РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Чудакова К.И. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гражданский (или общественный) контроль – это система определённых мероприятий и мер, которые осуществляются по инициативе граждан, и направленны на то, чтобы улучшить качество разрабатываемых, принимаемых и реализуемых властных решений, повысить эффективность деятельности государственных и муниципальных организаций и учреждений, а основной целью выступает соблюдение общепризнанных норм международного права и национального законодательства указанными органами, организациями и их должностными лицами1.

Система гражданского контроля создается в целях:

• повышения надежности и эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций и учреждений;

• соблюдения общепризнанных норм международного права и национального законодательства;

• привлечения внимания органов власти и общественности к значимым проблемам, которые возникают в стационарных учреждениях и стимулирование их решения.

Принципы системы гражданского (общественного) контроля2:

1) Осуществление гражданского контроля в отношении лиц, постоянно проживающих в учреждениях социальной сферы, происходит на основе принципов законности, приоритета прав человека, гласности и конфиденциальности и ответственности субъектов. А также в соответствии с Конституцией РФ, признанными РФ принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъекта РФ.

2) Важно сказать, что при осуществлении мероприятий гражданского контроля не допускается вмешательство в профессиональную деятельность учреждений. Членам комиссии гражданского контроля, необходимо получить согласие лиц, которые постоянно проживают в учреждениях социальной сферы, либо их законных представителей на придание гласности информации личного характера.

3) Мероприятия по осуществлению гражданского контроля могут проводиться во взаимодействии с уполномоченным по правам человека и уполномоченным по правам ребенка в субъекте РФ, государственными органами, учреждениями, организациями, иными общественными объединениями.

Субъекты гражданского контроля:

В состав комиссии по гражданскому (общественному) контролю входят: общественные инспекторы, доверенные специалисты, общественные объединения.

• Общественным инспектором может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

• Доверенные специалисты - привлекаемые общественными инспекторами в целях содействия осуществлению мероприятий гражданского контроля сертифицированные специалисты: доверенный врач, доверенный педагог, доверенный психолог, доверенный юрист, доверенный социальный работник, доверенный бухгалтер и т.п.

Доверенным специалистом может быть человек, который имеет соответствующее высшее образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Общественным инспектором, доверенным специалистом не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость либо признанное по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

• Общественные объединения, имеющие государственную регистрацию, согласовавшие мероприятия по оказанию содействия с администрацией учреждений социальной сферы.

Ежедневно поступает тревожная, а зачастую и трагическая, информация о нарушениях прав детей и взрослых, которые проживают в учреждениях социального обслуживания. Мириться с этим невозможно. Причина этих злоупотреблений состоит в объективной закрытости этих учреждений и беззащитности их «обитателей». Так было везде, во всех странах независимо от их политического устройства.

В странах Европы и Северной Америки ситуация поменялась в лучшую сторону в последние 30-50 лет, когда были созданы механизмы гражданского (общественного) контроля, благодаря которым эти учреждения открылись для общественности. Есть множество свидетельств о том, что результатом общественного контроля является нормализация обстановки в соответствующих учреждениях, улучшение отношения персонала к клиенту, повышение качества предоставляемых услуг.

Поэтому и в России нужно создать систему общественного и гражданского контроля, чтобы контролировать деятельность не только учреждений социальной сферы, а также и других учреждений, где постоянно происходят нарушения прав человека3. И первый шаг создания системы гражданского (общественного) контроля в Российской Федерации был сделан 4 июля 2014 года, когда Государственной думой РФ был принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»4. Также нужно сказать, что опыт создания системы гражданского (общественного) контроля – это не что-то новое для нашей страны, у нас уже имеется положительный опыт, который был в СССР и его нужно восстанавливать, где интересы и права народа представлял народный контроль5.

На сегодняшний день в нашей стране успешный региональный проект по формированию механизмов гражданского (общественного) контроля реализуется в Пермском крае, где гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов и инициативных групп, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы. Идеи появления гражданского контроля появились ещё в 2007 году, 4 года потребовалось на разработку проекта закона6.

