Приобретение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудoустройству, направления на лечение.
11 июня 1999 г. Министерством Юстиции Российской Федерации за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России». Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.
Правовой статус людей с ограниченными возможностями
Инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». [1; ст.1]
В настоящее время цивилизованные страны стараются решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научно-исследовательского подхода, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов.
Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, глухота, слепота, умственная отсталость.
В качестве причин инвалидности могут быть указаны:
общее заболевание;
трудовое увечье;
профессиональное заболевание;
инвалидность с детства;
инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;
военная травма или заболевание, полученные в период военной службы;
инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска;
иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов о перечисленных выше обстоятельствах учреждение констатирует, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает заявителю содействие в поиске необходимых документов. После получения документов причина инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования инвалида.
В нашей стране неуклонно увеличивается число людей с ограниченными возможностями. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.
Понятие «человек с ограниченными возможностями». Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. [2; ст.3]
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
а) недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;
б) ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;
в) недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).
В России чаще используется термин «инвалид». Согласно Федеральному Закону «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнeдеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Депутаты Государственной Думы Российской Федерации выступили с инициативой отказаться от терминов «инвалид», «человек с отклонениями в развитии» и внести поправки в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «O физической культуре и спорте в Российской Федерации». Указанные термины традиционно в России ассоциируются с такими нарушениями состояния здоровья, как «умственная отсталость», предполагают лишенность, исключенность, дискриминационный подход, не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у людей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано co значительными проблемами в семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации. В большинстве развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения для обозначения этой категории граждан применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья»
В нормативно-правовой документации Российской Федерации люди с ограниченными возможностями определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В Федеральном Законе «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидов
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация нарушений основных функций организма человека:
Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
Нарушения статодинамической функции.
Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Если мы говорим о детском возрасте, то дети, относящиеся к первым трем категориям, составляют большую часть из общего количества детей-инвалидов, имеющих инвалидность. Многие дети, независимо от вида нарушения, имеют отклонения или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.
Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, которая имеет категории: по полу возрасту и социальному статусу. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.
Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.
Таким образом, определение «человек с ограниченными возможностями» наиболее оптимален для использования в современной науке и социальной практике, поскольку предполагает минимальную степень дискриминации, интеграцию в среду, предоставление соответствующих условий для данной категории людей.
Актуальные проблемы людей с ограниченными возможностями
Лица с ограниченными возможностями — это особая социальная группа людей, имеющая существенно важные в социальном плане особенности и потребности, которые определяют необходимость разработки и реализации особой социальной политики и мер социальной защиты.
Инвалиды относятся к категории так называемого «маломобильного» населения и являются наименее защищённой, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с физическим состоянием, вызванным заболеваниями и приведшим к инвалидности, с понижением общей активности. В значительной степени социальная незащищённость этих групп населения связана с наличием психологического фактора, деформирующего взаимоотношения с обществом и затрудняющего адекватный контакт. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды. Всё это ведёт к возникновению эмоционально-волевых расстройств, изменениям поведения
В связи с социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночным отношениям во всех сферах жизнедеятельности российского социума, отмечается усугубление старых и появление новых социальных проблем, связанных с социализацией людей с ограниченными возможностями, решение которых требует новых дифференцированных подходов, учитывающих специфику этой группы населения, особенно в регионах. Экономические, политические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги, девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем инвалидов.
Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
Все инвалиды делятся на несколько групп по разным основаниям:
1. По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
3. По степени трудоспособности: трудoспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
В зависимости от того, к какой группе принадлежит инвалид, формируется специфика его проблем, решаются вопросы обучения, трудоустройства, лечения и организации быта.
Люди с ограниченными возможностями имеют затруднения в полноценном социальном функционировании в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, затрудняет жизнь инвалидов неприспособленность внешней среды к их особым нуждам, а также предрассудки общества по отношению к ним.
