakhtinsk.org/administration/management/legislative_acts/resolutions/134/24270//

1 Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Электронный ресурс] / И.Ю. Ветрова. - URL: http://inva-portal.ru/publ/42-1-0-397

Просмотров работы: 27943