21 декабря 2011 г. Законодательное Собрание Пермского края приняло Закон № 888-ПК «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае», который вступил в силу с 1 января 2012 г. Разработчиками Закона выступили специалисты региональной общественной организации «Пермская гражданская палата» и аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, представители Общественной палаты Пермского края. Члены Комиссии организовали и провели обучение общественных наблюдателей методикам гражданского контроля, в дальнейшем приняли участие в выездных мероприятиях региональной группы общественных наблюдателей для осуществления общественного (гражданского) контроля в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и социального обслуживания населения, доступ в которые регламентирован правилами внутреннего распорядка7.

Группа общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей, провела 14 выездов в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и социального обслуживания населения, с целью проверки соблюдения прав пациентов. По итогам проведения общественного (гражданского) контроля в указанных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения, были составлены акты и письма с предложениями об улучшении работы. В целом общественные наблюдатели отмечали, что условия для клиентов созданы удовлетворительные и общее состояние помещений не вызывает серьезных опасений.

В январе 2013г. члены Комиссии общественного контроля выступили с предложением провести прямую линию связи с населением, в ходе проведения которой жители региона могли выразить свое мнение о том, что должно быть предметом общественного контроля. Информация о поведении прямой линии была размещена на радио, телевидении и в газетах. В процессе проведения прямой линии выяснилось, что жители Пермского края считаю, что в первую очередь общественный контроль необходим в сфере ЖКХ, здравоохранения и социального обслуживания.

19 февраля 2013 г. была проведена прямая линия связи с населением по вопросу «Об общественном контроле соблюдения прав и законных интересов граждан в учреждениях здравоохранения». Основные проблемы, которые были озвучены это: отсутствие достаточного количества узких специалистов в поликлиниках и стационарах; плохая организация работы лечебных учреждений, в том числе в праздничные дни в стационарах; некачественное оказание медицинской помощи больным, в том числе грубое отношение (более 10% звонков); направление больных на обследование, которое проводится на платной основе; неприспособленность учреждений здравоохранения к приему пожилых граждан и т.д.8.

Следует также отметить, что целый ряд государственных ведомств Пермского края с вниманием относятся к тому, что активные граждане намеренны и желают осуществлять гражданский контроль в подведомственной им сфере, демонстрируя при этом свою открытость гражданскому обществу и готовность к сотрудничеству. Так, например, на официальном сайте ГУ МВД Росси по Пермскому краю содержится раздел «Для граждан», в котором размещены материалы по проведению общественного контроля в целях профилактики правонарушений.

Также привлечение внимания к теме гражданского контроля в Пермском крае делается с помощью телевидения. В 2012 г. На местных телеканал вышло несколько передач на данную тему. Таким образом, региональный закон «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае» демонстрирует свою востребованность, но еще требует некоторых доработок.

Опираясь на положительный опыт внедрения общественного (гражданского) контроля в Пермском крае и по данной аналогии, в Ростовской области также необходимо создать систему общественного и гражданского контроля. Данная тема является актуальной и для Ростовской области, так как в регионе не существует организации, которая бы осуществляла контроль за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, и прочих государственных органов и должностных лиц, а также следила за соблюдением прав и законных интересов граждан. В связи с тем, что в последнее время гражданская активность граждан возросла, то необходимо создать систему гражданского (общественного) контроля, ведь чем больше осуществляется контроль за деятельностью властей, тем качественнее они обслуживают население.

Президент РФ В. В. Путин, выступая на заседании совета при Президенте по борьбе с коррупцией, сказал «чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И потому одна из задач Совета – это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью»9.

Поэтому, в Ростовской области нужно создать систему контроля за соблюдением прав граждан (в сфере ЖКХ, здравоохранении, образовании, градостроительной политике, в работе правоохранительных органов), особенно следует обратить внимание на социальную сферу, а именно на стационарные учреждения социального обслуживания. Потому что, люди, которые там находятся, не могут сами себя защитить.

На территории Ростовской осуществляют свою работу, большое количество стационарных учреждений социального обслуживания в которых находятся дети, пожилые люди и инвалиды, и никто с уверенностью не сможет сказать, что в этих учреждениях не нарушаются их права. Это происходит из-за того, что структура стационарных учреждений социального обслуживания не совершенна. К основным проблемам можно отнести: закрытость таких учреждений, подборка кадрового персонала, низкая заработная плата.

Но нельзя сказать, что никакой работы по формированию гражданского (общественного) контроля не ведётся. В последнее время на территории Ростовской области предпринимаются попытки, которые могут показаться незначительными, но всё же. Например, заимствуются шаги, по которым формировался гражданский (общественный) контроль в других субъектах. На сайте ГУ МВД, также как и в Пермском крае существует раздел «Для граждан», где содержится информация, которая интересует население10.