К основным проблем инвалидов можно отнести: социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические, образования и занятости, досуга, интеграции и самореализации, социально-бытовой адаптации. Одной из важнейших проблем является необходимость социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе.
Наиболее значимыми из «особых» потребностей инвалидов являются следующие1:
- в восстановлении или компенсации нарушенных способностей к различным видам деятельности;
- в материальной поддержке;
- в передвижении, свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. инфраструктуры;
- в возможности получать, обновлять и расширять знания;
- в трудоустройстве и возможности получать доходы от трудoвой деятельности;
- в комфортных бытовых условиях;
- в социально-психологической адаптации;
- в общении.
Решение данных проблем является обязательным условием успешности всех интеграционных, адаптационных и реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов. У людей с ограниченными возможностями возникают проблемы с получением образования, в процессах трудоустройства они являются особо уязвимой категорией, часто затруднено их социальное функционирование и даже элементарное социально-бытовое обслуживание. Так же остро стоит проблема обеспечения инвалидов жильем, в том числе приспособленного к их особым нуждам, оснащенного специальными средствами, облегчающими передвижение и самообслуживание.
Инвалиды как трудовой ресурс имеют значительный потенциал, а государство и общество могут получать значительные преимущества от эффективной занятости инвалидов в виде налоговых поступлений и снижения бремени по социальному обеспечению этой группы населения. Это актуализирует задачу профессиональной реабилитации инвалидов, активизации помощи им в организации самозанятости, развития предпринимательства, помощи в организации надомной работы.
Проблема трудовой деятельности инвалидов тесно связана с возможностью получения ими полноценного и непрерывного образования. Распространен подход к образованию инвалидов в специализированных образовательных учреждениях системы социального обслуживания, которые часто дают непрестижное образование и не дают перспектив на содержательную и высокооплачиваемую работу для инвалидов. Система общего среднего и высшего образования не всегда доступна инвалидам в силу определенных противопоказаний, неприспособленности образовательной среды (аудиторий, пандусов, спецсредств) к особым нуждам инвалидов; медико-социальная экспертиза также не связана с образовательно-профессиональной сферой, информационные ресурсы дистанционного образования в России пока развиты слабо и находятся в стадии формирования.
К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у лиц с ограниченными возможностями относятся:
а) эмоциональная вялость,
б) апатичность,
в) зависимость от опекающих лиц,
г) невысокая мотивация к самостоятельной деятельности, в том числе направленной на коррекцию собственного болезненного состояния,
д) невысокий адаптивный потенциал.
Все эти черты являются составляющими элементами психоорганического синдрома, частично – следствием гиперопеки больного ребенка в социально благополучной семье.
С точки зрения жизненной ситуации, для лиц с ограниченными возможностями характерны отчужденность, отгороженность от жизни общества, неудовлетворённость своим положением, которая связана, прежде всего с одиночеством, с наличием проблемы приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта. Для них затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи. Даже работающие инвалиды практически не участвуют в жизни общества, часто испытывают по отношению к себе настороженное, а то и недоброжелательное отношение со стороны администрации и здоровых коллег.
Инвалидность является первой социальной проблемой. Лица с ограниченными возможностями имеет проблемы в социальной реабилитация и интеграция.
Социальная реабилитация определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов».
Проблема социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями – многоплановая, комплексная проблема, имеющая различные аспекты: медицинский, психологический, социально-педагогический, социально-экономический, правовой, организационный.
Специалисты, работающие c инвалидами, выделяют следующие проблемы:
1) социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;
2) при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться самостоятельно;
3) выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
4) трудности при передвижении по городу (нет условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте ), что приводит к изоляции инвалида;
5) отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
6) сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам;
7) отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.
К сожалению, барьеры, о которых упомянуто выше – это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.