Следующий шаг был сделан 6 декабря 2013 года, в Ростове-на-Дону в Конгресс холле Государственного Технического Университета состоялся Гражданский форум, под названием «Гражданское общество: взаимодействие, развитие, перспективы», организатором которого выступила Общественная палата Ростовской области при поддержке Правительства Ростовской области11. Целью форума являлось объединение усилия власти и общественности по дальнейшему развитию гражданского общества в Ростовской области. В форуме участвовали свыше 700 человек из 55 муниципальных образований Ростовской области – это представители власти, в том числе и Губернатор Ростовской области Василий Голубев, а также присутствовали представители бизнеса, научно-образовательной сферы, НКО (некоммерческие организации) и общественные организации Дона, социально активные и неравнодушные граждане. В работе и организации форума приняла активное участие общественная организация «Здоровая планета».

В. Ю. Голубев отметил, что для дальнейшего налаживания и укрепления взаимодействия между властью и гражданским обществом, во всех муниципальных образованиях Ростовской области необходимо создание Общественных Советов. В ходе проведения данного мероприятия была предложена идея, использования положительного опыта работы Народного контроля, который был в СССР12.

На гражданском форуме «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке» председатель правительства Д. А. Медведев предложил несколько шагов для формирования общественного (гражданского) контроля в субъектах Российской Федерации, которые можно применить и к Ростовской области13:

  1. Необходимо чтобы руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Ростовской области (губернатор) провел переговоры и достигнул Соглашения о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека РФ и Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам социального развития и содействия данных федеральных структур в создании региональной системы гражданского контроля в социальной сфере.

  2. Следующий шаг - это проведение совещаний. Нужно провести гражданский круглый стол руководителей профильных ведомств, уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в Ростовской области с общественными организациями Ростовской области по вопросу организации общественных инспекций.

  3. Необходимо разработать правовую и методическую базу гражданского контроля в Ростовской области, в том числе с учетом предложений общественности.

  4. Формирование нормативным правовым актом руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Ростовской области «Комиссии по гражданскому контролю за обеспечением прав граждан, проживающих в учреждениях социальной сферы» (Комиссии по гражданскому контролю). Наделение членов Комиссии полномочиями общественного инспектора. Утверждение регламента Комиссии по гражданскому контролю.

  5. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти по Ростовской области, должен утвердить образец «Удостоверения общественного инспектора» и в дальнейшем провести торжественное вручения этих удостоверений назначенным общественным инспекторам.

  6. Для расширения кадрового потенциала общественного контроля,общественные инспекторы должны сформировать на территории Ростовской области институт добровольных помощников общественного инспектора. В дальнейшем разработать нормативно-правовую базу деятельности добровольных помощников общественных инспекторов.

Для осуществления гражданского (общественного) контроля, на территории Ростовской области предполагается создание Общественных Советов во всех муниципальных образованиях, при которых будет существовать Комиссия гражданского (общественного) контроля сроком на 5 лет. В состав Комиссии для осуществления гражданского (общественного) контроля над стационарными учреждениями будут входить: общественные инспекторы, доверенные специалисты и общественные объединения. Комиссия Гражданского (общественного) контроля осуществляет свою деятельность под руководством Общественных Советов.

Предполагается, что помогать осуществлять гражданский контроль на территории Ростовской области могут общественные организации14. Например, Ростовская региональная культурно - оздоровительная общественная организация «Здоровая планета», и региональная общественная организация по содействию развития гражданского общества «Сударыня»15. Так как в уставе этих организаций прописано, что основное направление их деятельности - это поддержка гражданских и общественных инициатив, то они могут помочь становлению и осуществлению гражданского контроля.

Основные направления (на примере Пермского края), по которым предполагается проведение гражданского (общественного) контроля в Ростовской области16:

  • гражданский контроль за выделением средств из муниципального бюджета на капитальный ремонт жилых зданий.

  • гражданский контроль за деятельностью управляющих компаний и администраций ТСЖ.

  • гражданский контроль органов внутренних дел по работе с заявлениями граждан.

  • гражданский контроль и гражданская экспертиза работы участковых.

  • гражданский контроль в школах на предмет обеспечения нормальных социально-бытовых условий для учащихся.