Bсе семьи, воспитывающие детей c ограниченными возможностями, можно дифференцировать на четыре основные группы. Первая группа - родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи c окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления o потенциальных возможностях своего ребенка, у матерей отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно- психической напряженности. Cтиль поведения взрослых членов семьи, особенно матери и бабушки, характеризуется огромной заботой по отношению к ребенку, регламентации образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребенка, ограничением социальных контактов. Из-за этого происходит негативное влияние на формирование личности, что влияет на отсутствие активности, формирования личности, низкой самооценки. Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка. В таких семьях наиболее частo встречаются случаи скрытого алкоголизма родителей.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. B этих семьях отмечается устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, содружество в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности. Родители этой группы семей обладают наиболее высоким образовательным уровнем. Данный стиль помогает развивать у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений в семье и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию . В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, распоряжений, не учитывая его интеллектуальных возможностей. За отказ или невыполнение этих требований прибегают к физическим наказаниями. При таком стиле поведения у ребенка появляется аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Всё это приводит к физического и психического состояния.
Этот анализ проблем и особенностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, свидетельствует o необходимости усилить социальную поддержку семей с детьми-инвалидами с целью укрепления такой семьи, для защиты жизненных интересов самой семьи и всех ее членов - взрослых и детей. К сожалению, в настоящее время поддержка семьи с ребенком-инвалидом со стороны общества недостаточна для сохранения самой семьи - главной опоры детей. Главная экономическая и социальная проблема многих семей с детьми-инвалидами - бедность. У большинства людей возможности для развития ребенка весьма ограничены. В настоящее время мало кто понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.
Таким образом, актуальными проблемами людей с ограниченными возможностями является целый комплекс социально-экономических затруднений, особые потребности в получении медицинской и социально-медицинской помощи, оздоровлении, санаторно-курортном лечении, обеспечении медикаментами; социально-психологической изоляцией и неприятием, отчужденностью, трудностями интеграции, доступа к информации, образованию, труду. Статус инвалида характеризуется социальной изоляцией, ограничением практически всех видов его жизнедеятельности. Преодоление социально-психологической дезадаптации инвалидов предполагает, прежде всего изменение отношения общества к этой категории
ВЫВОДЫ:
Согласно Федеральному Закону «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнeдеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Основными социальными проблемами инвалидов в современном российском обществе являются:
- социально-экономические;
- социально-коммуникативные;
- социально-бытовые;
- проблемы получения образования;
- проблемы трудоустройства.
Нормативно-правовая база социальной защиты людей с ограниченными возможностями в России
Нормативно-правовая база Российской Федерации опирается на международные принципы и стандарты и реализуется посредством Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов, Положений, Указов президента и Правительства, в областных законах и актах, муниципальных нормативно-правовых документах. [3; ст.2]
В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в важнейших документах таких, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.; Конституция Российской Федерации, принятая всенародным гoлoсованием 12 декабря 1993 г.; Законы Российской Федерации («О защите инвалидов в Российской Федерации», «O социальной защите инвалидов», «Об охране здоровья граждан Российской Федерации»), Указы Президента Российской Федерации «O дополнительных мерах государственной поддержки инвалидoв» и «O мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
По Конституции, согласно Статье 7.2. в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер oплаты труда, обеспечивается государственная поддержка инвалидoв и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. По статье статья 39.1. каждому гарантируется социальное обеспечение, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В последние десятилетия в Российской Федерации развивается нормативная база социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах. Большую роль для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подписанные президентом Российской Федерации в 1995 году.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал социально-правовой основой для развертывания комплексной социальной работы с инвалидами. В нем определяются понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (ст. закона №1), «социальная защита инвалидов» (ст. закона №2), «медико-социальная экспертиза» (ст. №7,8), «реабилитация инвалидов» (ст. закона №9-12), «обеспечение жизнедеятельности инвалидoв» (ст. закона №13-32). Правительством Российской Федерации, государственными органами субъектов Федерации начата работа по нормативному и организационному обеспечению реализации норм Закона. Например, распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. №210-Р «О координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов» призвано создать организационный механизм действий важнейших норм Закона.