  • гражданский контроль и гражданская экспертиза социальных учреждений для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

  • гражданский контроль за деятельностью учреждений социального обслуживания.

  • гражданский контроль за обеспечениями лекарственными препаратами по программе дополнительного обеспечения.

  • гражданский контроль качества социальных и медицинских услуг в рамках медико-социальной экспертизы (назначение инвалидности).

  • гражданский контроль содержания щитовой рекламы и рекламы в общественном транспорте (грамотность, этичность, эстетичность).

  • гражданский контроль соблюдения административных регламентов, внедряемых в систему государственного управления.

  • гражданский контроль за доступностью среды для инвалидов (предоставление им путевок на санаторно-курортное лечение).

  • гражданский контроль государственной политики в сфере социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

  • гражданский контроль деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Предполагаемым объектом деятельности гражданского (общественного) контроля в социальной сфере будут:

• стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для пожилых граждан и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками), социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних со стационаром, дома ночного пребывания, другие аналогичные учреждения органов социальной защиты;

• детские дома, школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальные школы открытого и закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей, не достигших возраста уголовной ответственности, органов образования;

• дома ребенка и лечебные учреждения, в том числе психиатрические и психоневрологические учреждения и отделения больниц, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, органов здравоохранения – с учетом правил и ограничений, установленных федеральным законодательством.

Предполагаемые задачи, которые гражданский (общественный контроль) будет решать в стационарных учреждениях социального обслуживания17:

• Будет представлять собой серию спланированных мероприятий, направленных на получение «закрытой», не доступной для широкой общественности информации.

• Будет собирать информацию, которая представляет общественный интерес, т.е. затрагивает интересы большого числа людей и проблемы нарушений прав человека, злоупотреблений и нарушений законодательства со стороны органов власти.

• Будет устранять злоупотребления, нарушения законодательства в отношении лиц, которые находятся в стационарных учреждениях.

• Будет контролировать соблюдение прав человека.

• Будет проверять условия проживания лиц, которые находятся в учреждении: все ли услуги предоставляются; какова укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; есть ли специальное и табельное техническое оснащение в учреждении (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.);

Предполагаемые формы деятельности системы гражданского (общественного) контроля18:

1) Члены Комиссии могут посещать различные социальные учреждения для осуществления гражданского контроля;

2) Члены Комиссии также рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан, и иных лиц, которым стало известно о нарушении прав граждан, постоянно проживающих в учреждениях;

3) Члены Комиссии выясняют, в чем нуждаются лица, проживающиев учреждениях, и само учреждение. Помощь учреждениям осуществляется благодаря содействию общественных объединений, и привлечению ресурсов гражданского общества и социально-ответственного бизнеса для оказания необходимого содействия;

4) Члены Комиссии подготавливают доклады, в которых обобщены результаты мероприятий гражданского контроля;

5) Члены Комиссии подготавливают проекты решений по итогам проведения гражданского контроля в учреждениях;

6) Члены Комиссии проводят мероприятия (общественные обсуждения, слушания) по вопросам деятельности.

Предполагаемые полномочия общественных инспекторов19:

1. Осуществляя гражданский контроль, за обеспечением прав лиц, постоянно проживающих в учреждениях, общественный инспектор вправе:

а) заниматься посещением в сопровождении доверенных специалистов или без их участия учреждения, определенных объектов гражданского контроля, и без предварительного уведомления администрации указанных учреждений;

б) в пределах, разрешенных законодательством, знакомиться с документацией указанных учреждений, имеющей отношение к предмету контроля либо содействия деятельности учреждения; с разрешения совершеннолетних дееспособных лиц либо с разрешения законных представителей несовершеннолетних и недееспособных лиц, проживающих в учреждениях, знакомиться с их личными делами и историями болезни;

в) беседовать с детьми и взрослыми, проживающими в учреждениях, иметь с ними свидания наедине, в условиях, обеспечивающих гарантии конфиденциальности беседы, без ограничения количества и продолжительности встреч;

г) беседовать с сотрудниками учреждений и в пределах, разрешенных законодательством, знакомиться с документами, связанными с соблюдением их прав и законных интересов;

д) осматривать жилые и служебные помещения, инвентарь, аппаратуру, средства транспорта и другие материально-технические средства, состоящие на учете в учреждениях;