Социальные услуги предоставляются всем инвалидам не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 закона).
В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицoм способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Этим же законом функция определения инвалидности возлагается на Государственную службу медико-социальной экспертизы.
Государством реализуются такие направления как:
разработка комплексной системы социальной защиты инвалидoв, включая организацию реабилитации, прямой социальной пoмощи и поддержки инвалидов, а также проведение медико-социальной экспертизы;
координация деятельности государственных, общественных и иных организаций инвалидов, направленной на содействие активному участию инвалидов в жизни общества;
создание на государственной, благотворительной и попечительской основе сети служб реабилитации и социального обслуживания инвалидов;
подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства по вопросам социальной защиты инвалидов и деятельности их общественных организаций;
установление принципов организации служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и управление ими;
организация подготовки кадров в сфере социальной защиты инвалидов.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Законом «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения. Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности. Группа и причины инвалидности устанавливаются в настоящее время в соответствии с советским и российским законодательством.
В России на сегодняшний день существует классификация, критерии и методы оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов, которые представлены в методических рекомендациях для работников медикo-социальной экспертизы (далее, МСЭ).
Так, дается классификация нарушений основных функций организма человека:
Нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения).
Языковые и речевые нарушения – вербальной и невербальной, устной и письменной речи; голосообразования и формы речи (заикание, дизартрия и пр.).
Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярной функции, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности; болевой синдром).
Нарушения стато-динамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений).
Висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ, внутренней секреции, иммунитета).
Уродующие нарушения (деформации лица, головы, туловища, конечностей, выраженное внешнее уродство; аномальные отверстия; нарушение размеров тела: гигантизм, карликовость, избыточный вес).
Выделены 4 степени нарушений: незначительные, умеренные, выраженные, значительно выраженные. Рекомендации определяют параметры нарушений и ограничений: к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, труду, ориентации, общению, к контролю своего поведения, игровой деятельности (для детей).
В зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления инвалидности назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания. При определении группы инвалидности ВТЭК всегда должна устанавливать причину инвалидности, поскольку от причины инвалидности во многих случаях зависит право на пенсию, ее размер и различные льготы. Утверждены также дополнительные инструкции, и положения о порядке установления причинной связи инвалидности у участников Великой Отечественной войны; проходивших службу в составе Вооруженных Сил СССР; а также воинов, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан; лиц, утративших трудоспособность вследствие стихийных бедствий или катастроф; заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям, что предусматривает введение дополнительных льгот для инвалидов по пенсионному обеспечению, протезированию, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, по труду, обеспечению жилой площадью, проезду на транспорте.
Социальное обслуживание инвалидов регулируется Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятым Государственной Думой 17 мая 1995 г. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ определены основные права инвалидов в Российской Федерации. В Главе 4. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов» рассматриваются основы социальной защиты инвалидов в России.
Так, в статье 13 «Медицинская помощь инвалидам» гарантируется оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, которое осуществляется бесплатно на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 – «Обеспечение беспрепятственного» доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.
В статье 17 «Обеспечение инвалидов жилой площадью» указано: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов»: образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Образовательные учреждения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Статья 19 «Образование инвалидов»: государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 20 «Обеспечение занятости инвалидов»: им предоставляются гарантии трудовой занятости, путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, установление для приема на работу минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства.
Статьей 23 «Условия труда инвалидов» для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Статья 27 «Материальное обеспечение инвалидов» включает денежные выплаты по различным основаниям.
В статье 28 «Социально-бытовое обслуживание инвалидов нуждающимся в постороннем уходе и помощи», предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях.
Статья 30. «Транспортное обслуживание инвалидов». В этой статье инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта.
В 2012 г. Россией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, направленная на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод. Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, уважение прав детей-инвалидов. Эти принципы имплементированы в российское законодательство.
Правительство Российской Федерации продолжит выделять субсидии работодателям на организацию рабочего места для людей с ограниченными возможностями. Обеспечение инвалидов современными и удобными техническими средствами реабилитации. В Федеральном бюджете на этот год на 25% увеличен объем финансирования закупок технических средств реабилитации - до 15 млрд. 500 млн. рублей. С 1 января 2012 года дополнительно к пенсии планируется ввести ежемесячную денежную компенсацию инвалидам вследствие военной травмы. Кроме того, правительство приняло решение о предоставлении людям с ограниченными возможностями по здоровью бесплатного проезда на фирменных поездах к месту лечения и обратно. К 2016 году количество школ, пригодных для учебы детей-инвалидов, вырастет в восемь раз. К 2016 году количество школ (должно вырасти в восемь раз - с 1 тыс. 200 до 10 тыс. сейчас доля таких общеобразовательных учреждений составляет всего 2,5%.
В городе Новошахтинске реализуется долгосрочная городская целевая программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп граждан, на 2011-2013 годы». Для этого приняты меры, такие как: формирование доступной среды для инвалидов, обеспечение доступности связи, информации для инвалидов; совершенствование социальной реабилитации инвалидов; повышение уровня социокультурной реабилитации инвалидов.
Итак, законы определяют государственную политику в области социальной защиты и поддержки инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, различными федеральными, региональными нормативно-правовыми актами, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами, а изучение их позволит квалифицированно оказывать помощь. Для того, чтобы помогать инвалидам более масштабнее и качественнее, реализуются государственные программы, которые призваны обеспечить социальное интегрирование в общество. В настоящее время разрабатываются программы по обеспечению доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важная роль в сфере социально-правовой поддержки инвалидов отводится законодательству на местном уровне. Так, в г. Новошахтинске в основном проводятся уже существующие меры поддержки инвалидов, также реализуется долгосрочная программа социальной поддержки инвалидов в городе Новошахтинске «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных граждан, проживающих в городе Новошахтинске».
Таким образом, Законы определяют государственную политику в области социальной защиты и поддержки инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, проявились в числе прочего в усилении внимания к проблемам реабилитации и социальной поддержки лиц с нарушениями в развитии, и свидетельством тому служит принятие целого ряда нормативно-правовых актов, среди которых центральное место занимают Конституция Российской Федерации, ряд Федеральных Законов Российской Федерации («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»), Указы Президента, Постановления Правительства, а также региональные и муниципальные правовые акты и программы.
Региональный уровень социальной защиты инвалидов
В Ростовской области проживает около 370 тысяч инвалидов, что составляет 8,2% от населения области, в том числе инвалидов по зрению – более 11,0 тысяч человек, инвалидов–колясочников – более 20,0 тысяч человек, инвалидов по слуху – около 5,0 тысяч человек.
В целях реализации Конвенции ООН «О правах инвалидов», ратифицированной Российской Федерацией в мае прошлого года, в Ростовской области принят Областной закон от 05.07.2013 № 1115-ЗС «Об обеспечении на территории Ростовской области беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования ими транспортом, средствами связи и информации».
В 2013 году министерством труда и социального развития Ростовской области совместно с общественными организациями инвалидов проведен социологический опрос 1000 инвалидов по вопросу соблюдения в Ростовской области положений Конвенции ООН и требований законодательства по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов.
По результатам опроса – 68% инвалидов положительно оценили выполнение Конвенции ООН (из них 13% указали на полное соблюдение). На несоблюдение правовых норм указали 32% инвалидов.
Положительная оценка уровня доступности, от 45 до 68% от числа опрошенных, дана по четырем сферам жизнедеятельности инвалидов (социальное обслуживание, информационные и коммуникационные службы и связь, бытовое и торговое обслуживание, административные здания). Негативная оценка уровня доступности выявлена по одиннадцати сферам – от 17 до 37% (культурно-зрелищные объекты, включая места отдыха, общественный транспорт, жилые дома, междугородный транспорт, образование (ВУЗы), инженерные устройства (лифты, подъемники), дороги, объекты инженерной инфраструктуры, спорт, включая туризм, занятость и трудоустройство).