е) принимать от проживающих в учреждениях лиц, их родственников и других действующих в их интересах лиц, а также от персонала учреждений, жалобы и заявления;

ж) в первоочередном порядке быть принятым руководителем учреждения, должностными лицами соответствующего ведомства и органа местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы, связанные с соблюдением прав и законных интересов граждан, проживающих в учреждениях; обращать внимание руководителя учреждения, других должностных лиц на выявленные при осуществлении гражданского контроля нарушения прав и законных интересов, проживающих в учреждении лиц и персонала учреждений;

и) обращаться с заявлением к прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, о проведении освидетельствования, назначении экспертизы и принятии других необходимых мер для проверки заявлений о применении насилия, иного жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания в отношении детей или взрослых, проживающих (находящихся) в учреждениях;

к) обращаться с заявлением в прокуратуру с просьбой о возбуждении административных или уголовных дел, если при осуществлении гражданского контроля были выявлены признаки преступлений против личности, интересов государственной службы и других;

л) обращаться в органы, предприятия, учреждения, организации любой формы собственности с просьбой о предоставлении информации, связанной с соблюдением прав и законных интересов лиц, проживающих в учреждениях, их персонала и в месячный срок получать письменные ответы и необходимые характеристики, справки, копии актов и другие документы;

2. Проводя мероприятия гражданского контроля, для исследования учреждений общественный инспектор может по собственной инициативе и под свою ответственность привлекать соответствующих доверенных специалистов. В свою очередь доверенный специалист должен представить в комиссию по гражданскому контролю расписку, в которой будет прописано, что он обязуетсяне разглашать конфиденциальную информации.

3. Общественный инспектор также может проводить консультацию, а если это необходимо, то в дальнейшем представлять интересы граждан, проживающих в учреждениях.

4. После завершения проведения гражданского контроля, общественный инспектор по результатам проведения делает заключение, которое в дальнейшем представляется в комиссию по гражданскому контролю. А при необходимости направляется Уполномоченному по правам человека и по правам ребенка в Ростовской области, руководству инспектированного учреждения, соответствующим федеральным органам исполнительной власти в Ростовской области и органам местного самоуправления. А также в иные компетентные государственные органы или должностным лицам, а также в общественное объединение, представившее данного общественного инспектора, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Комиссию по вопросам социального развития Общественной палаты Российской Федерации, в средства массовой информации.

5. Общественный инспектор, доверенный специалист не вправе:

а) допускать вмешательство в профессиональную деятельность учреждения, подлежащего гражданскому контролю;

б) разглашать сведения, полученные ими при осуществлении гражданского контроля и относящиеся к частной жизни лиц, которые не дали согласия на их разглашение.

6. Общественный инспектор не может участвовать в мероприятии гражданского контроля в учреждениях, о чем он должен сообщить в Комиссию по гражданскому контролю, если общественный инспектор:

а) является супругом или близким родственником кого-либо из тех, кто лично заинтересован в результатах мероприятия гражданского контроля;

б) если он является служащим инспектируемого учреждения или органа (негосударственной организации), к которому относится данное учреждение.

Предполагаемые содействия общественных объединений учреждениям социальной сферы20:

1. Комиссия по гражданскому контролю, по результатам проведения гражданского контроля, чтобы помочь учреждению обобщает информацию о нуждах и потребностях лиц, которые проживают в учреждении, и о нуждах и потребностях самогоучреждения, и в дальнейшем обращаются с рекомендациями к общественным объединениям об оказании необходимого содействия в разрешении выявленных проблем.

2. В свою очередь общественные объединения в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут оказывать учреждениям безвозмездную гуманитарную либо финансовую помощь, по согласованию с администрацией учреждений реализовывать программы содействия в работе учреждений, в том числе образовательные, досуговые и социально-реабилитационные программы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация, Законы, Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] федеральный закон: [от 21 июля 2014 года] –URL: http://base.garant.ru/

  2. СССР. Законы. О народном контроле в СССР [Электронный ресурс]: официальный текст: [от 30 ноября 1979 года] –URL: http://www.bestpravo.ru/

  3. Гончаров А.А. Гражданский контроль над органами власти [Текст] / А. А. Гончарова - .М., 2010. - С.13.