В целях формирования доступной среды для инвалидов принято постановление Правительства Ростовской области от 07.02.2013 № 56 «Об организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».
Все муниципальные образования и органы исполнительной власти Ростовской области утвердили перечни по 2315 объектам социальной инфраструктуры, подлежащих паспортизации.
Созданы комиссии по обследованию объектов и экспертной оценке состояния их доступности.
Обследованные 2315 объектов областной и муниципальной собственности подлежат включению в планы адаптации социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
По состоянию на 25.10.2013 в планы адаптации включены 1279 объектов, что составляет 63,6%. Города: Азов, Батайск, Волгодонск, районы: Матвеево-Курганский, Родионово-Несветайский, Тарасовский, Чертковский представили планы адаптации не в полном объеме. Низкий уровень организации работы в городе Ростове-на-Дону (из обследованных 549 объектов в план адаптации включены 77 объектов или 14%).
По направлениям деятельности выявлено: доступны полностью всем категориям инвалидов около 7%, полностью недоступны более 23% обследованных объектов и частичная степень доступности объектов составляет около 70%.
С целью создания в Ростовской области безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения принята государственная программа Ростовской области «Доступная среда» со сроком реализации 2014-2020 годы.
На реализацию государственной программы предусмотрены средства федерального и областного бюджетов в сумме 182,2 млн. рублей.
Ответственным исполнителем Программы является министерство труда и социального развития Ростовской области.
Участниками государственной программы Ростовской области «Доступная среда» являются: министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство культуры Ростовской области, министерство по физический культуре и спорту Ростовской области.
Министерству труда и социального развития Ростовской области предусмотрено финансирование в сумме 92,4 млн. рублей на реализацию мероприятий:
разработка проектно-сметной документации для адаптации помещений объектов социальной инфраструктуры;
организация работы по обеспечению техническими средствами реабилитации для инвалидов;
организация по созданию информационной доступности инвалидам по слуху.
Министерству общего и профессионального образования Ростовской области предусмотрены средства областного бюджета в сумме 89,2 млн.рублей на создание универсальной безбарьерной среды для инвалидов в образовательных учреждениях Ростовской области и укрепление материально-технической базы специальных образовательных учреждений и детских домов.
Министерству культуры Ростовской области предусмотрено финансирование за счет средств областного бюджета в сумме 600,0 тыс.рублей на оснащение «Ростовской областной специальной библиотеки для слепых» специальным оборудованием, а также организацию мероприятий выездного цикла «Шаги навстречу». [4; ст.1]
Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области проводятся спартакиады среди детей-инвалидов. Итак, касается города Новошахтинска. Численность инвалидов в городе Новошахтинске составляет более 9 тыс. человек, в том числе 295 человек – инвалиды с заболеванием опорно-двигательного аппарата, 421 человек – инвалиды по зрению, 47 человек – инвалиды по слуху. Доля инвалидов в общей численности населения города составляет 8,2 процента. Признание лица инвалидом в городе Новошахтинске осуществляется Бюро медико-социальной экспертизы, находящейся в городской больнице №2 поселка Западный, где инвалиды получают группу инвалидности на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации и выдается инвалиду индивидуальная программа реабилитации. Каждый год или два инвалиды города проходят переосвидетельствование. И многие сталкиваются с различного рода неудобствами, особенно в медицинской и социальной части реабилитационного процесса. Особо остро стоит нехватка профессиональных медицинских кадров (врачей различного профиля, медперсонала среднего звена, массажистов, ортопедов и прочих), отсюда перегруженность медкабинетов и врачей и все это проводит к огромным очередям, и следовательно говорить о какой-либо качественной помощи и консультации не приходиться.