  4. Главное Управление МВД России по Ростовской области [Электронный ресурс] / ГУ МВД - URL: https://61.mvd.ru/

  5. Гражданский форум «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке» [Электронный ресурс] - URL: http://dopoln.ru/pravo/189584/index.html

  6. Медведев Д. А. Гражданский форум «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке» [Электронный ресурс] / Д. А. Медведев - URL: http://dopoln.ru/pravo/189584/index.html

  7. Общественная палата Пермского края [Текст] /Доклад о состоянии гражданского общества в Пермском крае – Пермь, 2013.- С.55.

  8. Пермский край, Законы, Закон Пермского края «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае» [Электронный ресурс]: официальный текст: [от 1 декабря 2011 года] –URL:http://www.president-sovet.ru/structure/group_14/materials/perm_region/28.11.11.php

  9. Путин В.В Выступления на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] / В. В. Путин - URL: http://www.gkrf.ru/

  10. Ростовская региональная культурно - оздоровительная общественная организация «Здоровая планета» [Электронный ресурс] - URL: http://civil-society.donland.ru/

  11. Ростовский Гражданский форум «Гражданское общество: взаимодействие, развитие, перспективы» [Электронный ресурс] - URL: http://news.mail.ru/inregions/south/61/society/16016271/

  12. Региональная общественная организация по содействию развития гражданского общества «Сударыня» [Электронный ресурс] - URL: http://civil-society.donland.ru/

1 Российская Федерация, Законы, Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон: [от 21 июля 2014 года] –URL: http://base.garant.ru/

2 Российская Федерация, Законы, Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] федеральный закон: [от 21 июля 2014 года] –URL: http://base.garant.ru/

3 Гончаров А.А. Гражданский контроль над органами власти [Текст] / А. А. Гончарова - .М., 2010. - С.13.

4Российская Федерация, Законы, Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] федеральный закон: [от 21 июля 2014 года] –URL: http://base.garant.ru/

5 СССР. Законы. О народном контроле в СССР [Электронный ресурс]: официальный текст: [от 30 ноября 1979 года] –URL: http://www.bestpravo.ru/

6 Общественная палата Пермского края [Текст] /Доклад о состоянии гражданского общества в Пермском крае – Пермь,2013.- С.55.

7 Общественная палата Пермского края [Текст] /Доклад о состоянии гражданского общества в Пермском крае – Пермь,2013.- С.55.

8 Общественная палата Пермского края [Текст] /Доклад о состоянии гражданского общества в Пермском крае – Пермь, 2013.- С.55.

9 Путин В.В Выступления на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] / В. В. Путин - URL: http://www.gkrf.ru/

10 Главное Управление МВД России по Ростовской области [Электронный ресурс] / ГУ МВД - URL: https://61.mvd.ru/

11 Ростовский Гражданский форум «Гражданское общество: взаимодействие, развитие, перспективы» [Электронный ресурс] - URL: http://news.mail.ru/inregions/south/61/society/16016271/

12 СССР. Законы. О народном контроле в СССР [Электронный ресурс]: официальный текст: [от 30 ноября 1979 года] –URL: http://www.bestpravo.ru/

13 Медведев Д. А. Гражданский форум «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке» [Электронный ресурс] / Д. А. Медведев - URL: http://dopoln.ru/pravo/189584/index.html

14 Ростовская региональная культурно - оздоровительная общественная организация «Здоровая планета» [Электронный ресурс] - URL: http://civil-society.donland.ru/

15 Региональная общественная организация по содействию развития гражданского общества «Сударыня» [Электронный ресурс] - URL: http://civil-society.donland.ru/

16 Пермский край, Законы, Закон Пермского края «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае» [Электронный ресурс]: официальный текст: [от 1 декабря 2011 года] –URL:http://www.president-sovet.ru/structure/group_14/materials/perm_region/28.11.11.php

17 Пермский край, Законы, Закон Пермского края «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае» [Электронный ресурс]: официальный текст: [от 1 декабря 2011 года] –URL:http://www.president-sovet.ru/structure/group_14/materials/perm_region/28.11.11.php

18 Гражданский форум «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке» [Электронный ресурс] - URL: http://dopoln.ru/pravo/189584/index.html

19 Гражданский форум «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке» [Электронный ресурс] - URL: http://dopoln.ru/pravo/189584/index.html

20 Гражданский форум «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке» [Электронный ресурс] - URL: http://dopoln.ru/pravo/189584/index.html

Просмотров работы: 1438