Так же в городе в довольно сильном отдалении друг от друга расположены отдельные медицинские учреждения, и не в каждом есть специалисты нужного профиля, остро стоит проблема нехватки мест в стационаре, а ведь прохождение курса лечения в стационаре является обязательным условием допуска к прохождению комиссии в БМСЭ.
На сегодняшний день остро стоит проблема дефицита, а иногда даже отсутствие современного диагностического и реабилитационного оборудования, что уменьшает возможность реабилитируемости.
В дни освидетельствования в БМСЭ характерны огромные очереди, все это проходит стихийно, неравномерно, отсюда исходит проблема неорганизованного учета инвалидов, отсутствие в бюро различных технико-электронных средств ведения документации, учета инвалидов.
Так же большие неудобства у инвалидов г. Новошахтинска вызывает характер оснащения техническими средствами реабилитации. Местный филиал Фонда социального страхования практически не играет существенной роли по их выдаче. Инвалидам приходится ехать в соседний город Шахты и там оформлять документ оплаты счета для приобретения специальных технических средств и приспособлений (трости, инвалидные коляски, протезы, ортопедическая обувь и т.д.). От срока оформления заказа до его получения проходит в среднем от 3 до 6 месяцев, и пока заказ придет, подходит время очередной смены технических средств реабилитации (средства реабилитации должны меняться каждый год). Все это актуализирует необходимость создания службы, функционал которой позволит без временных, физических и финансовых затрат людей с ограниченными возможностями оказать им квалифицированную помощь и поддержку, в процессе медико-социальной экспертизы, разработки индивидуальной программы реабилитации, получении реабилитационных услуг и товаров.
Следовательно, на региональном уровне проводятся реабилитационные мероприятия, программы включающие помощь инвалидам в оказании услуг, проведение диагностики. В итоге в городе Новошахтинске выявленные проблемы с инфаструкторой, оборудованные центров для диагностики и профилактике, для людей с ограниченными способностями, нехватка профессионального персонала. Все эти факторы не дают успешной возможности снизить риск людей с ограниченными способностями. Необходимо выработать определенную систему мер для успешной реализации помощи инвалидам.
ВЫВОДЫ:
В заключение, видно, были приняты международные правовые нормы и стандарты социальной защиты людей с ограниченными возможностями. В международных документах описаны права-инвалидов, которые обеспечивают лицам с ограниченными возможностями быть равноправными с другими гражданами, в экономической, политической и правовой сфере.
В нашей стране разрабатываются определенные программы по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями, которые позволят улучшить возможности для инвалидов.
Одной из проблемой города Новошахтинска является отсутствие профессиональных медицинских кадров, качественного оборудования и нехватка мест для инвалидов. Таким образом все эти факторы не дают успешной возможности снизить риск людей с ограниченными способностями. Необходимо выработать определенную систему мер для успешной реализации помощи инвалидам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Организация Объединенных Наций, Декларации, Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]: декларация: [принята и провозглашена резолюцией № 258-А (II) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1971 г., ратифицирована Российской Федерацией 10 мая 1998 г.]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml
2. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон (№ 181-ФЗ от 24.11.1995 г., в ред. от 23.02.2013)] - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156792/
3. Российская Федерация, Законы, Об охране здоровья граждан в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г. (№ 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; в ред. от 23.11.2011 г.)]. – URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html
4. Администрация г.Новошахтинска, Программы, Долгосрочная городская целевая программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп граждан, проживающих в городе Новошахтинске, на 2011-2014 годы» [Электронный ресурс]: программа [утверждена постановлением Администрации города от 21.01.2011 (№18; в редакции от 24.08.2012. № 851; от 25.12.2012. № 1577)] – URL: http://www.novoshakhtinsk.org/administration/management/legislative_acts/resolutions/134/24270//
1 Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Электронный ресурс] / И.Ю. Ветрова. - URL: http://inva-portal.ru/publ/42-1-0-397